Кантиленность и речитативность мелодического языка в соответствии со стилевыми особенностями исполняемых произведений. Приложение к работе.

Лободина Елена Ивановна

На примере исполняемых произведений в синтезе с другими видами искусств (живопись, архитектура), образцами литературы выявить взаимосвязи и взаимодействия, проследить общие стилевые направления и тенденции, характерные той или иной эпохе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc367.5 КБ
Office presentation icon romantizm.ppt2.84 МБ
Office presentation icon barokko.ppt1.71 МБ
Office presentation icon predshestvenniki_fortepiano.ppt1.84 МБ
Office presentation icon melodiya.ppt230.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2014 г.


Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

    Тема открытого урока:  «Кантиленность и      
   речитативность мелодического языка в  
   соответствии со стилевыми особенностями          
   исполняемых произведений».


   
0b1ac012149bf833b905da67aae3a427     ff8a1322059213

                                             
Дата проведения открытого урока: 18.03.2014.
                                      Время проведения открытого урока: 15.00
                                      Место проведения открытого урока: ДШИ «Гармония»


Цель урока: на примере исполняемых произведений в синтезе с другими видами искусств (живопись, архитектура), образцами литературы выявить взаимосвязи и взаимодействия, проследить общие стилевые направления и тенденции, характерные той или иной эпохе.

 Задачи урока.
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания  (кантиленность, речитативность, стилевые особенности исполнения произведений);
- продолжить формирование практических навыков (качество штриха легато в кантилене и артикуляционность произношения в комбинированных штрихах).

Развивающие: развитие творческой активности обучающегося через различные виды деятельности (сольное и ансамблевое выступление, нахождение ассоциативных связей между различными видами искусств, объединённых одной эпохой);

- комплексное эстетическое развитие ребёнка, его эмоционально-чувственного отношения к жизни и искусству, формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов России и мира.


Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса и любви к предмету;
- повышение уровня познавательной мотивации;

- реализация возможностей обучающегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество.

Здоровье сберегающие:

- применение эмоциональной разрядки;
- правильная организация пианистического аппарата, снятие зажимов.

Методы обучения:
-
словесные (устное изложение материала): рассказ, объяснение;
- наглядные (изобразительная наглядность): видеопоказ;
-
практические (формирование умения): источник знаний – практическая деятельность, репродуктивный метод.

Реализуемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;

- технология педагогического общения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;

- технология коллективной творческой деятельности.

Оборудование и материалы: мультимедийное сопровождение урока (компьютер, экран, презентация), фортепиано.

Ожидаемые результаты: посредством сопоставления - музыка и живопись, музыка и архитектура, музыка и литература, рассматривая взаимодействия внутри этих пар как попытку перевода с языка одного искусства на язык другого ключевых моментов художественного образа, «погрузить» ребёнка в  более глубокое понимание стилевых особенностей произведения, постараться более точно воспроизводить певучую и раздельную в произношении интонацию.

Тип урок: интегративный с элементами комбинированного урока (ознакомление обучающихся с конкретными явлениями и понятиями, закрепление знаний, формирование и закрепление умений и навыков).

План урока:
1. Введение в урок.
2. Лекционный фрагмент.
3. Работа над музыкальным материалом на основе пройденного, введение новых понятий.

4. Физкультминутка.
5. Лекционный фрагмент.
6. Игра в ансамбле с учётом полученных знаний.
7. Заключение.
8. Домашнее задание.



                                        Ход урока:
         1. Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы охвачены ею…
Вопрос: если вы слышите мощное и жёсткое звучание оркестра, изломанные мелодические линии, резкие аккорды, какой музыкальный образ у вас создаётся?
Ответ: злой, страшный.
       Но вот на фоне нежнейшего аккомпанемента звучит прекрасная мелодия, она спокойно парит, освещаемая светлыми красками благозвучных аккордов.

Вопрос: а сейчас что вы представляете?
Ответ: хрупкий, беззащитный образ.

        Чтобы охарактеризовать эти два начала, слова не были нужны. Музыка рассказала нам о них своим языком. Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?
       Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях и пользуются композиторы, создавая музыку.
       Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига, Шопена, Чайковского… Каждый из этих композиторов жил и творил в разное время, в разных странах со своей историей и культурой, каждая из которых имеет свои характеристики.

