Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования в классе фортепиано и синтезатора

В данной работе предложен метод, при помощи которого ученик вместе с учителем во время исполнения музыкальной пьесы представляют себя участниками вокального или инструментального ансамбля (участниками «сцены музицирования»). Благодаря такому подходу ученик разучивает и исполняет музыкальное произведение в увлекательной ролевой игре. Фортепианная миниатюра переосмысливается в многотембровую композицию, а 2-х-строчный клавирный текст развёртывается в смысловую (quasi оркестровую) партитуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_dlya.doc179 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ


Методические комментарии
 

Раздел I«Сцены народного музицирования» в текстах пьес детского

фортепианного репертуара»

Раздел II«Сцены профессионального музицирования» в текстах пьес детского

  фортепианного репертуара»

Заключение

Список  литературы


Введение

Ансамблевое исполнительство является важной составляющей процесса воспитания музыканта. Эта форма работы используется всеми специальностями уже на самом раннем этапе обучения в Детской музыкальной школе – в классе духовых, струнных, народных инструментов. В классе фортепиано игра в ансамбле присутствует в качестве самостоятельной дисциплины (фортепианный ансамбль, камерный ансамбль) и вспомогательной формы (на уроке специальности и общего фортепиано).

Уроки, на которых ученики играют в ансамбле, обогащают процесс музыкального обучения и способствуют всестороннему развитию личности музыканта. Игра в ансамбле воспринимается учащимися с большой увлечённостью. Привлекает юных музыкантов сама специфика этого вида исполнительства – музыкальное произведение озвучивается в совместном творчестве нескольких участников.

Ансамблевое  музицирование обладает рядом достоинств. Во-первых, в репертуарном списке юных пианистов, благодаря немалому количеству удобных переложений и оригинальных аранжировок оказываются популярные симфонические произведения, фрагменты из опер и балетов, музыка из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей. Перед юными музыкантами открывается возможность активного развития, посредством знакомства с обширным фондом академической и эстрадной музыки. Во-вторых, во время работы над произведением в ансамбле учащиеся приобретают навык ведения музыкального диалога: начинающие исполнители учатся слушать партнёра, плавно передавать реплики друг другу, стремятся к балансу и согласованности звуков, метроритма, динамики и артикуляции. В-третьих, игра в ансамбле способствует удачному исполнению музыкальных произведений: испытав радость успешных выступлений вместе с партнёром, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Современная система музыкального образования позволяет использовать на уроках нестандартные формы совместного музицирования. Интерес в этом отношении представляют 3-х, 4-х, 6-ти, 8-ми ручные фортепианные ансамбли. Среди произведений, предназначенных для 4-х исполнителей (ансамбль в 8 рук), можно выделить обработку Савельева «На крутом бережку», «Русскую» из балета Стравинского «Петрушка» и др. Они воспринимаются слушателями как великолепные концертные номера. Также в настоящее время меняется сам подход к процессу разучивания ансамблевого произведения. Большой популярностью пользуются альбомы для музицирования, цель которых заключается в знакомстве учащихся с различной музыкальной литературой. Облегченные переложения, представленные в этих пособиях, дают возможность почти сразу исполнять музыку в ансамбле, а не длительно разучивать индивидуальные партии.

Особенности представленной работы:

  • В работу включены интонационные этюды, разработанные на основе пьес детского фортепианного репертуара. «Интонационный этюд – это репетиционная форма музицирующей деятельности, направленная на создание исполнителем различных вариантов вторичных текстов на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций». Анализ смысловых структур музыкального текста позволяет исполнителю создать два вида вторичного текста  –исполнительский сценарий (интерпретация) или аранжировку. В данной работе акцент сделан на преобразование исполнителем первичного текста, в результате которого первоначальное авторское содержание значительно меняется (аранжировка).
  • Все интонационные этюды, представленные в работе, предполагают их ансамблевое исполнение на фортепиано в 4-руки вместе с учителем. Участники ансамбля исполняют двуручный клавирный текст, преобразуя его в 4-х ручные фортепианные ансамбли. Это становится возможным благодаря развёртыванию двуручного клавирного текста в смысловую партитуру.
  • В отличие от традиционной формы ансамблевого   музицирования, нетрадиционная форма не имеет фиксированной записи. Партии участников ансамбля не выписываются, а развёртывается на основе 2-х строчного текста, первоначально предназначенного для одного исполнителя.
  • Участники ансамбля находятся в игровом диалоге, и представляют себя в образе музыкантов, играющих на разных инструментах. По замыслу, отражённому  в сюжете интонационного этюда, герои выполняют определённые действия, которые влияют на выбор исполнителями артикуляциитемпа и динамики.

