«Теория и практика работы с детским хором»

Булыгина Марина Афонасьевна

 

Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения в школе, учитель должен научить любого ребенка петь независимо от его природных данных (за исключением патологических случаев), развить его вокальные способности.

В связи с усилением внимания к личности ребенка и необходимостью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения к проблеме охраны детского голоса прибавилась задача оптимального развития каждого ученика с учетом его природных  особенностей. Новые цели и задачи обучения определяют иной  подход  к вопросу развития детского голоса – на основе более глубокого изучения биомеханизмов звукообразования в пении и голосовых возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_raboty_s_detskim_horom.docx119.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Теория и практика работы с детским хором» http://data.lact.ru/f1/s/49/850/image/1351/52/medium_IMG_5041.JPG

Из опыта работы музыкального руководителя коррекционной школы М. А. Булыгиной

Основные направления в работе с детским коллективом.

Основная цель: Развитие детского голоса и слуха детей.

Задачи:

  1. Приобретение навыков пения в ансамбле, хоре.
  2. Формирование правильного певческого дыхания, звукообразования и артикуляции.
  3. Приобщение детей к музыкальному искусству.
  4. Воспитание эстетического вкуса.
  1. Развитие голоса.

Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения в школе, учитель должен научить любого ребенка петь независимо от его природных данных (за исключением патологических случаев), развить его вокальные способности.

В связи с усилением внимания к личности ребенка и необходимостью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения к проблеме охраны детского голоса прибавилась задача оптимального развития каждого ученика с учетом его природных  особенностей. Новые цели и задачи обучения определяют иной  подход  к вопросу развития детского голоса – на основе более глубокого изучения биомеханизмов звукообразования в пении и голосовых возможностей детей.

 Хор с фальцетной манерой звукообразования - отличается выхолощенным, бедным по тембру звучанием, узким динамическим диапазоном, но зато широким звуковым за счет верхов.

Хор с  грудной манерой фонации звучит более богаче по тембру, с более широким диапазоном, но при этом ограниченным звуковым, расположенным ближе к нижним звукам голоса; верхние звуки будут звучать форсировано, напряженно.

Хоровое звучание – результат взаимодействия целого ряда слагаемых: хорового строя, ансамбля, а также качества певческого звука.

Хоровое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: Слышать, не только себя, но и соседей по партии и хор в целом, сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партии по высоте, динамике, тембру, одновременно с другими произносить слоги, петь по дирижерскому жесту и т.п.

Хормейстер, работая над вокальной техникой певческого коллектива, т.е. имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привить всем участникам коллектива единую манеру звукообразования, подачи звука, артикуляции слова. Задача достижения единого звучания является для хормейстера первоочередной.

Методические подходы к руководству хором можно выделить несколько слагаемых.

  1. Динамика хорового звучания какой либо партии (добиваться, чтобы каждый участник ограничивал себя в проявлении динамических возможностей (форсировать (усиливать) звук, не стремился выделиться из общего контекста).
  2. Произношения гласных и согласных. У всех участников хора гласные звуки как основа пения должны быть сформированы однотипно, чтобы не было «пестроты» звучания. Петь в унисон, общность исполняя единство партии в отношении или округления и прикрытия, либо затемнения или осветления звука при формировании гласных.
  1. Роль слухового самоконтроля при пении в хоре.

Умение активизировать внимание учащихся и воздействовать на их сознание во время репетиций – одна из главных задач руководителя хора. Активизация слухового внимания в начале работы помогает поставленная перед учениками следующая задача: сравнить два варианта звучания одного и того же звука или целой фразы, пропетых учителем, определить лучший вариант и найти причины плохого звучания. В процессе работы  с детьми всегда нужно вводить различного рода игровые моменты в виде соревнований. Анализируя неудачное пение важно соблюдать такт и доброжелательно относиться ко всем.

Другой метод активизации  слухового внимания – поощрение даже самых незначительных успехов учеников, особенно в самом начале работы. Это создает в коллективе положительный эмоциональный настрой, что повышает работоспособность детей и обостряет их слуховое внимание.

Эффективным для активизации слуха является прием мысленного пропевания звука (музыкальной фразы или отрывка из песни) с четкой, хотя и беззвучной,  артикуляцией при одновременном прослушивании данного звука ( фразы или отрывка) в записи, в исполнении на музыкальном инструменте или голосом учителя. Вслушиваясь в звучание эталона, ученики мысленно подпевают ему. Беззвучная артикуляция активизирует голосообразующие органы. Последующее пропевание вслух звучит, как правило  качественно намного лучше, чем до беззвучного пропевания.

В процессе такой работы необходимо стимулировать учеников к самооценке. Вырабатывая у них сознательный критерий оценки: качество звучания голоса, руководитель  хора формирует и закрепляет в сознании певцов  определенный звуковой эталон, который лежит в основе всей дальнейшей  вокальной работы с хором. Уровень развития музыкально –слуховых представлений и вокального слуха должен опережать уровень развития практических умений и навыков учеников.

  1. Особенности слухового восприятия человека.

Слух является фундаментом в развитии всех музыкальных способностей и особенно певческого голоса. Любой звук  как материальное явление характеризуется объективными физическими свойствами: частотой колебаний источника звука, его обертоновым составом и продолжительностью.

