план-конспект урока

Боровская Олеся Гильфановна

Цель занятия: приобщение воспитанников к духовной культуре русского народа через  малые жанры фольклора на примере разучивания пословиц, считалок, скороговорок, прибауток  поговорок о зиме и разучивание русской народной песни «Ай, чи-чи-ха, чи-чи-ха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx32.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Боровская Олеся Гильфановна,

педагог дополнительного образования,

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»,

г.Пыть - Ях, Ханты - Мансийский автономный округ

План-конспект открытого занятия

Тема занятия: "Мороз не велик, да стоять не велит"

Аннотация.

В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

Оборудование: 

ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук. Шумовые музыкальные инструменты: ложки, рубель, трещотки, вертушка. Дидактический материал: карточки с поговорками и пословицами о зиме.

Цель занятия: приобщение воспитанников к духовной культуре русского народа через  малые жанры фольклора на примере разучивания пословиц, считалок, скороговорок, прибауток  поговорок о зиме и разучивание русской народной песни «Ай, чи-чи-ха, чи-чи-ха»

Форма занятия: групповая и мелкогрупповая

Методы и приемы проведения занятия:

  • наглядность
  • словесное объяснение
  • иллюстрации.

Тип занятия:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи: 

  • Повторить и разучить малые жанры фольклора.
  • Продолжить разучивание русской народной песни "Ай, чи-чи-ха, чи-чи-ха", акцентируя внимание на четкие, ритмические движения ног.
  • Повторить ранее изученную русскую народную песню "Ох, кудрявчик" с кадрилью,  обращая внимание на ансамблевое исполнение.
  • Повторить народные игры.

Ход занятия:

Орг. момент

Ребята, здравствуйте! Перед началом занятия, хочу напомнить о правилах пожарной безопасности. Если вдруг заработает сигнализация, мы без паники идём к запасному выходу, поверните, пожалуйста, головы (показываю рукой) вот дверь, ведущая к запасному выходу.

Изучение нового материала

Тема занятия: «Мороз не велик, да стоять не велит»  (Слайд 1).

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о приметах и пословицах зимы, продолжим разучивание песни «Ай, чи-чи-ха, чи-чиха» и повторим ранее изученную русскую народную песню «Ох, кудрявчик», а в заключение занятия поиграем в народные игры.

Как вы думаете, что это значит "Мороз не велик, да стоять не велит"? (ответы)

Пыть-Ях...Югра...Сибирь...Россия...
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.

Мы живём с Вами в Ханты-Мансийском автономном округе,  10 декабря наш край отмечает свой День рождения. Здесь большую часть года с октября по апрель стоят холодные  дни. А зима у нас морозная и суровая.  И чтобы хоть немного научиться предугадывать зимние деньки, я расскажу вам о народном зимнем календаре и его приметах. (Слайд 2) Зима в народном календаре наступает еще с ноября, но в начале декабря по приметам могут быть ледяные морозы, а могут случаться оттепели. На декабрь приходится солнцеворот, кстати, когда, он у нас, Спиридон-солнцеворот, кто знает? (ответы). Спиридон в народном календаре празднуется 25 декабря - Спиридон Солнцеворот – самая длинная ночь и самый короткий день в году. Солнце – на лето, зима – на мороз. Медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Если солнце светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным. После Солнцеворота хоть на куриный шаг или воробьиный скок, да прибудет денек. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше они неслись.

В декабре дни короткие, ночи длинные, стуженные. В народе так говорили (Слайд 3):

  • Зима снежная - лето дождливое.
  • Зима морозная - лето жаркое.
  • Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
  • Декабрь замостит, декабрь загвоздит, и саням дорогу даст.

Прочитайте эти поговорки и приметы вместе со мной, пожалуйста (Слайд 3)

Каждый день в народном календаре имеет свои приметы. Сегодня 8 декабря согласно народному календарю, Климентьев день. В этот день, говорят, зима клин клином выбивает. Любое важное дело в этот день можно было начинать только натощак.

Разогрев голосовых связок

Ну а теперь, чтоб мороз нас не заморозил, я вам предлагаю разогреть наши голосовые связки. И начнём мы с физических упражнений, чтобы заставить кровь разбежаться по телу. Наклоны вправо, влево, вперёд, назад. Присели, встали, потянулись пальчиками к солнышку. И еще раз повторим. А теперь давайте выполним упражнение «Макароны». Представим что мы макарончики, и мы варимся в воде (быстрые повороты вокруг свои оси, наклоны корпуса вниз, вращательные движения рукой).