Цель работы – практическое освоение метода работы с музыкальным текстом, позволяющего преобразовывать сольные пьесы в ансамблевые композиции (развёртывать двуручный клавирный текст в quasi партитуры).

Поставленная цель определяет следующие задачи работы:

– выбор материала (репертуарные пьесы младших классов ДМШ);

– разработка интонационных этюдов, предназначенных для ансамблевого исполнения;

– описание приёмов, используемых при преобразовании авторского текста и их выразительных возможностей;

– создание вспомогательных материалов, которые педагог сможет использовать во время урока (вопросы и задания, краткие сведения о музыкальных инструментах и их иллюстрации).

Нетрадиционные формы ансамблевого музицирования

в классе фортепиано

Методические комментарии

Работа с музыкальным текстом – сложный и вместе с тем захватывающий процесс. Традиционно у музыкантов-исполнителей он сводится к чтению нотного текста (узко грамматический подход) и исполнению его на основе чувственно-интуитивного восприятия. Порой ученик даже не успевает приступить к последнему этапу и теряет интерес к музыкальному произведению. Вместе с тем, если на раннем этапе обратить внимание юного исполнителя на содержательную сторону музыкального сочинения, то подобного отношения возможно избежать.

В методической разработке предложен метод, при помощи которого ученик вместе с учителем во время исполнения музыкальной пьесы представляют себя участниками вокального или инструментального ансамбля (участниками «сцены музицирования»). Благодаря такому подходу ученик разучивает и исполняет музыкальное произведение в увлекательной ролевой игре. Фортепианная миниатюра переосмысливается в многотембровую композицию, а 2-х-строчный клавирный текст развёртывается в смысловую (quasi оркестровую) партитуру.

Этапы работы с текстом музыкального произведения

1. Работа с авторским текстом. Анализ первичного текста

  • Определение жанровых черт произведения, его структурных особенностей, ознакомление с фактурным развитием и др.
  • Выявление ключевых интонаций и расшифровка их первичных и вторичных значений.
  1. Возникновение вторичного текста. Содержательная интерпретация.
  • Выявленные в музыкальном тексте ключевые интонации помогают обнаружить в нём «героев» – участников сцены музицирования. Например : выдержанная чистая квинта («бурдонный бас») соотносится с образом музыканта, играющего на волынке;  наигрыш – занимает важное место в партии флейтиста, скрипача; призывная кварта («сигнал») становится главной репликой трубача, валторниста и др.
  • На основе ключевых интонаций и выявленных «героев» возможно «прочитать» конкретный сюжет в клавирных произведениях. На этом этапе происходит распределение реплик  между участниками ансамбля, складываются диалогические структуры, выстраивается драматургия композиции. Особое значение здесь приобретает способ произнесения (артикуляция) каждой реплики и их динамическая окраска.


Возникновение вторичного текста. Аранжировка.

Этот этап является одним из новых вариантов работы над музыкальным произведением. Он предполагает выход за пределы первичного текста и подразумевает создание собственного варианта музыкального сочинения. Это становится возможным благодаря приёмам преобразования текста. Среди «14 универсальных приёмов аранжировки», можно выделить приёмы, не изменяющие первичный текст, но оказывающие значительное влияние на его содержание («регуляторы смысла»):

  • Темп – один из приёмов жанрового и смыслового преобразования.
  • Динамика – приём, с помощью которого возможно не только подчеркнуть выразительность произведения, но и воплотить пространственно-динамические эффекты.
  • Артикуляция – выразительное и осмысленное исполнение (произнесение) музыкального текста. Этот приём способствует имитации и детализации на фортепиано акустического образа различных инструментов.

