Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе

Гарипов Шагит Газизович

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_muzyki.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гарипов Ш.Г

учитель музыки и МХК,

ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе

Восприятие музыки.

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание записи.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, применение наглядных пособий) способствует лучшему пониманию, усвоению и запоминанию материала. Значение словесного метода также очень велико. Беседа может включать в себя: сведения о музыке как виде искусства, сведения о композиторе, жанре музыкального произведения. Во вступительной беседе акцент должен быть установлен на восприятие музыки. Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен.

Чтобы глубже почувствовать характер музыки необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями (хлопки, движение руки, шаги и т.д.). Важно, чтобы дети осмысленно воспринимали музыкальное произведение. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанровых форм к более сложным. Оно может быть действенным, когда у школьников сформирована внутренняя установка на грамотное общение с музыкой.

Ученики после прослушанного музыкального отрывка должны ответить на три вопроса: 1. Что он почувствовал?; 2. Что он услышал?; 3. Что он понял? Отвечая на первый вопрос «Что он почувствовал?», дети говорят об эмоциональном воздействии музыки на человека, что он почувствовал в музыке (настроение, характер, образ). Это эмоциональный отклик учащихся на музыку. Чем взволновала, чем обрадовала музыка, вызвала к себе интерес. Всю эту гамму человеческих чувств, переданных в музыке, нужно помочь детям услышать, пережить и осознать.

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств, поэтому, отвечая на второй вопрос «Что он услышал?», ученик должен четко и ясно демонстрировать знания жанров музыкальных произведений, элементов музыкальной речи и т.д. Именно поэтому музыковеды утверждают, то слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца и ума и особое творчество. После того, как дети осознали жанровые особенности музыкального произведения, можно говорить о выразительности и изобразительности в музыке. Важно услышать «зерно» интонации, из которого вырастает целое музыкальное произведение.

Отвечая на третий вопрос «Что он понял?», дети стараются понять идею музыкального произведения, что хотел сказать композитор слушателям.

Чтобы помочь ответить на все эти три вопроса, можно предложить детям «памятку» по слушанию музыки. Это может быть плакат, который висит на доске . После прослушанной музыки дети по плакату (плану) анализируют музыкальное произведение.

I. «Что почувствовал?»

1) Музыкальный образ (эмоциональный отклик на прослушанную музыку)

2) Настроение, характер.

II. «Что услышал?»

  1. Жанр (вид музыкального произведения)

 простые жанры (песня, танец, марш, пьеса)

 сложные жанры (симфония, опера, балет, концерт, оратория)

 вокальные произведения (сольные, хоровые, для какого голоса)

 инструментальные произведения (виды оркестров, виды инструментов, состав оркестров).

        2) Элементы музыкальной речи.

                 Лад

                 Ритм

                 Динамика

                 Темп

                 Тембр

                 Регистр

        3) Форма музыкального произведения.

                 Одночастная (одно настроение)

                 Двухчастная (смена настроений)

                 Трехчастная

                 Рондо

                 Вариации.

        4) Музыкальная драматургия (наличие ярко выраженного конфликта)

III. «Что понял?» (план-форма произведения, какова его выразительная сущность).

Чтобы произведение вошло в музыкальный опыт ребенка, необходимо давать его прослушивать несколько раз. Каждое прослушивание обогащает восприятие. Нужно постоянно расширять словарный запас учащихся при характеристике музыкальных образов. Чтобы дети нашли нужные слова для описания характера произведения можно использовать словарь эстетических эмоций. Итак, для того, чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, учитель с помощью различных приемов направляет их внимание на характер произведения и  средства его воплощения. Постепенно ребята начинают понимать, что образное содержание произведений передаются средствами музыкальной выразительности.

Литература:  

  1. Ю.Б. Алиев.  Настольная книга школьного учителя-музыканта. – Москва: Владос, 2000г.
  2. Л.Г. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе.                         Москва: Академия, 1998г.
  3. И.Конева,  Н. Терентьева. Поурочные разработки по музыке к учебникам «Музыка». Т. Науменко, В.Алеев. – Москва: Экзамен, 2009г.