Научно-исследовательское сообщение "Баян и баянисты в Великой Отечественной войне"

Материал подготовлен к 70-летию Дня победы и посвящен значению деятельности баянистов во время Великой отечественной Войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayan_i_bayanisty_v_vov.docx40.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательское сообщение

  «Баян и баянисты в

 Великой Отечественной    

 войне»

Преподаватель первой квалификационной категории

МБУ ДО «Школа искусств №1»

Трунина Елена Владимировна

г. Усть-Илимск

       2015 г.

Великая Отечественная война ворвалась смерчем в судьбу каждого советского человека. Она разрушила планы, мечты, лишила страну естественного хода развития. Умом каждого человека овладела лишь одна мысль – отстоять Родину. Но нередко людей охватывало отчаяние, и тогда, как нельзя более, кстати, приходилось появление концертной фронтовой бригады. В искусстве военных лет важнейшее значение принадлежит именно баяну. На фронтовых дорогах баян нередко заменял все другие инструменты - фортепиано, скрипку, ансамбли, оркестры. И это неудивительно. Ведь баян был просто незаменим благодаря своим неоценимым качествам: автономности, универсальности и портативности.

Можно назвать огромный ряд имен баянистов, которые в составе фронтовых бригад в качестве солистов и аккомпаниаторов своими выступлениями вдохновляли людей на подвиги, несли радость, давали поддержку. Выступали артисты перед боем и сразу после боя, перед любым количеством зрителей. Не раз они рисковали жизнью, было разбито немало баянов. Во время войны баянист Константин Александрович Мясков в составе ансамбля песни и пляски Харьковского военного округа попадает в самое пекло – в Сталинград. Красноармеец Мясков с автоматом и баяном переползал их окопа в окоп и в минуты затишья радовал бойцов, исполняя их любимые песни и мелодии. В сорокаградусный мороз, согрев пальцы у костра, он импровизировал целые концерты «по заявкам». В одном из боев А.К.Мясков был тяжело контужен, потерял слух. Был «ранен» и его любимый баян – осколком разорвало мех. Но врачи вернули бойца в строй. Снова фронтовые дороги, бои, концерты. За свои подвиги Мясков  награжден более 20 наградами. Известен еще такой случай. Баянисты Павел Стрыгин и его сын Дмитрий выступали перед матросами в Лисьем носу (это поселок на северном берегу Финского залива). Этот поселок по нескольку раз в сутки обстреливался противником. Во время концерта рядом с самодельными подмостками ухнул снаряд. Взрывной волной баянистов выбросило в «зрительный зал». Баяны разбились. Баянисты, к счастью, отделались легкими ушибами. Но все же большинство инструментов вместе со своими владельцами прошли всю войну и даже дошли до немецкой столицы – Берлина.

Где только не приходилось бывать выездной группе! Иногда их появление казалось неуместным, но артисты умели тактично преодолеть предубежденность и наградой за это были тысячи благодарностей. Вот одно из воспоминаний выдающегося слепого баяниста Ивана Адамовича Яшкевича, который в 1941-1942 годах был солистом Московского эстрадно-концертного объединения Всероссийского общества слепых и в составе концертной бригады выступал в госпиталях и воинских частях: «Однажды в клубе при госпитале, когда концерт подходил к концу, принесли записку из палаты для тяжелораненых, которые не могли двигаться и, естественно, в клуб не попали. Они обратились с просьбой дать дополнительный концерт. Мы все были уставшими, но заново повторили почти всю программу прямо у коек. Благодарностям не было конца. Как потом говорили раненые, наш концерт вдохнул в них новые силы».

Некоторые музыканты на всю войну связали свою судьбу с определенной воинской частью. Во время боя они шли на врага с пулеметом, а во время отдыха становились артистами. Пример тому – баянист Виктор Порфирьевич Кузовлёв. Перед самой войной он окончил Тульскую музыкальную школу. В 1942 году (ему едва исполнилось 16 лет) он стал солистом Концертно-эстрадного бюро Тулы. Но юноше хотелось непосредственного участия в военных сражениях, и по его просьбе он был направлен на передовую в 64-й гвардейский тяжелотанковый полк прорыва. Когда между ожесточенными боями, в минуты отдыха он брал в руки баян, то становился настоящим центром притяжения. К нему тянулись все бойцы его танкового полка.