Также применение получают приёмы, активно преобразующие авторский текст: 

  • Дублирование – удвоение (дублирование) какой-либо интонации в терцию, в сексту или в октаву. С помощью этого приёма средствами современного фортепиано можно создавать эффекты quasi - оркестровых звучаний.
  • Смена регистра – перенос элементов текста (отдельного звука, мелодии, мотива, фразы) в другой регистр. С помощью этого приёма из одной сольной партии можно развёрнуть партии нескольких солистов, создавая quasi - оркестровое звучание.
  • Зеркальная перестановка (двойной контрапункт октавы) – приём вариантного исполнения текста, создающий новую акустическую и композиционную форму музыкального произведения. Выразительные возможности этого приёма достаточно широки: мелодия и сопровождение меняются местами и благодаря смене регистра звучат в новой тембровой краске. Приём зеркальной перестановки подразумевает следующее – «учитель и ученик остаются на своих местах, но играют в своих регистрах чужие партии»12
  • Техника редуцирования– свёртывание звуков мелодии в гармоническую вертикаль. В интонационных этюдах, предназначенных для ансамблевого исполнения, этот приём преобразования текста позволяет создать дополнительную реплику героя.
  • Мелодическая инверсия – исполнение мотива мелодии в обратном направлении (справа – налево). Это приём позволяет ученику проявить свои композиторские возможности, создавая новые варианты мелодии.
  • Орнамент– украшение различных элементов текста. Этот приём используется в качестве стилевого акцента, или как инструментальное клише (например, клише флейты – развёрнутая трель).
  • Смена лада– приём, позволяющий варьировать в интонационных этюдах настроение героев. Изменение ладовой окраски во вторичном тексте позволяет учащимся по-новому услышать музыкальный текст  произведения.

Использование приёмов преобразования текста в современной исполнительской практике становится нетрадиционной формой работы над произведением. Этот метод даёт возможность расширить границы первичного фортепианного текста и представить его в виде ансамблевой композиции. За счёт приёмов зеркальной перестановкисмены регистра,  дублирования, орнамента, свёртывания и развёртывания возникают фактурные и композиционные изменения, смена темпа, динамики, артикуляции, лада нацеливают юного музыканта на вариантное исполнение музыкального текста.

В работу включены пьесы, в клавирных текстах которых обнаружены сюжеты «сцены музицирования» («музыка в музыке» – инструментальное или вокальное музицирование в клавирной музыке). Героями этих произведений являются музыканты, играющие на различных инструментах или певцы, исполняющие песни. Музыкальные фразы превращаются в реплики  героев-солистов и произведение обретает художественное содержание.

Фиксацию сюжета «сцен музицирования» в музыкальном тексте фортепианных произведений обеспечивает наличие в нём знаков-образов музыкальных инструментов (инструментальных клише). Например, выдержанная квинта («бурдонный бас») является знаком волынки, двухголосная последовательность интервалов «терция – квинта – секста – («золотой ход валторны») – знаком Сorni, развёрнутая трель и ленточное двухголосие – создают акустический образ флейты, свирели..

Имитация звуковых образов различных инструментов на фортепиано осуществляется за счёт воплощения их регистровых и артикуляционных особенностей. Например, акустический образ флейты можно изобразить, исполнив мелодию в высоком регистре легким staccato, валторны имитируются на фортепиано звучанием «роговых сигналов» в низком или среднем регистре на legato. Техника игры на скрипке позволяет исполнять звуки смычком и щипком, благодаря чему выделяется несколько характерных «скрипичных» приёмов звукоизвлечения: связное, глубокое legato, легкое staccato («смычковое»), pizzicato. Эти приёмы звукоизвлечения свободно имитируются пианистом на фортепиано.

В клавирном тексте могут воплощаться разные «сцены музицирования»: в одних – представлены музыканты, играющие на народных инструментах (первый раздел), в других – герои музицируют на инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (второй раздел). Каждому типу «сцен» соответствуют определённые инструментальные клише. Например «бурдонный бас» связан с образом волынки – народным инструментом, имеющим отношение к бытовому музицированию. А «золотой ход валторн» – является клише инструмента, входящего в состав симфонического оркестра и потому воспринимается как знак профессионального музицирования.

