Программа учебного предмета «Ансамбль»

Кадырматова Ирина Михайловна

 Настоящая программа составлена на основе Федеральных государственных требований, и  устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации учебного предмета в рамках  дополнительной предпрофессиональнойобщеобразовательнойпрограммывобластимузыкальногоискусства - Специальное фортепиано и является обязательной при её реализации детскими школами искусств , образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городовиковская детская школа искусств» Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Примерная программа учебного предмета

«Ансамбль» 

к дополнительной предпрофессиональной  образовательной программе в области музыкального искусства.

Специальное  фортепиано.

                                 Городовиковск 2012

«Одобрено»

Методическим советом

МКОУ ДОД «ГДШИ» ГРМО РК

«19» сентября 2012 года                  

«Утверждаю»

Директор – Журба Т. Р.

______________

(подпись)

 

«19» сентября 2012 года

Примерная программа учебного предмета «Ансамбль» (фортепиано) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства.

Организация - разработчик: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городовиковская детская школа искусств» Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

Разработчик:  Кадырматова Ирина Михайловна, преподаватель по классу  фортепиано.

Рецензент: Пацак Светлана Николаевна, заместитель директора ГДШИ по учебной работе.

Рецензент:   Похвалий Наталья Васильевна, заведующая фортепианным отделением.

Примерная программа рекомендована Методическим советом школы для использования в учебном процессе школы ( протокол  МО №1 от «19» сентября 2012г.)

             Содержание программы:

            1.Пояснительная записка.

              2.Содержание учебного предмета.

              3.Требования к уровню подготовки обучающегося.

              4.Формы и методы контроля, система оценок.

              5.Список необходимой литературы и средств обучения

.I. Пояснительная записка. 

 Настоящая программа составлена на основе Федеральных государственных требований, и  устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации учебного предмета в рамках  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства - Специальное фортепиано и является обязательной при её реализации детскими школами искусств , образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Цель данной программы:

  • выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения на уровне объёма программы - Ансамбль (Специальное фортепиано).
  • подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области исполнительского искусства.

Задачи:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения  обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  
  • формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.         

 В представленной программе предлагается вариант организации учебного процесса в классе фортепиано по предмету «Ансамбль» для ДШИ.

Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Занятия в классе ансамбля приносят огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.

 Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей  учащихся: развивает эмоциальную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Все эти качества способствуют формированию творчески активной, всесторонне развитой личности.

 Ансамбль формируется преподавателем их учащихся с учётом их возраста, способностей. Совместное исполнение требует одинаковой технической подготовки, интеллектуального уровня развития.

Программа предоставляет возможность педагогам отделения выбрать любой вариант  организации ансамблей: ученик-ученик; ученик-преподаватель; ансамбль учащихся, обучающихся у одного преподавателя; ансамбль учащихся, обучающихся у разных преподавателей.

Репертуарный план данной программы может служить ориентиром для преподавателей ДШИ, пополняться или изменяться в зависимости от дифференцированного подхода к учащемуся, от поступления новых оригинальных произведений: музыка детских песенок; музыка  мультфильмов; переложения народных песен и танцев;  отрывки, фрагменты, темы из опер, балетов, симфоний, произведений русских и зарубежных композиторов, образцы классического музыкального наследия; произведения современных композиторов, джазовый репертуар; обработки, переложения, а так же произведения композиторов Республики Калмыкия.

Срок освоения программы Ансамбль (специальное фортепиано) для детей, поступивших в образовательное учреждение в I класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (IV-VII классы).  Для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок реализации программы  увеличивается на один год (IX класс).

 Продолжительность учебного года с IV по VII классы составляет 39 недель, в IX классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в I классе составляет 32 недели, со II по VIII классы 33 недели. При реализации программы - Ансамбль с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в VII классе составляет 39 недель, в IX классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в IX классе составляет 33 недели.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета c IV по VII класс составляет:

                                                                                                                     

максимальная учебная нагрузка обучающегося  330 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка 132

самостоятельная работа обучающегося  198 часов.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета в IX классе составляет:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 132 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка 66  часов;

самостоятельная работа  обучающегося  66 часов.

