Публичное представление педагогического опыта

Сироткина Татьяна Владимировна

Обобщение передового педагогического опыта

педагога дополнительного образования

Сироткиной Татьяны Владимировны

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей

в системе дополнительного образования детей

посредством вокального искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped._opyta_sirotkina_bez_prilozheniya.docx31.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение передового педагогического опыта

педагога дополнительного образования

Сироткиной Татьяны Владимировны

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей

в системе дополнительного образования детей

посредством вокального искусства»

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В.А.Сухомлинский

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

          Каждый ребенок, едва появившись на свет, требует к себе повышенного внимания, удовлетворения его физических потребностей. Но не менее важным является эмоциональный аспект его развития и воспитания. Испокон веков нежная колыбельная песня, веселые потешки, вечерние сказки да и простое выражение любви и радости по отношению к малышу служат залогом формирования в будущем полноценной личности, способной к восприятию прекрасного и к самостоятельному творчеству. Считается, что все дети талантливы. Надо только увидеть в каждом ребенке определенный потенциал (будь это склонность к музыке, рисованию, танцам и т.п.) и постараться максимально его развить. Для чего? Наша страна, наш народ, как и все другие страны и народы, нуждается в талантливых людях. И не только для того, чтобы держать пальму первенства в области балета, поражать зрителей на театральных подмостках. Интеллигентный человек с развитым эстетическим вкусом, работая в любой отрасли народного хозяйства, принесет гораздо больше пользы своей стране, осознанно стремясь к красоте и творчески подходя к любому делу. Далеко не каждая семья имеет возможность обучать своего ребенка в детских школе искусств. Но большинство детей тянется к музыке, танцу, прикладному творчеству. И здесь неоценима роль учреждения дополнительного образования как самого доступного и разностороннего фактора приобщения детей к прекрасному.

          Голос человека – это самый важный инструмент общения, выражения чувств и желаний. Самое распространенное из искусств – пение. С одной стороны, оно не требует каких-то финансовых затрат (приобретение муз. инструмента, танцевальной формы, красок, кистей и т.д.). Петь могут все и везде. С другой стороны, чтобы вокальное творчество не оставалось на уровне семейного и дружеского круга, ему, как и любому другому виду искусства,  надо учиться, развивать музыкальный слух и вкус. Недостаточно просто слушать популярные песни и подражать их исполнителям – профессиональным музыкантам. Важно помочь ребенку усвоить азы грамотного вокала, необходимый минимум профессиональных знаний (теория музыки), а также развить его собственные творческие способности (умение свободно чувствовать себя на сцене, артистично воплощать идею, образ вокального произведения).

          С этой целью мною и была разработана дополнительная образовательная (дополнительная общеразвивающая) программа творческого объединения «Вокальный».

Давно известно, что занятие вокалом улучшает общее физическое состояние человека. Как правило, часто поющие люди и певцы-профессионалы живут до глубокой старости, сохраняя хорошее здоровье. Все потому, что, постоянно упражняя слуховой аппарат, дыхательную систему, диафрагму, человек попутно тренирует свои сосуды и сердце (тут уместно вспомнить дыхательную гимнастику Стрельниковой и отдельный цикл ее упражнений для вокалистов – звезд отечественной эстрады). Кроме того, гормоны радости – эндорфины, которые вырабатываются в организме человека при исполнении песен, продлевают жизнь, укрепляя иммунитет. Следовательно, занятия пением приносят очевидную пользу и взрослому, и ребенку.

          Разнообразные методы и приемы моей работы, как педагога дополнительного образования, направлены на решение конкретных целей и задач как образовательного плана, так и духовно-нравственного воспитания. В процессе разучивания песенного репертуара детьми необходимо помогать им осмыслить главную идею (всегда высоконравственную!) песни, совершать с ними экскурс в историю, вспоминая народные традиции, гордясь ратными подвигами, восхищаясь самобытностью и духовными подвигами, наслаждаясь в песне красотой и гармонией музыкального ряда. Именно поэтому в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей реализация программы «Вокальный» заслуживает особого внимания. Она предполагает:

1) выбор технологии обучения, способствующей включению в учебно-воспитательный процесс эмоциональной сферы для развития и реализации духовно-нравственных качеств личности воспитанника;

2) изучение содержания и выбор дидактической системы, отвечающей педагогическим устремлениям педагога;

3) осуществление и демонстрацию инновационных подходов на практике через занятия и мероприятия различных уровней.

