Исполнитель и эстрада: феномен сценического волнения
Исполнитель и эстрада: феномен сценического волнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО Детская музыкально-хоровая школа №3
Ново-Савиновского района
г. Казани
Педагогический проект
Пахомовой Евгении
Тема:
Исполнитель и эстрада:
феномен сценического волнения
Данная работа посвящена проблеме волнения исполнителей во время концертного выступления. Эстрадное волнение является частью любого выступления — в большом, заполненном публикой концертном зале и перед небольшой аудиторией. Схожие чувства на сцене испытывают актеры, музыканты, чтецы. Даже вне сцены возможно возникновение подобного состояния, например, у лекторов. В этой работе будет рассмотрено состояние профессиональных музыкантов, выступающих на эстраде, и те трудности, которые возникают при этом в сравнении с периодом, непосредственно предшествующем концерту. Хотелось бы не только формально сравнить эти два состояния в жизни музыканта, но и выявить непосредственную связь между ними и взаимозависимость.
Известно, что эстрадное волнение может быть опасным, «тормозящим» фактором на сцене, но и в то же время может в небывалой степени раскрыть потенциал исполнителя, а в самые счастливые для исполнителя моменты дать почувствовать слушателю незримое присутствие автора в зале, когда музыкант в воплощении идеи произведения наиболее близко оказался к замыслу автора. Что же это за состояние, которое заставляет одних жестоко страдать, а другим приносит самые счастливые моменты в жизни? Для исполнителя очень важно изучить свое состояние на сцене, так как именно на концерте перед ним стоят самые высокие художественные и профессиональные задачи.
Дома или в классе музыкант готовит себя к постижению авторского замысла, на сцене у него появляется возможность не только продемонстрировать свои находки, свою точку зрения на данный стиль данного автора, но и пережить в реальном времени произведение в целом, передать слушателям эмоции и чувства, заложенные в музыке. Ради этого поистине чудесного момента «оживления» текста, изложенного на бумаге, музыканты получают образование и совершенствуются в течение 16–18 лет. Любому исполнителю хотелось бы, чтоб во время выступления на сцене удавалось наиболее полно реализовать свою работу над произведением. Конечно, каждый должен найти для себя решение этой проблемы, но есть какие-то общие закономерности, которые хотелось бы выявить в этой работе. Конечно, стоит опираться не только на свой концертный опыт в динамике его развития, но и на опыт и поведение коллег. Для нас также небезынтересным будет узнать о том, как вели себя в обстановке концертного стресса великие исполнители, что помогало и мешало высокоодаренным людям вести диалог с аудиторией.
Как раскрыть в себе способность к публичным выступлениям, как преодолеть страх и скованность, возникающие на сцене — этому посвящены многие работы. Практически все великие исполнители задумывались над этой проблемой, кто-то давал советы из личного опыта, делился с учениками и коллегами о методах преодоления этой проблемы.
Эстрадное самочувствие является областью до сих пор во многом неразгаданной. Можно выявить две закономерности выступления на концертной эстраде, выделить два главных момента, возникающих на сцене. Один из них — явное повышение уровня решения интерпретационных задач, в чем слушатель играет определяющую роль. «Публика для исполнителя, - замечал Коган,- является вообще самым тонким, самым точным барометром того, в какой форме, в каком творческом состоянии на сцене находится он в данное время». Осложняется эта задача гиперответственностью, которая в свою очередь мешает исполнителю из-за появления чувства тревоги и неуверенности за свою интерпретацию, а также может усугубляться недостаточностью концертных выступлений.
Второй основной момент – значительная трансформация работы многих психофизиологических механизмов музыкально-исполнительской деятельности, в частности, появление стрессового волнения, необычного состояния двигательных компонентов игрового аппарата. Остановимся на этом чуть подробнее.
Уверена, почти все исполнители испытывали до выхода и на самой сцене необъяснимое состояние, характеризуемое некоторыми музыкальными деятелями как «предынфарктное» (Ойстрах). Естественно у каждого эти ощущения проявляются с разной силой воздействия, с учётом индивидуальных особенностей человека, но факт остаётся фактом – такое состояние существует, и наша задача – узнать, почему это происходит, и попытаться свести к минимуму волнение, которое во многих случаях мешает донести до слушателя художественный замысл произведения.
Разделим реакции волнения на:
- Физические (психофизиологические)
- Психологические
Психофизиологические стрессовые реакции проявляют себя следующим образом: вследствие выброса адреналина и норадреналина в кровь в организме человека происходят существенные изменения различных психофизиологических параметров, что в большинстве случаев затрудняет деятельность исполнителя в условиях концертного выступления. К их числу относятся: чрезмерная стимуляция двигательной активности, повышение тонуса мышц (приводящее, среди прочего, к дрожанию рук), учащение сердцебиения, нарушение естественного ритма дыхания. Сюда можно добавить понижение в 2-3 раза слухового восприятия, а также так называемую «световую глухоту», воздействие света на слуховую чувствительность.
Приведём сравнительную таблицу трех состояний музыканта: во время работы дома — в одиночестве, в классе — с педагогом, на концерте — перед публикой. В этой же главе приводится описание четырех эстрадных состояний:
-Фрустрация;
-Внутриличностный конфликт;
-Стресс;
-Кризис.
Фрустрация (лат. frustratio-обман, тщетное ожидание, расстройство) - дезорганизация работы сознания, торможение наиболее тонких и сложных структур. Проще говоря - игра «крупным планом».