                                                                                                             

Основной формой учебной  и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником (  с 4-7 классы  - 1 час в неделю; 9 класс-2 часа в неделю),  а  также игра в ансамбле, концертные выступления.

                                                                                                                                                                                         

 Контроль успеваемости: промежуточная аттестация учащихся проводится в форме контрольных уроков в 3,5,7,9,13 полугодиях  и зачётов в 4,6,8,10,14  полугодиях;

Режим занятий  - 1 академический час в неделю

                                 / 33 академических часа в год /

Срок реализации программы – 4 (5)лет

.

II. Содержание учебного предмета.

Класс

Примерный репертуарный список произведений.

Количество    часов

4 класс

В течение учебного года учащимся предлагается изучить 5-6 ансамблей в разной степени готовности. В конце учебного года подводится итог проделанной работы в виде контрольного урока или зачёта по предмету.

Основные задачи:

-развитие музыкального слуха;

-развитие умения слушать мелодическую линию;

-работа над выразительностью фразировки;

-развитие творческой активности;

-развитие и совершенствование навыков ансамблевого  музицирования;

-точное прочитывание авторского текста;

-подготовка к выступлениям.

1. Азарашвили. Прогулка.

2. Балаев Г.Армянский танец.

3. Балаев Г.Горный ручей.

4. Белорусский народный танец  "Полька – янка".

5.Бекман-Щербина Е. Три детские пьесы (для 2-х фортепиано в 4 руки).

6. Беркович И. Соч. 30. Фортепианные ансамбли ( по выбору).

7.Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе"Афинские развалины".

8.Вебер К. Вальс из оперы "Волшебный стрелок".

9. Вебер К. Хор  охотников из оперы "Волшебный стрелок".

10.Гладков Г.  Песенка друзей.

11. Глинка М. Ходит ветер у ворот.

12.Глинка М. Полька.

13. Глинка М. Жаворонок.

14. Глинка М. Танец из оперы "Иван Сусанин".

15. Глинка М. Краковяк из оперы "Иван Сусанин".

16. Глинка М. Хор" Славься" из оперы "Иван Сусанин".

17.Глинка М. Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила"

18.Глинка М. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила".

19.Глинка М. Каватика Людмилы из оперы "Руслан и Людмила".

20. Градески Э. Мороженое.

21. Градески Э. Маленький поезд.

22. Градески Э. Оранжевые буги.

23.Гречанинов А. Весенним утром.

24.Гречанинов А. Пьеса соч.99 №2.

25. Дога Е. Вальс из к/ф "Мой ласковый  и нежный зверь".

26. Доницетти Г. Тирольские мелодии.

27. Доницетти Г. Баркарола.

28.Зив М. Предчувствие.

29. Ирадье С. Голубка.

30. Карамиа  Прогулка по кукурузному полю.

31. Киркулеску Н. Мой друг.

32. Куперен Ф Кукушка.

33. Металлиди Ж. Весёлое шествие.

34. Морозов А. Танец ласточки.

35. Моцарт В.А. Менуэт из оперы "Дон.Жуан".

36. Моцарт В.А. Колыбельная песня.

37. Островский А. Школьная полька.

38. Островский А. Девчонки, мальчишки!

39. Петерсен Р. Старый автомобиль

40. Петров А. Вальс из  к/ф "Берегись автомобиля".

41. Петров А. Я шагаю по Москве.

42. Прокофьев С. Петя и волк.

43. Прокофьев С. Кошка.

44. Свиридов Г. Романс.

45.Смирнова Н. Вальс из шарманки.

46. Смирнова Н. Танец утят.

47.Смирнова Н. Полька и танго.

48. Смирнова Н. Регтайм №1.

49. Старокадомский .Любитель- рыболов.

50. Стукалин. Н. Следствие ведут колобки.

