ЛЕКЦИЯ Индивидуально - дифференцированный подход в обучении детей на занятиях инструментального искусства

Методические рекомендации в сфере дополнительного образования исполнительскому искусству в области музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лекция27.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества» г. Находка

ЛЕКЦИЯ

Индивидуально - дифференцированный подход в обучении детей на занятиях инструментального искусства

Лекция  преподавателя по классу инструментального исполнительства Прокудиной Л.С.


Проблемы развития будущего общества включают заботу о настоящем, прежде всего о детях. Увидеть, понять и "расшифровать" индивидуальность ребенка, создать условия для его развития - это задача, стоящая перед педагогами, психологами, родителями. Во времена перемен, подобных нынешнему, дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, веры в свои силы, готовности пробовать и ошибаться, приспосабливаться и искать подходы к решению проблем, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Поэтому школа, в лице педагогического коллектива, должна учить детей быть творческими личностями, способными воспринимать и усваивать новое, уметь импровизировать. Именно решением этих задач занимаются педагоги музыкально - эстетического образования ( и профессионального и дополнительного ).

С незапамятных времен музыку воспринимали как мощный психологический фактор. Непосредственное воздействие музыки выражается сильнее всего в области чувств и настроений, т.е. эмоций. Различные музыкальные произведения вызывают эмоциональные переживания, влияющие на физиологическое состояние организма человека (изменение дыхания, кровообращения, давления и других процессов). У детей развитие музыкального образа, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа отражаются в движении, прикосновении к инструменту, т.е. в звукоизвлечении, которое собственно и создает музыкальный образ. Одновременно музыку используют как лечебный фактор. Организация движений с помощью музыки развивает у детей внимание, память, сосредоточенность, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Основная задача педагога музыкальной школы - помочь детям с помощью музыкального искусства в приобретении навыков и умений, облегчающих им социальную адаптацию.

Задачи музыкального образования:

*Выявление индивидуальных особенностей учащихся, создание особых условий для работы с детьми разной степени одаренности.

*Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся

*Организация содержательного досуга детей  

                     Индивидуальные особенности детей 

Новое понятие в современном обществе - это ребенок с особыми образовательными потребностями. Термин "ребенок в ООП" заменил сегодня слово "инвалид" и "лицо с ограниченными возможностями". Однако понятие ООП - шире, чем слово инвалид. К этой категории необходимо добавить всех учащихся, имеющих дополнительные запросы в получении образования: воспитанники детских домов, иностранцы, эмигранты  из бывших советских республик и другие учащиеся, имеющие наследственные генетические, хронические заболевания. (5)

Не редко, при нарушении психического или физического развития, прежде всего внимание уделяют медицинской  реабилитации, а обучение откладывают на потом. К сожалению, такая практика задерживает формирование ребенка, как социально полноценной личности.  Такие дети требуют оказания им помощи с самого раннего детства (детский сад, школа). В детских садах в систему музыкального образования входит ритмика. Преподавание ритмики обусловлено  необходимостью коррекции недостатков физического и психического развития детей(1).

Каждый ребенок, вне зависимости от его физического и психического здоровья, имеет свои особые образовательные потребности, ибо каждый ученик обладает совершенно индивидуальными музыкальными, эмоциональными, физическими, психологическими чертами.

Музыкальные данные выражаются в умении слышать, запоминать и воспроизводить мелодию или попевку, ритмическую структуру, то есть это прежде всего характеризует музыкальную память.

Эмоциональная выразительность позволяет передать в разной степени выразительности музыкальный образ, заключенный в музыке. Только от эмоций ребенка зависит каким  будет музыкальный образ: ярким, веселым, грустным, нежным, спокойным или взволнованным.

Физические особенности учащегося выявляют ловкость и беглость пальцев ( т.е. технику рук ), выносливость, усидчивость в работе, скорость и реакцию мышления (умение контролировать и корректировать свое исполнение).

Психические возможности помогают  (в силу своего психотипа) показывать именно свое видение музыкального образа.

Здесь необходимо добавить, что границы способности ребенка весьма призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. Музыкальные занятия проводятся в сочетании индивидуальных, мелкогрупповых, групповых форм обучения и коллективных концертных мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных и образовательных потребностей каждого учащегося, обеспечивает комфортные условия обучения для каждого ученика. Все эти формы обучения направлены на развитие познавательных процессов, музыкально - эмоциональной, волевой сферы учащихся, развитию физических возможностей (мелкой моторики), усилению умственной и речевой активности.

