Образы русской народной и духовной музыки. "Перезвоны". "Молитва".

Егорова Татьяна Фёдоровна

Класс: 6. Учитель музыки: Егорова Татьяна Фёдоровна.

Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, фортепиано (синтезатор).

 

Музыкальный материал урока:

1)      «Свете тихий»- знаменный распев.

2)      В.А. Гаврилин «Симфония-действо» «Перезвоны» (по прочтении Шукшина), «Молитва» (фрагмент);

3)      Авторская песня: Юлия Славянская, слова - П. А.Вяземский  «Молитва Ангелу-Хранителю»);

4)      «Житейское море» -русский народный духовный стих ( современный вариант- Отец Силуан).

Художественный материал:

Михаил Васильевич Нестеров «Князь Александр Невский» 1894.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perezvony._molitva._urok.doc218.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок музыки по теме: «Образы русской народной и духовной  музыки». "Перезвоны". "Молитва".

Тип урока: урок углубления темы.

ГОУ СОШ №345 Невского р-на г. Санкт-Петербурга

Дата проведения: 08.12.2011 г. Конспект с изменениями по ФГОС.

Класс: 6. Учитель музыки: Егорова Татьяна Фёдоровна.

Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, фортепиано (синтезатор).

Музыкальный материал урока:

  1. «Свете тихий»- знаменный распев.
  2. В.А. Гаврилин «Симфония-действо» «Перезвоны» (по прочтении Шукшина), «Молитва» (фрагмент);
  3. Авторская песня: Юлия Славянская, слова - П. А.Вяземский  «Молитва Ангелу-Хранителю»);
  4. «Житейское море» -русский народный духовный стих ( современный вариант- Отец Силуан).

Художественный материал:

Михаил Васильевич Нестеров «Князь Александр Невский» 1894.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, электронное пианино.

Информационное обеспечение: -CD диск (фонохрестоматия к программам «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011)

-CD диск с записью видеофрагмента из концертного зала Мариинского театра

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Уметь объяснить смысл «русская народная и духовная музыка»;
  • Уметь находить характерные особенности различных жанров духовной православной музыки;
  • Овладевать приемами  анализа, сравнения;
  • Овладевать исследовательскими навыками;
  • Уметь рассуждать о духовной православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры, музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности;
  • Овладеть знаниями о творчестве композитора В.А.Гаврилина на примере духовных  образов, запечатлённых в  его симфонии-действе «Перезвоны» («Молитва»), о роли молитвы в христианстве, о симфонии-действе как жанровой разновидности  музыки, о духовном стихе как разновидности духовной (чаще всего анонимной) православной песни, о русских композиторах,  являющихся создателями духовных музыкальных произведений (Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.), о духовных образах, воплощённых  в жанре авторской песни (Юлия Славянская, П. А.Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»), о связи  истории, литературы,  изобразительного искусства,  духовно – нравственной культуры России и музыки, о  большом эмоциональном воздействии музыки на человека, о созвучии с его чувствами и мыслями, что делает более глубоким восприятие любых жизненных ситуаций.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии.

                                                              Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании поступков;
  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач.

Ход урока.

Музыкальный материал.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Оборудование.

Дополнение (время).

«Свете тихий» -знаменный распев.

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Приветствие.

Слушание.

 Приветствие.

Компьютер.

Диск CD.

2. Анализ слушания и выявление с помощью наводящих вопросов темы урока.

- Музыка какого жанра сейчас прозвучала?

-По каким особенностям вы определили?

-Значит, об образах какой по жанру музыки мы сегодня продолжаем рассуждать? (духовной)

  -На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об  особенностях и разновидностях этого жанра.

Ответы на вопросы учителя и выявление темы урока.

Компьютер.

Проектор.

Экран.

Презентация.

Слайд 1.

3.Проверка усвоения пройденного материала.

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

-Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?

- Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что:  православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

-Каковы его особенности?

-Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение.

–Вспомним, что это означает?

-Каковы его особенности? 

Ответы на вопросы учителя.

Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.),

-  Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Ответы на вопросы учителя.

-Знаменный распев.

-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки);

-исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).

-

Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви.

Компьютер, проектор,экран.Презентация.

Слайд 2.

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Слайд 3.

5мин.

Показ портретов названных композиторов.

Ответы учащихся - по наводящим вопросам учителя. - Если быть точнее, духовная музыка служит своеобразным инструментом для соединения с духом, божественным. Духовная музыка позволяет почувствовать свою сущность, осознать свой дух и его смысл. Духовная музыка - это бесценный пласт культуры каждого народа и всего человечества в целом. 

Ответы учащихся - по наводящим вопросам учителя.

Показ изображения знаменной нотации.

До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить знаменные распевы.  Партесное пение (от лат. partes — голоса) — тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др. 

В.А.Гаврилин «Симфония- действо «Перезвоны» «Молитва».

Авторская песня: Юлия Славянская, слова - П. А.Вяземский  «Молитва Ангелу-Хранителю»

«Житейское море» -русский народный духовный стих (современный вариант- Отец Силуан).