51. Уотт Д. Песенка поросят из м/ф" Три поросенка".

52. Фрид Г. Веселая прогулка.

53. Халаимов С. Сладкоежка.

54. Халаимов С. Ночная сказка.

55. Хачатурян А. Танец девушек.

56. Чайковский П.И. 50 русских народных пьес( для ф-но в 4руки).

57.Чайковский П.И. Отрывок из балета "Лебединое озеро".

58.Чайковский П.И. "Лёгкие ансамбли" вып. 1 (по выбору).

59.Чайковский П.И. Мой садик.

60.Чайковский П.И. Вальс из оперы "Евгений Онегин".

61.Ширинг Дж. Колыбельная.

62.Шмидт М. Рэг.

63.Шмидт М. Много пятёрок в портфеле.

64.Шпиндлер. Молитва.

65.Шпиндлер. Утром.

66.Шпиндлер. Вечерняя заря.

67.Шуберт Ф. Немецкий танец.

68.Шуберт Ф. Музыкальный момент.

Аудиторные занятия

33

Самостоятельная работа

49

Промежуточная аттестация

2

5  класс

В течении учебного года обучающимся предлагается изучить 5-6 ансамблей в разной степени готовности. Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года в виде контрольного урока или зачёта по предмету.

Основные задачи:

-усложнение задач 4 класса;

-развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;

-применение навыков, полученных в классе специальности;

-дальнейшее развитие слухового контроля;

-правильное распределение звучности инструмента;

-понимание содержания и стиля исполняемого произведения;

-преодоление технических трудностей.

1.Балаев Г. Вальс.

2. Бах И.С.  Шутка.

3.Беркович И. Соч. 30 "Фортепианные ансамбли" (по выбору).

4. Беркович И. Вальс.

5. Беркович И. Скерцо.

6. Бетховен Л. Два немецких танца.

7 .Блантер Л. Футбольный марш.

8 .Брамс И.Колыбельная.

9. Брамс И. Венгерский танец №1.

10. Вебер Н. Приглашение к танцу.

11. Гаврилин В. Генерал идёт.

12. Гайдн И. Менуэт быка.

13 .Гайдн И Венгерское рондо.

14. Глазунов А. Пиццикатто.

15. Глазунов А. Романеска.

16. Глинка М. Вальс из оперы "Иван Сусанин".

17.Глиэр Р. Танец на площади из балета "Медный всадник".

18.Глиэр Р. Грустный вальс.

19.Григ Э. В лесу.

20.Дворжак А. Славянский танец.

21.Джоплин С. Конферансье.

22.Дональдсон В. Играем свинг.

23.Кочетов. Мелодия из   к/ф "Игрушка".

24.Крейн А. Вальс.

25 Маккартни П. Вчера.

26.Манчини К. Розовая пантера.

27.Моцарт В.А. Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро".

28.Мусоргский М. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка".

29.Прокофьев С. Вальс из балета "Золушка".

30. Рахманинов С. Итальянская полька.

31. Раков. Н. Грустный порыв.

32. Рубин В. Вальс из оперы "Три толстяка".

33.Рубин В. Девочка Суок.

34.Сибирский В. Тающие льдинки  ( для 2-х фортепиано в 4 руки)

35.Сибирский В. Часы с кукушкой  ( для 2-х ф-но в 4 руки)

36.Свиридов Г. Военный марш.

37.Смирнова Н. Танго.

38.Смирнова Н. Фокстрот.

39.Смирнова Н. Восточный напев.

40.Смирнова Н. Пьеса в испанском стиле.

41.Танеев А. Марш.

42.Халаимов С. Выходной в парке.

43.Хачатурян К. "Приключения Чиполлино" (по выбору).

44.Чайковский П.И. Вступление из оперы "Евгений Онегин"

45.Чайковский П.И. "Под яблоней зелёной".

46.Чайковский П.И. Вспомни, вспомни.

47.Чайковский П.И. Вальс из балета "Спящая красавица".

