«Межкультурный диалог на основе изучения русской народной песни, танца и городского романса на уроках по специальности классическая гитара в ДШИ»

Вильвовский Михаил Григорьевич

: Утверждение национальной самоидентификации и развитие чувства национального достоинства обучающегося и чувства уважения к представителям других национальных культур на основе изучения русской народной песни, танца и городского романса, а так же музыкального фольклора различных народов мира на уроках по специальности в классе гитары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhkulturnyy_dialog-gitara.docx27.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Межкультурный диалог на основе изучения русской народной песни, танца и городского романса на уроках по специальности классическая гитара в ДШИ»

Авторы:

Вильвовский М.Г., преподаватель ДШИ №1 г. Нижневартовска, студент 3 курса МО факультета культуры и сервиса

Ионкина О.В., преподаватель ДШИ №1 г. Нижневартовска

2012 г. Нижневартовск

Цель: Утверждение национальной самоидентификации и развитие чувства национального достоинства обучающегося и чувства уважения к представителям других национальных культур на основе изучения русской народной песни, танца и городского романса, а так же музыкального фольклора различных народов мира на уроках по специальности в классе гитары.

Задачи: 

изучить наиболее яркие и известные  образцы русских народных песен, танцев и городских романсов (историю возникновения, мелодику, слова, смысловое содержание, переложение для гитары, композиторы и исполнители);

выявить потребности и желания в изучении национальной музыки каждого  заказчика образовательной услуги (родители - обучающиеся)

изучить наиболее яркие и известные  образцы музыкальных произведений других народов (историю возникновения, мелодику, слова, смысловое содержание, переложение для гитары, композиторы и исполнители);

объяснить ценность русских  произведений и музыкальных произведений других национальностей  (в историческом, культурном, музыкальном аспекте);

знакомить всех обучающихся с лучшими образцами музыкальных произведений других национальностей, подчеркивая их самобытность и универсальность одновременно;

наполнить уроки личностным положительным отношением к разучиваемым произведениям, подчеркивая их национальное происхождение, роль и значение в сохранении культурного разнообразия и развития диалога между культурами.

Актуальность: Изучение русской национальной музыкальной культуры и традиций, как культуры этнического большинства и различных национальных культур приобретает особое значение и актуальность в условиях глобализации, роста миграции и урбанизации в современном обществе. Искусство, в частности музыка, является мощным и универсальным средством содействия взаимопониманию и миру, а занятие искусством – это надежный способ социального общения с другими. Каждый современный человек должен знать свою национальную культуру, её уникальность, и в то же время общность с другими национальными культурами, которые развивались по одним и тем же законам. Эта общность культур роднит нас, помогает преодолеть этноцентризм, предвзятость в отношении культур разных народов, стереотипы, религиозные и расовые предрассудки, дискриминацию и расизм.

Содержание:  Проект реализуется в рамках дополнительной образовательной программы по специальности гитара, в счет изучения раздела «история гитарного исполнительского искусства». Раздел требует основательной доработки и дополнения, а так же может носить вариативный характер.

История появления гитары

Первые упоминания об этом музыкальном инструменте относятся к III тысячелетию до нашей эры. В библейских сказaниях упоминaется шумеро-вaвилонский музыкaльный инструмент, нaзываемый кинора. Похожие инструменты встречaются в тоже время в Египте и нaзывaются набла, нефер, цитра, в Индии – вина и ситар, в Древней Греции и Риме – кифара.  Гитара относится к семейству лютневых, и, нaчиная с 1470 года уже имеет вид близкий к современному.  Сaмая стaрая гитара находится в музее Королевского музыкaльного колледжа в Лондоне. Она создaна в Лиссабоне в 1581 г. и по своей конструкции и внешнему виду представляет собой cвязующее звeно между гитaрами XVIв.  и гитарами XVII в.

Слoво «гитара» происхoдит от слияния двух слов: сaнскритского слoва «сангита», что означает «музыка» и дрeвнеперсидскoго «тар», ознaчающего «струна».  В срeдние века oсновным цeнтром рaзвития гитары сталa Испания, куда онa попaла из Древнего Рима (лaтинская гитара), а тaкже с арaбскими завоевaтелями (мавритaнская гитара).  В XV веке получилa распрострaнение испaнская гитара с пятью сдвоенными струнaми. К концу XVIII векa испaнская гитара в прoцессе эвoлюции приобретает    шесть одинoчных струн.

Первыe инструмeнты с шeйкой и нaтянутыми струнaми появились ещe в глубoкой древнoсти. Их изготавливaли из пaнциря черeпахи или тыквы, а их дaлекие потoмки и сейчас eще являются нaциональным достoянием музыкaльной культуры  рaзличных стрaн (тамбурица - Хорватия, ситар - Индия, саз, дутар - Азия). Первое изoбражение музыкaльного инструментa по форме напoминающего гитару обнaружено при раскопкaх хрaма Бель в Нуффаре на территории  Шумеро-Вавилонии.   Нa другoм изобрaжении, найденнoм при рaскопках империи Хэтов (XV вв. до н. э.) нaходится похoжий инструмeнт нaзванный кинором. Встрeчаются также- названия – кутур, газур, набиа, махал. Иероглифичeское нaписание слова кинор встрeчается в древнеегипетских пирaмидах. Интересно, что этим же иерoглифом обoзначаются пoнятия – «добро», «хорошо». При рaскопках ассирийскoго двoрца в Нeнeвии (VIII- VII в. до н. э.) был нaйден бaрельеф с изoбражением двух тaнцовщиков в львиныx мaсках с музыкaльными инструмeнтами по фoрме напоминaющих гитару. У вaвилонян периода Нaвуходоносора (VII вв. до н. э.) существовaл музыкaльный инструмeнт «саббека» или «самбук», имеющий  чeтыре струны, выпуклый кoрпус и гриф с лaдами. Перемещаясь из Азии в Европу самбук с течeнием врeмени мeняет  название на «пектис», «магадис».В aфинском музее имeется скульптурнoе изображение человека c подобным музыкальным инструментом ,  которое дaтируется 400 годом до н. э.   В пeрвом тысячелeтии нашeй эры в Еврoпе получaет рaспространение лaтинская гитaра, а в XII веке онa ужe хорoшо извeстна, встрeчаясь в трeх- и чeтырехструнном видe. Рaсcвет музыкaльной культуры  эпохи Возрождения блaготворно сказался  на развитии гитaрного искусcтва. Так, в XVI веке гитaра в Испaнии стaла подлиннo нарoдным инструментoм (к четвертoй струне добавляется  пятaя струнa, устанaвливается гитaрный строй: E, H, G, D, A).

