обобщение опыта на тему "Развитие музыкальных способностей учащихся подготовительного класса специального фортепиано посредством изучения дидактического материала в процессе применения игровой деятельности"

Рычкина Наталья Александровна

Автор опыта убежден, что воспитание гармонически развитой творческой личности - одна из важнейших задач музыкальной педагогики. Именно поэтому он выстроил свою систему преподавания путем повышения интереса к обучению игре на фортепиано посредством игровой деятельности. Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной актив-ности детей. Она вызывает у ребят живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал, это необходимый вид деятельности в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки и специфические знания о музыке.

Сейчас особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом  не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств реализации этих задач является игровая деятельность. В начальный период обучения первоклассникам требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки, все это я рекомендую  включать в процесс обучения в подготовительном классе музыкальной школы. Постепенно они учатся заменять предметы словами, удерживать в голове музыкальные образы.   Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку.

Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения.  Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных  качеств и положительных черт личности.

Поэтому я широко использую игровую деятельность на уроках специального фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx199.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел культуры администрации Красногвардейского района

Развитие музыкальных способностей учащихся подготовительного класса специального фортепиано посредством изучения дидактического материала в процессе применения игровой деятельности

Автор опыта: Рычкина Наталья Александровна

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Красногвардейская ДШИ»

Бирюч

2015

Содержание

1. Информация об опыте………………………………………………………

2. Технология опыта…………………………………………………………...

3. Результативность опыта…………………………………………………….

4. Библиографический список………………………………………………...

5. Приложение к опыту………………………………………………………..

 

    «Игра – это искра,

                                    зажигающая огонек

                                          пытливости и любознательности».

          В. А.Сухомлинский.

Условия становления опыта

Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, любви к ценностям отечественной культуры. В связи с этим меня, как педагога-практика,  интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, музыкальная школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.
    Важное место в комплексе задач обучения музыке занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности.
     Актуальность выбранной мною темы обусловлена современными требованиями к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир. Особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом  не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств реализации этих задач является игровая деятельность.
    Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экологических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры. Задача общего музыкального развития учащихся в процессе обучения игре на музыкальных инструментах стоит также и перед музыкальной школой. Здесь ведущим является специализация в области музыки, что придает специфический характер всему процессу обучения.
    При обучении игре на фортепиано в подготовительном классе я предлагаю использование разнообразных форм и методов, позволяющих мягко и ненавязчиво приобщать детей к урокам.
    Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребят живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал, это необходимый вид деятельности в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки и специфические знания о музыке.
    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников и младших школьников. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.
   
Ведущей педагогической идеей является выявление посредством диагностики музыкальных способностей младших школьников и успешное развитие их в игровой деятельности на уроках специального фортепиано.

Длительность работы над опытом

Проводя экспериментальную работу в течение 24-ти лет педагогической деятельности в МОУ ДОД «Красногвардейская ДШИ» и особенно целенаправленно в последние 5 лет, я пришла к определенным результатам в деле воспитания профессиональных музыкантов. Об этом свидетельствуют результаты мои учеников на зачетах, экзаменах и конкурсах различных уровней.

Диапазон опыта

В начальный период обучения первоклассникам требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки, все это я рекомендую  включать в процесс обучения в подготовительном классе музыкальной школы. Постепенно они учатся заменять предметы словами, удерживать в голове музыкальные образы.   Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку.

Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения.  Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных  качеств и положительных черт личности.

Поэтому я широко использую игровую деятельность на уроках специального фортепиано.

Теоретическая база опыта

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. У Г.К. Селевко определение игры таково: «Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии. Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активно управляет ими.  Особый вклад в исследование данной проблемы внёс Л.С. Выготский. Он отмечает, что игра дошкольника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка. Д.Б. Эльконин писал о том, что у некоторой части педагогов существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции как чисто образовательные, так и воспитательные. Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирование личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре инее могут развиваться или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». «Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти про- цесс развития». По мнению многих современных исследователей (С.Н. Карпова, Л.Г. Лы- сюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.), игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
   
Новизна опыта состоит в системном использовании дидактической игры на разных этапах урока музыки для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
    Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
   