        Перед тем, как Катя сыграет своё программное произведение, Вальс из Детского альбома Чайковского, мы сделаем небольшую историческую ссылку.
Вопрос:  Скажите, это музыка из какого века? Правильно, из XIX.
      А какой стиль, какое направление культуры характерно этому времени?
       
Романтизм! А чем характеризуется этот стиль, что для него свойственно? Что способствовало его зарождению?

         Этот стиль возник во Франции в период французской революции, а в России русский романтизм зародился на фоне национального подъёма после войны 1812 года.

        В произведениях романтика противопоставлен мир реальный, грубый, негативный, опасный и мир идеальный, мир мечты.
В романтическом произведении всегда есть герой, яркий, неординарный, одинокий, некий «идеал», душевный мир которого противопоставлен окружающему миру. Романтический герой как правило бросает вызов реальному миру, вступает с ним в конфликт, противопоставляя ему свои идеалы, жизненные принципы.
       Со временем вы познакомитесь на уроках
литературы с яркими примерами романтических произведений великих русских писателей Лермонтова (поэмы «Демон» – традиционный сюжет падшего ангела и «Мцыри» - развитие линии Демона, бежит из монастыря в мир природы, божий сад, но природа не помогает, он блуждает…), Пушкина (поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан»).
       Нам проще обратиться к сказкам Пушкина. Назовите, какие вы знаете? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке»…)      

В любой сказке есть такой герой. Например,…
       Если говорить о
романтическом стиле в музыке – это исповедь души, взволнованность, искренность, задушевность тона высказывания. В русской музыке это не только великий Чайковский, который написал музыку к бессмертным произведениям Пушкина (оперы Евгений Онегин и Пиковая дама).  
       В русской музыке это
Глинка (Руслан и Людмила), Даргомыжский (Русалка, Каменный гость),  Римский-Корсаков (Сказка о царе Салтане, Золотой петушок, Моцарт и Сальери), Мусоргский (Борис Годунов), а так же Бородин, Балакирев, Кюи.

        В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо в скульптуре и архитектуре. Имена великих русских живописцев вам хорошо известны: Айвазовский, Тропинин, Кипренский, Брюллов. В архитектуре это новое в стиле оформления. Романтизм признавал ценность не только греческой культуры, но и всех остальных. Особенно большое внимание уделялось архитектуре Востока. На первое место выдвигалась эстетическая утончённость, в декорациях преобладают сложные силуэты, богатство форм.
       Посмотрим некоторые иллюстрации, отражающие романтизм в живописи и архитектуре… (
Приложение 1)

     
2. А теперь, когда мы познакомились с романтическим стилем на примерах из других видов искусств, Катя с большим «погружением», большим пониманием стиля романтизма в общем понимании постарается исполнить «Вальс» из цикла «Детский альбом» Чайковского. Не забудь о нашей трактовке художественного образа (история Золушки на балу).
      Играет произведение.
      А теперь от художественного образа перейдём к технической стороне.
Вопрос: какое домашнее задание было, над чем ты работала?
Ответ: над певучестью мелодии в легатных проведениях мелодии и над отчётливостью произношения в эпизодах с комбинированным штрихом.
Вопрос: если попросить тебя воспроизвести звучание этой пьесы, как ты это сделаешь?
Ответ: спою мелодию.
       Да, споёшь мелодию, и, прежде всего, тебе вспомнится
мотив – зерно мелодии, выразительная частица, дающая представление обо всей мелодии, её характере.
       А
мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
       Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает, и наконец увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии ещё короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться.
(Приложение 2)
        В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка её развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией[1]. Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

        Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи дожидаются сумерек, чтобы отдать своё благоухание ночной прохладе.

        Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с вершины – кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к её концу.
       
Вопрос: если мы обратимся к мелодии 1-го эпизода первой части вальса, то где можно определить кульминационную точку этой мелодической линии?
Ответ: во 2-й фразе.
       Правильно, точнее, ближе к концу 2-й фразы. Постарайся развитие мелодии сделать динамически более выразительно.
Хорошо.  Кульминация стала значительно выпуклее.