Присаживаемся ребята, сразу с правильной певческой установкой. Ноги упираются всей стопой в пол. Для чего? (ответы детей, опора должна быть твёрдая, звук потерявший опору становится интонационно неустойчивым), спина прямая, корпус и шея выпрямлены, для чего? (ответы детей, чтобы звук не был вялым, расслабленным)

Дыхательные упражнения:

1. Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи.

2. Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи.

3. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

Артикуляционные упражнения:

1. «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2. «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к основания нижних и верхних зубов.

3. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

4. «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

5. «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

6. «Месим тесто» – размять язык зубами,

7.  «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

8. «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

9. «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

10. «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3.

11. «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

Дикционные упражнения, проговаривание скороговорок:

«Расскажите про покупки, про какие, про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои»;  «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, чертили черными чернилами чертеж»; «Сшит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать, выколпаковать»; «Не любила Мила мыла, мама Милу с мылом мыла»

Скороговорка «Мокрая погода, размокропогодилась» в разном характере.

Распевание:

1. «Андрей воробей» (формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты).

2. «Как под горкой, под горой» (упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи).

Работа над песней

Продолжаем работу над русской народной песней «Ой, чи-чи-ха, чи-чи-ха». (При работе над песней обратить внимание на единую манеру народного пения. Хороший народный голос отличается ярким, звонким, светлым звучанием на грудной опоре. В каждом новом куплете нужно обращать внимание, прежде всего, на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое значение придаем выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пени).

Народна игра

1.«Баба яга». Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу кабинета. Ребята подходят к нему и поют дразнилку. После Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается).

2.«Ловись рыбка». Перед началом игры нужно выбрать двух водящих, сделать это можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки, они «невод». Остальные ребята – рыбки.  «Невод» стоит на месте, подняв руки как воротца. «Рыбки» берутся хороводом за руки и проходят под этими воротцами, при этом поют попевку. Как только произносят последнее слово, «невод» опускает руки. Та «рыбка», которая оказалась пойманной, присоединяется к «неводу». Играют, до двух последних «рыбок».

Ребята, вы помните, какой пословицей мы начали наше занятие? (ответы детей). А теперь я вам предлагаю, такое задание, я раздаю каждому из вас карточки, где написаны приметы и пословицы зимы, но я эти карточки разрезала пополам, вам необходимо их правильно соединить (Совместное работа детей).

Ну, а закончим мы с вами наше занятие повторением ранее изученной русской народной песни «Ох, кудрявчик». Встаньте, пожалуйста, сразу на кадриль. В пении обращаем внимание на ансамбль, слушайте при пении себя, партнёра и баян (Особое внимание необходимо уделить выразительному исполнению хорового произведения, передача его характера. Внешняя выразительность должна быть естественной, являться результатом эмоционального переживания, отношение певцов к действию в песне). А по народному календарю завтра 9 декабря  Юрьев день. Юрий холодный. Егорий зимний. Георгий осенний. Ребята, я вас попрошу поискать информацию по этому дню и приметы на 9 декабря.

Наше занятие закончим поклоном. Данил, дай нам, пожалуйста, знак,  а мы сделаем общий поклон. А теперь похлопаем, поблагодарим за занятие, друг другу (хлопаем по ладошке, начиная с одного пальца). На этом наше занятие заканчивается, одевайтесь хорошо, тепло, ведь мороз не велик, стоять не велит!

Спасибо всем, до свидания!

Список литературы:

  1. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора: [текст, ноты], учебное пособие. – М.: МГИК, 1994. – 72с.
  2. Мешко Н. Искусство народного пения [текст, ноты], учебное пособие.: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения часть 1. – Москва 1996г., 66 с.
  3.  Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов: [текст], учебное пособие/ вступ.ст. С.Ю. Ключников.- М.: Беловодье, 1995. 320с.
  4.  Музыкальный фольклор для детей [текст, ноты], репертуарно-методический сборник/ Автор – составитель и музыкальный редактор профессор А.К.Носков. – Самара: Информационо – издательская служба СДДЮТ  2003г.  
  5. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество: [фото, текст, ноты], учебное пособие. – М. Сов.композитор, 1988. – 192с.
  6. Новицкая М.Ю. Раз, два, три, четыри, пять, мы идём с тобой играть: [текст, ноты, фото]: рус.дет.игровой фольклор: Кн.для учителя и учащихся/ Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
  7.  Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем [текст, ноты, иллюстрации], учебное пособие / Тольяти 2002  - 115с.