В  «сценах музицирования» перед исполнителями открывается возможность стать участниками разных видов ансамбля : «вокально-инструментального дуэта» (Филипп «Колыбельная»),

 «инструментального квартета» – (Д. Кабалевский  «Маленькая полька)

I Раздел

«Сцены народного музицирования» в текстах пьес детского фортепианного репертуара»

В упражнениях этого раздела исполнителям предлагается воплотить сюжеты, связанные со сферой бытового музицирования. Главными «героями» интонационных этюдов становятся: играющий на свирели пастух; мама, поющая колыбельную песню своему ребёнку; ансамбль народных музыкантов, подыгрывающий мелодию танцорам или певцам.

Основная часть ключевых интонаций выявленных в текстах фортепианных пьес этого раздела, относится к акустическим образам народных инструментов. Выдержанный бас («бурдон») соотносится с образом волынки, наигрыш в мелодии создаёт образ свирели.

Каждая фортепианная пьеса в этом разделе имеет несколько вариантов исполнения.

  • «Колыбельная  мамы», «Народный танец» («Колыбельная» Филиппа).

Пример №1 И.Филипп «Колыбельная»

При звучании «Колыбельной» И.Филиппа возникает образ спокойного, умиротворенного покачивания колыбели. Среди ключевых интонаций пьесы можно выделить:

  • «Фигуру качания» (нисходящая терция, которая повторяется от разных звуков в мелодии).
  • Пластическую «фигуру шага» (вторая строка двуручного изложения), которая зафиксирована в тексте равномерной последовательностью крупных длительностей (или «фигура монотонного течения времени»);
  • Инструментальное клише – «бурдонный бас» (образ волынки).

На основе перечисленных ключевых интонаций предлагается два варианта ансамблевого исполнения пьесы (ученик и учитель) в форме интонационных этюдов.

Интонационный этюд №1 « Колыбельная мамы»

Сюжет: «Мама укладывает спать маленького сына и поёт ему колыбельную песню, помогает ей старшая Дочка, подыгрывающая мелодию на дудочке». В основе интонационного этюда – «фигура качания».

Главные герои: Мама и Дочка

Исполнители: учитель и ученик

Порядок игровых действий

  1. Прослушайте мелодию колыбельной в исполнении учителя и выделите в ней интонацию, которая соответствует речевой реплике «Баю-бай».
  2. Распределите роли между исполнителями и разучите вместе с учителем диалог Мамы и Дочки, выписанный на первой строке двуручного изложения:
  • Реплику Мамы сыграйте строго по тексту левой рукой, проговаривая попевку «Баю-баю» (такты 1-2; 5-6; 9-10; 13-14).
  • Реплику Дочки, играющей на дудочке, исполните правой рукой во второй октаве приёмом смены регистра  (такты 3-4; 7-8; 11-12; 15-16).
  1. Поручите реплики Мамы и реплики Дочки исполнить одному исполнителю (ученику) двумя руками.
  2. Сыграйте интонационный этюд « Колыбельная  мамы» в ансамбле вместе с учителем: ученик исполняет реплики Мамы и Дочки (разными руками), а учитель – «фигуру монотонного течения времени», (выдержанные звуки, выписанные на второй строке двуручного изложения).
  3. Проучите артикуляцию в интонационном этюде « Колыбельная  мамы»: реплику Мамы исполните legato (нежно и мягко), реплику дудочки - non legato, имитируя звучание народного инструмента, а «фигуру монотонного течения времени» сыграйте legato (но не очень глубоко).
  4. Сыграйте интонационный этюд « Колыбельная  мамы», соблюдая динамические оттенки: реплику Мамы «mf», реплику Девочки, сидящей вдалеке от Мамы на «mp», а монотонную фигуру времени на «pp».

Вопросы и задания:

  1. Найдите в тексте фигуру качания, сыграйте её в разных регистрах и подумайте, какой регистр больше всего подойдет голосу Мамы?
  2. Пофантазируйте и представьте, что колыбельную поет Папа, в каком регистре следует озвучить его голос?

Интонационный этюд №2 «Народный танец»

Сюжет: «В деревне идут народные гулянья, посвященные празднованию Масленицы. Все веселятся, шутят, танцуют. Деревенские Музыканты развлекают собравшуюся толпу игрой на инструментах: слышатся наигрыши дудочки, скрипки, звуки волынки».

