«Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна, как активация музыкального мышления учащегося начальных классов»

Денькова  Зоя  Фёдоровна

О важности чтения с листа на уроках в муз.школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.urok_prep.denk_._chtenie_s_lista.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ г. МЕГИОНА

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 2»

 

Открытый урок на тему

«Развивающий потенциал чтения нот с листа

в классе баяна,

как активация музыкального мышления

учащихся младших классов»

Преподаватель

Денькова Зоя Федоровна

п. Высокий - 2009 г.

Конспект открытого урока

с учащимся 1 класса Батвиновым Игорем

преподаватель  Денькова З. Ф.

ТЕМА:  «Развивающий потенциал чтения нот с  

   листа в классе баяна, как активация музыкального

   мышления учащегося начальных классов»

Цель:   Активировать творческое мышление учащегося

     через навык чтения нот с листа.

Задачи урока: 

  • Формировать навык чтения нот с листа, как залог успешного музицирования.
  • Развивать чувство ритма
  • Прививать чувство фразировки, дыхания
  • Активировать процессы музыкального мышления
  • Формировать умение смотреть вперед при проигрывании нотного текста.

Методы обучения:   словесный, иллюстративный, практический.

Используемая литература: 

  1. Г.И. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон)»
  2. Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятель-ности»
  3. В. В. Крюкова «Музыкальная педагогика»
  4. Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения»
  5. Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию»

Структурное звено урока:

  1. Введение. Доклад по теме.
  2. Организационный
  3. Виды деятельности на уроке:
  • Игра с листа ритмических построений
  • Проговаривание (пропевание нот с листа)
  • Игра с листа муз. упражнений каждой рукой отдельно в ансамбле с педагогом
  • Музыкальный анализ простейших пьес
  • Чтение с листа пьес, доступных пониманию учащегося на данном этапе обучения двумя руками.
  1. Заключение – выводы, рекомендации.

Оборудование урока:

  • Инструменты – 2 баяна
  • Пульт
  • 2 стула
  • Подставка для ног
  • Нотный материал

Ход урока: 

  1. Введение – представление темы урока. Доклад. 

Среди многообразия музыкально-технических навыков,  приобретаемых учеником в процессе игры на инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа. Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был.

Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого  произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, по мере возможностей близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментного проигрывания на инструменте.

Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте, так или иначе, приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в замедленном темпе, в возможности остановиться и направить внимание поочередно на различные элементы текста.

Между тем при чтении с листа все действия музыканта вступают в тесную взаимосвязь, объединяясь в сложный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, то игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности (одновременная работа зрения, слуха, моторики, памяти координация движений). Иначе говоря, восприятие и музыкальное мышление в процессе прочтения нотного текста максимально активизируется в лихорадочном поиске нужного варианта исполнения музыкального произведения. Отсюда вытекает, что успешно играть с листа может учащийся, который обладает некоторыми игровыми навыками и «чувством клавиатуры». Кроме того, к этому моменту в течение 2-3х месяцев начального донотного периода обучения, учащийся должен приобрести необходимый запас музыкальных впечатлений и внутренних представлений, усвоить основные навыки звукоизвлечения, научиться различать основные градации звука, темпа, жанров, штрихов.

Умение смотреть вперед – самый необходимый навык чтения с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. Здесь немаловажную роль играет умение ученика охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые их группы (как при чтении видеть слова, а не буквы). Формула процесса прочтения нот с листа такова «вижу-слышу-играю».

Скорость восприятия играемого текста в большой мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, но и от тренировки. Когда известного музыканта спросили, каким способом можно добиться большей скорости чтения нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа!»

Так в чем же конкретно польза чтения нот с листа? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать музыкальное мышление учащегося?

Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей и жанров, исторических эпох. Иными словами, чтение с листа – это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой музыкальной информации!  «Сколько читаем – столько знаем!» - истина, сохраняющая свое значение и в музыкальном образовании.

Читая музыку с листа, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать и осваивать в исполнительском (техническом) плане, что создает условия «максимального благоприятствования». Эти произведения не для заучивания, а просто ради удовольствия узнавать новое. Отсюда и определенный психологический настрой. Наблюдения показывают, что музыкальное мышление при чтении заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Благоприятные условия для активизации муз.- интеллектуальных сил учащегося  обусловливаются и тем, что первое соприкосновение с ранее неизвестным произведением прежде всего дает волю непосредственно чувству! – остальное приходит потом. Читая с листа, исполнитель безраздельно отдается во власть музыки. Эмоции здесь играют важную роль, ведь происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией и протекают с особой четкостью и ясностью, что способствует качественному улучшению самих процессов музыкального мышления. Кроме того, в процессе читки с листа происходит увеличение объема используемого учеником музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. А это означает усвоение максимума информации в минимум времени.  

  1. Организационный – представление учащегося, настрой на урок.

  1.  Виды деятельности на уроке:

Ритмические упражнения:

«Здравствуй, утенок», «Дождик», «Федя-медя…», «Два кота», «Алла, где же ты пропала?»

1.Игра учеником с листа данных ритмических построений на одной и нескольких нотах (формируется навык чтения и зрительного охвата ритмических построений).

 2.Пропевание (проговаривание) нотами  тех же прибауток (зрительный охват нотных групп пока без игры на инструменте)

«Русская народная песня»,

«Как под горкой, под горой»,

«Украинская народная песня»

   Игра с листа муз. пьес в ансамбле с преподавателем, чередуя игру партий правой и левой рук (формирование начальных навыков чтения с листа одной рукой).

«Мы идем»

 «Башкирская народная песня»

«Белочка»

«Воробей»

   Чтение с листа данных пьес двумя руками, с предварительным просмотром нотного текста и   небольшого муз.анализа – тональность, фразировка,  размер, штрихи, темп.

4.  Заключение – выводы, рекомендации.