Доклад на тему "Проблема мотивации у учащихся в классе гитары"
Доклад на тему "Проблема мотивации у учащихся в классе гитары"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОКЛАД
на тему:
«Проблема мотивации у учащихся в классе гитары»
ПОДГОТОВИЛ:
преподаватель первой квалификации
Якимова Людмила Александровна
г. Нягань
2014 г.
На сегодняшний день, гитару по праву можно назвать одним из самых популярных инструментов в музыкальной школе. И это справедливо – гитара обладает красивейшим тембром, звуковой палитрой, она очень разнохарактерна и разнопланова: это и классическая гитара, рок гитара, эстрадная, испанская, аккомпанирующая. Каждый родитель, ведя своего ребенка в музыкальную школу, желает, чтобы его научили всем премудростям гитары и сделали хорошим музыкантом.
И тут возникает такая картина: ребята, имевшие пламенное желание учиться, после третьего, четвертого занятия разочаровываются, встретившись с трудностями в обучении. Они перестают выполнять домашние задания (вовсе или в неполном объеме), начинают пропускать уроки.
Родителям приходиться много раз призывать ребенка сесть за гитару. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другими делами. Ребенок все чаще стонет, что школа – это каторга, а для родителей, время, отведенное для домашних заданий, становится ежедневным испытанием доверия.
Подобное происходит со многими детьми. И дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Успех в учебе – это умение плюс желание, и неуспевающим ученикам не хватает этого желания, заинтересованности. Они занимаются лишь под давлением старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.
Исследования показывают: в школах с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело не только с нежелающими учиться подростками, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению.
Если отсутствует мотивация – все кажется тягостным, урок становится утомительным. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться – велик: они соблазняют своих детей денежным вознаграждением за хорошие оценки; угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, игр на компьютере, просят, ругают и часто приходят в отчаяние. Потому что без мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя», а родители не могут запустить мотивацию усилием своей воли.
Французский лютнист и певец Мишель Сен – Лембер в своем трактате «клавесинные принципы» писал: «Хороший учитель знает, что успехи невозможны, пока ученик не втянется в свои упражнения: он владеет особым секретом сделать так, ученику понравилось заниматься…»
Особым секретом Мишель Сен – Лембер называет мотивацию. И я считаю, что каждый педагог должен знать, как ее развивать и вызывать у учащихся своего класса.
Слово «мотивация» происходит от латинского глагола movere – двигать. И действительно, мотивированным человеком будто что – то движет, он упорен, сосредоточен на выполнении задания, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Внешние признаки мотивации у ребенка – это сияющие глаза, нескончаемое вдохновение и сосредоточенность, погружение в работу.
Мотивация к учебе включает в себя такую движущую энергию внутри человека, которая приводит его в состояние активных действий в тех обстоятельствах, в которых он ленится, занимается откладыванием на потом, медлит, топчется на месте, долго собирается.
Если ряд вещей, которые полезно знать педагогу о мотивации:
- Мотивация к учебе связана с эмоциями, эмоциональными состояниями. Именно эмоции в конечном итоге и обеспечивают стремление, либо отвращение для занятий какой – либо деятельности. То есть, эмоциональная мотивация к учебе бывает позитивной и негативной.
К примеру – ученик может представить себя, играющим на международном конкурсе. Либо на концерте. Играет он замечательно, ему все аплодируют, он завоевывает призовые места. Обладая такой положительной мотивацией – ученик идет домой, берет в руки инструмент и начинает заниматься.
Негативная мотивация очень схожа, только ученик представляет будущие негативные события. Когда он играет плохо – то чувствует себя неуютно и глупо, это выводит его из себя. Данные состояния могут стать мощным барьером к достижению цели и вызывать отвращение к процессу обучения.
В этой ситуации важно переключить внимание именно на маленькие успехи и радоваться любым промежуточным результатам.
- Важно определить цель занятий игры на гитаре, выбрать, так сказать, маршрут движения.
В одной американской книге «Колеса» Артура Хейли, есть замечательное наблюдение по поводу конвейера по производству машин. Там высказывается мысль, что работник, который работает на одном месте и закручивает каждый день одну и ту же гайку или устанавливает деталь на машину, чувствует себя довольно несчастным. Это объясняется тем, что человек любит видеть результата своего труда. То же самое и в обучении игре на гитаре – нельзя останавливаться, но нужно видеть конкретный результат своей работы, знать, к чему стремиться, то есть видеть цель.