Герои: четыре Музыканта, играющих на скрипке, дудочке и двух волынках.

Исполнители: учитель и ученик

Порядок игровых действий

  1. Распределите роли между исполнителями:

Ученик исполнит «партию скрипки и дудочки»

Учитель исполнит «партию двух волынок»

2.Разучите партии героев:

  • Партию дудочки сыграйте правой рукой строго по тексту (первая строка двуручного изложения, такты 1-4; 9-12);
  • Партию скрипки исполните левой рукой, переместив мелодию на октаву ниже (приём смены регистра) (первая строка двуручного изложения, такты 5-8; 13-16);
  • Дуэт дудочки и скрипки сыграйте двумя руками, дублируя мелодию в октаву (приём дублирования) (первая строка двуручного изложения, такты 17–24);
  • «Бурдонный бас» разделите между руками (правая рука – первая волынка, левая рука – вторая волынка). Партию 1-й волынки сыграйте в малой октаве (такты 1-4; 9-12; 17-20), партию 2-й волынки в большой октаве (такты 5-8; 13-16; 21-24).

3.Проучите артикуляцию в интонационном этюде «Народный танец»: партию дудочки исполните non legato, партию скрипки legato, звучание волынки изобразите «гудящим звуком».

4.Исполните интонационный этюд «Народный танец» в ансамбле вместе с учителем в подвижном темпе. Придайте пьесе большую динамичность, исполняя «бурдонный бас» на каждую сильную долю такта.

Вопросы и задания:

  1. Запишите заключительные восемь тактов (такты 17-24) в нотную тетрадь в виде 4-х строчной «партитуры», выделив «партии скрипки», дудочки и двух волынок.
  2. Обозначьте в каждой партии знаки артикуляции.
  3. Укажите темп исполнения интонационного этюда «Народный танец».

ΙΙ Раздел

«Сцены профессионального музицирования»в текстах пьес детского фортепианного репертуара»

В упражнениях второго раздела исполнителям предлагается воплотить сюжеты, связанные с образами профессионального музицирования. Главными «героями» интонационных этюдов этого раздела являются музыканты-профессионалы, выступающие на концертной сцене и играющие на инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

Каждая фортепианная пьеса этого раздела разворачивается в quasi партитуру для инструментальных ансамблей. Выявленные в тексте фортепианных пьес ключевые интонации являются клише инструментов симфонического оркестра. Так  например, «фанфара» (мелодическое движение по трезвучию) и «роговые сигналы» («золотой ход валторн», восходящая интонация кварты, квинты) представляют образ медно-духовых инструментов,;«орнамент» (форшлаг, развёрнутая трель) является инструментальным клише флейты.

На основе «Польки» Ю.Слонова создано два интонационных этюда – «Танец-шутка»; «Марш оловянных солдатиков». «Маленькая полька»  Д.Кабалевского– «Ансамбль духовых инструментов»,

Пример №2 Ю.Слонов «Полька»

Полька Ю.Слонова – это забавный, шуточный танец. В музыкальном тексте этой пьесы можно выделить два типа ключевых интонации: пластические фигуры и инструментальные клише.

  • Пластические фигуры:

– «Фигура шага» – равномерное движение восьмых (вторая строка текста, такты 1-8);

– «Притоп» – ритмический рисунок, выписанный на первой строке двуручного изложения в такте 4 и на двух строках в такте 8;

– «Прыжок» – фигура, зафиксированная в музыкальном тексте широким интонационным ходом.  Например, интонация нисходящей квинты (первая строка двуручного изложения, такт 1).

  • Инструментальные клише:

– «Интонация фанфары» (восходящее движение по трезвучию) связанная с образом духового инструмента (трубы, валторны). В  музыкальном тексте «фанфара» представлена в двух видах – в явном (верхняя строка, такт 4) и скрытом (мелодическая линия, такты 1-4). Звук, выписанный на второй доле такта, осмысливается в регистровом изменении – переносится на октаву вверх.

На основе перечисленных ключевых интонаций предлагается два варианта ансамблевого исполнения пьесы (ученик и учитель) в форме интонационных этюдов.