Для развития творческого потенциала детей во время внеурочной деятельности создаются определённые условия, когда обучающиеся не пассивны, а активно проявляют себя, погружаясь в творческую деятельность, раскрывая всё новые грани своего таланта.

Так, с первых занятий, рождается человек творческий.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Над указанной темой начала работать в 2014 учебном году. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И в вокальном искусстве это, как нигде, находит свое отражение.

 Работа по созданию целостной системы духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей была начата с анализа фактического состояния уровня развития воспитанников по данному направлению.     Цель    диагностики     –   определение уровня творческого начала, наличия духовно-нравственных ценностей. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

  • прослушивание;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • наблюдения;
  • беседа.

В результате данной диагностики было выяснено, что  значительное  число  обучающихся  не  имеет  четкого  представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, к общечеловеческим ценностям. Они смутно представляли себе, что означает вокальное творчество, нравственность и духовность. Всё это и послужило условием становления опыта.

 Для обучения воспитанников вокальному искусству мной используются современные методы и приёмы, новые формы обучения, успешно реализуются требования дополнительной общеразвивающей программы, углубляются базовые знания и навыки обучающихся, развивается познавательный интерес к музыке. Каждое занятие имеет свою направленность, специфичность, поэтому для них характерна глубина проработки, чёткость, практическая направленность, оснащённость разнообразным наглядным материалом, использование межпредметных связей. Как педагог, я стараюсь постоянно работать над повышением своего педагогического мастерства, применять разнообразные формы занятий. В моей практике давно закрепилось использование видеоматериалов по разным темам, а в деятельности широко внедряются современные образовательные технологии.

Основными технологиями, используемыми в работе, являются:

  • развивающие;
  • проблемные;
  • поисковые;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии активного обучения.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов занятий и технологий позволяет повысить интерес обучающихся к творческой и общественной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения духовно-нравственного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что использование разных типов занятий и различных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед дополнительным образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан.

3. Теоретическая база опыта

Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.

К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами вокального искусства формировать культурного человека.

Работая в дополнительном образовании, я ищу ответ на такие вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих занятиях преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать занятие по вокалу обучением искусству и творчеству, где не будет места обыденности и схематизму?

Своей первостепенной задачей, как педагога дополнительного образования, я вижу обеспечение продуктивной деятельности обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется вовлечение воспитанников в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного занятия внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.

Наш Центр дополнительного образования «ЮНИТЭР» располагается в небольшом городе. Что представляют собой мои воспитанники: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии и с вокальным искусством встречаются впервые на моих занятиях. И мне, как педагогу, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её, исполнять и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание детей находится в моих руках с 5 до 18 лет воспитанников. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными.

Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского стала базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского ведущее место в работе занимают:

  1. Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка;
  2. Теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;
  3. Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова;
  4. Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
  5. Учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.

Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В ходе реализации программы используется разнообразный арсенал методов и средств обучения, позволяющих достигать продуктивного уровня развития познавательной деятельности, стимулировать эмоционально-волевую и творческую сферы личности воспитанника. К числу наиболее используемых методов относятся:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция)
  • наглядные (иллюстрация, видео- и медиадемонстрация, музыкальная демонстрация)
  • практические (вокальные, ритмические и инструментальные упражнения)

По степени самостоятельности мышления обучающихся

  • проблемные
  • проблемно-поисковые

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

  • познавательные игры (Если бы я был композитором, Я – дирижер и др.)
  • создание ситуации занимательности (ролевые игры, музыкальные постановки, ритмические декламации)

Методы контроля и самоконтроля в обучении

  • методы устного контроля и самоконтроля (устный индивидуальный и фронтальный опросы, программированный опрос)
  • методы письменного контроля и самоконтроля (письменный индивидуальный и фронтальный опросы, программированный опрос).

