М. П. Мусоргский Опера "Борис Годунов"

Галашова Елена Вячеславовна

Заключительный урок по теме "М.П. Мусоргский Опера "Борис Годунов"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыкальной литературе 6 класс

 4 четверть

тема урока: М. П. Мусоргский опера « Борис Годунов »

тип урока: Обобщение полученных знаний

вид урока: Урок - соревнование

  1.  Задание: «Операция с числами »

-Из года, в котором состоялась премьера оперы вычесть возраст, в котором Мусоргский начал её писать; прибавить количество действий в опере; вычесть количество лет с момента начала написания до премьеры; затем вычесть сумму картин пролога и 1 действия. ( должен получиться год рождения композитора 1839.) (За верно выполненное здание ученик получает 3 жетона )

2 Задание Викторина. За каждый верный ответ ученик получает 1 жетон.

  1.  Охарактеризуйте жанр опера.
  2.  Кто предложил композитору в качестве сюжета для оперы трагедию « Борис Годунов »
  3.  Кто является автором этой трагедии?

  1.  В чем заключается главная идея оперы?
  2.  Попытайтесь определить жанр данной оперы.
  3.  Какой композитор до Мусоргского написал оперу в этом жанре. Назовите её .
  4.  В каком веке разворачиваются события оперы?
  5.  Назовите главное действующее лицо оперы.
  6.  Кто явился автором либретто?
  7.  Есть ли разница между трагедией А. С. Пушкина и либретто оперы? Если да, то в чем она заключается?

  1. Как вы думаете, для чего композитор использовал в опере подлинные народные мелодии?
  2. Какими номерами охарактеризован в опере Б. Годунов?
  3. Что такое монолог?

14.        Охарактеризуйте термин « Лейтмотив ».

  1. Чем открывается опера?
  2. Что такое пролог?
  3. Что такое сцена?
  4. О каком типе развития в опере это свидетельствует?
  5. Какие редакции оперы вам известны?
  6. В каком году была завершена 2 редакция оперы?
  7. В этом же году Мусоргский начал работу над следующей своей оперой. Назовите её.
  8. В редакции какого композитора опера получила мировую известность?
  9. Кто явился непревзойденным исполнителем партии Бориса?
  10. Кто был первым исполнителем?

             25. Кому принадлежит последняя редакция оперы?

3 задание связано с действующими лицами оперы.         Каждый из учеников вытягивает карточку: 1. Борис Годунов

                                            2 . Марина Мнишек

                                                       3. Варлаам        

                                                       4. Пимен

Среди карточек на столе нужно выбрать характеристики данного героя. В первой группе карточек - голос действующего лица        [1]        ■

Во второй         группе - кем является в опере.

В третьей группе - № действия и картины, в которых         впервые появляется данное действующее лицо (за правильное выполнение задания ученик получает 2 жетона)

4 задание: Каждый из учеников получает 4 карточки, на которых записаны фрагменты определенной темы из оперы. Ученику нужно сложить их в правильном порядке (угадать, какая это тема), исполнить тему и дать её краткую характеристику

(за правильность ученик получает 5 жетонов)

  1.  Задание - « Поле чудес ». Раскрутив « барабан », ученик получает карточку с заданием. Их три: 1. Раскрыть образ народа в опере.

2 . Раскрыть образ Б. Годунова.        3.         Рассказать        об        истории создания и премьере оперы.

( максимальное количество        жетонов - 5)

  1.  Задание - Музыкальная викторина (        За каждый верный ответ - 1 жетон)
  1.  Задание - «Исполнительский конкурс». Ученикам предлагается сыграть фрагменты из оперы. Победит в этом конкурсе и получит сразу 5 жетонов тот, кто сыграет фрагмент последним.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: составить 10 вопросов по творчеству М. П. Мусоргского.

Завершить наш урок хотелось бы фразой Б. В. Асафьева:

«Борис Годунов» Мусоргского положил начало         новой эпохе        в развитии оперного искусства. Композитор «силой богатейшего воображения раскрыл и ввёл в музыку миры неслыханных звучаний ».

Наглядные пособия : портрет М. П. Мусоргского, клавир оперы      « Борис Годунов », карточки с заданиями .

Технические средства: аудио - фрагменты из оперы «Борис Годунов»