На занятиях инструментального исполнительства применяются такие методы:

  • Наглядно - слуховой (играет педагог)
  • Наглядно - зрительный (показ отдельных элементов)
  • Словесный (образный рассказ педагога)

Необходимо еще раз подчеркнуть, что наглядные методы и формы, постоянная  активизация зрительной памяти имеют преимущество перед словесными методами.

Самый эффективный результат работы с детьми   дают индивидуальные музыкальные занятия.  Форма индивидуальных занятий создает условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Для каждого ученика применяются совершенно разные формы, методы ведения урока, темп и уровень эмоционального языка. В соответствии с музыкальным уровнем ребенка, педагог подбирает специальный индивидуальный план обучения. Общие качества занятий - это атмосфера музыки, единое эмоциональное настроение, взаимопомощь и уважение к товарищу. Здесь же необходимо отметить тесную связь с родителями, их активное участие в процессе обучения детей, помощь в подготовке и проведении концертных выступлений.

Основные принципы ведения урока:

  • Доброжелательная обстановка
  • Рабочая  атмосфера (дисциплина, не многословие, конкретные замечания)
  • Постановка цели и задач занятия
  • Способы выполнения задач
  • Слуховой контроль исполнения и педагогом и учащимися. Желательна самостоятельная оценка ученика своего выступления.
  • Обязательная оценка результатов занятия. Замечания и поощрения учащихся.

За годы моей педагогической практики (44 года) у меня не было детей - инвалидов, но было достаточно много детей одаренных, с нарушениями психики и даже с ограниченными возможностями здоровья ( далее ОВЗ). Я абсолютно уверенна, что каждый ребенок, вне зависимости от его физического и психологического здоровья нуждается в особой образовательной программе, поэтому обучение каждого ученика проводится очень индивидуально.

Ученица Л - из неблагополучной семьи, что и наложило свой отпечаток на характер: низкая  самооценка, истерики, нарушение дисциплины. Спокойная, дружелюбная обстановка на уроке, доброжелательность и адекватная оценка поведения, беседы с самим ребенком и опекунами, позволили девочке закончить школу с отличием, затем среднее специальное учебное заведение и вполне успешно нашла себя.

Есть еще категория детей с "короткой" памятью. С ними абсолютно весь материал прорабатывается на уроке и дома нужно только закрепить. Вся работа делится на ряд небольших эпизодов, в которых отрабатываются технические задачи, музыкальные образы, динамические и другие задачи. С такими детьми, исходя из моей практики, лучше всего подходит не классическое обучение (по нотам), а нотно- цифровое или даже зрительное (с рук).

Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей личности. Одаренные дети имеют преимущества по всем параметрам развития. Они эмоциональны, физически здоровее, социально адаптивные. Они легко учатся, их внимание устойчиво, словарный запас шире, любознательны, изобретательны, независимы. Но эти прекрасные качества очень часто губятся, теряются проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности. В силу своих особенностей такие дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.

У одаренных детей ярко выявляются такие черты:

  • Любознательность
  • Широкий словарный запас
  • Изобретательность
  • Настойчивость
  • Требовательность к результатам  собственной деятельности
    И эти же качества создают проблемы:
  • Предпочтение сложных игр и несоответствие им сверстников
  • Диспропорция в физическом, интеллектуальном и социальном развитии
  • Стремление к максимализму и категоричности
  • Недостаточная терпимость к окружающим и сверхчувствительность

Учащегося К. можно отнести к категории одаренных: хорошая память, дисциплинирован, любознателен,  но имел завышенную самооценку, был нетерпим к окружающим и в тоже время сверхчувствителен. Индивидуальный подход заключался в творческой направленности урока, подкреплении всех замечаний практическими примерами. К концу обучения характер выровнялся, стал более дружелюбным, эмоциональным. Закончил обучение с отличием и продолжает музыкальные занятия на другом инструменте.

                          Опыт работы в классе

 Каждый педагог, творчески относящийся к своей работе, за время педагогической деятельности, обязательно приобретает ряд собственных приемов.  Одной из моих находок является убеждение, что музыкальное произведение должно обязательно иметь программу (название), или можно придумать  это название, или слова. или сценку. Можно дать самостоятельное задание по поиску программы для изучаемого произведения. При этом ставится задача к выразительному исполнению пьесы в соответствии с программой Очень важным условием ведения любого занятия является создание творческой, радостно - эмоциональной, дружеской атмосферы, удовольствия от общения и с учителем , и с учениками. Для меня особой радостью прозвучало признание двух моих учеников в том, что лучшие их друзья учатся с ними в музыкальной школе. При чем, один из них одаренный ученик, а второй с ОВЗ.