Технология опыта
   Основная цель опыта заключается в том, чтобы показать, как средствами дидактической игры можно развить у учеников познавательный интерес, чтобы на уроках музыки детям было нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром искусства.
Достижение планируемых результатов при индивидуальном обучении учащихся предполагает решение
следующих задач:
- на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы выявить теоретико-методологические основы использования дидактических игр с целью развития познавательного интереса школьников в процессе обучения музыке;
- определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся;
- разработать методику планирования и проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на различных ступенях обучения музыке;
- разработать методику формирования мотивации обучения младших школьников в первый год обучения на уроках специального фортепиано.
    Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I-IVклассы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы смещаются назад, т.е. охватывают возраст, примерно, от 6 до, примерно, 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его.
    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению, что и является, по моему мнению, одной из основных задач подготовительного класса.
    С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их производительность, продуктивность и устойчивость
. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
    Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.
    Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.
    Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в   определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.
    Иными в этом возрасте становятся детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.
    Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
    Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития.Для учеников младших классов велик авторитет учителя – и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы, дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений – дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это – неповторимые внутренние условия приобщения к учению.
    В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок к словесному общению, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для развития психики.
    У младших школьников есть особенность – стремление к игровой деятельности.
    Что такое игра и почему дети стремятся к ней? На этот вопрос поможет ответить концепция функциональной тенденции, основанная психологом Узнадзе Д.Н.
Суть функциональной тенденции в том, что внутренние, врожденные силы ребенка несут в себе импульсы к движению, они сами стремятся к развитию, движение и развитие является их естественным состоянием.
Игра, следовательно, не способ выброса лишней энергии, а основная форма развития, форма свободного проявления функциональной энергии.
Формы проведения уроков в подготовительном классе крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями,  вкусами,  привычками.      Процесс   обучения   музыке  –  творческий  и динамичный, требующий от педагога некоторой импровизационности, умения гибко осуществлять намеченный план.
Педагог В. Н. Чепуров считал, что основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы, человек должен непременно овладеть с самого раннего детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Как правило, человек, не любящий и не понимающий музыки, это человек эмоционально не развитый: он не способен глубоко чувствовать, понять переживания другого.
Б. Асафьев утверждал, что в процессе музыкального воспитания очень активно развивается слуховая чувствительность детей, а значит, создается дополнительная возможность для более тонкого и глубокого постижения окружающего мира.
Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
В своей работе я использую игровые методы, задача которых заключается  в создании эмоциональных, нравственных переживаний, ситуации новизны, неожиданности, актуальности, создание ситуации успеха в учении.
Игровые методы обеспечивают необходимые психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может сформировать активную личностную позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения учащийся получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В этом случае искусство предстаёт ученику не как совокупность безразличных к нему «чужих» норм, а как нечто такое, в чём он может найти и проявить себя.
Музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды урока в подготовительном классе, радостные минуты веселья. Сами того не подозревая, дети получают много впечатлений о музыке, знакомятся с ее основными элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразие созвучий.
В настоящее время пришлось столкнуться с тем, что в общеобразовательной школе у детей, которые учатся в первом классе, по пять, шесть уроков. Приходя после шести уроков в музыкальную школу, они уже перегружены, как правило, у них наступает сонливость, ко второй половине дня работоспособность снижается, поэтому использование игровых ситуаций помогает ребенку эмоционально разрядиться, предупредить переутомление.
На первых этапах, наряду с основным видом деятельности – исполнением на фортепиано, целесообразно использовать такие виды деятельности как:
-слушание;
- вокальное исполнение
(см.приложение№2).
В подготовительном классе необходимо использовать не менее двух видов деятельности, например: исполнение на фортепиано и слушание; исполнение на фортепиано и вокальное исполнение. В зависимости от настроя ученика, его внутреннего состояния, готовности   заниматься потребность в увеличении видов деятельности возрастает или наоборот уменьшается.
Как правило, первый урок начинается со знакомства ученика с инструментом, с правильной посадки, с освобождения игрового аппарата. Для запоминания учеником чередования пальцев, можно использовать следующее упражнение: поочередно сгибать каждый палец (начиная с большого), стараясь подушечкой следующего пальца прикоснуться к первому так, чтобы каждый раз образовывалось колечко. Это упражнение я рекомендую делать со словами:

        первый палец – самый сильный,

второй - тоже богатырь,

третий – находится посередине,

четвертый и пятый идут за ним.

Такая игра позволяет не только усвоить чередование пальцев, но и является первым этапом для последующей постановки руки.

Для лучшего усвоения учеником регистров, можно выучить с ним такое стихотворение Н. Кончаловской:

У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок,

Будто птичий голосок.

В средних клавишах,  как раз,

Тот же голос, что у нас.

Музыкальное восприятие или слушание – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы "вживается" в музыкальные образы произведения.  Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения.

Знакомя ученика со звуками, я рассказываю ученику о том, что звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. По этим особенностям можно отличать один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

(см.приложение№2)

Результативность опыта

По завершению работы над опытом сделаны выводы, которые полностью подтвердили целесообразность использования применения дидактических игр в подготовительном классе фортепиано. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Кроме того, благодаря использованию игр, на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в себе. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано не наблюдалось. Это же качество сохраняется у учащихся и в дальнейшем, о чём говорит 100% успеваемость и уровень исполнения пьес на технических зачётах и академических концертах, а также выступление учащихся класса на районных и зональных конкурсах юных пианистов.

Качество знаний учащихся класса, показываемое на технических зачётах и академических концертах за три года

Год

Количество учащихся

Отличников

Хорошистов

Успеваемость

Качество знаний

2012-2013

15

5

10

100%

100%

2013-2014

16

6

10

100%

100%

2014-2015

17

7

10

100%

100%

Призовые места в конкурсах

№ п/п

Год

Название конкурса

Ф.И. учащегося

Место

1

2012-2013

Районный конкурс фортепианных ансамблей

Рогов Иван (Vкл.), Наточиева Лиана(Vкл.)

I

2

2013-2014

Зональный конкурс «Созвездие талантов»

Коротких Ольга(Vкл.)
Глушкина Анна (VII кл.)

III

III

3

2014-2015

Зональный конкурс «Юный концертмейстер»

Рогов Данил (II кл.)
Коротких Ольга(Vкл.)

III

II

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда преподаватель сам активно участвует в этой игре, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному. Работа с дидактическим материалом в обучении и воспитании юного пианиста помогает сформировать у учащегося развитие музыкальных способностей. Опыт работы по данной теме показал, что музыкальные способности у учащихся огромны и многогранны. Развивая их, развиваю ребёнка как личность, его художественный вкус, интеллект, творческую инициативу, воспитываю музыкальную культуру. Педагогическая чуткость и интуиция музыканта зависит не только от его одарённости, но и от способности к обобщениям, умения самостоятельно мыслить.      

Приложение к опыту

1. Приложение №1

Диагностика музыкально-эстетических способностей

2. Приложение №2

Цикл групповых занятий для учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано с применением дидактических игр

3. Приложение №3

Методическая разработка на тему «Организация игрового аппарата учащихся в донотный период обучения»

Приложение №1

Диагностика музыкально-эстетических способностей детей 6-7лет на приемных испытаниях при поступлении в детскую школу искусств

Часто, приводя детей в школу искусств, родители выбирают популярные специальности и отделения, пытаются воплотить в жизнь свои нереализованные мечты и отдают ребенка заниматься тем или иным видом творчества, не интересуясь его желаниями и возможностями. Затем у ребенка происходит разочарование в занятии искусством, формируется стойкое негативное отношение к творчеству. Чтобы избежать таких перекосов, как-то сориентировать родителей, а также определить реальные склонности ребенка к тому или иному виду искусства разработана данная диагностика. Ее целью является установление наличия способностей к определенному виду искусства, а также создание условий для развития задатков ребенка.

Диагностика состоит из 4 разделов, позволяющих выявить эмоциональную выразительность ребенка (общительность и контактность, эмоционально-выразительные жесты и мимика), общемузыкальные задатки (чувство ритма, звуковысотный слух, интонация, музыкальная память, способность к различению тембров), художественно-изобразительные задатки (художественно-изобразительная ритмичность, видение оттенков цвета, видение контрастности цветов, композиционность рисунка, используемая цветовая гамма, степень прорисованности деталей, симметричность), а также творческие способности, которые необходимы для занятия любым искусством.

Тестирование производится двумя педагогами с одновозрастной группой детей (4-5 человек). Один педагог беседует с детьми, другой наблюдает и фиксирует результаты в тестовой карточке. Время тестирования - 30 минут. Тестирование проходит в игровой форме в доброжелательной непринужденной обстановке.

Оценка деятельности детей  производится по четырехбалльной системе:

  1. баллов - отказ от выполнения задания;

1 балл - плохо;

2 балла – хорошо;
3 балла – отлично.

Несколько иначе оценивается творческая работа (рисунок):

  1. баллов - плохо;
  2. балл*- хорошо.

Балл выставляется по каждому критерию: композиционность рисунка,используемая цветовая гамма, степень прорисованности деталей, симметричность.
По каждому блоку подсчитывается максимальная сумма баллов и баллы, которые набрал ребенок. Если количество баллов у ребенка больше среднего значения, то можно говорить о наличии способностей в том или ином виде искусства. По окончании тестирования родителям выдаются рекомендации по определению ребенка на то или иное отделение школы искусств.

Таким образом, наличие эстетических задатков у ребенка определяется по 12 параметрам, что позволяет точнее выявить его возможности и потенциальную успешность обучения тому или иному виду искусства.

Тестовые обследования позволяют уточнить и дополнить сведения о творческом потенциале ребенка, его задатках и способностях, однако при этом не следует абсолютизировать результаты теста. Только комплексная диагностика, включающая наблюдение, тестирование, творческую деятельность, интересы позволяет полнее выявить способности ребенка.

Диагностика содержит тестовую карточку, которая существенно облегчит процесс тестирования.


ДИАГНОСТИКА        ЭСТЕТИЧЕСКИХ

СКЛОННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ


ЗАДАТКОВ


И

БЛОК I. Диагностика эмоциональной выразительности ребенка.

1.        Общительность и контактность:

Ребенку задаются вопросы:

  • Как тебя зовут?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Где ты живешь?

Предлагается немного поиграть. Определяем, как быстро ребенок идет на контакт, сразу ли включается в игру. Система оценки:

  1. баллов — не включается, отказывается общаться.
  2. балл - включается, но не сразу.
  3. балла - легко идет на контакт.

2.        Эмоционально-выразительные жесты:

Предлагаем показать на пальцах, как распускается цветок, как летят птицы, всходит и заходит солнце; изобразить на лице радость, удивление. Система оценки:

  1. баллов —показывает очень вяло.
  2. балл - изображает хорошо, однако не все удается.
  3. балла - изображает эмоционально, выразительно, смело.

БЛОК II. Диагностика общемузыкальных задатков.