48 Чайковский П.И. Марш из балета "Спящая красавица".

49.Чайковский П.И.Баркарола.

50.Черни Н Франзузский романс "Уезжая в Сибирь".

51. Цфасман А. А я хочу танцевать.

52 Шведская народная песня "Ласковый ветер.

53.Шнитке А. Постлюдия.

54. Штраус И. Полька "Трик – трак".

55. Штраус И. Вальс.

56. Шуберт Ф. Экоссезы.

57.Шуберт Ф. Три вальса.

58. Шуберт Ф. Героический марш.

59. Шуберт Ф. Полька.

60. Эллингтон Д. Караван.

Аудиторные занятия

33

Самостоятельная работа

49

Промежуточная аттестация

2

6 класс

В течении учебного года обучающимся предлагается изучить 5-6 ансамблей в разной степени готовности. Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года в виде контрольного урока или зачета по предмету.

Основные задачи:

-усложнение задач 4-5 класса;

-развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;

-применение навыков, полученных в классе специальности;

-работа над выразительностью исполнения;

-развитие слухового контроля;

-ансамблевая педаль;

-правильное распределение звучности  инструмента;

-преодоление технических трудностей;

-понимание содержание и стиля композитора.

1.Бах И.С. "Рондо" из концерта G-dur ( для 2-х ф-но в 4 руки)

2. Бизе Ж. Детские игры.

3. Бизе Ж. Менуэт из музыки к драме А Доде "Арлезианка".

4.Вольфензон. Прелюдия ( в 4 руки).

5. Вольфензон. Рондо ( в 4 руки).

6.Гендель Г. Концерт.

7.Глазунов А. Венгерский танец №4

8. Глинка М. Первоначальная  полька.

9.Глиэр Р. соч 61 Народная песня  ( в 4 руки).

10.Глиэр Р. соч. 61 Песня косарей ( в 4 руки).

11.Глиэр Р. Бравурная музыка из балета «Тарас Бульба».

12.Григ Э. В пещере горного короля.

13.Дунаевский М Увертюра к к/ф "Дети капитана Гранта".

14. Кабалевский Д. Вальс ( обработка Пороцкого).

15. Кабалевский Д. Гавот.

16 Моцарт В. " Менуэт" из симфонии ( в 4 руки).

17.Прокофьев С. Утро танца из балета "Золушка".

18Прокофьев С. Соч .75. Сцены и танцы из балета "Ромео и Джульетта"

19.Прокофьев С. Монтекки и Капулетти из балета "Ромео и Джульетта".

20.Прокофьев С. Соч. 25. Гавот из классической сюиты ( в 4 руки).

21.Прокофьев С. Вальс из оперы "Война и мир".

22. Разорёнов С. Негритянский танец( в 4 руки).

23.Раков Н. Грустная песенка.

24. Раков Н. Протяжная песенка.

25. Раков Н. Весёлая песенка.

26.Рубин В.  Рондо из оперы "Три  толстяка".

27 Рубин В. Кукла Суок из оперы "Три толстяка".

28.Рубин В. Марш из оперы "Три толстяка".

29.Сибирский В. Каприччио ( в 4 руки).

30. Сибирский В.  Весёлый точильщик ( в 4 руки).

31Хачатурян А. «Танец с саблями из балета "Гаяне".

32.Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад".

33.Чайковский П.И.Вальс из балета "Спящая красавица" ( в 4 руки).

34.Чайковский П.И. Танец феи Драже из балета "Щелкунчик".

35.Чайковский П.И. Танец пастушков из балета "Щелкунчик".

36.Чайковский П. И. соч 73. Миниатюрный  марш ( в 4 руки)

37. Шостакович Д. Элегия из балетной сюиты №3 ( в 4 руки)

38. Щедрин Р. Кадриль из оперы "Не только любовь".

Аудиторные занятия

33

Самостоятельная работа

49

Промежуточная аттестация

2

7 класс

В течении учебного года обучающимся предлагается изучить 5-6 ансамблей в разной степени готовности. Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года в виде контрольного урока или зачёта по предмету.