Нельзя не сказать о многочисленных ансамблях песни и пляски, деятельность которых во время войны не прекращалась ни на один день. В их оркестровом составе обязательно был баянист, а то и дуэты баянистов. В одном из таких ансамблей, а именно в Московском ансамбле песни и пляски войск противовоздушной обороны был создан один из самых замечательных за всю историю баяна дуэтов! В этом ансамбле с 43 г. служил Анатолий Андреевич Шалаев. Он  выступает как солист, аккомпанирует певцам, инструменталистам, танцорам. В этом же ансамбле служил и Николай Андреевич Крылов. Однажды Шалаев предложил ему выступить в одном из концертов вместе. Шалаев и Крылов исполнили популярнейшую в то время р.н.п. «Коробейники», которая была горячо принята публикой. Это и послужило толчком к созданию дуэта баянистов. Их дальнейшая совместная творческая деятельность продолжалась 35 лет! Яркое профессиональное мастерство музыкантов, обширный репертуар, созданный руководителем ансамбля А. Шалаевым, оказали огромное влияние на многие поколения баянистов послевоенных лет. Этот ансамбль вписал яркую страницу в историю развития отечественного исполнительского искусства на баяне. Вся творческая деятельность А. Шалаева и Н. Крылова была направлена на пропаганду баяна и, в частности, ансамблевого баянного искусства. Их активная концертная деятельность побуждала других баянистов к созданию подобных ансамблей. По всей стране начали возникать дуэты и трио баянистов; переписывались от руки пьесы из репертуара ансамбля.

Творческая биография этого дуэта во многом схожа с биографией Первого народного трио баянистов в составе А. Кузнецова, Я. Попкова и А. Данилова. Во время Великой Отечественной войны трио выступало перед воинами и одновременно работало во Всесоюзном радиокомитете. В 1943 г. они выступали перед воинами Советской Армии в Ленинграде, в 1945 г. – в Берлине. Данилов в соавторстве с Кузнецовым создавали репертуар для трио – обработки народных песен и танцев. Трио было известно во всех уголках страны. В годы Великой Отечественной войны они вели активную концертную деятельность в составе фронтовых бригад. В архиве певицы Н.А.Казанцевой сохранилась и фотография артистической бригады с бойцами-зенитчиками в блокадном Ленинграде. (1943 год. Участники артистической бригады ВРК с зенитчиками. В центре - командир зенитной части майор Соколов. Слева от него сидит Н.Казанцева. Справа - А.Сметанкина. В нижнем ряду слева А.Бернар, справа - баянист Попков. Кузнецов и Данилов во втором ряду по краям).

Баяниста Юрия Казакова (1924 г.-1985 г.), народного артиста СССР, часто называют человеком-легендой. Именно в его исполнении состоялся первый сольный концерт на баяне в 1957 году. Именно ему принадлежит идея создания готово-выборного баяна. Именно он положил начало триумфальному шествию русского баяна по всей планете. В военные годы  Юрий Казаков – солист и руководитель группы баянистов в ансамбле Северного флота. Он отважно выступал на боевых кораблях флота и в прифронтовых воинских частях, на передовой, иногда под обстрелом, бомбежкой. На трудных дорогах войны по-настоящему началась его концертная деятельность, пришли успех, признание. Его первая награда за творчество – это боевая награда: орден Красной звезды, которым страна наградила  тогда еще 20-летнего старшину Юру Казакова. На фронтах войны им было сыграно 600 концертов! (среди них и сольные), причем порой их было до 8 в день, а по ночам шла подготовка новых произведений и концертных программ.

Еще до войны, в 1939 году образовался один из самых известных баянных ансамблей - Квартет Баянистов под руководством Николая Ризоля. Состав ансамбля можно смело назвать единой семьёй: пятьдесят лет бессменными музыкантами Квартета были сёстры Раиса и Мария Белецкие и их мужья - Николай Ризоль и Иван Журомский. Но война на время прервала работу квартета. Ризоль и Журомский ушли на фронт. На их вооружении, наряду с автоматами, были и баяны. С первых дней войны Ризоль являлся солистом фронтового Ансамбля красноармейской песни и пляски. Ансамбль прошел путь от Сталинграда до Берлина. Он выступал непосредственно на передовых в самых сложных фронтовых условиях. Задушевная песня, задорный танец в исполнении Н.Ризоля поднимали боевой дух солдат. За годы войны Ризоль дал более 3000 концертов. Он создает ряд обработок для баяна и ансамблей, пишет песни, совершенствует свое исполнительское искусство. Дирижером, композитором и аранжировщиком ансамбля был баянист Николай Чайкин (кстати, в феврале 2015 г. отмечалось 100-летие со дня рождения этого замечательного композитора). Однажды Ризоль на листе нотной бумаги увидел чайкинскую надпись «Соната си минор для баяна» и первые такты музыки. Ризоль сразу же взял баян и начал проигрывать написанное. В результате их творческого союза I часть сонаты была закончена ко дню освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков – 6 ноября 1943 г.; II часть – Тема с вариациями – во время двухнедельного пребывания в освобожденном Киеве. Тогда же родилась тема Скерцо. А на границе с Польшей созрел Финал сонаты (1944 г.). Это было первое оригинальное баянное сочинение данного жанра! В союзе композиторов Украины, где была исполнена Соната еще в годы войны, поздравляли обоих – Н.Я.Чайкина как автора и Н.Ризоля как первого ее исполнителя и своеобразного «заказчика». Это произведение военных лет, сложное, с глубоким замыслом, яркое и монументальное. Но и сейчас оно не утратило своей актуальности.