Интонационный этюд№1 «Танец-шутка»

Основная часть смысловых фигур этого фрагмента связана с изображением веселого парного танца. Но в интонационном этюде «Танец-шутка» представим не танцоров, а Музыкантов, исполняющих танцевально-шуточную пьесу. Сюжет: «Танец – шутку на школьном концерте играет детский струнный ансамбль в составе четырех исполнителей: два Скрипача, Альтист и Виолончелист (струнный квартет)15».

Главные герои: два Скрипача, Альтист и Виолончелист – участники струнного квартета.

Исполнители: учитель и ученик

Порядок игровых действий

  1. Распределите роли между исполнителями:

Ученик – 1-й Скрипач, 2-й Скрипач;

Учитель – Альтист, Виолончелист.

В процессе работы над пьесой исполнители могут меняться ролями.

  1. Разучите партии главных героев:
  • Партию скрипок исполните двумя руками (первая строка двуручного изложения). Сольные реплики 1-й скрипки сыграйте правой рукой, переместив их на октаву вверх (приём смены  регистра) (такты 1; 5). Сольные реплики 2-й скрипки исполните левой рукой строго по тексту (такты 2; 6). Ансамблевые реплики инструментов сыграйте двумя руками, дублируя мелодию в октаву (приём дублирования) (такты 3-4; 7-8).
  • Партию аккомпанирующих инструментов – альта и виолончели (вторая строка двуручного изложения) – исполните двумя руками, дублируя, выписанный звук в октаву.
  1. Проучите артикуляцию каждой партии интонационного этюда «Танец-шутка», придерживаясь обозначений, выписанных в тексте.
  2. Исполните интонационный этюд вместе с учителем, соединив все партии в ансамбль.
  3. Сыграйте интонационный этюд в другом варианте, используя приём зеркальной перестановки. Участники ансамбля должны поменяться партиями, оставаясь на своих местах : учитель – играет в большой и малой октавах солирующую партию (левой и правой рукой), ученик – в октавном дублировании (во второй и третьей октавах) – партию сопровождения.
  4. Исполните интонационный этюд с разными динамическими оттенками:

Первые четыре такта сыграйте «p», следующие такты 5-8 «f».

Сыграйте интонационный этюд «Танец-шутка» вместе с учителем в ролевой игре «Концертное выступление». Постарайтесь исполнить музыкальный фрагмент в оживленном темпе, легко и игриво.

Вопросы и задания:

  1. Для какого исполнительского состава предназначен этот интонационный этюд?
  2. Перечислите главных героев интонационного этюда «Танец-шутка».
  3. Укажите такты, в которых некоторые реплики дублируются в октаву. С какой целью это делается в интонационном этюде «Танец-шутка»?
  4. Подумайте, почему композитор звуки аккомпанемента написал не на сильную, а на вторую – слабую долю такта. Какое качество благодаря этому обрела пьеса? Для сравнения сыграйте аккомпанемент, сместив его на сильную и относительно сильную доли такта.

Интонационный этюд№2 «Марш оловянных солдатиков»

В этом интонационном этюде ключевой интонацией является инструментального клише духового инструмента – «фанфара». Сюжет: «На сцене выступает ансамбль юных музыкантов, в их исполнении звучит «Марш оловянных солдатиков». Кроме небольшого ансамбля в составе двух скрипачей и виолончелиста на сцене присутствует ещё один исполнитель – Флейтист в костюме солдатика. Он исполняет «фанфарный сигнал», который часто сопровождает военные походы».

Главные герои: два Скрипача, Виолончелист, Флейтист.

Исполнители: учитель и ученик

Порядок игровых действий

  1. Распределите роли между исполнителями:

Ученик – Флейтист;

Учитель – 1-й Скрипач, 2-й Скрипач, Виолончелист.

  1. Разучите партии главных героев:
  • Партию скрипок (первая строка двуручного изложения) сыграйте правой рукой. Реплику первой скрипки исполните строго по тексту (такты 1-4), реплику второй скрипки переместите на октаву вниз (приём смены  регистра) (такты 5-8).
  • Партию виолончели (вторая строка двуручного изложения) сыграйте левой рукой, переместив реплику на октаву вниз (приём  смены регистра) (такты 1-8).
  • Партию флейты сыграйте в третьей октаве, исполняя на каждую вторую долю такта «фанфару» в предложенном ниже ритме.
  1. Разучите артикуляцию каждой партии в интонационном этюде «Марш оловянных солдатиков». Реплики скрипок сыграйте с артикуляцией, обозначенной редактором в нотном тексте. Партию аккомпанемента (виолончель) исполните отрывисто («pizzicato» струнных). Реплики Солиста (флейта) сыграйте легко, чётко «проговаривая» каждый звук (не глубоким legato).
  2. Сыграйте интонационный этюд «Марш оловянных солдатиков» в ансамбле вместе с учителем. Представьте, что Скрипачи и Виолончелист находятся на середине сцены, они отдалены от слушателей и потому сыграйте их партию на «mf». А Флейтист стоит на краю сцены, он ближе к слушателям и потому сыграйте его партию «f».

Вопросы и задания:

  1. Приготовьте к записи две нотные строки. На нижнюю строку перепишите мелодию пьесы и разными цветами обозначьте в ней реплики Первой и Второй скрипки. На верхней строке запишите партию Флейтиста. Укажите знаки артикуляции, темп и динамику, разученные в интонационном этюде «Марш оловянных солдатиков».
  2. Найдите в тексте пьесы ключевую фигуру «шага». С каким жанром в этом интонационном этюде она связана?
  3. Изобразите «шаги» солдатиков под аккомпанемент учителя.

Пример №4 Д. Кабалевский «Маленькая полька»

Д. Кабалевский излагает пьесу в зеркальной перестановке: мелодия зафиксирована на второй строке, сопровождение – на первой. «Перевёрнутое» изложение партий создает шуточно-комическое настроение в «Маленькой польке». Пьеса состоит из двух разделов по 4 такта в каждом. В музыкальном тексте выделяются следующие ключевые интонации:

  • Пластические фигуры – «фигура шага» (нижняя строка, такт 1), «притоп» (нижняя строка, такт 2);
  • Инструментальное клише – «фанфарный сигнал» (нижняя строка, такт 1).

Интонационный этюд «Ансамбль духовых инструментов»

Сюжет: «Ученики класса духовых инструментов на школьном концерте исполняют в ансамбле забавную детскую пьесу».

Главные герои: два Флейтиста (один из них играет на флейте-piccolo), Валторнист и Тромбонист

Исполнители: учитель и ученик

Порядок игровых действий

  1. Распределите роли между исполнителями:

Ученик – 1-й Флейтиста, 2-й Флейтист;

Учитель – Валторнист и Тромбонист.

  1. Разучите партии главных героев:
  • Партию аккомпанирующих инструментов – флейт – исполните двумя руками (первая строка двуручного изложения). Реплику 1-й флейты (нижний звук интервала) сыграйте левой рукой строго по тексту, а реплику флейты-piccolo (верхний звук интервала) сыграйте правой рукой, переместив её на октаву выше (приём смены регистра). Образ флейты-piccolo дополните характерным украшением – форшлагом (приём орнамента).
  • Партию солирующих инструментов также исполните двумя руками (вторая строка двуручного изложения). Реплики валторны сыграйте правой рукой строго по тексту (такты 1-2; 5-6). Реплики тромбона сыграйте левой рукой на октаву ниже (приём смены  регистра) (такты 3-4). Ансамблевые реплики исполните двумя руками, дублируя мелодию в октаву (приём дублирования) (такты 7-8). Подвижная мелодия в звучании низких духовых инструментов воспринимается комически, и это качество следует подчеркнуть с помощью артикуляции –non legato.
  1. Сыграйте партии в ансамбле вместе с учителем.
  2. Сыграйте интонационный этюд в другом варианте, используя приём зеркальной перестановки. Участники ансамбля должны поменяться партиями, оставаясь на своих местах: учитель – исполняет партию сопровождения, ученик – солирующую партию.

Вопросы и задания:

  1. Выпишите реплику тромбона, переместив его в малую октаву.
  2. Какие приёмы преобразования текста были использованы в интонационном этюде «Ансамбль духовых инструментов»?

Заключение

На основе созданных упражнений (интонационных этюдов) ученик в доступной, игровой форме получает важные представления о смысловых структурах музыкального текста, понимание которых влечёт осмысленное и интересное исполнение произведения.