«Житейское море» -русский народный духовный стих (современный вариант- Отец Силуан).

4.Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока.

-Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из  произведения   композитора Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

ГАВРИЛИН Валерий Александрович (17 августа 1939—28 января 1999)- русский советский композитор, окончил Ленинградскую консерваторию. Детские его годы прошли в деревне Перхурьево (Вологодской области).   Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвоны» огромное значение - нравственное и художественное. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Песня пленила его красотой выраженной в ней души и лишь потом уже - красотою звуков. Поэтому так органично и сильно развилось в нем острое чувство русской речевой и песенной интонации – первоосновы национального стиля.  Гаврилин-   автор балетов («Анюта», «Женитьба Бальзаминова» и др.),  симфонических, вокально- симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки, музыки  к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985). Хоровая симфония – действо «Перезвоны» написана для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца на стихи В.А.Гаврилина и А.А.Шульгиной в 1982 году. В.Гаврилин сопроводил свои «Перезвоны» подзаголовком: «по прочтении Шукшина». То, над чем думал В.М.Шукшин, было близко композитору. Корни искусства В.М.Шукшина также как и В.А.Гаврилина глубоко уходят в родную землю. Зрелого Шукшина, волнуют история, судьба России. Сочинение обозначено автором как хоровая симфония-действо. Назвав «Перезвоны» симфонией-действом он «хотел подчеркнуть высоту хорового сочинения». В «Перезвонах» - и это подчеркнуто словом «симфония» - представлены бытовые жанры, сюита картин народной жизни, бытовые жанры, они не просто переносятся в симфонию, а изображаются в ней. Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

   «На свете нет печальней повести,

   Чем жить по совести...»

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.

Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

И все эти перезвоны — знаки Событий, Дома, Дороги — то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны» — синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого пути жизни.

- Музыка В.А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора ХХ века.

-Сейчас каждому из вас я раздам «Программы», скопированные по образцу

оригинальной  из концертного зала Мариинского театра. Дома вы ознакомитесь с полным содержанием произведения.

-А сейчас мы послушаем одну из частей  и ответим на вопросы:

- Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

-Как называется эта часть? (воспользуйтесь «Программой» и выберете из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по запечатлённому в музыкальном фрагменте образу;

-Каков характер музыки?

-Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

-Кто является исполнителем?

5.Настрой на слушание музыки. (Слушаем как в театре).

6.Анализ слушания музыки.

- Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

-Как называется эта часть?

-Что такое молитва?

-Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

-Кто является исполнителем?

-Какая была молитва? (о чём?)

 

-Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В христианской молитве человек ощущает присутствие Бога Живого.

Обобщение:

-С каким произведением    мы с вами  познакомились и каковы его особенности?

-Кто его  композитор?

-Какого значение этого произведения в русской православной культуре?

7.Углубление в тему.

- Жанр молитвы воплощён в разных видах искусства, например в живописи. Предлагается к просмотру изображение картины русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Князь Александр Невский».

7. Связка- переход к

слушанию и исполнению песни.

-Жанр молитвы воплощён и в литературе.

- Сегодня мы вспомним как образ, запечатлённый в  стихотворении русского поэта раскрыт в авторской песне современной исполнительницы духовной музыки Юлии Славянской.

-Послушаем и ответим: каковы средства музыкальной выразительности?

8.Исполнение песни учителем.

9.Вокально-хоровая работа: над выразительным исполнением.

Обобщение:

- С каким жанром песни мы сегодня встретились?

-Какой образ в нём запечатлён?

-Какого содержание этой молитвы?

10.Связка-переход к восприятию дальнейшего музыкального материала.

-Духовная музыка имеет свои жанровые разновидности. Есть музыка богослужебная, написанная профессиональными композиторами.- А какой вид не богослужебной духовной музыки вы знаете?

Наигрывание  мелодии  ранее разученной на предыдущих уроках песни «Житейское море».

-Что такое духовный стих?

-Кем и как они исполнялись на Руси?

-Какие образы раскрывались в этих стихах?

-Написанные чаще всего анонимными авторами, духовные  стихи переносились из края в край каликами перехожими, и лучшие из них сохранились в памяти народной.

 Не имея богослужебного употребления, духовные стихи, в отличие от обычных песен, всё же возвышались над обыденностью и пробуждали в слушателях высокие, святые чувства. Их недаром любили слушать и петь русские иноки; тексты некоторых из них составлены клириками и даже святителями Православной Церкви.

 В этих песнях печаль, но печаль к Богу; в них есть и радость, но радость тихая, пасхальная; есть и любовь — святая, христианская. Авторская и исполнительская индивидуальность раскрывается в них по-православному сдержанно, и отдельное «я» существует как часть соборной народной души, а «ты» - как образ друга, брата, «души родной». Один из излюбленных образов русского канта — образ дороги. Сама жизнь человека рассматривается в православной традиции как странствие (или плавание по бурному житейскому морю) в Небесное Отечество. Странствие это исполнено скорбей; это путь крестный, на котором только вера, молитва и надежда на милость Божию, на предстательство Пресвятой Богородицы и святых укрепляет путника. Для русского сердца дорога — это ещё и свобода от житейского попечения, от засасывающей суеты повседневности, дорога к святым местам... Русская дорога — это и исторический крестный путь России, то разоряемой чужеземцами, то попираемой собственными сынами, позабывшими своё родство... Это - дорога покаяния, возвращения к себе, дорога в святую Православную Церковь.