Основные задачи:

-усложнение задач 4-6 класса;

-развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;

-работа над выразительностью исполнения;

-ансамблевая педаль;

-правильное распределение звучности  инструмента;

-преодоление технических трудностей;

-понимание содержание и стиля композитора.

1.Брамс И. Венгерские танцы  ( тетради №1,2. В 4 руки)

2.Гайдн И. Симфонии  ( отдельные части для ф-но в 4 руки)

3.Гендель Г. Кончерто- гроссо №2

4.Глинка М.Камаринская.

5. Глинка М. Увертюра к опере "Руслан и Людмила".

6.Глиэр Р. Соч. 61 Ветер.

7.Глиэр Р.Соч.  61 Рожь колышется.

8.Григ Э. Соч. 56. Две пьесы из сюиты "Сугурд и Юрсильфар".

9.Даргомыжский А. Малороссийский казачок.

10.Дворжак. Славянские танцы соч. 46.

11. Крейн Ю. Пьеса №2 из Танцевальной сюиты  ( в 4 руки)

12.Мендельсон Ф. Свадебный марш из увертюры "Сон в летнюю ночь".

13.Прокофьев С. Два танца из балета "Сказ о каменном цветке".

14.Прокофьев С. Танец феи из балета "Золушка".

15.Прокофьев С. Галоп Принца и Вальс из балета " Золушка"

16.Раков П. Русская пляска ( в 4 руки).

17.Рахманинов С. Соч. 11 Русская песня  ( в 4 руки).

18. Сорокин К. Соч. 23 Фрагменты из балета "Гадкий утенок"  ( в 4 руки).

19. Хачатурян А. Танцы.

20.Чайковский П.И. Вальс из серенады для струнного оркестра.

21.Чайковский П.И. Арабский танец. Из балета "Щелкунчик".

22. Чайковский П.И.Китайский танец.

23. Чайковский П.И. Трепак из балета "Щелкунчик".

24. Шапорин Ю. Марш из оперы "Декабристы" ( в 4 руки).

25.Шостакович Д. Вальс

26. Шостакович Д. Концерт

27. Шостакович Д. Праздничная увертюра.

28. Шуберт Ф. Симфония си минор

29. Шуберт Ф Форель

30 Шуман Ф. соч. 85 Для маленьких и больших детей.

Аудиторные занятия

33

Самостоятельная работа

49

Промежуточная аттестация

2

9 класс

Для учащихся, желающих продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях, рекомендуется обучение в 9 классе.

В течении учебного года обучающимся предлагается изучить 5-6 ансамблей в разной степени готовности. Промежуточная аттестация проходит в конце учебного года в виде контрольного урока или зачета по предмету.

Основные задачи:

-усложнение задач 6-7 класса;

-развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;

-работа над выразительностью исполнения;

-ансамблевая педаль;

-правильное распределение звучности  инструмента;

-преодоление технологических трудностей;

-понимание содержание и стиля композитора.

1.Брамс И. Венгерский танец.

2.Брамс И. соч. 39.Шесть вальсов.

3.Гайдн И. Венгерское рондо.

4.Глазунов А. Фантастический вальс.

5.Глиэр Р. Вальс ре-мажор.

6.ПрокофьевС. Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам".

7.Смирнова Н. Бразильский карнавал.

8.Смирнова Н.Воспоминания о французском кино.

9.Рахманинов С. Соч. 11 №1 Баркарола.

10. Чайковский П.И. Неаполитанский танец.

Аудиторные занятия

64

Самостоятельная работа

66

Промежуточная аттестация

2

III .Требования к уровню подготовки обучающегося. 

