Сказка "ударная семья"

Презентация, Занятие №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zanyatie_no1_muz._instr.ppt2.19 МБ
Microsoft Office document icon strana_muz._instrumentov_proekt_2015.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»

Цель:  - развивать у детей  творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;

       - формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.

Ход занятия

Педагог:

 - Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит,  в ней живут и звуки, и волшебная музыка.

Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.

«Ударная семья»

     Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.

      - Завтра у моего сына день рождения,  и вы все пригодитесь.

     Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

     - Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

     Барабанные палочки подпрыгнули и выбили   на барабане короткую дробь.

      - Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

     - Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик,  - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

 - Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

      - Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

     Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

 - Трах-тах-тах – трещали трещотки.

 - Трам-там-там – били барабанные палочки.

 - Динь-дон! – звенел колокольчик.

 - Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

      Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

       - Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!

Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

  1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?
  2. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
  3. Звучание  какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?
  4. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
  5. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями ударных музыкальных инструментов.

Занятие № 2

Тема: «Ударные инструменты» (продолжение)

Цель: Знакомить детей с ударными инструментами.

Ход занятия

Дети входят в зал под маршевую музыку, аккомпанемент к которой исполняют ударные инструменты.

Педагог:  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с ударными инструментами. Сегодня у нас вернисаж музыкальных  ударных инструментов. Выходя по очереди,  вы называете один из инструментов, а я читаю вам о нем стихотворение.

Бубен                            В цирке медвежонок пляшет

        И задорно бубном машет,

        Лапой по нему стучит,

        Бубен радостно звенит.

        Подошел к нему медведь,

        Чтобы малышу подпеть.

        В лапах тот же инструмент,

        Удивительный момент.

        Бубенцов бубновых звон

        Слышится со всех сторон.

        Бубен – это вам не шутка,

        Молодцы у нас мишутки.

Ложки                          Ложки разными бывают,

        И на них порой играют.

        Отбивают ритм такой

        Сразу в пляс пойдёт любой.

                                         Ложки – пусть не фортепиано,

        Но у них свое пиано,

        Есть и форте, даже трели,

        Как у струн виолончели.

        Если виртуоз играет

        Ложки будто бы летают.

        Их в руках по три, по пять,

        Трудно даже сосчитать.

Барабан        Я, конечно, не орган,

        Я всего лишь барабан,

        Но могу любые звуки

        Я исполнить, были б руки.

        Вот две палочки, держите,

        По мембране постучите.

        Слышите, как я пою?

        Тишины я не люблю.

        Если где-то марш, парад,

        Послужить всегда  рад.

        Я даю сигналы к бою,

        Я не плачу и не ною.

        Дробь моя всех поднимает,

                                      Ободряет, вдохновляет,

        Даже в небольшом оркестре

        Полноправный я маэстро.

Колокольчик

        На моем велосипеде

        Колокольчик есть из меди.

        Служит он вместо звонка,

        Слышен звон издалека.

        

        Колокольчик – музыкант,

        У него большой талант

        Радость людям приносить,

        Может он весь день  звонить.

        Пусть он кроха и юнец,

        Колокол – его отец –

        Музыкальный инструмент,

        Нужен всем в любой момент.

        Громко колокол поет,

        В колокольнях он живет.

        Людям музыка его

        Ближе и родней всего.

Педагог: А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».

Описание.

 Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.

Педагог: Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши  и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.

Дети рисуют ударные инструменты под фонограмму пьесы А.Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.

По окончании творческого задания педагог и дети вывешивают свои работы в выставочном  уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.

Занятие№3

Тема: «Легенда о барабане»

Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.

Ход занятия

Педагог. -  Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….

«Легенда о барабане»

       - Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.

       - Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

     - Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

     В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

     - Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.

     - Как мы узнаем, захотят  ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.

    - Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.

     - Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?

     Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо,  придумает что - нибудь».

     Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

     - Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

     Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.

     Дед с удивлением спросил:

     - Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?

     Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.

      - Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

    Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

     

       - Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена.  Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

     Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.

    - Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.

      Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.

    Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла  девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.

     Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.

    Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.

    С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.

Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?

Ответы детей.

Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?

Ответы детей.

Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как  образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала.