Программа ФГТ по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (гитара) 5 лет обучения.

Таран Геннадий Викторович

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (гитара) 5 лет обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(гитара)

                                                           г. Нефтеюганск

2015г.


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка        

                                                

        - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

        - Срок реализации учебного предмета;

        - Объем учебного времени, предусмотренный  учебным  планом   образовательной  организации на реализацию учебного предмета;

        - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

        - Цели и задачи учебного предмета;

        - Обоснование структуры программы учебного предмета;

        - Методы обучения;

        - Описание материально-технических условий реализации учебного   предмета;

  1. Содержание учебного предмета        

                                        

        - Сведения о затратах учебного времени;

        - Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок         

                        

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

        - Критерии оценки;

        - Контрольные требования на разных этапах обучения;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса        

                

        - Методические рекомендации педагогическим работникам;

        

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

        - Учебная литература;

        - Учебно-методическая литература;

        - Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «гитара», далее  - «Специальность (гитара)»,  разработана на основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (ФГТ).

Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на гитаре, умений и навыков сольного исполнительства, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в данной сфере образования направлено на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а из числа наиболее одаренных - на их дальнейшее профессиональное образование.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

Обучение игре на гитаре включает музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет - 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом НГ МБОУ ДОД «ДШИ» на реализацию учебного предмета «Специальность (гитара)»:

Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

924

Количество

часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

561

 

         4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма обучения позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Актуальность данной образовательной программы выражается в гуманизации и демократизации образовательного процесса, и его индивидуализации. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, способствующего формированию таких качеств, как самоконтроль, уважение к окружающим, целеустремленность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.

6. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)»

    Цели:

  • Обучение учащихся исполнению на инструменте и овладение знаниями, умениями и навыками игры на гитаре, позволяющими выпускникам приобретать собственный опыт музицирования, обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения нот с листа;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у одаренных учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональную образовательную организацию.

               Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на гитаре, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение и как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
  • выявление творческих способностей учащихся и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации, на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков;
  • выявление наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных образовательных организациях.

6. Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы учебного предмета «Специальность (гитара)» являются  ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

               учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
  • в соответствии с данными направлениями строится основной раздел

    программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный: (рассказ, беседа, объяснение);
  • практический: (выработка игровых навыков, работа на инструменте,

    упражнения);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем

              игровых движений и приемов игры на гитаре);

  • объяснительно-иллюстративный: (игра педагогом произведения

              ученика с комментариями);

  • репродуктивный: (повторение учеником игровых приемов по образцу

    преподавателя);

  • аналитический: (сравнения и обобщения, развитие логического

              мышления);

          -   тактильный.

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях  исполнительства на гитаре.

8. Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени

предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия: Учебный материал распределяется по годам обучения (классам). Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

    залов, музеев и др.);

  • участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-    

    просветительской деятельности образовательной организации и др.

Таблица 2

Срок обучения – 5 (6) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных недель в году

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

3

Общее количество

часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

Общее количество

часов на вне аудиторные

 (самостоятельные) занятия

561

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6

7

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

198

231

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

                                        Годовые требования по классам

Срок обучения – 5 (6) лет

Требования по специальности для обучающихся на гитаре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но осваиваются в несколько сжатой форме и частично перемещены с учетом возрастной специфики учащихся.

Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, при этом общий уровень сложности может быть несколько ниже, чем по программе 8-9-летнего срока обучения. Несколько большее внимание следует уделить формированию навыков аккомпанемента в младших классах. Ученики, занимающиеся по пятилетней программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную реализацию творческий потенциал ученика, при необходимости - подготовить его к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования.

Первый класс

Знакомство с инструментом. Устройство инструмента и названия частей гитары. Акустические свойства, создание звука и особенности инструмента. Посадка гитариста и постановка правой руки, организация целесообразных игровых движений. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Аппликатурные обозначения. Освоение приема «тирандо» и «апояндо». Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам.  Постановка левой руки. Позиция. Игра большим пальцем правой руки с привлечением левой руки в средних позициях (V–VII). Первоначальное освоение более низких позиций (I–IV).

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, ознакомление с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов в правой руке. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.

 В течение учебного года рекомендуется освоить с учеником 20-30  пьес: народные песни, мелодии  песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Для учащихся целесообразно освоение легких пьес с мелодией и басом. В этот период желательно проходить большой объём музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, уделить особое внимание к звукоизвлечению.

