Методическая разработка интегрированного урока музыки и Изо "Ветер"

Грахова Елена Вячеславовна

В конце XX века и в начале  XXI происходит связь  науки, техники и искусств. На итегрированном уроке музыки и ИЗО  "Ветер" раскрывается  образ ветра с помощью разных видов искусств:  литературы, музыки и изобразительного искусства. Используются презентация "Ветер в скульптуре", видеофильм "Эоловые трубы", статья Светланы Савицкой «Быльё» и музыка М.П. Мусоргского "Ночь на Лысой горе".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  музыки и ИЗО по теме:  «Образ ветра в искусстве»

6 класс. 2015 год.

Учителей музыки и ИЗО ГБОУ лицей № 533

Красногвардейского района

Граховой Елены Вячеславовны,

Логиновой Ольги Васильевны

Тема:  «Ветер в скульптуре» № 1

Цель урока:

- Понять и ощутить связь науки, техники и искусств;

- Раскрыть образ ветра с помощью разных видов искусств.

Задачи урока:

- Показать неразрывную связь искусств: литературы, музыки и изобразительного искусства;

- Помочь учащимся услышать, увидеть и понять художественные, музыкальные и литературные образы в искусстве;

- Продолжать учить учащихся делать сравнительный анализ образов разных произведений;

- Продолжать развивать художественное видение образов;

- Помочь учащимся выполнить композицию по заданной теме;

- Содействовать учащимся выражать свои мысли и чувства, высказывать своё мнение, находить ответы на поставленные вопросы;

-  получение учащимися рефлексии

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный.

Методы урока:  технология игрового обучения, объяснительно – иллюстрированный с элементами репродуктивного словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Формы организации учебной деятельности:  коллективная, индивидуальная.

Возрастная категория:   6 класс

Методическое обеспечение урока:  видеофильм «Эоловые трубы», презентация «Ветер в скульптуре», Светлана Савицкая «Быльё»

Оборудование:  Мультимедийная установка, фортепиано

Музыкальное оформление:   звучание эоловых труб, М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе».

Ход урока № 1 

На доске написано  Светлана Савицкая «Быльё»

               X X век – век технического прогресса, где развивалась и наука и техника. И мы понимали, с какой целью и для чего и кого всё это создавалось. То в XXI веке всё меняется. Потому что наука и техника начинает соприкасаться более тесно с другими областями….но вот с какими?

Дать прослушать звучание эоловых труб.

- Что вы сейчас услышали?

- Что звучало?

- Кто исполнитель?

- Можно ли назвать услышанное музыкой?

Подберите слова, которые могут к этим звукам подойти.

Гул, таинственность, странность………………………………………………………..

написать на доске

- Что за этими звуками вы увидели?

- Какие образы перед вами возникают?

- Кто может издавать эти звуки?

Попробуйте издать эти звуки.

- Что это может быть?

Ответы учащихся:

Показать  эти эоловые трубы: «Музыкальное дерево»

- Совпадают ли ваши предположения, ваши мысли с тем, что вы сейчас увидели и услышали?

- Что это?

- Почему звучит металл?

- Почему такой формы скульптуры?

- С каким музыкальным инструментом можно сравнить это «дерево»?

Показать слайд с изображением органа и «дерева».

-Какие необходимы знания для создания такого сооружения?

- Какие виды искусства объединились здесь вместе?

-Что же сейчас происходит в современном мире?

Соединение науки, техники и искусств.

II

Ещё один вид искусства – литература, которая поможет нам понять и раскрыть образ единения человека и природы.

Чтение рассказа Светланы Савицкой «Быльё»

Обсуждение образа, сравнение с деревом, нахождение связи с эоловыми трубами.

- Сколько образов в рассказе?

- Какой из двух образов вам напоминает звучащее дерево?

- В чём схожесть старухи «Время» и «Музыкального дерева»?

- Голос старухи «Время» может ли быть похожим на тембр звучащего «дерева»?

- Подберите эпитеты, характеризующие этот образ

(страх, таинство, сила, мощь, мудрость)

- Какой второй образ?

- Каким голосом говорит женщина?

_Связь каких видов искусств помогли нам увидеть эти образы?

Практическое задание на урок:

- Составить композицию – эскиз по сказке Светланы Савицкой «Быльё»

(5-7 мин.)

- Кто объединяет эти два образа?

Композиторы и  художники тоже обращались к образу ветра.