В нашем классе существует совершенно уникальная оценка знаний. Для изучения музыкального произведения мы ввели "Правило шести ступенек":

1. Разобрать нотный текст

2. Посчитать ритм

3. Выучить наизусть

4. Запомнить динамические оттенки

5. Найти правильный темп

6. Создание музыкально-эмоционального образа

Первые две задачи (ступеньки) достаточно просты и не требуют много времени. Обычно хватает одного или двух занятий. Одновременно изучаем штрихи, фразировку, форму произведения.

Задача номер три (наизусть) требует чаще всего много времени, именно из-за слабой музыкальной памяти детей. В это время необходимо окончательно выявить форму произведения, найти повторение и отличие, кульминацию, закрепить фразировку и продумать динамический план. Я стараюсь, чтобы дети делали это самостоятельно ( мы обсуждаем эти вопросы вместе).

Четвертая ступенька уже имеет элементы исполнительства, формирует музыкальный образ, который плавно подводит к установлению нужного темпа.

Пятая ступенька - чисто творческая задача. Произведение уже проигрывается целиком, с выполнением всех элементов: штрихи, фразировка, динамика и темп.

И последняя, задача номер шесть, звучит как концертное исполнение,  не отвлекаясь на мелкие недостатки.

Выполнение каждой задачи прибавляет один балл к оценке, т.е. если не отработана любая из ступенек, оценка корректируется. Такой контроль исполнения позволяет совершенно объективно ставить оценки. Причем, учащиеся самостоятельно озвучивают свои результаты. Педагог контролирует замечания и успехи и, обычно, оценки совпадают.

Изучение произведения по ступенькам, позволяет оценивать каждый этап объективно. В процессе изучения всего произведения учащиеся получают обычно много разных промежуточных оценок. Но естественно, самая окончательная оценка ставится только за концертное выступление.

Часть репертуара имеет другие задачи, а именно: чтение с листа (задачи №1 и №2), динамическая выразительность (задача №4), анализ формы произведения, штриховые и ритмические трудности, особенности звукоизвлечения и т.д. Каждое такое выступление также оценивается. Обычно на уроке ученик получает несколько оценок (за каждое задание отдельно).

В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество ребенка. Наблюдая за учениками, обучающихся в музыкальных школах, и сравнивая их обычными учащимися, можно сразу отметить, что первые более развиты во всех отношениях. Они более усидчивы и трудолюбивы, имеют более широкий кругозор, эмоциональны и отзывчивы, умеют слушать и сопереживать своим товарищам. Выступления на сцене помогают вести себя расковано и непринужденно, т.е. развивают коммуникативные навыки, которые так необходимы любому ребенку в его дальнейшей жизни. Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания, - залог успешного  решения задачи развития творческих сил подрастающего поколения.


Список литературы:

1. Рогожинская М.А. "Музыкально-ритмическая деятельность детей в ООП здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике" 15.05.2014

2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа (Инструментальное искусство) - Воткинская ДМШ №1 им. Чайковского

3. Филипова В. "Ребенок с ООП" 26.09.2011

4. Климчинский П - "Роль музыкальной культуры в развитии личности" журнал- Музыка в школе 5/2013г.

5. Чурикова И.С. "Музыкальная инклюзия"

6. Проект "Обучение детей с ООП в рамках инклюзивного образования в ДШИ" ГБОУДОД г.Москвы "ДШИ им. Е.Ф.Светланова"

7. Скорб Т.Н. "Из опыта работы в классе фортепиано с детьми с ОВЗ" МБОУ ДОД ДМШ г.Кирово-Чепецк

8. Панина Э.Ю. ( Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "Коллективное музицирование" в системе дополнительного образования в сфере искусства.

9. "Воспитательная роль музыки " Музыка Ленинград !975 г

10. Ермак Е.Н. Обобщение музыкально-педагогического опыта, как форма  исследовательской деятельности будущего педагога музыканта. На основе опыта Рачиной Б.С. доцента кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Журнал "Музыка в школе" 2/2013г.