Гаммы:

 Хроматическая гамма Ми

До мажор, Ре мажор, Ми мажор, Фа мажор в две октавы

с перемещением тоники по пятой струне  на II,IV, VI, VII позиции;

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1 (самый несложный)

   Каркасси М. Вальс До мажор

   Джулиани М. Этюд До мажор, ор.100, №1

   «Ехал козак за Дунай» украинская народная песня

Вариант 2

   Карулли Ф. Аллегретто ми минор

   Джулиани М. Экоссез

   Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор

Вариант 3

   Карулли Ф. Андантино соль мажор

   Каркасси М. Андантино ля минор

   «Нiч яка мiсячна» украинская народная песня

Вариант 4

   Кригер И. Бурре

   «Как по морю», обр. А.Иванова-Крамского

   Таррега Ф. Этюд До мажор

Вариант 5

   Каркасси М. Прелюд ля минор

   Иванов-Крамской А. Танец

   Таррега Ф. Этюд ми минор

Второй класс

Развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с элементами полифонии. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Продолжение работы над постановкой рук, свободой игровых движений. Работа над чередованием пальцев правой руки по одной струне и качеством исполнения «тирандо» и «апояндо». Динамика звучания. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Расширенная и суженная позиции. Развитие начальных навыков смены позиций, чтения нот с листа, аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи.

Работа над переходами со струны на струну. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простом музыкальном материале. Развитие техники баррэ.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами полифонии и крупной формы, а также изучение мажорных гамм. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли (с педагогом) и этюды. В исключительных случаях для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 1-2 произведений с элементами полифонии, вариационной или сонатной формы.

        Гаммы:

        Соль мажор, Ля мажор, Си мажор, До мажор в две октавы

        с перемещением тоники по шестой струне  на II, IV, VI, VII позиции;

       Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Вайс С.Л. Менуэт

«I шумить, i гуде», обр. А.Иванова-Крамского

Каркасси М. Вальс Фа мажор

Вариант 2

Шабатовский О.  Рождественская ёлка

Копенков О.  Аллеманда

Каркасси М. Аллегретто Ре мажор

       Вариант 3

Мертц Й. Адажио

Шварц-Рефлингер Э. Прелюдия ми минор

Сагрерас Х. Этюд Ре мажор

Вариант 4

Карулли Ф. Ларгетто

Иванов-Крамской А.  Грустный напев

«Мазурка», обр. К.Сосиньского

Вариант 5

Копенков О.  Ведро мороженного

Рокамора М. Мазурка

Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №3

Вариант 6

Бах И.С. Менуэт ми минор

Карулли Ф. Рондо Соль мажор

М. Линнеман Походка хомячка

Третий класс

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и «баррэ». Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Развитие беглости пальцев правой руки. Совершенствование исполнения различных видов арпеджио. Развитие беглости пальцев левой руки и техники легато. Работа над координацией действий рук в гаммообразных элементах. Смешанное легато. Работа над сменой позиций в произведениях. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Изучение буквенно-цифровых обозначений аккордов. Знакомство с простейшим аккомпанементом четырехзвучными аккордами.

Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Дальнейшая работа над простейшими видами полифонии. Подготовка к изучению крупной формы. В течение учебного года проработать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Изучение минорных мелодических гамм формулами  i-m и m-a («тирандо» и «апояндо»), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.

Гаммы:

ля минор, си минор, до минор, ре минор мелодический в две октавы

с перемещением тоники по шестой струне на II, IV, V, VII позиции.

си минор, до минор, ре минор, ми минор, фа минор, соль минор мелодический

в две октавы с тоникой по пятой струне на II, III, V, VII, VIII, X позиции.                  

                          Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Ерзунов В. Тема с вариациями в старинном стиле

Крайдлер Д. Восход солнца

Шилин Ю. Блюз ми минор

Сор Ф. Этюд ля минор, ор.31, №20

Вариант 2

Копенков О. Самба ля минор

Сор Ф. Аллегретто Фа мажор

Цыганская народная песня обр. М. Александровой «Сосница»

Джулиани М. Этюд ля минор, ор.100, №11

        Вариант 3

Джулиани М. Анданте До мажор

Уандерс Д. Кампоморо

Кучуков В. Вариации на тему украинской песни «Ой, не ходи Грицю»

Карулли Ф. Этюд Соль мажор

Вариант 4

Минисетти Ф. Вечер в Венеции

Джулиани М. Сонатина До мажор, ор.71, №1, I ч.