Эти свойства отражаются  в наших ощущениях как громкость, высота, тембр и длительность звука.

Эмоциональное воздействие динамики на человека отражает механизм его ориентировочного рефлекса. Очень громкие звуки и особенно интенсивное нарастание звучности, сопровождаемое повышением мелодической линии, вызывает резкое возбуждение. Древний человек  воспринимал такие звуки как сигнал опасности, тревоги.

Еще более сильное эмоциональное воздействие имеет ритм. Это связано с его особой биологической ролью: важнейшие жизненные процессы (дыхание, сокращение сердца, и сосудов, биоток мозга) протекают в определенном ритме. Замечено, что медленные равномерные ритмы действуют затормаживающее, успокаивающе, а ритмы с перебоями возбуждающе. Вот почему ритм колыбельных песен всегда равномерный (т.е. образуется ровными длительностями),создает впечатление покачивания. Песни с таким ритмом снимают нервное напряжение, успокаивают ребенка. Пунктирный ритм, неравномерный ритм марша, напротив , возбуждает, бодрит, побуждает к движению.

При коллективном пении именно ритм является организующим началом, заражая певцов общим настроением. Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей песниимеет принципиально важное значение для построение урока, управления поведением учеников. Например нецелесообразно после уроков физкультуры начинать урок с пения песни бодрого характера, лучше выбрать  спокойную, сдержанную.

  1. Тембр голоса, виды голосов.

Тембр голоса  - носитель  основной информации о характере звучания. По тембру мы различаем типы голосов и узнаем певцов. В тембре голоса заключены общие и специфические признаки звучания. Они определяются обертоновым составом звука и соотношением его составляющих по энергии в спектре. Что и создает определенную окраску голоса, его индивидуальные оттенки.

Эмоциональная реакция слушателя на тембр голоса певца обусловлена предметными ассоциациями. Например, звонкая, металлическая окраска голоса, сравнивается с источником такого звука – металлом, материалом прочным и блестящим, необходимым для изготовления оружия, доспехов, орудий труда – стала восприниматься как праздничная, приятная. А звуки напоминающие скрип несмазанной телеги, вызывают неприятные ощущения. Ассоциации, возникающие при восприятии тембра певческого голоса, могут быть связаны и с цветовой гаммой,  с весом, и величиной предмета. Различают певческое вибрато как свойство хорошо поставленного голоса. Это выражается в вибрировании звука голоса, периодически меняющего свою окраску, силу и высоту. Тембр голоса с вибрато кажется теплым, задушевным, волнующим. Вибрато придает голосу не только красоту , но способствует его большей выносливости и полётности. Вот почему овладение богатой палитрой тембровых красок, широким звуковым диапазоном и разнообразной динамикой,  является не просто целью развития певческого голоса, а средством, расширяющим исполнительские возможности певцов, что позволяет им полнее выразить эмоциональное содержание вокального произведения. В работе с детьми нужно учитывать их возрастные особенности

- склонность к образному мышлению. Поэтому в поисках определенного качества звучания голоса целесообразно опираться на зрительные, осязательные и прочие ощущения и образы.

5.  Вокальный слух ребенка и способы его развития.

В певческой практике часто употребляется термин вокальный слух, который обозначает понятие более широкое, чем музыкальный слух. Вокальный слух связан не только со способностью различать в голосах оттенки, нюансы, краски, но и с возможностью определять,  движениями каких мышечных групп  вызывается то или иное изменение в звуковой окраске. Вокальный слух помогает не только установить качество звуко - высотного интонирования (высокое или низкое), но и понять какие недостатки в работе голосового аппарата являются причиной его нарушения. В характере интонирования отражается, высокая или низкая вокальная позиция у певца. Вокальный слух оценивает динамический диапазон певческого голоса, звучание  пиано и  форте, за пределами которого начинается форсировка звука, разрушающая все самые ценные качества тембра: округлость звука, певческое вибрато и др.

Вокальный слух – это хорошо развитая сенсомоторная координация. Вокальный слух для ученика необходимое условие научиться  петь, а для учителя – возможность научить петь правильно.

Одним из основных методов развития вокального слуха и достижения наилучшего звучания голоса – направлять внимание ученика при пении на его внутренние ощущения. Чтобы побудить ребенка быть внимательным, надо поставить перед ним задачи, которые имели бы для него личностный смысл.

Желательно привлекать внимание ученика не только к слуховым и мышечным, но и к виброощущениям.

Структура процесса развития вокального слуха и формирования оптимального звучания голоса имеет такую схему:

  1. Слуховое внимание (слуховая активность);
  2. Сравнение и сопоставление различных звуковых образцов (умственные операции);
  3. Попытки воспроизведения (собственные действия);
  4. Анализ полученного звучания с эстетической точки зрения (чувственное восприятие);
  5. Внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона, заданного учителем (моделирование вокального движения в сознании);
  6. Новые попытки воспроизведения ( повторные действия);
  7. Обобщение слуховых впечатлений и усвоение теоретических знаний, которые всегда даются после слуховых впечатлений (осмысление);
  8. Введение понятия о том, что услышали и узнали (понятие о явлении);
  9. Объяснение его механизма по принципу наглядности ( слуховой и зрительной);
  10. Достижение искомого качества звучания в собственном исполнении (совершенствование навыка);
  11. Исполнение на основе постоянного самоконтроля.