1. Наличие чувства ритма:

•        Прохлопать указанный ритм:

Начинается дождь                

Дождь заканчивается, капают последние капли

В лесу прыгают зайчики

Рассказать стихотворение (спеть песню), хлопая или подпрыгивая в такт,
(сначала четверными, затем восьмыми):

Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ну-ка встань, да поскачи,
Себе друга поищи.

 Система оценки:

  1. баллов — повторяет не верно;
  2. балл - повторяет ритмично, но не указанный ритм;
  3. балла - повторил ритм верно, с небольшими неточностями;

балла -отлично повторил ритм. 

2. Звуковысотный слух:

Пропеть предложенную музыкальную фразу:

•   Спеть любую песню;
               •   Игра «Эхо» (повтори интонацию):

Система оценки:

  1. баллов - повторяет не верно;
  2. балл - пропевает близко, но не точно;
  3. балла хорошо пропевает мелодию;
  4. балла -отлично интонирует.

3. Музыкальная память:

  • Пропеть предложенную мелодию, песенку
  • Узнать уже звучавший музыкальный отрывок.

Система оценки:

  1. баллов - не повторяет мелодию, не узнает отрывок.
  2. балл - пропевает только начало мелодии;
  3. балла повторяет половину звучавшей мелодии;
  4. балла —пропевает всю мелодию, узнает отрывок.

4. Способность к различению тембров

• Узнать музыкальный инструмент по звучанию: баян, скрипка, фортепиано, балалайка, колокольчик (отрывки музыкальных произведений в записи, «живая» игра на инструменте).

БЛОК III. Диагностика художественно-изобразительных задатков. /. Художественно-изобразительная ритмичность

Продолжи орнамент:

Z Видение контрастности иветов

Раскрась фон


Раскрась ромбы

3. Видение оттенков

Подбери оттенок цвета

Система оценки:

  1. баллов — задание не выполнено, не раскрашено.
  2. балл - работа не соответствует заданию;
  3. балла — выполнено хорошо, но допущены некоторые ошибки.
  4. балла - выполнено отлично, все цвета и орнамент подобраны верно.

Творческая работа на тему «Моя семья»

Система оценки:

Композиционность рисунка - 0-1 балл, прорисовывание деталей -0-1 балл, цветовая гамма - 0-1 балл, симметричность рисунка-0-1 балл.

БЛОК IV. Диагностика творческих способностей L_ Определение особенности развития креативности у ребенка Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».

Предлагаем ребенку дорисовать эти фигуры так, как он хочет. Система оценки:

0        баллов — отказ, к фигуре ничего не дорисовано;

  1. балл — создан образ, который является основой рисунка, образ плохо
    разработан, схематичен;
  2. балла - образ разработанный, содержит в себе много деталей, является
    второстепенной частью фигуры;
  3. балла - создан сюжет, фигура является мелкой частью.

2. Уровень развития воображения:

Детям задаются вопросы:

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты повелел?
  • Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты на нем полетел?
    Почему ты хочешь туда?
  • Сегодня волшебный день. Ты можешь делать все, что хочешь.
    Что бы ты стал делать?

Система оценки:

  1. баллов -ребенок ничего не придумал, без ответа;
  2. балл - ответ слабо развит;
  3. балла —интересный необычный ответ.

3        балла    -    интересный    эмоциональный    ответ,    хорошо    развитое
воображение.

ХОД ДИАГНОСТИКИ

Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Наталья Александровна, я работаю в школе искусств. А как тебя зовут? (дети поочередно называют имя и фамилию). Где ты живешь? {ответы детей). Чем больше всего любите заниматься? (ответы детей). А играть любите? Давайте с вами поиграем. Закройте глаза. Представьте, что мы с вами попали в волшебную страну (звучит «волшебная» музыка). Что вы видите в волшебной стране? Как вы узнали, что она волшебная? Теперь можете открыть глаза. Что вы станете делать в волшебной стране? (ответы детей) Если бы вы нашли волшебную палочку, что бы вы пожелали? А если бы вы нашли ковер-самолет, куда бы вы на нем полетели?

Мы с вами отправились в путешествие по волшебной стране. Вот идем мы по красивому цветущему лугу и вдруг увидели необычный цветок. Мы с вами очень удивились (изображаем на лице удивление). Вдруг этот волшебный цветок стал распускаться (показываем пальчиками, как цветок распускается и снова закрывается. Так несколько раз). Мы очень обрадовались (изображаем на лице радость). Вдалеке летели птицы (изображаем кистями рук птицу), всходило красивое солнце (изображаем ладонями восход солнца). Вдруг пошел дождь (хлопаем ритм 1), дождь пошел сильнее (ритм 2), но вот дождь стал заканчиваться, падают последние капли (ритм 3). Мы с вами зашли в волшебный лес и увидели, как прыгает зайчик (ритм 4). В лесу пели птицы. Каких птиц вы знаете? А какая птица поет вот так (играем на фортепиано пример 1 «ку-ку»). Правильно, Кукушка. Давайте повторим как эхо ее песенку как эхо (повторяем по одному).