Копенков О. Румба

Сор Ф. Этюд си минор, ор.35, №22

       Вариант 5

Карулли Ф. Рондо до мажор

Иванов-Крамской А. Вальс

обр.  М.- Л.Анидо  Аргентинская народная мелодия

Джулиани М. Этюд ми минор, ор.48, №5

Четвертый класс

Развитие исполнительских навыков при более высоких требованиях  к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры. Совершенствование техники «баррэ». «Расгеадо». Совершенствование техники вибрации. Совершенствование техники легато. Исполнение мелизмов: форшлаг, мордент, группетто. Искусственные флажолеты. Закрепление навыков игры в позициях. Смена позиции с помощью глиссандо. Закрепление навыков игры в позициях. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, «баррэ», вибрации и легато. Мелизмы. Ознакомление с колористическими приемами игры. Искусственные и сложные флажолеты. Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления и творческой самостоятельности учащегося. Усложнение ритмических задач. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Развитие навыков аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи.

В течение учебного года разучить с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные гармонические гаммы.

Для профессионально ориентированных учащихся предлагается включать в план не менее 4 полифонических пьес, 2 произведений крупной формы, 4 этюда на различные виды техники.

Гаммы:

фа минор, соль минор, ля минор, си минор, до минор гармонический в две октавы с перемещение тоники по шестой струне на II, III, V, VII, VIII позиции.

си минор, до минор, ре минор, ми минор, фа минор гармонический в две октавы с перемещение тоники по пятой струне на II, III, V, VII, VIII позиции.

       Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Бах Й. С. Прелюдия до мажор

Каркасси М. Андантино Ля мажор

Джулиани М. Аллегро ля минор ор. 51 № 15

Таррега Ф. Этюд в форме менуэта

Вариант 2

Копенков О. Приятное путешествие

Карулли Ф. Рондо ор. 241

Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков

Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №23

Вариант 3

Калатаунд Б. Болеро ля минор

Кост Н. Рондо Соль мажор

Кардосо Х. Милонга

Джулиани М. Этюд ми минор, ор.100, №13

Вариант 4

Бах И.С.  Прелюдия ре минор, BWV 999

Копенков О. Рондо ля минор

Лауро А. Венесуэльский вальс №2

Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №9

Вариант 5

Бах И.С. Гавот Ми мажор, BWV 1012

Сор Ф. Рондо Ре мажор

Гершвин Д. Летний ритм

Джулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48, №9

Пятый класс

Формирование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Углубленная работа над звуком. Разбор произведений итоговой выпускной программы. Исполнение изученных гамм в заданном темпе. Целенаправленная подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования.

Современные колористические приемы игры. Работа над звукоизвлечением. Смена позиции с помощью глиссандо. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах арпеджио. Тамбурин.  Имитация малого барабана. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах гамм. Дальнейшее совершенствование техники легато. Трель. Сложные флажолеты. Тремоло. Пиццикато. Закрепление навыков игры в высоких позициях.  Соло левой руки. Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений, техники аккомпанемента.

Углубленное изучение произведений, входящих в программу вступительного экзамена в колледж. Участие в концертной жизни класса и школы. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес, включая полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд.

Примеры программ выпускного экзамена:

Вариант 1

Бах И.С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002

Джулиани М. Сонатина до мажор ор.71 № 1 (Рондо)

Иванов-Крамской А. «Грезы»

Каркасси М. Этюд Ре мажор, ор.60, №14

Вариант 2 

Джулиани М. Сонатина Соль мажор, ор.71, №2, I ч.

Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор.15 bis

Таррега Ф. Арабское каприччио

Таррега Ф. Этюд Ми мажор (de velocidad)

Вариант 3

Гендель Г. Чакона

Алан Л. Огонь сердца        

Иванов – Крамской А. Порыв

Каркасси М. Этюд ми минор, ор.60, №19

   Вариант 4

Бах И.С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007

Паганини Н. Соната До мажор

Абреу С. «Тико-тико»  (самба)

Дамас Т.– Таррега Ф. Этюд-скерцо Ля мажор

   Вариант 5

   Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10

Джулиани М. Сонатина Ре мажор, ор.71, №3, IV ч.

