Воспитание чувства метроритма на начальном этапе обучения в классе Фортепиано

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

Предлагаемая методика помогает развитию чувства ритма и памяти ребенка, свободно ориентироваться на клавиатуре; координировать свои движения рук и ног, что важно для педализации при игре произведения; прививает навыки ансамблевой игры, полифонического мышления, творческой фантазии ребенка, нотной записи ритмического рисунка на нитке; даются понятия темпа, динамики звучания и артикуляции исполнения как средства, определяющие характер музыки; приобретаются артистичность, смелость исполнения, исчезает скованность при контакте с инструментом; открывает путь к сочинению собственных мелодий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rabota.docx522.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание чувства метроритма на начальном этапе обучения в классе Фортепиано

I. Предисловие

Смысл методической работы заключается в том, чтобы помочь подготовить начинающего музыканта в донотный период обучения свободному чтению ритмического рисунка мелодии и точному воспроизведению ее ритмической ткани на примере занятий на инструменте фортепиано, а также использовать начальные уроки более эффективно, подготовив базу для осуществления дальнейших музыкальных задач. Как сделать трудное в обучении ритма простым и доступным - этот принцип заложен в основе работы.

Предлагаемая методика помогает развитию чувства ритма и памяти ребенка, свободно ориентироваться на клавиатуре; координировать свои движения рук и ног, что важно для педализации при игре произведения; прививает навыки ансамблевой игры, полифонического мышления, творческой фантазии ребенка, нотной записи ритмического рисунка на нитке; даются понятия темпа, динамики звучания и артикуляции исполнения как средства, определяющие характер музыки; приобретаются артистичность, смелость исполнения, исчезает скованность при контакте с инструментом; знакомит с Шопеновской аппликатурной позицией в игре; открывает путь к сочинению собственных мелодий.

На уроке устанавливается контакт ученика с преподавателем на уровне профессионального общения. Занимаясь на уроке параллельно изучением написания нот, ансамблевой игрой по слуху, транспонированием, чтением с листа, ребенок получает довольно скоро доступ к разучиванию репертуарных пьес за первый и второй класс. Однако способности самого ребенка остаются определяющими в выборе репертуарного материала. Преподаватель лишь подготавливает детей своих так, чтобы им было легко перейти к разучиванию сложных пьес, читать и охватывать фразы целиком, где сложность ритма не отпугивала бы, а заинтересовывала малыша в работе над музыкальными произведениями.

II. Этапы работы

Работа над ритмом занимает только часть урока. Преподаватель сам определяет количество затраченного времени и объем работы в классе и дома.

Сначала ребенок знакомится на уроке с понятием пульса в музыке. Дается следующее определение: «Пульс в музыке — это ровные шаги в музыке». А само понятие «пульс» легко ассоциируется с биением сердца человека.

         Спокойным биением определяется медленное движение в музыке и спокойный ее характер, а учащенным биением - быстрое движение и взволнованный характер. В связи с этим устанавливаются два контрастных темпа: Анданте (спокойно) и Аллегро (скоро, быстро). Ребенку предлагается научиться маршировать в этих двух темпах. Как правило, движение в марше организовывает малыша и вырабатывает чувство ритма. Условно в темпе Анданте 1 шаг = 1 секунде (ребенок под каждый шаг произносит спокойно цифру 22' 1 секунде). В Аллегро же проговаривает так: 20+2, то есть темп ускоряется, таким образом, в два раза и длительность звучания ритма целого укорачивается в два раза.

Ребятишки легко справляются с установкой двух контрастных темпов и далее в работе их используют для тренировки техники чтения ритмических рисунков.

        Задача исполнения ровных долей кажется весьма простой. Как пишет Ф. Брянская, "чувство равномерной пульсации и ритма дано детям от природы. Маршируя, хлопая в ладоши, танцуя и жестикулируя, трех-, четырехлетки способны распознавать ритм в знакомых песенках, записать ритмический рисунок палочками. А четырех-, пятилетние дети легко улавливают сходство и различие в ритмических рисунках и всегда радуются этому".

        Так у него возникает первое зрительное ощущение пульсации, что важно для дальнейшего чтения ритмического рисунка в нотах. Одновременно дается понятие долей; двух-, трех-, четырех -, пятидольного пульса, сильной доли в музыке (сильную долю подчеркиваем акцентом), ведется объяснение о том как пульсация определяет жанр песни, танца, марша. На уроке иллюстрируются произведения различных жанров, и ученик определяет, какой: двух-, трех или четырехдольный пульс в музыке.

        Удерживание равномерного биения метрических долей, а также умения обнаружить основную пульсацию в звучащей музыке оказывается достаточно сложной задачей при работе над воспитанием чувства ритма. Дети достаточно легко запоминают ритмические рисунки, но испытывают трудности при поддерживании ровного темпа. Затруднения в этой области, как отмечает Д. Кирнарская, испытывают не только дети, но и даже взрослые музыканты. В реальном музицировании темп является представляемым, воображаемым движением музыкальных долей. Чувство темпа требует постоянного воспитания, так как это качество редко встречается в совершенной форме. Поэтому ученики, у которых не сформировано чувство темпа, не могут возвратиться в прежний темп после замедления или ускорения.