Планируется введение проектного метода (создание и защита своих проектов – творческих и научных).

5. Анализ результативности.

Эффективность данной работы доказывают высокие результаты и успехи учащихся во внеурочной деятельности.

Учебный год

Мероприятие

Участники

Результат

Международный уровень

2014-2015

Международный детский творческий интернет фестиваль: «Южный полюс».

Лашманкина Анастасия

Диплом участника

2014-2015

Международный детский творческий интернет фестиваль: «Апельсин».

Лейко Екатерина

Диплом участника

2014-2015

Международный детский творческий интернет фестиваль: «Звезды нового века».

Лашманкина Анастасия

Диплом участника

Всеросссийский уровень

2014-2015

IX Всероссийская олимпиада искусств

Лашина Виктория

Диплом победителя

1  место

2014-2015

IX Всероссийская олимпиада искусств

Лашманикина Анастасия

Диплом победителя

1  место

2014-2015

Всероссийский дистанционный конкурс нового поколения – блиц-олимпиада «Вопросита»

Лашина Виктория

Диплом победителя

1  место

2014-2015

Всероссийский фестиваль-конкурс «Гран-при Поволжья VII»

Лашина Виктория

Диплом участника

2014-2015

Всероссийский фестиваль-конкурс «Гран-при Поволжья VII»

Рузанкина Дарья

Диплом победителя

 1 место

Республиканский уровень

2014-2015

Республиканский конкурс театраллизованных представлений на противопожарную тематику

Коллектив «Вдохновение»

Диплом победителя 1 место

Муниципальный уровень

2014-2015

Муниципальный этап республиканского конкурса «Живи, народная душа»

Лашманкина Анастасия

2 место

2014-2015

Муниципальный этап республиканского конкурса

«Я люблю тебя, Россия»

Рузанкина Дарья

3 место

Кроме того, воспитанники творческого объединения «Вокальный» принимают активное участие во всех мероприятиях Центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР».

Дата

Место

Тема

Название мероприятия

Муниципальный уровень

Ноябрь

2014 г.

ДК «Орион»

Юбилейный фестиваль «ЮНИТЭР» зажигает звезды»

Юбилейный фестиваль

Май

2015 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 Открытие Аллеи «Живая Память»

Открытое мероприятие

Учрежденческий уровень

Сентябрь

2014 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 «В поисках сокровищ»

День открытых дверей

Октябрь

2014 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 «День учителя»

Открытое мероприятие

Декабрь

2014 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 «Госпожа Метелица»

Новогодняя сказка

Февраль

2015г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

  «Масленица»

Открытое мероприятие

Март

2015 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

«День Рождения Евы»

Открытое мероприятие

Март

2015 г.

Бассейн «Дельфин»

 «День здоровья»

Мероприятия  

Октябрь

2015 г.

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 «Осеннее вдохновенье»

Литературно-музыкальная композиция

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Несмотря на высокую результативность данного опыта, следует отметить некоторые трудности, возникающие в процессе его реализации.

Во-первых, мною было не раз отмечено, что дети, имеющие тягу к музыке, вокальному искусству, но не находящие поддержки со стороны родителей, постепенно теряют веру в себя, свои возможности, что в дальнейшем приводит, как минимум, к неуверенности и зажатости на сцене.

Во-вторых, так как наш город является небольшим, и у нас нет театра, филармонии, кинотеатра, приобщение к высокому искусству в форме экскурсий очень проблематично, и приходиться иногда проводить подобные экскурсии в он-лайн форме.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и развитию их творческих способностей в системе дополнительного образования детей посредством вокального искусства в рамках реализации дополнительной образовательной (дополнительной общеразвивающей) программы «Вокальный» может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами в учреждениях дополнительного образования детей, в дошкольных заведениях и общеобразовательных учреждениях.

Свой материал я разместила на сайтах:

  1. http://infourok.ru/user/sirotkina-tatyana-vladimirovna;
  2. http://nsportal.ru/sirotkina-tatyana-vladimirovna

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.