Вила-Лобос Э. Шоро №1

Пухоль Э. «Шмель» (этюд)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать  конструктивные особенности инструмента;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых  навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать  основные  средства музыкальной выразительности (динамика,

    агогика, тембр);

  • уметь самостоятельно настраивать инструмент;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности  несложного

              музыкального произведения и находить способы и методы в работе    

              над ними;

  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические  знания и  предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навыки чтения с листа несложных  произведений, необходимые для ансамблевого музицирования и аккомпанемента;
  • приобрести навыки подбора по слуху, так необходимые  в дальнейшем будущему аккомпаниатору;
  • приобрести навык публичных выступлений как в качестве солиста, так и участника ансамбля.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие  крупной и мелкой техники;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание художественно-исполнительских возможностей гитары;
  • знание музыкальной терминологии;
  • знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (сонаты, вариации, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • умение подбирать по слуху;
  • навыки воспитания слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки использования музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнения анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель любой  аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Оценки  качества знаний  по «Специальности  (гитара)» охватывают все виды контроля:

-        текущий контроль успеваемости;

-        промежуточная аттестация учащихся;

-        итоговая  аттестация  учащихся.

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Таблица 3

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью  не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различных систем оценивания.  Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им  программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части программы, технический зачет),    академические концерты,  переводные экзамены

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения  программы учебного предмета

Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9)

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.

Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение четверти (полугодия) в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его мотивации к  учебному процессу.  

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

Контрольные прослушивания могут проводиться в классе в присутствии других преподавателей, включать в себя элементы беседы с учащимся и обсуждение  рекомендательного характера.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения; выступление ученика оценивается комиссией.

Переводные экзамены могут проводиться в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения предмета данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершается обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Учащийся, освоивший в полном объеме  программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами.      

Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения  выставляются оценки по пятибалльной шкале. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

- исполнение программы целиком без остановок и существенных ошибок;

- ясным, внятным звуком;

- ритмично;

- в достаточной степени выразительно;

- исполняемые произведения соответствуют примерным программным требованиям.

Все требования к качеству звука, ритмичности, музыкальности исполнения, а также уровень сценической культуры оцениваются в соответствии с возрастом и годом обучения.

4 («хорошо»)

Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам предыдущего раздела, например:

- заметная ошибка, либо несколько менее значительных;

- некачественное звучание инструмента;

- неритмичное исполнение;

- невыразительное исполнение;

- несколько заниженный уровень сложности программы.

Степень данных недочетов в исполнении оценивается комиссией.

3 («удовлетворительно»)

Значительное несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам  первого раздела, например:

- множественные ошибки или остановки;

- значительно заниженный уровень сложности программы;

- различные комбинации пунктов 1-4.

2 («неудовлетворительно»)

Отказ от выступления, либо незнание программы и невозможность доиграть ее до конца.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  • оценка годовой работы учащегося;
  • оценки за академические концерты или экзамены;
  • другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  • продемонстрирован достаточный технический уровень владения инструментом;
  • раскрыт художественный образ музыкального произведения;
  • отражено понимание в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

За время обучения педагог должен  научить  ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять  на гитаре  произведения  из репертуара, разработанного детской школой искусств, а также сформировать у него навыки чтения  нот с листа, подбора  по  слуху,  игры  в  ансамбле  и навыки аккомпанирования. В работе с учащимся преподавателю необходимо следовать основным принципам дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый, как индивидуальное занятие педагога с учеником. В некоторых случаях на начальном этапе обучения (1, 2 классы) возможны уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно в целях расширения кругозора, создания в классе коллективной творческой обстановки,  а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Необходимо прививать ему сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат.

Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.

Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения —  важнейшему средству музыкальной выразительности  гитариста, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе  над  вибрацией следует  приступить, когда учащийся усвоит необходимые  постановочные и двигательные  навыки.  При этом необходимо стремиться к формированию у него  внутренней  потребности к вибрации.

Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию его ритмической организации, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности.

На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как о сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также знакомить ученика с важнейшими сведениями об истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Посадка гитариста

          Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку, высота которой подбирается индивидуально для каждого ученика, корпус гитары положить выемкой на левое бедро так, чтобы головка грифа находилась на уровне плеча или немного выше. Правую ногу надо отодвинуть в сторону. Посадка девочек может быть другая: ноги вместе, стопа правой ноги располагается у подставки или отводится несколько назад, опираясь на кончик ступни. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Правильная посадка характеризуется максимальной длиной позвоночника, шея должна естественно продолжать позвоночник; плечи должны быть на одном уровне (линия плеч перпендикулярна позвоночнику). Грудь и спина расправлены. Позвоночник прямой.