        Методы освоения различия в длительности звуков

Стремясь сделать обучение более доступным, педагоги часто начинают знакомство с ритмом с различения длинного и короткого звуков. Для создания ассоциативных связей освоение ритма сопровождается зрительными образами. Общеизвестны приемы сравнения целой длительности с целым предметом (обычно это нечто съедобное - яблоко, мандарин, тортик), который нужно разделить на доли.

Одним из важных условий успешности освоения долготы звука является слуховое восприятие реального звучания. Ребенок должен сначала услышать в звучащей музыке звуки разной длины, а затем перевести их в рисунок. В пособиях М. Беловановой, М. Печковской и С. Альтерман в качестве зрительной аналогии предложены черные и белые кружочки, которые должен рисовать ученик Приведем образец работы по методу С. Альтерман :

   0x01 graphic
.

Одной из трудных задач для ребенка, не умеющего владеть своими движениями, оказывается простейшее соотношение разных длительностей по вертикали (ритмическая партитура). Нужно одной рукой отсчитывать длинные доли, например, половинные, а другой - более мелкие, например, четверти. Такие упражнения используются практически во всех современных пособиях. Можно назвать этот навык основой дальнейшего развития чувства ритмических соотношений вплоть до полиритмии. Освоение этого фундаментального навыка необходимо для пианиста, который всегда играет две линии и должен иметь независимые движения рук. Работа над ритмическими партитурами может быть хорошим предварительным упражнением для игры двумя руками.

   0x01 graphic

  

   Этим же методом ученик осваивает более сложные задания с пунктирными ритмами и синкопами:

  

0x01 graphic

   0x01 graphic

   Эти ритмические задания можно также озвучивать на клавиатуре.

   Стремясь сделать работу более интересной и содержательной, некоторые педагоги оформляют такие задания в виде сюжета. В пособии С. Альтерман задание исполняется на клавиатуре. Ученик должен представить, что его правая рука учитель, а левая - ученик "Учитель" шагает по звукам гаммы во второй октаве (четверти), а "ученик" бежит рядом по звукам первой октавы (восьмые). Следующие задания включают не только четверти и восьмые, но и половины.

Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности. Решая эту задачу, педагоги нашли ряд способов для осознания долготы такого звука. Например, существует достаточно удачный стишок о ноте с точкой:

                   

Нота с точкой - мама с дочкой.

   _                Если мама - половинка, дочь у мамы - четвертинка.

   _                Если мама четвертная, дочка у неё восьмая.

           Нужно дать понятие, что нота с точкой является суммой трех одинаковых долей. Этот метод обладает достаточной наглядностью, поэтому он более практичен, чем запоминание стихотворения о ноте с точкой. Вспомнив стишок, ученик ещё должен мысленно добавить короткую долю к более длинной основной, затем найти результат, а потом уже высчитать эту долю. Зрительный образ складывания долей вспоминается более быстро.

 

 -- Формирование навыка чтения ритмических рисунков 

   Большие проблемы возникают у многих детей при восприятии ритмической горизонтали, состоящей из различных ритмических групп. Поэтому имеет смысл работать над ритмическими схемами отдельно. Обычно ритмический рисунок в детских пьесах достаточно простой, но даже и в этом случае необходимо сначала хорошо проработать ритм при помощи ритмических слогов или хлопков. Это поможет играть без остановок.

        Хорошим методом является использование различных приемов ритмического «эха». Можно прохлопать ритм или сыграть мелодию и дать задание воспроизвести ритмический рисунок. Можно повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку». Воспроизводим ритм знакомой песенки и просим ученика отгадать ее. Репертуар: детские песенки «Два кота», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей».

При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь между метром и ритмом.

а). Воспользуемся следующим приемом - определим музыкальный пульс и ритм любой знакомой мелодии. Учитель отбивает пульс, а ученик - ритм и наоборот.

б). Усложним задание: сам ученик исполняет и музыкальный пульс, и ритм.

в). Уяснить взаимосвязь между метром и ритмом поможет пропевание мажорных звукорядов.

Поем, одновременно отмечая метрические доли. Дети уясняют, что четверть длится одну долю, восьмые - по две на долю, а половинная тянется две доли.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определяется слоговое название: четверти - «та», восьмые - «ти - ти».

Используем такие приемы в работе:

а). читаем ритмическую строчку ритмослогами;

б). исполняем ритмический рисунок ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога.

***

 

        И в заключение работы хочется сказать, что оценкой занятий с учеником является достигнутый результат: свобода ритмического исполнения музыкальных произведений и развитие творческого мышления музыканта, а также подготовленность ученика к грамотному разбору репертуарных произведений.