Вернёмся к качеству штриха LEGATO.
Вопрос: вспомним, что такое легато?
Ответ: связное исполнение звуков.
       Правильно, у тебя довольно качественно прозвучал этот штрих. Но не хватило широты дыхания, которое охватывало бы все эти короткие мотивы в единую линию, образуя целостность мелодического языка, пение, основанное на широком дыхании, которое и называется
КАНТИЛЕНА (вскользь мы упоминали данный термин, но об этимологии говорим сегодня).
       
Кантиленность – это мелодичность, певучесть исполнения (латинское cantilena – распевное пение, распевание).
Это особый тип мелодии, характеризующийся слоговыми распевами, в которых одна гласная может распеваться на пять-шесть звуков. Что, собственно, характерно, как мы уже сказали,  теме вальса первого периода, по структуре состоящей из коротких штрихов, объединённых общим дыханием.
Вопрос: повторим, что характерно для кантиленного исполнения мелодии?
Ответ: широта мелодической фразы.
      Правильно. Причём, часто фразы незаметно переходят одна в другую, создавая впечатление бесконечной мелодии.        

        Лёгкость и грацию мелодии придают акценты на слабые доли такта и лёгкие безударные окончания на сильные доли, что как бы перечит мерному трёхдольному аккомпанементу. Некоторые характерные для Чайковского интонации вызывают в памяти музыку вальса из балета «Лебединое озеро».

        Вообще, исполнять фортепианную музыку Чайковского довольно сложно, потому что она насквозь симфонична, МУЗЫКА «приходила» к нему таким образом. Например, данную тему можно представить себе в исполнении скрипок, самого певучего инструмента из всех, ведь не даром, говорят «скрипка поёт».
       Во втором периоде настроение меняется: плавность, округлость мелодических линий сменяется блеском звучания и смелым размашистым рисунком мелодии. И здесь остроту характера придаст
РЕЧИТАТИВНОСТЬ исполнения этого эпизода. В речитативе музыкальная интонация сближается с речевой. В речитативе на каждый слог падает одна нота, как в разговоре.
       
Речитатив (от слова «Речь») – означает взволнованную речь человека, который торопится вам о многом сказать.
       Катя, сыграй, пожалуйста, ещё раз 2-й эпизод, придав исполнению большую речитативность, т.е более отчётливое произношение, артикуляцию. Спасибо, молодец!
       При домашних занятиях постарайся добиться ещё большей рельефности исполнения кантиленных и речитативных мелодических интонаций. Повторим, на что нужно обратить внимание.
Ответ: в кантилене стараться мыслить длинными фразами, объединять, в речитативе стараться максимально активизировать пальцы для ясности произношения.

       
3. А теперь как на машине времени перенесёмся из XIX века, эпохи романтической музыки в век стиля барокко.
       И чтобы это поскорее произошло, выполним небольшую физкультминутку.
Физкультминутка для снятия напряжения, эмоциональная разрядка. Упражнения для мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

         4.  И так, мы попадаем во времена Баха… Подскажите, в какой век? Правильно, XVII барочный век.
       
Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», дословно «жемчужина с пороком») -художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности.

Посмотрим иллюстрации. (Приложение 3)

        Необходимо сказать ещё об одной очень важной особенности. Какие инструменты звучали в той эпохе? Существовал ли в тот период времени инструмент фортепиано в нашем современном виде? Вспомним, когда появился первый инструмент? Кто его изобрёл? (Приложение 4)
       
Бартоломео Кристофори, итальянский клавесинный мастер  в 1709 году. Фортепиано был назван потому, что с помощью молоточков можно было извлекать как громкие, так и тихие звуки. Конечно, у первых инструментов не было таких звуковых возможностей. А предшественниками были клавесин и клавикорд. В отличие от фортепиано звук на клавесине извлекался щипком птичьего пера за струну, его звук был не тянущийся, серебристо-металлический. Часто клавесин имел 2-3 октавы – мануалы, одни были настроены на звук фортэ, другие на пиано.
       Исполняя старинную музыку на современном инструменте, мы имеем возможность передать звучание в стиле того времени посредством ясной артикуляции, т.е. речитативности, ярких сопоставлений характерных образов и динамических контрастов, исполнению необходимо придать эмоциональную приподнятость, напряжённость.

          Катя, постарайся передать стилистические особенности при исполнении Весны Баха.
  Молодец! Думаю, тебе удалось!