Основной акцент в работе сделан на возможность вариантного исполнения музыкального текста. Авторский текст музыкальных фрагментов, использованных в методической разработке в результате «универсальных приёмов аранжировки» преобразуется в ансамблевую композицию, представленную вторичным текстом. Возможность исполнять пьесы, предназначенные для одного музыканта, в ансамбле (ученик-учитель) является нетрадиционной формой работы на уроке фортепиано. Традиционно, уроки представляют собой индивидуальные занятия ученика с педагогом. Часто они носят рекомендательный характер, учитель организует работу ученика с музыкальным текстом: объясняет, иллюстрирует, контролирует правильность исполнения (в этом случае учитель выступает в роли наблюдателя). Возможность исполнять произведение в ансамбле вместе с учителем изменяет привычный подход в положительном направлении. Между исполнителями складывается благоприятная психологическая атмосфера, поскольку участники ансамбля находятся в игровом диалоге: вместе создают ансамблевый номер и вдвоем участвуют в процессе его исполнения.

Форма интонационного этюда позволяет музыканту каждый раз по-новому исполнять музыкальный текст. Работая с ключевыми интонациями, ученик под руководством преподавателя включается в творческий процесс: соотносит фигуры текста с образами, придумывает сюжет, определяет действия героев, создаёт свой вариант исполнения пьесы.

Прочтение музыкального текста с ориентацией на образ «сцены музицирования» создаёт потребность у учащихся осмысленно исполнять музыкальный текст. Имитируя звучность различных инструментов на фортепиано (с помощью артикуляции, динамики, регистровой краски) ученик стремиться к красочности звучания фортепиано. «Сцена музицирования» - сюжет, хорошо воспринимаемый музыкантами разного уровня (как младших, так и старших классов). Но мыслить образами инструментов, обнаруживать инструментальные клише в музыкальном тексте следует начинать на ранних этапах обучения.

Включение в процесс музыкального обучения подобных нестандартных методов помогает увлечь юного музыканта, создать условия для его творческого и эстетического развития.


Список  литературы

  1. Алексеева, И. Мелодия и орнамент: история о чудесных превращениях мелодии в стране старинных танцев и музыкальных инструментов / И.Алексеева. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2004 – 19 с., нот.
  2. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики // Приложение к российскому специализированному журналу «Проблема музыкальной науки» / Автор и руководитель проекта Л. Шаймухаметова. – Уфа, 2009. – №3 (5) – 28с..
  3. Репина, Н. Идёт репетиция старинного оркестра. Интонационные этюды и ролевые игры в классе фортепиано / Н. Репина / под ред. Л.Шаймухаметовой. – Уфа, 1998. – 25 с.
  4. Шаймухаметова, Л. Если хочешь стать волшебником / Л. Шаймухаметова, Н.Тухватуллина. – Уфа: УГАИ, 1998. – 16 с., нот., ил.
  5. Шаймухаметова, Л. Учимся по «Букварю». Методические рекомендации к учебному пособию «Музыкальный букварь в играх, картинках, загадках» (с поурочной разработкой) для начальных классов ДМШ / Л.Шаймухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 64 с.
  6. Байкиева, Р. Смысловые структуры музыкального текста в пьесах детского фортепианного репетуара / Р.Байкиева// Проблемы музыкальной науки. – 2008. – №1(2). –с. 203 - 210. – Инноватика в музыкальном образовании.
  7. Кириченко, Н. Интонационные этюды в классе общего фортепиано: Методическая разработка / Н.Кириченко. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. –23 с., ноты.
  8. Либерман, Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М.: Музыка,1988.
  9. Сулейманова, Г. Творческое взаимодействие начинающего пианиста с фольклорным текстом / Г.Сулейманова //Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы III Российской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004 г. / отв. ред.-сост. Л.Шаймухаметова. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2005. – С. 593 – 596.
  10. Третьяченко, В. О работе с ненормированными ансамблями в ДМШ. // Проблемы ансамблевого исполнительство исполнительства: межвузовский сборник статей / Урал. гос. Консерватории им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург, 2007. – 189-194.
  11. Шатковский, Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ / Г.Шатковский. – М., 1989.