Практический опыт внедрения новых форм внеклассной работы в школе искусств

Костенко Елена Викторовна

Анализ сценария внеклассного мероприятия "Золотая осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostenko_lebedeva_statya.doc270.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практический опыт внедрения

новых форм внеклассной работы

в школе искусств

авторы статьи: Костенко Е.В. Лебедева Л.Г.

        В современном мире технического прогресса и всеобщей компьютеризации в обществе  изменилось отношение к музыкальному искусству, в частности, вкусы, пристрастия, музыкальный язык, музыкальная атмосфера, в которой мы живём.

        На современном этапе важным показателем системы образования в области искусства является  качество образования в детских музыкальных школах и школах искусств. На основе комплексного подхода, который включает в себя слушание музыки, пение, игру на музыкальном инструменте,  личность ребёнка всесторонне развивается  не только во время учебного процесса, но и при участии его во внеклассной деятельности.

        Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. С древних времён музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы, она влияла на интеллектуальное развитие и эмоциональное состояние человека, пробуждая в нём добрые чувства, делая его выше, чище, лучше, что является важным социальным качеством личности, определяющим ее гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, радостью за другого.

        К сожалению, далеко не все родители понимают важность музыкального воспитания, не считают нужным обучать своих детей в музыкальных школах, посещать концерты, спектакли и т. д. А ведь недостаток музыкальных впечатлений в детстве проявляется чёрствостью, равнодушием в будущем. Мы считаем, что преподаватели музыкальных школ и школ искусств должны сохранять и передавать будущим поколениям духовные ценности, в том числе, музыкальную культуру, ведь музыка является одним из активных средств воздействия на современного ребёнка, как и компьютер, который прочно вошёл в нашу жизнь. Но, как известно, компьютер несёт в себе не только позитивную, но и негативную информацию, которая отрицательно сказывается на ещё несформировавшейся  психике ребёнка. Например, некоторые компьютерные игры, современные мультфильмы изначально несут в себе  агрессивность, жестокость, что проявляется в поведении детей и подростков.

        Именно поэтому важна роль музыкального образования, которое облагораживает, оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира и общее развитие ребёнка: его мышление, творческую активность, нравственные качества личности, делая его чутким к красоте в искусстве и жизни,  развивает память, речь, обогащает эмоциональную сферу, формируя гармоничную личность.

        Основными задачами дополнительного музыкального образования является не только обучение детей игре на музыкальном  инструменте и   развитие их исполнительских навыков во время уроков,  но и участие обучающихся во внеклассной деятельности, что предполагает приобретение учащимися опыта сценических выступлений, закладывает базу для их дальнейшего профессионального самоопределения, готовит активных участников  художественной  самодеятельности и пропагандистов музыкальной  культуры. Наполнение новым содержанием воспитательно-образовательного процесса должно строиться с учётом интересов ребёнка.

        В связи с вышесказанным появилась необходимость разрабатывать новые формы и методы внеклассной работы, участие в которой ориентирует педагогов и учащихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Внеклассная деятельность предполагает создание такой творческой атмосферы, раскрепощённой  обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, и создаются условия для позитивного сотворчества педагогов, учащихся и их родителей.        

        По-нашему мнению, для того, чтобы внеклассные мероприятия проходили  интересно и увлекательно, сценарии и разработки к ним необходимо наполнять новым содержанием с использованием современных педагогических технологий (игровых, здоровьесберегающих, обучение в сотрудничестве и др.), а в их проведении -  использовать новые информационные технологии. Мы  применяем их практически везде, что очень удобно и естественно.  К каждому мероприятию нами разработаны сценарии,  подготовлены презентации, сделаны подборки аудио и видеозаписей.