Постановка правой руки

            Кисть правой руки свободно устанавливается над струнами. Между предплечьем и кистью образуется естественный угол. Пальцы округлены. Ладонь параллельна струнам. Запястье не должно прогибаться к деке или выгибаться наружу. Линия кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе перпендикулярны струнам. Мизинец участвует в игре очень редко. Большой палец отставлен от остальных в сторону грифа примерно на расстояние, равное длине последней фаланги. Звук извлекается кончиком подушечки пальца и коротким закругленным по форме пальца ногтем (ногтевой способ игры),  либо только кончиком подушечки пальца при наличии слабых ломких ногтей (без ногтевой способ игры). Первый способ предпочтительнее.

Постановка левой руки

           Пальцы левой руки прижимают струны около металлических порожков последними фалангами, которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы округлены и не прогибаются в суставах. Ладонь располагается параллельно грифу. Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению и уравновешивает силу прижатия струн. Большой палец располагается напротив второго пальца или между вторым и третьим пальцами, его кончик не выступает из-за грифа.

Способы звукоизвлечения

            Учащийся должен освоить два основных способа звукоизвлечения: «тирандо» и «апояндо».  «Тирандо» – кончик пальца, коснувшись струны и преодолевая ее сопротивление, оттягивает ее к соседней сверху струне, но не задевает ее; после извлечения звука палец за счет быстрого расслабления возвращается в исходное положение. «Апояндо» отличается от «тирандо» тем, что после звукоизвлечения движение кончика пальца останавливает соседняя струна; звук в этом случае получается более сочным, громким. Ощущение напряжения пальца при извлечении звука и последующем расслаблении должно быть таким же, как при «тирандо». В обоих случаях, звук извлекается защипыванием, а не ударом, траектория движения защипываемой струны параллельна деке, чтобы избежать дребезга о порожки. Путем слухового анализа следует добиваться сильного, красивого, полноценного звучания. При этом  сила защипывания должна исходить в основном от последней фаланги (самой дальней от ладони). Первым способом играют, арпеджио, аккорды, иногда пассажи. Второй способ применяют при исполнении мелодии, гамм, гаммообразных пассажей,  для выделения мелодии в арпеджированной фактуре.

Приемы игры

Правая  рука

     Арпеджио – поочередное исполнение звуков аккорда. Это один из ведущих приемов игры. Работу над ним следует начинать с первого класса. Темп медленный, фигурации простые.

     Арпеджиато – быстрое поочередное исполнение звуков аккорда.

     Расгеадо – извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами с использованием при этом внешней стороны ногтя.

     Тамбурин – прием игры, имитирующий звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки наружной стороной ударяет по струнам сверху у подставки. Удар надо делать всей тяжестью кисти, быстро отталкиваясь от струн, чтобы они свободно звучали.

     Тремоло – быстрое повторение одного и того же звука. На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами: p a m i , в указанной последовательности. В упражнениях полезно использовать различные варианты чередования пальцев: p i m a , p i a m i  и другие. Начинать работу над тремоло надо в медленном темпе, добиваясь ровности звучания и постепенно увеличивая темп.

     Флажолеты -  звуки флейтового характера. Натуральный флажолет получается от извлечении звука пальцем правой руки при одновременном легком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над металлическим порожком и быстром его снятии. Натуральные флажолеты извлекаются на XII, VII, V ладах. Реже употребляются флажолеты на II, III IV, IX ладах. Искусственные флажолеты получаются следующим образом: палец левой руки прижимает лад, указательный палец правой руки прикасается к струне в месте деления ее на две равные части, безымянный или средний палец правой руки извлекает звук.

     Пиццикато – прием игры, при котором извлекаются приглушенные, отрывистые звуки. Правая рука кладется ребром ладони со стороны мизинца на струны у самой подставки, а звуки извлекаются большим пальцем, а иногда и другими пальцами.

Левая рука

     «Баррэ» – один из основных приемов игры, при котором указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Необходимо следить, чтобы палец плотнее прижимал струны к металлическому порожку, не прогибаясь в суставах. Кончик указательного пальца не должен выходить за пределы грифа.

     Вибрато – вибрация звука в результате покачивания пальца, прижимающего струну, и кисти левой руки; применяется с целью придания звуку теплоты, певучести, увеличения  продолжительности звучания ноты.