11.Создание эмоционального настроя на исполнение песни.

-В современное время разные исполнители по- своему, на различные варианты мотивов воплощают образ,

запечатлённый в духовных  стихах.

-Мы разучили данный стих на мотив Отца Силуана.

-Как здесь сочетаются слова и мелодия?

12. Вокально-хоровая работа над выразительным исполнением.

 

Обобщение: Какой музыкальный образ мы старались передать в своём исполнении?

13. Итог урока:

 -Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-С музыкой какого композитора познакомились?

-С какими  образами мы сегодня встретились? В каких музыкальных произведениях?  Что в них общего? Чем отличаются?

-Какое значение имеет духовная музыка в культуре нашей страны?

Объявление оценок.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с образами духовной музыки, но уже Западной Европы.

14.Творческое домашнее задание.

-Подводя итог сегодняшнего урока об образах духовной музыки, хотелось бы подчеркнуть, что музыка, в особенности духовная, оказывает на человека преобразующее действие. Каждый композитор в ту или иную эпоху, по-своему, своими средствами музыкальной выразительности, в тех или иных жанрах, разным музыкальным языком создаёт музыкальный образ. Исполнитель музыки тоже доносит до слушателя содержание по-своему.

-Желающие могут подготовить презентацию на тему: «Образы русской народной и духовной музыки».

15. Оценки за работу на уроке. Создание эмоционального настроя. Выход.

Восприятие.

Настрой на слушание фрагмента произведения.

Слушание.

Восприятие.

Ответы на вопросы:

-Это была «Молитва»;

Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.

-Исполнял хор (a capella), ударные инструменты (оркестровые колокола), чтец, солист;

-Характер музыки напряжённый и т.д. 

-Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности.  

Восприятие.

Ответы на вопросы.

Восприятие.

Слушание.

Ответы на вопросы учителя: (мелодия...,

лад…, динамика…, темп…, ритм  и т.д.)

Выразительное исполнение песни (стоя).

Ответы на вопросы.

Узнавание мелодии. Ответы на вопросы учителя. 

-Это духовный стих.

-Духовные стихи — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты.

- Духовные стихи могли исполнятся и под разные музыкальные инструменты, в основном жалейки, гудки, колёсные лиры или гусли. Теперь чаще используется гитара.

-Образ дороги, странствий,  нелёгкого жизненного пути.

 

Восприятие.

 

Размышления.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы учителя.

-Образ странствий воплощён в маршевом качестве.

Выразительное исполнение песни (стоя).

Ответы на вопросы

учителя.

Ответы на вопросы

учителя.

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Слайд 4.

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

Слайд 5.

Раздаточный материал.

«Программа»произведения, скопированная по образцу оригинальной из концертного зала Мариинского театра.

Компьютер, проектор, экран.

CDдиск.

Компьютер.

Проектор.

Презентация.

Слайд 6

Компьютер, проектор, экран.

Презентация.

 Слайд 7

Фортепиано

Фортепиано

CD-диск.

Слайд8.

Компьютер.

Экран.

Презентация песни «Вера»- музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.

20 мин.

Показ портрета композитора В.А. Гаврилина.

.Показ портрета В.М. Шукшина. (1929—74) — писатель, режиссёр, сценарист, актер.

Видео – фрагмент (запись из концертного зала Мариинского театра дирижёр Андрей Петренко. 

Ответы учащихся по наводящим вопросам учителя.

Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. 

Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности. Она словесно, жанрово, исполнительски контрастирует и с предшествующими и с последующими номерами сосредоточенностью мысли и господством сказанного Слова. Неожиданно здесь включение текста из «Поучения» Владимира Мономаха: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» Как объяснить столь неожиданную, на первый взгляд, вставку? По-видимому, для этого необходимо вспомнить, что согласно традиции древнерусской литературы мысли самого автора соседствуют в ней с цитатами из древних книг, описание событий — с моментами автобиографическими, размышления о высоком и божественном — с наставлением малым детям. «Поучение» Владимира Мономаха возникло по прочтении Псалма.

Ответы на вопросы с помощью наводящих вопросов учителя.

10 мин.

Изображение: картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Князь Александр Невский» 1894.

Дома учащиеся ознакомились с тестом стихотворения  

П.А. Вяземского «Молитва Ангелу-Хранителю».

Изображение

Ю.Славянской.

Настрой на выразительное исполнение песни.

7 мин.

Ответы учащихся по наводящим вопросам учителя.

Пример современных духовных стихов - это творчество иеромонаха Романа.

3 мин.

Выход под песню А.Пахмутовой,

Н.Добронравова «Вера» с презентацией (использованыфотографии с Первого Пасхального фестиваля школы).