Прослушивание и просмотр фрагмента композиции «Ветер в скульптуре» на тему  музыки М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе

Домашнее задание:

Подумайте и попробуйте найти ответ на вопрос:

Для чего это дерево было создано?

Интегрированный урок  музыки и ИЗО по теме:  «Образ ветра в искусстве»

Учителя музыки и ИЗО ГБОУ лицей № 533

Красногвардейского района

Граховой Елены Вячеславовны,

Логиновой Ольги Васильевны

Тема:  «Ветер в скульптуре» № 2

Цель урока:

- Понять и ощутить связь науки, техники и искусств;

- Раскрыть образ ветра с помощью разных видов искусств.

Задачи урока:

- Показать неразрывную связь искусств: литературы, музыки и изобразительного искусства;

- Помочь учащимся услышать, увидеть и понять художественные, музыкальные и литературные образы в искусстве;

- Продолжать учить учащихся делать сравнительный анализ образов разных произведений;

- Продолжать развивать художественное видение образов;

- Помочь учащимся выполнить композицию по заданной теме;

- Содействовать учащимся выражать свои мысли и чувства, высказывать своё мнение, находить ответы на поставленные вопросы;

-  получение учащимися рефлексии

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный.

Методы урока:  технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстрированный с элементами репродуктивного словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Формы организации учебной деятельности:  коллективная, индивидуальная.

Возрастная категория:   6 класс

Методическое обеспечение урока:  видеофильм «Эоловые трубы», презентация «Ветер в скульптуре», Светлана Савицкая «Быльё»

Оборудование:  Мультимедийная установка, фортепиано

Музыкальное оформление:   звучание эоловых труб, М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе».

Ход урока  № 2

(Звучание музыки эоловых труб)

 - Если помните на прошлом уроке мы говорили о связи науки, техники и …. чего ещё?

- искусства.

-  Следовательно, что происходит в XX I веке?

- X XI век – век где развивается наука, техника и искусство.

- Кто помнит о совсем недавней выставке проходившей в Арсенале Петропавловской крепости - техники по эскизам Леонардо да Винчи?

- Кто он Леонардо да Винчи больше - художник или технарь?

- А значит, наука и искусство могут тесно сотрудничать?

- Кто исполнитель?

Ответ учащихся:  Человек.

- А если исполнитель – природа? Что вы с прошлого урока запомнили?

Ответ учащихся:  Поющее дерево.

- Мы вам предлагаем прослушать и посмотреть нашу композицию.

  Прослушивание и просмотр композиции «Ветер в скульптуре» на тему музыки М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».

-Какой образ вы увидели в данной композиции?

- С помощью какого вида искусства этот образ воплощён?

- Какой «образ ВЕТРА» в скульптуре вам больше всего запомнился?

- Какие эпитеты подойдут к этим образам?

(Запись на экране)

- Что было изображено на самых первых кадрах нашей композиции?

Клепсида

(Запись на экране)

( Показ архитектуры и барельефов. Беседа по барельефам клепсиды).

-Что несут ветры? Какие атрибуты у ветров?

- К какому виду искусства относится клепсида?

Вывод:

  клепсида это соединения чего?

Ответ учащихся: - Архитектуры и техник

- Что вам помогло эмоционально понять  «образ ветра»?

Ответ учащихся:  Музыка.

- Соответствует ли она увиденному вами?

- Как звучала? Подберите эпитеты.

Ответ учащихся: подбор эпитетов.

- Эта музыка композиторская, народная или созданная природой?

- Как вы это ощутили?

- Музыка какого композитора звучала?

Ответ учащихся: М.П.Мусоргского.

- В 1860 г. Композитор обратился к драме своего друга под названием «Ведьма» и собирался написать вокально-сценическую композицию для солистов, хора и оркестра. Но замысел был отложен и через семь лет Мусоргский М.П. пишет оркестровое произведение «Ночь на Лысой горе»

- Какой здесь главный образ?

Ответ учащихся: - Ведьмы.

- Какая она, Ведьма?

Ответы учащихся: подбирают эпитеты.

- Вспомните, какой образ схож с этим описанием в сказке С. Савицкой «Быльё»?

Ответ учащихся:  - Старуха.

- Попробуйте дополнить этот образ в вашем рисунке.

- Какой ещё образ в сказке?

Ответ учащихся.

-Современный женский образ.

- Был ли подобный образ в просмотренной вами композиции?

Ответ учащихся.

- Попробуйте изобразить этот образ в своей работе.

Практическая работа.