Внутриличностный конфликт – субъективное переживание невозможности уклониться от необходимости выйти на эстраду и обязанности сыграть там. Суть конфликта – разрыв между «Я хочу» и «Я могу».
Стресс (англ. stress – давление, напряжение) – особое состояние тревоги, испуга, подавленности в экстремальных условиях. Стресс бывает информационным и эмоциональным.
Кризис (греч. Crisis – поворотный пункт, исход) – ситуация, когда возникают серьёзные , порой и неразрешимые противоречия между желаемой целью и невозможностью её реализовать.
Во время урока педагог должен пытаться систематизировать работу ученика и в данной схеме проследить пути преодоления фобий, возникающих вследствие четырех упомянутых ранее состояний, вызывающих напряжение и нарушение привычных форм жизнедеятельности. В целом, таблица довольно точно раскрывает суть трех этапов деятельности исполнителя: «При таком восхождении с уровня на уровень естественно и безболезненно происходит полноценное включение в истинное эстрадное состояние, ибо на предварительных этапах были разработаны приемы активизации сил и концентрации энергии, выработаны механизмы перехода с одного уровня на другой, управления состоянием напряжения и расслабления, сформировано умение изменять художественный масштаб решения задачи интерпретации сочинения». Исполнитель вынужден контролировать также состояние своего мышечного аппарата, научиться вовремя снимать накопившееся в мышцах напряжение, чтобы лучше осуществлять процесс контроля над исполнением.
Теперь проанализируем подготовку к выступлению.
В понятие подготовки входит и психологический настрой, и организация памяти (правильного запоминания авторского текста), применение «кодовой формы» фиксации музыкального текста, дает советы, как вести себя в день концерта и приводит опыт известных музыкантов: Нейгауза, Рихтера, Бузони, Иохелеса. Если обобщить высказывания, то режим концертного дня во многом схож у большинства исполнителей – вставать не очень рано; занятия на инструменте не должны быть слишком интенсивными, чтобы заранее не исчерпать запас сил; нужно по мере возможности сменить обстановку, погулять, отвлечься, отдохнуть; одеваться в «обыгранную», привычную одежду, чтобы на сцене был максимальный комфорт при игре.
Очень важна роль различных внешних средств для создания необходимого психологического состояния. Такие как амулеты, приметы, привычки. Здесь я позволю себе не согласиться и поддержать мнение профессора Ленинградской консерватории Н.Л. Перельмана, которое высказано им в его книге «В классе рояля». Он призывает пианистов: «Не выдумывайте предконцертных привычек!»
Кроме того, на мой взгляд, нельзя пользоваться искусственными транквилизаторами, которые искажают психофизиологическую картину состояния музыканта, подавляют сознание, снижают быстроту реакции. Вместо подобных способов «усыпления» нервной системы можно пользоваться программой-самовнушением, своеобразной аутогенной тренировкой, что является настройкой сознания и приведением в порядок мыслей, которые перед выступлением имеют обыкновение «прыгать» и «сбиваться» в хаотичные клубки.
Это очень важное предостережение высказано не случайно. Психика исполнителя должна гибко реагировать к отсутствию привычных условий и быстро приспосабливаться к вновь возникающим. Исполнитель, в особенности активно концертирующий и путешествующий во время гастрольных туров, должен быть готов ко всему. У пианистов, в отличие от других инструменталистов, существует еще фактор зависимости от инструментов, которые меняются со сменой зала. Эта зависимость и влияние ее на качество исполнения также должны быть сведены к минимуму.
Хочется отметить особенность интенсивности занятий в предконцертный период - не следует переусердствовать с занятиями перед важным концертом — ни за неделю, ни в день концерта. Вся психика должна прийти в спокойное состояние, каждое произведение должно все лучше ощущаться исполнителем как единое целое, а не просто как набор трудностей. Подготовка программы должна быть закончена не меньше, чем за две недели до концерта, то есть к тому времени программа должна быть уже выучена. Когда программа готова, заниматься надо по 2 часа в день. При этом играть надо так: утром неразыгранными руками сыграть сначала полпрограммы - первое отделение, потом второе. … Накануне концерта только сыграть программу утром и уже ни чистить, ни проверять.
Во время концерта исполнителю необходимо установить контакт с публикой, а также спокойно контролировать своё исполнение. На сцене важно оставаться самим собой, не «сфальшивить» — не в звуковысотном понимании, а в сфере образов, художественных задач, до конца оставаться искренним в своем творчестве. Г.Г. Нейгауз, цитируя кого-то из классиков, все время напоминал своим ученикам о важности понятия «чуть-чуть» в искусстве как меры всех вещей.
Стоит упоминуть о феномене раздвоения сознания: переживании процесса исполнения в реальном времени и при этом — предслышанье последующего. Мне бы хотелось сказать о большем, чем два, количестве измерений сознания на сцене. Из опыта актеров нельзя не вспомнить, что высшим достижением на драматической сцене является полное вживание в образ и, вместе с тем, умение смотреть на себя играющего как бы со стороны. Пианист, выступающий на концертной эстраде, еще должен быть и дирижером, и слушателем, и, безусловно, актером.
Завершая свою работу, хочется ещё раз подчеркнуть важность этой непростой во всех отношениях проблемы - сценическое волнение. Рассмотрев некоторые аспекты этой проблемы с разных сторон я узнала для себя много нового, и почерпнула те знания, которые, уверена, пригодятся мне в ближайшем времени в работе с моими учениками.