  1. В лесу мы увидели волшебный дом, и зашли в него. В каждой комнате этого дома сидели музыканты и играли на музыкальных инструментах. Вот играет скрипка (звучит аудиозапись скрипки), вот играет фортепиано (звучит аудиозапись баяна), вот как играет балалайка, а вот так труба. Давайте поиграем с нашими музыкантами в игру «Угадай-ка» (включаем записи звучания разных инструментов и просим назвать, какой инструмент играет)

Мы вышли из музыкального дома и увидели, что наш зайчик сел под кустик и заплакал. Давайте пропоем ему такую песенку:

Зайчик, зайчик, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ну-ка встань да поскачи,

Себе друга поищи.

(пропеваем все вместе, затем по одному; хлопаем ритм песни сначала четвертями, затем восьмыми). Зайчик рассказал нам, что всех сказочных героев, которые жили в волшебной стране, взяла в плен злая колдунья. Вот они поют: Ay, ay (пример2), просят о помощи. Давайте им поможем, спасем от колдуньи. А для этого нам нужно выполнить несколько заданий (даем карточки по изобразительному искусству). Вам нужно дорисовать фигуры, продолжить орнамент, найти оттенок цвета и раскрасить ромбы и квадраты в контрастные цвета.

ТЕСТОВАЯ КАРТОЧКА ДИАГНОСТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Фамилия, имя, возраст

Результат в баллах

Бальная система, ответы детей

Эмоциональная выразительность ребенка

Общительность и контактность

Эмоционально-выразительные жесты

Количество баллов по данному блоку

Общемузыкальные задатки

Чувство ритма

Звуковысотный слух

Музыкальная память

Способность к различению тембров

Количество баллов по данному блоку

Художественно-изобразительные задатки

Художественно-изобразительная ритмичность

Видение контрастности цветов

Видение оттенков цвета

Композиционность рисунка

Степень прорисовывания деталей

Цветовая гамма

Элемент творчества

Количество баллов по данному блоку

Творческие способности

Особенность развития креативности

Уровень развития воображения

Количество баллов по данному блоку

Вывод о склонности к определенному виду искусства

«

Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Ступеньки
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Найди нужный колокольчик
Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Угадай колокольчик
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай»)  различного звучания.
Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке:  красный  кружок — на  нижней, если звенит  большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Повтори звуки
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», желтый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.
Ход игры. Преподаватель -ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет do первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Преподаватель просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Преподаватель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Преподаватель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Игры для развития чувства ритма

Прогулка
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки   (с обратной  стороны  карточек  приклеена  фланель).
Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит преподаватель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает преподаватель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Наше путешествие
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Ход игры. Преподаватель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на фортепиано. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит преподаватель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на фортепиано).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на фортепиано). Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать свой рассказ.
Определи по ритму
Игровой материал.
Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, треугольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.
Ход игры.
Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У преподавателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Выполни задание
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Преподаватель -ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.
Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий  будет  выкладывать  ритмический  рисунок  на  столе.

Игры для развития памяти и слуха:
«
Сколько нас поет?»
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки   (для   каждого   играющего),   музыкальные   инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка,   на   второй  двое  детей,   на  третьей  трое).
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Слушаем музыку
Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Волшебный волчок
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры. Вариант 1. На фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Что делают в домике?
Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная.
Ход игры. Преподаватель - ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Приложение №3
Тема урока: Организация игрового аппарата учащихся в донотный период

обучения

Цель урока: Формирование пианистических навыков, звуковой культуры.

Дидактический материал, оборудование: Музыкальный инструмент,

наглядные пособия.

Характерно гика учащихся:

Кныш Даша, 6 лет. В ДШИ занимается с 1 сентября 2014 года. Даша обладает хорошими музыкальными данными: слух, память, чувство ритма. Ей присуще такое редкое качество, как отзывчивость на музыку, что является одним из первых признаков музыкальности. Являясь эмоциональной натурой, она тонко чувствует настроения в музыке, точно передавая характер исполняемых пьесок. Говоря об игровом аппарате Даши, надо заметить, что по ее конституции, он уже сформирован подобающим образом. Но тем не менее мы все же отрабатываем некоторые исполнительские штрихи.

Самараковский Саша, 6 лет. В ДШИ занимается с 1 сентября 2014 года. У Саши развит музыкальный слух, память, чувство ритма. На уроках он активен, старателен. Однозначно можно сказать, что Саша увлечен музыкой, и при каждом исполнении пьес он старается передать их характер. У него налажен игровой аппарат, освоены штрихи поп legato, legato и portamento.

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Методическое сообщение: «Особенности организации игрового аппарата
учащихся
в донотный период обучения» (см. приложение к разработке)


Я беру кисть ребенка, добившись, чтобы она была свободной, и затем кручу руку у запястья, как «колобок из геста». «Раскручивать» от запястья надо по очереди правую и левую руку ребенка. После этого кисть у детей становится неизмеримо более гибкой.

Для того, чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо копчиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем вертикально опуская его па подушечку, мы играем в игру- «поцелуй с карандашиком»: копчиками («носиками») пальцы по очереди «здороваются» с карандашом. Необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка.