        Мы предлагаем использовать вариативные  формы организации и  проведения внеклассных мероприятий, такие, как:

 -  концерты-беседы на различную тематику (например, «Творческий портрет композитора А. Коробейникова», цель которого - познакомить слушателей с творчеством известного московского педагога и композитора, автора оригинальной музыки (для баяна и аккордеона), «Музыкальный сюрприз», посвящённый Всероссийскому Дню баяна, аккордеона и гармоники и т.д.;

 - новогодние праздники (например, «Зимняя сказка», «Новогодняя фантазия»,  «Чудеса под Новый год» и т.д.);

 - конкурсы (например, «На лучшее исполнение любимого произведения», «На лучшее исполнение подбора», «На лучшее исполнение виртуозного произведения» и т.д.);

 -  фестивали (например, «Фестиваль песен и танцев народов мира», посвящённый знакомству с  национальной символикой государств),  «Фестиваль маршей», посвящённый 150-летию Василия Ивановича Агапкина - создателя марша «Прощание славянки»);

 - викторины (Музыкально-инструментальная викторина «История возникновения и развития клавишно-язычковых инструментов», Музыкальная викторина «Мелодии военных лет», посвящённая юбилею Победы в ВОВ, викторина «Традиции и обычаи новогоднего  праздника на Руси» и др.);

 - праздники на различную тематику (например, «Золотая осень» - участие детей  в  различных видах творческой деятельности: исполнение стихов собственного сочинения, музыкальных пьес, изготовление поделок из природных материалов на данную тематику).

        Общей целью проведения внеклассных мероприятий является  духовно - нравственное развитие детей на  основе их интереса к музыке и творческой деятельности, повышение их интеллектуальной активности и  мотивации к учению.

        Задачи:

  • обогащение духовного мира ребёнка музыкальными впечатлениями;
  • расширение музыкально-слухового опыта и кругозора детей;
  • развитие эмоциональности, эстетического восприятия, музыкального вкуса,  творческого воображения  и творческой активности;
  • развитие музыкальных способностей детей, на  основе приобретенных  ими  знаний,  умений  и  навыков для их самовыражения и самореализации;
  • формирование  навыков  сольной  исполнительской  практики, коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
  • развитие артистизма и музыкальности на основе приобретения обучающимися опыта сценических выступлений, ориентация их  деятельности на успех;
  • развитие умения объективно оценивать свою игру и  игру других участников мероприятия;
  • решение коммуникативных задач (умение детей общаться в процессе совместной деятельности на основе установления отношений взаимного доверия и уважения между педагогом, учащимися и родителями).

        Таким образом, участвуя во внеклассной деятельности, дети углубляют, расширяют  и совершенствуют знания и умения, полученные на уроках, повышается их интерес к предмету. Они учатся самостоятельно пополнять  и применять их на практике. Совместные мероприятия и выступления, дают детям возможность ощутить радость общения, сопричастность к общему делу, приобрести культуру совместной деятельности.

        В качестве примера представляем анализ сценария внеклассного мероприятия «Золотая осень», который разработан для учащихся народного отделения школы искусств и их родителей. 

Одним из принципов в организации и проведении внеклассного мероприятия является интеграция, которая объединяет не только музыкально-исполнительские  и теоретические знания учащихся, развивая творческий потенциал их личности, но и различные виды искусства, такие, как музыка, литература, живопись, театр.

Традиционно мероприятие проводилось в начале учебного года в форме концерта из произведений прошлого года. Цель проведения данного мероприятия – сохранить пьесы  прошлого года в  репертуаре учащихся и помочь адаптироваться к учебному процессу после летних каникул.

        В этом учебном году мы решили не нарушать сложившуюся традицию, но изменить форму проведения мероприятия  и представить его в виде музыкально-литературной композиции.

        Цель мероприятия - развитие образного мышления и  литературно-музыкального восприятия учащихся на основе объединяющей роли данных видов искусства.

        Задачи:

Воспитательные:

•        воспитание творческого отношения  к музыкальной деятельности, желания доставить себе и близким радость от общения с «живым» искусством;

•        воспитание положительного отношения и интереса  к поэзии;

•        воспитание трудолюбия и уважительного отношения к нему. 

Развивающие:

•        развитие эмоционально – образного, творческого мышления и литературно-музыкального восприятия;

•        развитие артистизма,  исполнительских навыков учащихся;

Образовательные:

•        формирование умений и интереса для творческой самореализации и самовыражения.

        Разработка внеклассного мероприятия содержит сценарий, презентацию,  видеоматериалы,  приложения (стихи, фото поделок и т.д.).                 В сценарий входят стихи известных поэтов на осеннюю тематику, детские стихи собственного сочинения,   музыкальные номера в исполнении детей.