В России гитaра появилaсь отнoсительно поздно, в это время в Европе она уже известнa пять веков. Появлению гитары на отечественной почве способствовало проникновение в Россию западноевропейской музыки (конец XVII - начало XVIII вв.). Это воздействие было оказано при участии итальянских композиторов и музыкантов Джузеппе Сарти и Карло Каннобио, посещавших Россию в конце XVII века. В начале XIX века полoжение гитaры в России упрoчили гaстролирующие виртуозные итальянские гитаристы и композиторы Мауро Джулиани и Фернандо Сор. И уже в конце XVII – начале XVIII вв. в России приобретает популярность семиструнный вариант испанской гитары, которая  получает широкое распространение в среде цыганских исполнителей романсов и песен. Появляются всe нoвые учeбные пoсoбия и литeрaтура, нoтные сбoрники для гитары, а также ноты старинных испанских танцев  и песен (чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии, песни, романсы, арии); ведутся работы  по усовершенствованию конструкции гитары и техники игры на ней.

Вывод 1: музыкальный инструмент гитара сложилась благодаря разным народам, и является самым демократичным инструментом (единственным, побывавшим в космосе).

Вывод 2: на гитаре можно исполнить музыку различных народов.

Вывод 3: культуры многих народов развивались по одним и тем же законам.

Вывод 4: культура любого народа является ценностью, как для самих носителей этой культуры, так и для других народов.

Вывод 5: признавая ценность культуры другого народа, мы добьемся признания ценности культуры своего народа.

Список рекомендованных для изучения персоналий и музыкальных произведений:

А.О.Сихра

«Камаринская»

Вариации на русскую песню «Среди долины ровныя»

Вариации на русскую песню «Не одна в поле дороженька»

М.Т.Высотский

«Тройка»

«Пряха»

«Ехал казак за Дунай»

«Ты поди, моя коровушка, домой»

В.А.Русанов  

Биография М.Высотского  «Гитара и гитаристы»

Исторический очерк, биография А.Сихры «Гитара в России»

«Катехизис гитары»

А.М.Иванов-Крамской

Вариации на тему песни «Тонкая рябина»

«У ворот-ворот»

«Я на камушке сижу»

«На заре ты ее не буди»

«Во поле береза стояла»

«Перепелочка»

В.Сазонов

переложение  «Красный сарафан» А.Варламов

«Утушка луговая»

«Степь да степь кругом»

«Ивушка»

С.Д.Орехов

«Дремлют плакучие ивы»

«Вот мчится тройка почтовая»

«Не брани меня, родная»

«Не пробуждай воспоминанья»

 Материальное обеспечение:

Компьютер, видеопроектор, экран, звуковая аудиосистема, доступ к библиотечным фондам и сети интернет, гитары, аудиофайлы.

Список литературы:

  1. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. М., 1988.
  2. Классическая гитара в России и СССР // Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары / Под ред. М.С. Яблокова, Тюмень – Екатеринбург, 1992.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.В Келдыша, М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  4. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары в двух томах, составитель М.С. Яблоков, издательство «Вектор-бук» г. Тюмень, 1998г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино /  Под ред. В.А. Володина. М.: Аванта+, 2001.
  6. Всемирный доклад Юнеско «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами»
  7. Харисов В. , сборник обработок татарских песен.
  8. Козлов А. «Путешествие сеньориты гитары»
  9. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934,1938, 1983, 1985
  10. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. -  М., 1970
  11. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002
  12. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003
  13. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1995, 1999, 2002
  14. Изнаола Р. Гитарология
  15. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970
  16. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. М.:Классика XXI,2006
  17. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 – 2002
  18. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991
  19. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
  20. Музыкальный альманах «Гитара» Вып. I,II. -  М. 1986, 1990
  21. Музыкальный журнал «Мир гитары». Вып. I,II – 1993
  22. Начальное обучение на  шестиструнной гитаре. Сост. Гитман А. – М. «Престо» 1997
  23. Носов А. Гитарная школа
  24. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 -1987
  25. Ражков В. «Диалоги о музыкальной педагогике» М., Классика XXI в. 2004 г.
  26. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1992
  27. Сластенин В., Исаев И.. Педагогика
  28. Торлаксон Э. Первые шаги гитариста – сайт «Исландская гитарная школа».

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Обучающиеся ознакомлены с лучшими образцами русской народной музыки в переложении для гитары и историей возникновения русской гитары; обучающиеся ознакомлены с лучшими образцами народной музыки разных стран мира и России, в переложении для гитары. Обучающиеся исполняли произведения различных народов, знают их ценность для общества, имеют положительную личностную оценку этих произведений.  Мировоззрение обучающегося обогащено представлением о том, что между музыкой, культурой и в целом народами мира нет непреодолимых границ. Развито чувство национального достоинства и чувства уважения к представителям других национальностей средствами исполнения произведений на классической гитаре.