Причем психологи считают, самыми мотивирующими являются цели на границе сегодняшних возможностей. То есть желание сделать почти невозможное заставляет ученика работать усерднее. В то же время цель должна быть достижимой, то есть выигрываю самые смелые реалисты.
- Подстегнет мотивацию также дух соперничества. Своим ученикам профессиональный баскетболист Билл Бредли говорил: «Ребята, обязательно помните, что если вы не занимаетесь совершенствованием своей игры на пределе своих возможностей, то где – нибудь непременно найдется парень, обладающий точно такими же возможностями, но работающий не щадя сил. А потом в один прекрасный день вам доведется играть друг против друга, и преимущество окажется на его стороне…» Этот прием может сработать и изменить сознание учеников.
- Самое главное для мотивации – это вера ученика в свои возможности. Если есть уверенность, что можешь достичь большего, то объем желаний становиться актуальным. Верно и обратное. Если у ученика нет уверенности в своих силах, то это является прародителем антимотивации. Убеждения, которые ограничивают, становятся мощным препятствием в учебе. Поэтому очень важно разрушить внутренние ограничивающие препятствия на пути обучения и выработать стойкую веру в собственные возможности у ученика. Здесь важно продолжать учиться, несмотря ни на что, только тогда возможен успех.
- Мотивация может снизиться, когда скорость обучения не совпадает с ожидаемым результатом. Для решения этой проблемы необходимо разобраться в причинах и продумать свой собственный темп роста.
- Мотивация к учебе связана с интересом. Поэтому – отсутствие интереса напрямую связано с отсутствием мотивации. В этом случае необходимо разнообразить обучение: это просмотр видео – концертов, аудио – записей, посещение концертов и многое другое.
Наиболее сильным фактором в поддержании интереса к учебе является игра в ансамбле. Коллективное творчество превращается в интересную, познавательную работу, где ученики сближаются, соревнуются в игре и помогают друг другу.
- Напоминание. Чтобы ученик не переставал думать правильно, мотивационно подпитывал себя – ему нужно постоянно напоминать об этом.
В качестве мотивационного стимула многие люди вешают на стену документальные свидетельства о завоеванных призах или премиях, вдохновляющие плакаты. Пусть ученик найдет такую вещь, которая будет развивать его позитивизм и повесит ее на видное место.
- Еще одним важным фактором создания мотивации является грамотный подбор репертуара. Это можно отнести к первостепенной задаче педагога. Заинтересовать ребенка музыкальным искусством можно только через пьесы, поэтому педагог должен учитывать данные обстоятельства и подбирать репертуар, исходя из желаний ребенка и возможностей, от его характера и индивидуальности.
- Одним из мотивационных моментов в обучении являются взаимоотношения педагога с учащимися, а также взаимоотношения самих учащихся между собой. Сложные отношения, насмешки, издевательства, потеря авторитета у педагога, несомненно, приводят к ухудшению и потери интереса к учебе. В этом случае стоит попытаться наладить контакт. Первое правило педагога - не унижать и добиться дружеских отношений.
В заключении хочется дать несколько подытоживающих советов:
- «Аппетит приходит во время еды». Иногда ученику просто надо начать работать, при этом сказать – «Я люблю учиться» или « Мне нравиться эта гамма или пьес»
- Если у ученика нет желания учиться, пусть сделает вид, что есть. Пусть представит, что он очень ждал этого урока и готовился к нему. И вот этот момент настал. Это может сработать.
- Не стоит ни в коем случае делать уроки по принципу «чем быстрее, тем лучше», или «и так сойдет». Надо постараться вникнуть в самую суть. Обычно после этого и наступает интерес.
- Нужно помнить, что все начинается с мечты. Каждый стоящий проект начинался именно с нее.
- И наконец, последнее. Если нет желания учиться, не забывайте, что все равно вы учитесь по – настоящему. А настоящее обучение – это борьба и проходит только на поле битвы. Легко учиться тому, у кого есть порыв и желание. Тяжелей, когда нет ничего подобного, и вы достигаете эту цель, которую перед собой ставите, невзирая на обстоятельства.
Список литературы
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,1976.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,19686.
3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4. Как научить играть на гитаре. – М.: Издательский дом «Классика ххI», 2006.
5.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
6. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. – К.: «Книга», 2003.
7. Михайленко Н. П. Методология исполнительского мастерства гитариста. – К.: «Ровно», 2009.
8. Журнал «Мир гитары» №2, М.: 1994
9.Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.,1986. – Т.I
10. Хейли А. «Колеса»