        Помимо исполнения музыкальных произведений, нами впервые было предложено детям принять участие в выставке творческих работ. Им было дано домашнее задание - подготовить поделку из природных материалов, посвящённую теме вечера «Золотая осень». Они с удовольствием  откликнулись на нашу просьбу. Особенно приятно, что активно включились в эту деятельность и их  родители.

        Все работы были очень своеобразны, в них чувствуется проявление фантазии и богатого воображения. Для каждого участника нами были продуманы определённые номинации за чтение стихов (например, самому выразительному чтецу; самому эмоциональному чтецу и т.д.), а также за  выполнение поделок (например, самую удивительную поделку; самую забавную поделку; самую оригинальную и т.д.) самый восхитительный букет.

        Все дети были поощрены за  участие в концерте и  выставке поделок сладкими призами.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фотографии творческих  работ учащихся

самая забавная поделка                                  

                                                                          самая изобретательная поделка

                                                 

самая необыкновенная поделка                         самая интересная поделка

самая живописная поделка

самая оригинальная поделка                             самый восхитительный букет

               

самая удивительная поделка  

                                                                          самая привлекательная поделка

                                                       

 

самые творческие поделки

Эта выставка показала, что наши дети талантливы не только в игре на музыкальном инструменте, но и в других видах деятельности.

Так, например, некоторые из участников представили свой литературный опыт в виде стихов собственного сочинения.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Стихотворение «Воробей» самого юного участника мероприятия (6 лет), которое он сочинил к исполняемой им одноимённой пьесе композитора М. Раухвергера.

Я весёлый воробей

   Много у меня друзей

   Вместе песенки поём

 Очень весело живём

Ещё один участник (12 лет) сочинил стихотворение «Я северного края патриот», совместно с мамой, в котором сумел выразить красоту северной природы, края и патриотическое настроение:

Стихотворение «Я Северного края патриот»

Лишённый ярких красок край

«Медвежий угол»,- скажет кто-то.

Для нас, поморов, Cевер просто – рай:

Мы – северного края патриоты.

Здесь не бывает лета без дождей;

Зима с трескучими морозами – полгода;

И ночи белые! Что может быть милей!

Мы – северного края патриоты.

Однообразен, небогат пейзаж:

Леса на километры и болота.

Но невозможно не влюбиться в север наш:

Мы – северного края патриоты.

Писахов и Абрамов, Жернаков

И Ломоносов наш отсюда родом.

И каждый из великих земляков

Был северного края патриотом.

Куда бы жизнь не разбросала нас,

Не развела по параллелям и широтам.

Я был, я  буду,  остаюсь сейчас

Родного северного края патриотом.

        Ведущими данного вечера были двое учащихся старших классов.  Нами был продуман сюжет мероприятия,   сценарий разделён на два блока.

Первый блок  - «Деревенские картинки», мы решили посвятить  летним каникулам ребят. В данный блок вошли концертные выступления детей на деревенскую тематику, такие, как «Бабушкин вальс»  А. Коробейникова,  р.н.п. «Как у наших, у ворот», «Частушка» Р. Бажилина, Вариации на тему песни «В траве сидел кузнечик» В. Белоусова, «Ягода-малина» В. Добрынина и др.

        Второй блок - «На ярмарке», был  посвящён осенним ярмаркам. В данный блок вошли концертные выступления детей на тему праздничных осенних гуляний, различных осенних ярмарок (В. Баканов «На ярмарке», С. Медведев «Звёзды цирка», С. Бредис «Весёлые ритмы» и др.).

        В завершении вечера был озвучен отрывок из стихотворения Константина Бальмонта: 

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают прочь за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

В заключении прозвучала видеозапись песни «Листья жёлтые»  в исполнении баяниста Вячеслава Абросимова.

        По отзывам детей и родителей, мероприятие прошло успешно, так как было создано праздничное, позитивное настроение у зрителей, все участники праздника остались довольны и получили положительные эмоции.

        Мы считаем, что данное мероприятие пробуждает интерес к литературе, музыкальной культуре и исполнительству на народных инструментах (баяне, аккордеоне) и играет объединяющую роль.