Несмотря на военную обстановку, в декабре 1943 г. у музыкантов был настоящий праздник творчества. В это трудно поверить, но в Свердловске (сейчас это город Екатеринбург) состоялся Всероссийский конкурс концертных исполнителей. В нем наряду с другими музыкантами приняли участие и многие баянисты: И.Паницкий, Б. Тихонов, А.Сурков, П. Галкин, И. Тихонов и др. По условиям конкурса в программу должны были быть включены сочинения русских и советских композиторов. Среди баянистов высшую награду получил слепой баянист Иван Паницкий (2 премия). На тот момент Паницкому было 37 лет. К сожалению, он навсегда лишился зрения, когда ему был всего один год. Познание мира для него происходило через звуки. На этом конкурсе наиболее ярко раскрылась творческая индивидуальность выдающегося баяниста: безупречное техническое мастерство и яркий темперамент удивительно гармонично сочетались с задушевностью, теплотой и искренностью исполнения. В тяжелые годы Великой Отечественной войны весь свой талант, все силы Иван Яковлевич отдает общему делу победы над врагом. Сотни концертов, тысячи километров изъезженных дорог, бесчисленное множество волнующих и незабываемых встреч. Его вдохновенная игра, в которую музыкант вкладывал всю душу, возвращала жизненные силы раненым бойцам, поднимала дух трудившихся в тылу. Во время войны всем было нелегко. Паницкий весьма спокойно относился к бытовым лишениям. Но эмоциональные перегрузки его впечатлительная натура выдерживала не всегда. Так, сильное потрясение оказала поездка с группой артистов в разрушенный Сталинград. За несколько дней - сорок пять концертов. Вокруг не только радость освобождения, но и боль, страдания, горечь потерь. Все это повлияло на деятельность нервной системы - наступило безразличие к жизни, перестал чувствовать аудиторию: "Я больше не хотел играть. Страшно устал, был какой-то стеклянный. Я ненавидел музыку". После этого не прикасался к баяну почти два месяца. Несмотря на то, что творчество Паницкого приходится на первую половину прошлого века, его обработки до сих пор не потеряли своей значимости и популярности. Традиции, заложенные Иваном Паницким, во многом определили дальнейшее направление развития баяна.

Еще один легендарный слепой Новосибирский баянист Иван Иванович Маланин (родился он, кстати, в Иркутской области в 1897 г.!). К сожалению, он с рождения бы лишен зрения, но это не помешало ему получить музыкальное образование в Иркутской школе-интернате для слепых детей. В 1928 получил приглашение на новосибирское радио в качестве солиста. В 1929 он был назван лучшим баянистом Сибири! В годы войны стал автором радиопередачи "Огонь по врагу!" и очень много выступал по радио для тружеников тыла. В Новосибирской области было много эвакуированных с Волги заводов. Стараясь обеспечить армию всем необходимым, заводы работали круглосуточно. Чтобы от недоедания и измождения люди не засыпали, руководство заводов не выключало радио. Иван Маланиин читал радиослушателям фронтовые сводки, а после исполнял на баяне любимые мелодии и пел современные и старинные песни. Его голос был узнаваем, Маланина любили, ему верили. Кроме того, он очень много сам ездил с концертами на эти предприятий и в госпиталя к раненым бойцам. Поэтому имя этого замечательного баяниста и его репертуар были известны и всеми любимы. К 1945 году многие люди узнавали его в лицо – настолько он был популярен. Народный артист России Геннадий Заволокин, автор телепередачи "Играй, гармонь любимая!", называл Маланина своим учителем. Братья Заволокины посвятили Маланину песню «Сыграй, Иван Иванович, «Сибирскую подгорную». 15 января – день рождения И.И.Маланина. С 1987 года именно к этой дате приурочено проведение в г.Новосибирске ежегодного международного конкурса-фестиваля им.Маланина для баянистов, аккордеонистов и гармонистов. Ведь именно Иван Иванович начал собирать там слеты и съезды гармонистов. Баянисты считают за честь участвовать в Маланинских фестивалях — туда съезжаются музыканты со всей страны.