Это одно и важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую  руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах.

     Глиссандо – скользящий переход от звука к звуку. Скольжение производится пальцем левой руки по струне, при этом правая рука извлекает начальный и конечный звуки или только начальный. Для достижения отчетливого глиссандо нужно сильнее прижимать струну во время скольжения. От глиссандо как приема игры следует отличать портаменто – скользящий переход при смене позиций, при котором достигается связность звучания. Сила звука в портаменто при скольжении, в отличие от глиссандо, уменьшается.

     Легато – плавный переход от одного звука к другому. При исполнении группы нот этим приемом только первый звук извлекается пальцем правой руки. При восходящем легато второй и последующие звуки извлекаются пальцами левой руки, которые с силой опускаются на звучащую струну; при нисходящем легато пальцы левой руки, извлекая звук, сдергивают струну в сторону ладони. Использование легато в быстрых темпах намного облегчает действия правой руки, позволяет играть трели.

Штрихи

      Легато – плавный переход от одного звука к другому. Связность исполнения  двух и более звуков достигается за счет хорошей координации движений пальцев обеих рук. Звук при этом должен обязательно извлекаться щипком.

     Стаккато – отрывистое исполнение звуков. Добиться этого можно двумя способами:

  1. после звукоизвлечения пальцы правой руки немедленно опускаются на звучащую струну;
  2. после извлечения звука пальцами правой  руки пальцы левой быстро снимаются со струн.

В большинстве случаев рекомендуется первый способ.

     Нонлегато – разновидность стаккато. Это раздельное, но не резко отрывистое исполнение звуков.

Штрихи являются одним из основных средств выразительности исполнения музыкального произведения. Приступать к работе над штрихами рекомендуется в первом классе.

Методические рекомендации по чтению нот с листа

           Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум, тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения с листа. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значение не только для удобства игры, но и для передачи верное фразировки, голосоведения.

               Всему этому преподаватель учит, давая ученику вначале  очень простые, а затем постепенно усложняющиеся задания по разбору текста. Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от ученика самостоятельного, осмысленного и тщательного разбора.

              Параллельно с навыками тщательного разбора и на базе этих навыков необходимо развивать беглое чтение с листа, основанное на умении схватывать главное в музыкальной ткани, умении непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на грифе, аппликатурная находчивость являются непременным условием успешного овладения навыком чтения нот с листа. Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а так же различные переложения, популярные пьесы. Чтение с листа должно начинаться с первого года и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Игра в ансамбле

               Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармоничный слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли. В первом полугодии 1 класса игра ученика в дуэте с  педагогом служит средством обогащения подчас очень простого музыкального материала. В программе представлен перечень рекомендуемой литературы для ансамблей.

Развитие технических навыков

            В процессе обучения необходимо добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков. Развитие техники практически осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. В узком смысле слова развитию техники способствует регулярная работа над упражнениями, гаммами, этюдами.

              Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями и гаммами является четкое осознание их назначение для преодоления технических трудностей. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно должны возрастать и требования к качеству исполнения. Например, в гаммах перед учеником ставятся более высокие требования к технике перехода из одной позиции в другую, ставятся различные задания по динамике, артикуляции и ритмическому варьированию. Большое значение имеют упражнения для освоения новых приемов игры, особенно при работе над легато, «баррэ», тремоло. Подбор этюдов обычно связан с техническими трудностями изучаемых пьес. Этюды подбираются на разные виды техники.

                                  Развитие творческих навыков

Развитию творческих навыков учащихся способствует практика игры по слуху и транспонирование, которые продолжаются на протяжении всех лет обучения. Необходимо практиковать подбор по слуху, как мелодий, так и аккомпанемента, поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы ученика: попытки импровизации, сочинения небольших пьес. Эти пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на свободную. Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличие соответствующих данных, всегда содействуют развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попыткам по-своему истолковать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента.

Составление индивидуального плана

            Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме и стилю. Репертуар необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие пьесы современных композиторов. Исключительную ценность представляют пьесы, в которых народные мелодии органически сочетаются с современными средствами выразительности. Педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы в зависимости от уровня общей подготовки, возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных данных.

           Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В работе над репертуаром педагог должен добиваться  различной степени завершенности  исполнения учеником музыкального произведения, учитывая, что одни из них готовятся для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Рекомендуется изучать одновременно не более 3-4 произведений. Последовательность проверки домашних заданий  на каждом уроке должна изменяться.

             Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений, различных по уровню трудности для исполнения на академических концертах и экзаменах в течение учебного года.

Ожидаемые результаты.

- владение основными навыками исполнения на гитаре;

 - умение самостоятельно разбирать, разучивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей, умение читать с листа, подбирать по слуху;

- умение аккомпанировать несложные вокальные и инструментальные произведения;

- знание и понимание мелодической  и гармонической структуры  исполняемого произведения, умение создавать художественный образ и реализовывать исполнительский замысел произведения;

- знание  музыкальной терминологии, музыкальных жанров, стилей, направлений в искусстве.

 

  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., Музыка, 2007
  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., Престо, 2003
  3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., Престо, 1995, 1999, 2002
  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2013
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
  6. Кирьянов Н.  Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Часть 1. - М., Торопов, 2002
  7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977 - 2009
  8. Jirmal J.  Škola hri na kytaru pro začátečníky. - Praha, 1988

Методическая литература

  1. Ашер Т. Звук и его тоновые оттенки. // Гитаристъ.-1993: №1. С. 15-17
  2. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., Престо, 2002
  3. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
  4. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., Классика-XXI, 2006, 2010
  5. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы  I-VII Междунар. науч.-практ. конференций.  Тамбов, 2005-2012
  6. Кузнецов В. К вопросу о гитарной аппликатуре. // Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.3. М., 2001
  7. Кузнецов В. Основы звукоизвлечения и игры в позиции на классической гитаре. // Музыкальное исполнительство на народных инструментах. Вопросы обучения и воспитания: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.7. М., 2003
  8. Кузнецов В. Подготовительный период обучения на классической гитаре. // Современные проблемы музыкального образования: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.8. М., 2004
  9. Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, Музична Украина, 2003
  10. Петропавловский А. Гитара в камерном ансамбле. Автореферат диссертации на соск. уч. степени канд. искусствоведения. Специальность 17.00.02. Нижний Новгород, 2007
  11. Титов Е. Приемы игры на гитаре: от теории к практике. М., Композитор, 2005

Нотная литература

  1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. - М., 1979
  2. Барриос А.  Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.- М., 1989
  3. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1934
  4. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. - М., Музыка, 1986
  5. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - М., Музыка, 1984
  6. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко. - М., Музыка, 1984, 1988
  7. Восемь пьес для шестиструнной гитары / Аранж. А.Иванова-Крамского. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство,1946
  8. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В.Кузнецов. - М., Дека-ВС, 2004
  9. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. - М.-Л., Государственное музыкальное издательство, 1947
  10. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М., Музыка, 1983
  11. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Музыка, 1972
  12. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитмана. - М.,  Престо, 1997
  13. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. - М., Престо,1998
  14. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2002
  15. Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1981, 1984
  16. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987
  17. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1989
  18. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1992
  19. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1966
  20. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. - М., Музыка, 1967
  21. Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1969
  22. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2005.
  23. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 1999, 2004
  24. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка,1970
  25. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1971
  26. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1977
  27. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1973
  28. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., Престо, 2011
  29. Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 1/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005
  30. Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 2/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005
  31. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1948
  32. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия I -II. Альбомы 1 - 7. - М., 1930,1931
  33. Санс Г. Пять сюит /  Ред. Х. Ортеги.- М.,1979
  34. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство,1939
  35. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. - М., Государственное музыкальное издательство, 1932
  36. Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В. Яшнев. - Л., Государственное музыкальное издательство, 1934, 1935
  37. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. - М.- Л., Государственное музыкальное издательство, 1939
  38. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. - Л., Музгиз, 1962
  39. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. - М., Государственное музыкальное издательство, 1933
  40. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары./ Ред. А. Сеговии. - М., ГИД, 1997
  41. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары./ Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1975
  42. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Советский композитор, 1971
  43. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983
  44. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А. Иванов-Крамской. - М., Музыка, 1971, 1976
  45. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983, 1985
  46. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е. Ларичев. — М., Музыка, 1972
  47. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1984, 1986
  48. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1958
  49. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз, 1959
  50. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы / Сост. П. Вещицкий. - М., Музгиз,1960
  51. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4 / Сост. Ц. Вамба. — М., Музгиз,1961
  52. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1983
  53. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1984
  54. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1980, 1984
  55. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1981, 1985
  56. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1982, 1986
  57. Этюды для шестиструнной гитары /Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь.- Л., Музгиз, 1961
  58. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987