Статья "Эмпатия - источник исследования современной науки "

Статья на тему "Эмпатия - источник исследования современной науки". Одним из основных ценностных ориентиров становления музыкального образования  на современном этапе является проблема  развития  эмоциональной сферы личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_empatiya2.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эмпатия - источник исследования современной науки

(историко-теоретический аспект)

Одним из основных ценностных ориентиров становления музыкального образования  на современном этапе является проблема  развития  эмоциональной сферы личности ребенка. Важный компонент данного процесса: осмысление следующих научных категорий: эмпатия; виды эмпатии;  механизмы эмпатии;  идентификация; перевоплощение и т.д. Понятие эмпатия как   источник исследования давно воплощается   в отечественной и зарубежной науке. Наиболее широкое применение  эта категория получила в «теории вчувствования»  Т. Липпса. Согласно этой теории, при восприятии художественного явления мы вкладываем в него свои чувства, проецируем творческий процесс создания художественного произведения, что, по мнению психолога, является отражением  чужих переживаний в собственной интерпретации [3]. Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» (1925г.) исходит от формы художественного произведения  к воссозданию соответствующей психологии  и  ее общих законов [6]. Н.И. Сарджвеладзе рассматривает эмпатию как разновидность эмоциональных явлений: как эмоциональное состояние, возникающее у человека при виде или представлении переживаний другого. Это определение возможно осмыслить в ракурсе музыкально-художественной практики как переживание эмоционального состояния, выраженного музыкальной интонацией, связанного с тем или иным музыкальным образом [10]. Н.Б. Берхин, основываясь на анализе результатов экспериментальных исследований, выявил, что способность к художественному сопереживанию формируется поэтапно в процессе развития личности, а одним из важнейших механизмов художественного сопереживания является эмпатия – воображаемое перенесение  себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образу [5; с.157]. В процессе эмпатии происходит идентификация – переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым объектом, заражение его чувствами, переживаниями [1, с.48]. Как базовая  научная категория термин эмпатия введен в психологию Э. Титченером, который  попытался обобщить развившиеся  на тот момент идеи о симпатии (Э. Клиффорд) в философии и эстетике с психологической  теорией вчувствования (Т. Липпс) [4].

        В отечественной психологии этот термин закрепился в начале 70-х годов XX века благодаря работам Т.П. Гавриловой. Рассматривая эмпатию, как продукт общения, автор считает её сугубо эмоциональной субстанцией, которая помогает человеку накопить нравственный опыт, построить собственную систему ценностей [7]. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия» (Смит, 1895; Спенсер, 1876; Шопенгауэр, 1896); либо от эстетического понятия «вчуствование» (Липпс, 1907). З. Фрейд (1925) полагает, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. М.Шелер (Sheler, 1923) рассматривает эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями, при сохранении независимости собственных переживаний. Т. Рибо (1897) – на низшем психофизиологическом уровне развития человека, эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих схожие поступки (хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека). В. Штерн (1922) – развитие чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание, сорадость). Особо можно выделить концепцию У. Мак-Дугла (1899), который рассматривает происхождение симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных по типу заражения или индукции, важного для выживания стада, без сопереживания и сострадания. С. Аш выделяет  два типа симпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны [4]. Существуют несколько классификаций видов эмпатии. Например, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими видами: эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии); предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [3]. К механизмам эмпатии относят: сопереживание – переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним; сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека  [9]. Различают художественную эмпатию, которую  В.П. Зинченко трактует, как вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения, иным образом сопереживание  персонажам художественных произведений кино, театра, литературы и музыки [8]. Психологические механизмы художественной эмпатии наиболее изучены в сценическом творчестве актера, где они наглядно обнаруживаются в актах сценического перевоплощения. Исключительная заслуга изучения эмпатии в области художественного творчества принадлежит К.С. Станиславскому. Эмпатия в искусстве связана с деятельностью воображения по созданию художественного образа, представляющую собой психологическую систему, включающую процессы мышления, памяти, восприятия и т. д. Как и всякое действие, художественное воображение имеет свои моторные компоненты — речевые и анализаторные двигательные эффекты (например, специфические движения глаз). Моторные компоненты художественно-творческого акта могут быть как внешне-двигательными, так и мышечными (кинестетическими). На важную роль движений в актах художественного воображения указывают как психологи (Т. Рибо и др.), так и сами "художники" (К. Станиславский, С. Эйзенштейн, Ф. Шаляпин, Б.Асафьев и др.). Результаты экспериментов (А. Н. Леонтьева и его учеников) доказывают, что двигательные эффекты в акте восприятия по своей структуре уподобляются форме, которая воспринимается [2].

Проблема развития эмпатии человека является актуальной в современной науке (А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская, А. Штейнмец, Т. Гаврилова, Р. Карамуратова, Л.Джнарзян и др.). Однако, как правило, ученые эмпатию  исследуют в основном как фактор межличностного общения, взаимопонимания, эмоционального сопереживания, а не как необходимое и важное условие оптимизации творческой деятельности, деятельности творческой фантазии. Исследования в этом направлении должны иметь серьезное практическое значение. Одним из таких направлений является изучение художественного перевоплощения, в частности – сценического перевоплощения. Рассмотрение данной проблемы может стать  источником следующих публикаций.

Таким образом, детальный анализ   феномена эмпатия показал, что   данное понятие многогранно и остается неисчерпаемым источником исследования современной науки.

1. Асафьв, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. - Л.: Музыка, 1973

2.   Басин,  Е. Я. Психология художественного творчества. - М.: Знание , 1985.

3. Басин, Е.Я. Двуликий Янус. - М.: Гуманитарий, 2009.

4. Бенеш, Н.Л. Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности: монография. – Хабаровск, 2007.

5. Берхин, Н.Б. Специфика искусства: (Психологический аспект). - М.: Знание, 1984.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1983.

7. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии. - 1975. -  № 2. (18) – С. 147-158.

8. Музыкальное воспитание в школе М. - 1985. - №16

9. Психология: словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Политиздат, - 2-е изд. - 1990.

10. Сарджвеладзе, Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия 4 т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. – Т. 3. Тбилиси: Мецниереба, 1978.