Далее знакомство с клавиатурой, регистрами, клавишами.

У рояля много клавиш,        В крайних справа- звук высок,

Ты их все звучать заставишь.      Словно птичий голосок.

В крайних слева- бас гудит,         В средних клавишах как раз

Будто он всегда сердит.        Тог же голос, что у пас.

Прогулка по черным клавишам:

Вот из тёмных вод Поднимается с волною кашалот. Л вокруг тепло, светит солнышко. Стайки птичек летят в вышину... Ночью звёздочки, днём пи облачка, Ветерок чуть колышет волну... Но кашалоту всё равно-Он уплывёт опять на дно...

Л.Хереско


Па каждый слог стихотворения последовательно нажимать чёрные клавиши, начиная с самой нижней, двигаться по направлению вверх, затем вернуться в нижний регистр.

Упражнение «Капельки». Необходимо брать произвольные звуки. Кисть руки напоминает каплю. Требования к исполнению:

1.        Правильная посадка:

  1. опора па ноги;
  2. прямая спина;
  3. опущенные плечи.

2.        Поддерживать локти:

  1. локти легкие;
  2. вся тяжесть руки в кончиках пальцев.

3.        Движения рук свободные, плавные, не допускаются резкие рывки.

Упражнение «Пчёлка» для правой руки. На цветочек ароматный Пчёлка мягко, аккуратно Чуть присядет, отдохнёт, I Icicrap душистый соберёт. Л в ответ цветочек топкий 11отку до споёт ей звонко! О.Геталова

Упражнение «Шмель» для левой руки.

Важный шмель к нам прилетел, Басом песенку запел. 0.1 еталова


Упражнения па фортепиано третьими пальцами правой и левой руки по очереди:

Требования к исполнению:

  1. Пальцы ставить ближе к черным клавишам.
  2. Пальцы ставить на копчики (на «подушечки»).
  3. Пальцы не прогибать (ставить их «на косточки»).
  4. Все пальцы держать вместе; собирать пальцы.
    Упражнение
    «Винни- Пух и Пятачок»

Вверх по ступенькам поднимусь,

!!»1!:1|"Шг61м обратно вниз спущусь!        иотнЬтя к.лно ) <> юшшши!

о 1омли.ц,ч1»:ил)н.")п(]\| 'и л i тл.мтк! |) На белых клавишах от до до до в верхнем регистре правой рукой, изображая

Пятачка, а в нижнем регистре, левой рукой, изббраЬкая''Й1инЙ-И^а.)

Упражнение «Зайчики». Через клавишу, по белым клавишам. Требования к

Упражнение «По бревнышкам». По чёрным клавишам подряд вверх и вниз.

Упражнение «На парашюте». По черным клавишам через октаву. Важно

точное «приземление» парашютиста.

Л теперь мы переходим к пьесам.

1.        «Три лягушки» - мерное пружинистое движение сверху вниз по «чёрной
клавиатуре». 11ачинаем традиционно с удобного приёма поп legato.

2.        «Марш мышей» - легко запомнив всего две клавиши, фа-диез и до-диез,

мы «маршируем» по октавам, параллельно осваивая динамические оттенки.


III. Работа над упражнениями и пьесами.

До первого прикосновения к клавишам мы занимаемся с детьми несколько

минут гимнастикой. Вот примерно как проходят эти занятия:

- Попробуем  подготовить ваши руки, чтобы вы могли научиться играть

сочным, красивым   звуком. Сперва надо уметь полностью освободить свое

тело.

Упражнение   1.   Встаньте   прямо.   Опустите  руки   свободно   вниз,  слегка

нагибаясь при этом вперед. Начинайте покачивать их навстречу друг другу,

то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон

увеличивайте, а затем, постепенно распрямляясь, возвращайтесь к исходному

положению.

Упражнение 2. Встаньте прямо, поднимите   руки вверх. Затем наклоняемся

и бросаем руки вниз. Руки свободно раскачиваются на уровне колен.

Упражнение 3. Наклоняемся к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену, отталкиваемся, возвращаемся в исходную позицию. Важно, чтобы вы чувствовали опору па ладони.

Упражнение 4. Наклоняемся к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них.

Далее упражнения мы проводим у инструмента.

«Лепку» рук ребенка я начинаю с первой минуты занятий и считаю, что педагог не может без этого обходиться. Никакими словами, никаким показом нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние рук. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребенка па клавиатуре.

Постепенно изучаем клавиши «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Учимся правильно брать один звук третьим пальцем. Рука, как пчёлка или шмель, летает с цветка па цветок.

Рука опускается сверху плавно, с опорой па кончик пальца. Важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей руки ( в запястье, локте и плече).Возникает ассоциация с «пружинкой». Следует избегать как вялого, пассивного извлечения звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише. Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении копчика пальца с клавишей. Рука начинает подъём с лёгкого, невесомого движения запястья.

Упражнение «Радуга». Представь себе, что ты - художник, держишь в руке большую волшебную кисточку и хочешь нарисовать разноцветную радугу над всей клавиатурой, от одного её конца до другого. Сделай это каждой рукой по очереди, мягко касаясь клавиш кончиками пальцев, слева-снизу -вправо-вверх и обратно, при этом приговаривая:

Ой, ты радуга - дуга! Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, Словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Теперь соедини радугами все Р1: па клавиатуре: от самого нижнего до самого верхнего. Сначала слева-снизу - вверх вправо, а потом обратно.

Постепенно изучаем клавиши «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Учимся правильно брать один звук третьим пальцем. Рука, как пчёлка или шмель, летает с цветка на цветок.

Рука опускается сверху плавно, с опорой на копчик пальца. Важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей руки ( в запястье, локте и плече).Возникает ассоциация с «пружинкой». Следует избегать как вялого, пассивного извлечения звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише. Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении копчика пальца с клавишей. Рука начинает подъём с лёгкого, невесомого движения запястья.

Упражнение «Радуга». Представь себе, что ты - художник, держишь в руке большую волшебную кисточку и хочешь нарисовать разноцветную радугу над всей клавиатурой, от одного её конца до другого. Сделай это каждой рукой по очереди, мягко касаясь клавиш кончиками пальцев, слева-снизу -вправо-вверх и обратно, при этом приговаривая:

Ой, ты радуга - дута! Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, Словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.

Теперь соедини радугами все РЕ на клавиатуре: от самого нижнего до самого верхнего. Сначала слева-снизу - вверх вправо, а потом обратно.

  1. «Крокодил» - опора руки сразу на два-три пальца правильно формирует
    свод руки,  укрепляет ладонь.   Эта  пьеса  особенна  интересна
    тем  детям,
    которые любят  пошалить:  они  с  радостью  откликнуться  на предложение
    «сочинить», озвучить образы крокодила и заиньки.
  2. «Трое гуляк» - озорная, шутливая песенка, где сам образ провоцирует
    ученика
    к смелой и свободной игре иа forte, способствует ощущению веса
    при опоре обеих рук иа первый и пятый пальцы. Па квинтах необходимо
    следить за укреплением свода ладони при свободном запястье.

Следующие пьесы направлены на дальнейшее освоение навыков игры legato при постепенном расширении позиционной аппликатуры.

10.        «Бармалей» - придуманная вместе, эта потешка строится на интонациях
«вопросов»   и   «ответов»,   которые   естественным   образом   провоцируют
потребность
в приеме   legato.   Активизируя фантазию учеников, такую игру
можно    продолжать    сколько    угодно:    варианты    вопросов    и    ответов
бесконечны.

11.        «Олени»   -   плавно   чередуя   свободные   руки,   следует   добиваться
непрерывности мелодической линии, закрепляя навык шры legato.

12.        «Наш дом готов» - расширяем позицию иа legato (5-4-3-2, 5-4-3-
2-1), непременно начиная с пятого, а не с первого пальца.

Следующая песенка концентрирует внимание на повороте вокруг первого пальца. Также постепенно осваиваются элементы хроматической гаммы.

13.        «Паровоз» - переносы рук через октаву, смелый охват всего пространства
клавиатуры.

Следующие пьески представляют собой простые диатонические гаммы, однако они также основаны на тексте и образе. Готовя с помощью образов осмысленное и бережное отношение к звуку, мы начинаем знакомство с гаммами, через освоение минорного лада: минорные образы предполагают мягкое,   певучее   звучание   инструмента,   в   то   время,   как   мажор   может спровоцировать желание играть «открытым», стучащим звуком.

  1. «Плачет киска» - движение по гамме от пятого пальца (в правой руке —
    сверху   вниз,  
    в  левой       снизу   вверх)  облегчает  поворот  запястья  через
    связующий первый палец.
  2. «Медвежонок» - после освоение пластичного поворота вокруг первого
    пальца  возможен  переход  к  непрерывной  мелодической линии  на одном
    дыхании на основе
    гармонического минора.
  3. «Колокольчик» - хрупкий образ способствует бережному, деликатному
    звукоизвлечепию мажорной
    гаммы. Понятие звукоряда и тоники.
  4. «Крот» - пятипалы 1,евая позиция в обеих руках в трезвучии и гамме.

Напоследок вы вдвоём сыграете очень интересную песенку- «До, ре, ми»- и

будете «кормить» разных зверей: ёжика, белочку, зайца, утку, козлика.  Саша

будет встречать животных, а Даша их будет угощать.

До, ре, ми, до, ре, ми,

Ко мне ёжики пришли.

Л я ёжиков люблю,

Молочка я им даю.

До, ре, ми, до, ре, ми, Ко мне белочки пришли. Л.я белочек люблю, Я орешки им даю.

4. Заключительное слово педагога о   важности начального этапа обучения -самого ответственного и сложного.

Приложение 1

Методическое сообщение па гтсму: «Особенности организации игрового аппарата в донотный период

обучения»

Ребенок вступает в донотный период, когда он знает названия нот па клавишах, по не усвоил ещё их изображение на потном стане. Маленький ребёнок - гармоничное создание. Он приходит к нам со своим богатым и красочным миром, с внутренним ощущением пульса и ритма, с естественной подвижностью и врождёнными рефлексами. Удивительно, как быстро и легко дети познают всё новое! Музыке можно и нужно учить самых маленьких детей, опираясь па их природную любознательность. В образной игровой форме пятилетних - шестилетних детей можно научить импровизировать, развить ощущение инструмента в копчиках пальцев. Играть - легко, если радостно! Умный, талантливый наставник поможет ученику с радостью и удовольствием погрузиться в разнообразный мир звуковых образов. Традиционное европейское музыкальное образование предполагает, в первую очередь, обучение чтению потного текста и воспроизведению прочитанного. Между тем, есть культуры, где дети, как птицы, входят в музыку через подражание- «с голоса», «с рук», получая на всю жизнь заряд творческой свободы, смелости в самовыражении. Новизна моей методики в том, что, не отвлекая ребёнка па первых порах чтением графических символов, я сразу же погружаю его в мир музыкальных образов, и уже па этом донотном этапе стремлюсь привить ему первые навыки звуковой культуры, навыки пианизма. Моя работа на этом этапе направлена па решение определённых методических задач. Па материале отобранных мной пьесок юный музыкант постепенно учится владеть инструментом во всём разнообразии его звучания. Входя в контакт с творческой индивидуальностью каждого ученика не забываю про одну из важнейших задач начального обучения поддерживать постоянный интерес ребёнка, провоцировать   его   к   сотворчеству.   Стараюсь   сосредоточить   внимание

ученика на взаимодействии тактильных ощущений с постоянным слуховым анализом.

Воплощение ребёнком художественного образа требует определённых звуковых характеристик, пробуждает потребность не только слышать высотные изгибы мелодии, но с первого осмысленного прикосновения к клавише вслушиваться в вибрирующую жизнь звука. В результате у маленького музыканта постепенно начинает формироваться разнообразная тембровая, красочная, интонационно богатая звуковая палитра.

Попутно, следуя за логикой поэтического слова или фразы, в поисках нужного звука, я незаметно «леплю» «живую», «дышащую» руку ребенка. При необходимости использую физические упражнения. Рука играющего па фортепиано ребёнка! Обращаясь к пей, я не хотела бы начинать с характеристики того, как следовало бы организовать её для игры на инструменте, хотя и отдаю себе отчёт в важности такой работы ( впрочем она плохо поддаётся словесному описанию вне практического показа). Но работа эта нечто вторичное. Л первичное и исходное воспитать у ребёнка нужную для игры па инструменте психологическую установку. Она формируется в процессе действий ребенка, па практике, то есть тогда, когда его учат владеть своими руками и помогают сделать их свободными, умными, слышащими и реагирующими па все тонкости музыки. Разумеется, прежде всего следует должным образом усадить ребенка за инструментом. Ученик должен сидеть на такой высоте, когда при поставленной на клавиатуру руке локоть находится чуть выше её уровня (клавиатуры). Это положение с первых шагов обеспечивает ощущение веса руки в кончике пальца - впоследствии рука остается свободной при любых технических трудностях и не устает. Йогам ученика надо па что-то опираться. Посадка не слишком глубокая. У ребенка должно сложиться ощущение, что в любой момент он может легко вскочить на ноги. Не следует сидеть слишком близко к клавиатуре. Я предлага. определять расстояние следующим образом: при стоящих на клавиатуре руках палка, положенная налоктевые сгибы, должна находиться перед самым животом. Усадив ребенка должным образом и объяснив важность правильной посадки, я закрываю крышку клавиатуры и предлагаю следующее упражнение (делаю это упражнение сама, а ученик повторяет за мной): рука свободно лежит па закрытой крышке, опираясь па локоть, предплечье и ладонь. Я по очереди шевелю пальцами, называя их при этом принятыми в фортепианной игре номерами: «пальчик (1-й, 2-й и т.д.) просыпается, видит, что остальные спят, и опять засыпает». Затем я говорю: «Подъем!» Рука продолжает свободно лежать на предплечье, а пальцы становятся па кончики и похлопывают по крышке рояля. Затем я приподнимаю локоть - рука в это время опирается на кисть и копчики пальцев. После этого приподнимается кисть, и вся тяжесть руки переводится в кончики пальцев. Потом мягкими движениями рука поднимается и переносится па колени.

Список литературы

  1. Альтермап С". Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет
    [Текст]/ Альтерман С. -Санкт-Петербург: Композитор, 1999.
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой [Текст]/  Артоболевская А.
    Москва: Советский композитор, 1989г.
  3. Балацкая А. Играть легко [Текст]/   Ьалацкая А.   - Москва: Классика XXI,
    2013 г.
  4. Баренбойм Л. Путь к музыке [Текст]/   Барспбойм Л. — Санкт-Петербург:
    Советский композитор, 1989г.

5.        Брянская  Ф.  Фортепианная  школа для  маленьких  музыкантов  [Текст]/
Брянская Ф.       Москва: Классика XXI, 2013г.

  1. Геталова О. В музыку с радостью [Текст]/ Геталова О. - Санкт-Петербург:
    Композитор,2009г.
  2. Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков [Текст]/
    Шмидт - Шкловская А.     Москва: Классика XXI, 2015г.