Во время войны баян оказался незаменимым инструментом на фронте и в тылу. Под его аккомпанемент выступали артисты, приезжавшие к бойцам на огневую линию, к раненым - в госпитали, к рабочим - на заводы и фабрики. Баянист был желанным гостем в частях и подразделениях действующей Армии и Военно-Морского Флота. Он и в землянке, и в кубрике корабля, и в палатке военного госпиталя. Свои баянисты были даже в партизанских отрядах. Практически  в  каждом  партизанском  отряде  была  построена  землянка-клуб. Партизаны  собирались  в  клубной  землянке,  готовили  концерты  и  конкурсы  художественной  самодеятельности. Песни,  танцы,  шутки,  анекдоты  являлись  главными  спутниками  партизан.  Интересный факт, что один из первых аккордеонов отечественного производства получил название "Красный Партизан"!

А как в то время ценились командиры, играющие на баяне! Из воспоминаний четырежды Героя Советского Союза маршала Г.К.Жукова: «При подготовке операции войск Степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагоровым. […] А когда была окончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень веселых вещей. Усталость как рукой сняло. Я смотрел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ними в огонь и воду…». Жуков и сам во время войны начал осваивать баян. Инструмент подарили ему бойцы из Тулы. Премудростям игры легендарного маршала учил красноармеец баянист-самородк Иван Усанов. В редкие часы отдыха маршал брал в руки баян и учился играть.  За год он научился исполнять любимые мелодии песен - «Коробейники», «Славное море, священный Байкал», «Темная ночь», «Соловьи». О результатах этой учебы говорит общеизвестный факт: на одной из встреч с певицей Лидией Руслановой Жуков ей аккомпанировал.

Командир минно-торпедного, авиационного полка Герой Советского Союза полковник Е.Н.Преображенский тоже в свободную минуту играл на баяне то протяжные задумчивые песни, то озорные вологодские частушки. Однажды после концерта группы, в составе которой был баянист Виктор Алексеев, Преображенский подозвал к себе Виктора и попросил его попробовать свой новенький баян. Когда Алексеев сказал, что его собственный баян этому и в подметки не годится, Преображенский отдал Виктору свой баян и сказал: «Такого бы баяниста да к нам в полк!». И с тех пор баянист летал на самолете командира полка стрелком-радистом.

Музыканты всей страны противились сложившимся обстоятельствам. Они пытались, несмотря на тяжелейшие условия, ввести свою работу в прежнее русло, не останавливаться на достигнутом, продвигаться вперед. Так в марте 1942 г. возобновил свою работу дворец пионеров в Ленинграде. В начале 1943 г. в нём появляется долгожданный педагог-баянист. Это был демобилизованный по болезни Павел Иванович Смирнов. Начал он свою работу с тремя учениками. Через некоторое время эта тройка превратилась в слаженное тио, а затем появился и оркестр баянистов, состоявший аж из 18 человек. В дальнейшем многие ученики Смирнова времен блокады стали артистами и педагогами-профессионалами. Как я уже говорила, в 1944 г. была написана первая соната для баяна. В том же 1944 г., несмотря на все лишения и тяготы военной жизни, появляется «Самоучитель игры на баяне» в соавторстве А.Голембы, А.Новосельского и П.Полуянова.

Баян по праву можно назвать бойцом, ведь он воевал вместе с нашим народом. Он воевал за дух солдат, воскрешал надежду вернуться в отчий дом. Если боец слышал напев или наигрыш своей области, то мыслями он был там, со своими родными и близкими. Годы войны выявили подлинную народность этого музыкального инструмента. А самое главное, несмотря на весь ужас, который несла война, она не только дала баянистам возможность оттачивать и совершенствовать свое исполнительское мастерство, но и принесла баяну огромную популярность. Баян получил такое широкое распространение, что в послевоенное время (в конце 40-х годов) во многих музыкальных училищах стали открываться классы баяна.