 В результате обучения ученики должны  приобрести  комплекс важных практических навыков и умений:

-интерес к музыкальному искусству именно к ансамблевому музыкальному исполнительству;

-знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

-знание музыкальной терминологии;

-наличие умений по чтению с листа;

-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-приобретение навыков самостоятельной работы, умения планировать свою домашнюю работу, исключая возможность неподготовки к урокам;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-знания, умения и навыки, позволяющие  использовать многообразные возможности фортепиано в классе ансамбля для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-умения использовать полученные теоретические знания при анализе произведений в классе ансамбля;

-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, как фортепианных дуэтов, так и переложений симфонических, циклических – сонат, сюит, органных и др произведений, а также камерно- инструментального репертуара;

-знания основных направлений камерно- ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе произведений Баха И.С., венской классики, романтизма, русской музыки 19 века; отечественной и зарубежной музыки 20 века;

-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими трудностями;

-навыков публичных выступлений.

IV.Формы и методы контроля, система оценок.

Специфика работы преподавателя инструментального класса это индивидуальные занятия с ребёнком. В школе обучаются дети с разными музыкальным и, психофизическими возможностями, поэтому метод работы педагога дифференцированный подход к воспитанию ученика.

Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные  учащихся  и перспективу их  развития.

В силу объективных причин продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому выступления ребёнка на зачёте, экзамене оцениваются по дифференцированной системе.

В процессе реализации примерной программы к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе необходим контроль качества освоения учащимся учебного материала, который состоит из текущего контроля, промежуточной успеваемости и промежуточной аттестации. Аттестация проходит  в форме контрольных уроков или зачётов в 8,10,12,14(18) полугодиях. Также возможны консультации, проводимые педагогами для   обучающихся перед зачётами.

Оценки выставляются по следующим критериям:

5 (отлично).

Продемонстрирована согласованность ансамбля, выступление яркое, текст исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников ансамбля.

4 (хорошо).

Хорошее исполнения с ясным художественно-музыкальным намерением, не всё технически получилось, есть определённое количество погрешностей, есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным.

3 (удовлетворительно).

Слабое, невыразительное выступление, технически вялое, есть серьёзные погрешности в тексте, звуковой баланс не соблюдён, есть расхождения в темпах между партнёрами ансамбля.

В оценке часто используются « плюсы» и « минусы», отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.

В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.

V. Условия реализации программы и список используемой литературы.

Для реализации программы «Ансамбль» каждый  обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио - видеозаписей школы. Во время самостоятельной работы обучающимися используется сеть Интернета. Обучающийся обеспечивается нотной литературой из фонда школы.

Также для обучающихся в классе ансамбля должна быть учебная аудитория для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв. м., с наличием 2-х фортепиано в классе; концертный зал с концертным роялем для проведения итоговых зачётов. Учебная аудитория должна иметь звукоизоляцию.

Список используемой литературы:

( методическая литература и нотные сборники)

1.Алексеева О., Науменко И. Два рояля - восемь рук. Санкт-Петербург,2001.-50с.

2.Баренбойм Л. Путь к  музицированию.  Москва:  Композитор, 2003.-269с.

3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва. Музыка 1982г.

4. Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя. Москва. Музыка 1991г.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы о фортепианной игре-21 век, Москва,1998г.

6. МалинковскаяА. Фортепиано-исполнительское интонирование. Москва. Музыка 1990г

7. Цыпин Г. Развитие учащегося-музыканта. Москва. Музыка 1975г.

8. Балаев Г. Фортепианные ансамбли.- Ростов н/Д Феникс,2000.-72с.

9. Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано. Новоссибирск, 2006.-70с.

10. Державин М. Ансамбли для старших классов. СПб: Композитор,1997,-69с.

11. Дулова В. Джаз в четыре руки. СПб, 2003.-39 с.

12. .Маевский Ю.Музыкальные забавы. Сборник вёселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук.-СПб:Композитор, 1999.-39с.

13. Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировка для двух фортепиано.- Новосибирск. Окраина, 2006.-34с.

14. Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано. Ростов Феникс,2009.-43с.

15. Шпиндлер Ф. Альбом для юношества. Ансамбли. Новосибирск, 1999.-25с.

16.  ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства"Специальное фортепиано" и сроку обучения по этой программе.