Музыка и слово в фольклоре

Статья "Музыка и слово в фольклоре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_slovo_v_folklore.docx16.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Музыка и слово в фольклоре”

Человек издавна стремился выразить в музыке свое отношение к миру: земле и небу, солнцу и звездам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю и ветер своими, человеческими чертами. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих обрядов, праздников и игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинания в обрядах не только произносились, но и пелись.

   Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая мелодия проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

                                           Веснянки

Ярило-Солнце было главным божеством славян. Солнцу поклонялись все от мала до велика. Оно давало тепло и свет всему живому на земле. Жизненный уклад славян определялся сменой двух времен года : лета и зимы. В древних веснянках встречается странное для нас словосочетание: “ Весна- красно Летечко” . Оно объясняется тем, что слово лето означало время, благоприятное для земледелия: весну, лето и начало осени. Год начинался весной. День прилета грачей – первое марта – был первым вестником весны. Ребята пели веснянки, а женщины и девушки на заре поднимались на пригорки, крыши домов и звали весну. В каждой веснянке слышны зовы – настойчивые восклицательные интонации. Мелодии строятся из повторов нескольких коротких мотивов. Узкий диапазон – от терции до квинты, редко сексты, переменный лад говорят об их давнем происхождении.

                                         Колядки

Зимние песни – колядки – вошли в обычай славян позднее веснянок и до сих пор удержались в народной жизни.

Происхождение слова “колядка” исследователи фольклора связывают со словом “ календарь” – что значит, первый день. Колядками стали называться зимние поздравительные песни. Их пели дети и молодежь в первый день Рождества.

                                      Былины

Суровая простота и величие свойственны  древним-сказам о повигах русских богатырей, о исторических событиях. Их создавали сказители – поэты-музыканты, наделенные незаурядной памятью и артистизмом. Этих народных музыкантов-профессионалов называли на Руси Боянами.

Древние песни-сказы долгое время назывались старинами, и только в XIX веке за ними закрепилось название “былины”.  Былины не пелись, а скорее сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. В них весомо и значительно было каждое слово, поэтому напев не заслонял слово, а укрупнял его, подчеркивал, усиливал интонацией его смысл. Былинный напев разворачивался в плавном поступенном движении, в единообразном ритме с многократными повторами мотивов. При этом метр мог свободно варьироваться.

Древние былины собирали многие фольклористы. А русские композиторы XIX века смело вводили их в сложные жанры музыки – оперы, симфонии, кантаты.

                                      Исторические песни

Примерно с XVI века появляются исторические песни. Они рождаются как горестный отклик народа на страдания, принесенные монголо-татарским игом. И былины, и исторические песни народ называл  “старинами”, не подчеркивая различий между ними. А они были существенными. В исторических песнях не вымысла, художественного преувеличения, как в древних былинах. И в музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. В них мелодия вырывается из-под власти слова, приобретает развитую и законченную форму, чаще всего период.

                                      Лирические песни

Одним из жанров народного творчества являются лирические песни. Их расцвет наступил в XVIII веке. Многие из лирических песен называют протяжными. В них широко распеваются слоги, а точнее гласные. Это означает, что на один слог приходится не одна, а несколько нот. Слово как бы растворяется в мелодии большого дыхания и отступает на второй план. В лирической пела душа народная о безответной любви, о женской доле, о долгой разлуке. В протяжной песне сильна импровизационная свобода мелодии, метра и ритма, характерна ладовая переменность.