        Альбина, скажи пожалуйста, в твоём полифоническом произведении Фугетте Армана, какой приём игры присутствует, кантиленный или речитативный? Сыграй, пожалуйста, с большей контрастностью.
       Спасибо, Молодец!

         5. А сейчас как закрепление темы, понятия кантиленности и речитативности музыкального языка, попрошу сыграть 2 произведения эпохи романтизма в ансамблевом варианте.  
Вопрос: Скажите, в пьесе «Перед рождеством» Гиллера музыкальный язык кантиленного или речитативного плана?
А « Трепак» Чайковского?
Пожалуйста, исполните с большей рельефностью этих двух начал.
Как вы считаете, удалось передать в полной мере? Молодцы!

6. Заключение.

Рефлексия.
Учитель: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Катя: Познакомились с такими понятиями как кантиленность и речитативность.
Учитель: Что характеризует эти стили исполнения?
Катя: Кантилена – это певучая мелодия широкого дыхания, а речитативность – это отчётливое произношение.
Учитель:
 А с какими стилями в искусстве мы познакомились относительно эпохи и направления в культуре?
Альбина: Романтизм 19 века и Барокко 17 века. А ещё мы познакомились с инструментами – предшественниками фортепиано и теперь знаем, как выглядели и были устроены клавесин и клавикорд. Это поможет нам в передаче стиля старинной музыки.
Учитель: А что характеризует романтическую музыку?
Катя: взволнованность, проникновенность, задушевность мелодии. А ещё я узнала, что жизнь мелодии похожа на жизнь цветка, и в каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка её развития, она называется кульминацией, а завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

Оценивание.
Учитель: Девочки, вы сегодня замечательно потрудились. Образы музыкальных произведений получились более яркими, глубокими, достоверными. За урок я ставлю каждой большую пятёрку!
Домашнее задание.
1. В домашних занятиях старайтесь технические задачи и приёмы совмещать с общими теоретическими знаниями, полученными сегодня. Исполнять произведения в соответствии со стилями произведений, более точно воспроизводить певучую и раздельную в произношении интонацию.

2. В старинной музыке приблизить стиль исполнения к клавесинному звучанию.

3. В романтических произведениях стараться больше «петь».

4. Продолжать работать в кантиленных проведениях над певучестью штриха легато, объединять мелодию в длинные фразы.
5. В речитативных фрагментах активизировать пальчики для ясной артикуляции.


                                  Список литературы.

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Часть 1. – М.:Музыка, 1988.
2. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1980.
3. Белинский В.Г. Сочинения А. Пушин.- М., 1976.
4. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе.-М.-Л.: Музыка, 1975.
5. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1. –М.:Музыка, 1978.
6. Друскин М. И.С. Бах. – М.:Музыка, 1982.
7. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. –М., 1989.
8. Калинина Н. Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе. –М.:Классика XXI века, 2006.

9. Музыкальная литература зарубежных стран (под ред.Левика). –М.: Музыка, 1984.
10. Некрасова Е.А. Тернер. –М.: Изобразительное искусство, 1976.

11. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. –М.: Музгиз, 1979.
12. Турчин В.С. Орест Кипренский. –М.: Знание, 1982.

13. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры. –Мозырь: Белый ветер, 1997.
14. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. –Л., 2002.
15. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М., 2004.




Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Приложение 4.







       



[1] Кульминация (от латинского culminis – вершина) обычно располагается в тактах 5-6 8-тактового периода или в тактах 12-13 16-тактового периода (т.е. в третьей четверти периода) и в этих случаях приходится на так называемую точку «золотого сечения». Смысл «золотого сечения» в красоте строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в строении человеческого тела, и в архитектуре, и в живописи.  Принцип «золотого сечения» применял великий итальянский учёный и художник XV- начала XVI века Леонардо да Винчи, хотя учения о пропорциях успешно развивалось и претворялось на практике ещё в Древней Греции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Барокко в живописи и архитектуре Караваджо

Слайд 2

Караваджо

Слайд 3

Рубенс

Слайд 4

Рубенс

Слайд 5

Веласкес

Слайд 10

Рубенс

Слайд 13

Веласкес

Слайд 14

Рафаэль

Слайд 15

Рафаэль


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: