Развитие самостоятельности музыкального и творческого мышления у учащихся класса гитары.

Работа содержит пояснительную записку, содержательную часть с рекомендациями и творческими заданиями, заключение с выводами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                        

                                                                                                                                

Развитие самостоятельности

музыкального и творческого мышления у учащихся класса гитары.

2015г.

Пояснительная записка


Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые в дальнейшем будут обладать навыками музыкального творчества, смогут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать – это просто слышать окружающие звуки, слушать – это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берёт начало всякая музыка. 
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения – это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами. 
Ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования,
излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещённые любители составляли основу русской интеллигенции. 
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно – эстетического воспитания детей. В последние годы рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного  процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60- 80-х годов прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх. 
Обычно педагог направляет свои усилия нате виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста, нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес в течение полугодия, учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для него всё большей пыткой. В результате ребёнок может возненавидеть и музыку, и учителя, и школу. 
Развитие средств  звукозаписи, телевидения, музыкальных центров, домашних кинотеатров безмерно облегчило доступ музыки и информации к слушателю: он может получать её, не прилагая для этого никаких усилий, - тем самым свелось на «нет» домашнее музицирование.  Для самостоятельного музицирования необходимо формирование целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений. Вот и получается, что, не владея исполнительскими средствами, учащийся не стремится к самостоятельной деятельности.

Содержательная часть 
Процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие по ходу вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить. Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами. Ответы учителя, даваемые им одновременно с постановкой новых вопросов, - линия наименьшего сопротивления. Она упрощает задачу учителя, экономит время, но в такой же мере снижает достигнутые результаты, а экономия времени оказывается самообманом. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися.

В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:

- первый - четко сформулированная учителем задача;

- второй - постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;

- третий - окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами     учащиеся.

Развитие творческих способностей на уроке специальности было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то, что создано и делается в этой сфере.  Карл Орф справедливо считал, что активному развитию музыкальности ребенка способствует детское творчество. «- Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов - воспитать в нем творческое мышление».
           
Для того чтобы процесс развития творческих навыков младших школьников на уроках   проходил эффективно, учитель должен уметь:

- создавать в классе непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;

- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;

- увлечь детей своим творческим отношением к работе; уметь объективно оценивать вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;

- поддержать в детях желание творческого самовыражения.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой. Наиболее благоприятными для этого представляются в условиях свободного выбора деятельности. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- какую роль выбрал ребенок в конкретной ситуации;

- как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирает формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом и пр.;

- насколько он оригинален и выразителен в своем замысле и формах его воплощения;

- насколько у него выражена потребность проявить свое понимание музыкально-художественной задачи в различных видах деятельности;

- самостоятелен ли его творческий поиск.

Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен.  Творческую  деятельность на уроках  я  представляю  себе в виде творческих заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление,  воображение, наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.

Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. В этом возрасте дети стремятся к максимально художественному самовыражению, не стесняясь при этом показаться смешными или некомпетентными. Поэтому у них отсутствует « зажатость» или заведомая боязнь быть поднятым на смех, и они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны, легко воспринимают образное содержание сказок, песен, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.

Используя небольшие задания, преподаватель должен дать возможность ученику самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или телепередачи эта музыка, самостоятельно проставить аппликатуру и т.д. В танцевальном творчестве особенно продуктивным явлением то, что дети сами придумывают движения для игры, хоровода, пляски и передают характерные повадки персонажа, инсценировки в соответствии с музыкой комбинируют знакомые элементы танца, создают собственные движения, придумывают простой танец.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые  использую на своих уроках. Может быть,  они помогут и вам  при подготовке к урокам.  

Творческие задания на уроках:

1- Создавать голосом или на инструменте движение звука: 

вверх, вниз, кружение, прыжки.

2Выражение своих мыслей и чувств  звуками. 

Передать с помощью звука заданное учителем  психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление, смех, слезы…), явления природы, различные звуки (ветер, дождь, гром, скрип, и.т.д).

3 - Сочинение мелодии на заданный текст, от какой либо ноты: 

загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в  качестве домашней работы.

  4 - На заданный ритм придумать слова и мелодию.

     Этот вид упражнений помогает развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание). Так же можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание.

5 - Подбор простейших мелодий (заранее выученных) от разных нот.

6 - Гармонизовать простейшие мелодии басом (сначала в тон-тях с открытыми            басами, затем усложнив, в тон-тях с закрытыми басами).

7 – Украсить пьесу ритмически.

         Интересно такое задание выполнять на уроках ансамбля крупной формы. Ребята могут по очереди отбивать ритм разными способами (ладошками по коленям, по деке или обечайке гитары, карандашом по столу, протопать ногами, с помощью орф- инструментов)

8 – Инсценировать пьесу, разыграть сценку.

        Выступать в роли композиторов, либо каких то персонажей, т.е. исполнять любое произведение в ролях.

Н-р: ученик должен представить себя в роли композитора. «Эта пьеса написана мной, как бы я ее сыграл».

        Или играть в ассоциации с различными персонажами, природой: я зайчик, я любовь, я сегодня хорошая погода, я в непролазной чаще.

        Еще один вариант – мысленно менять обстановку: я играю на гитаре у костра, в шалаше, на площади, в лесу и т.д. Можно попросить придумать ученика костюм к пьесе и придти в нем на следующий урок.  Возможно это будет лишь маленький элемент. Н-р: цветок в волосах для «Испанской зарисовки», шляпа и шарф для «Таинственных шагов», юбка в горошек для пьесы «Сон куклы».

 9  - Подбор простейшего аккомпанемента к легким мелодиям на 3-4 аккордах.

 10 Создать  литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. 

Предлагаю ребятам представить себе пьесы в виде страниц личного дневника,  в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию исполняемой музыки.

Некоторые примеры по 10 пункту.

Шевелева Настя (2 кл.) работая над пьесой В. Козлова «С неба звездочка упала», написала о своих переживаниях так: «Сижу я в беседке, пью горячий чай и смотрю на звездное небо. Вот упала звездочка, я загадала желание. Сижу и любуюсь на звездное небо…»

Ширяев Никита (3 кл.) выучил пьесу «Собачий вальс». И у него получилось такое художественное представление: «Когда я играю «Собачий вальс», я представляю, как две собачки встают на задние лапы и танцуют». Мне показалось этого мало, и я стала задавать вопросы.

Я – «А какой породы и какого пола эти собачки?»

Никита – «Это мальчик и девочка. Мальчик – Хаска, а девочка Долматинец».

Я – «А где они танцуют?»

Никита – «В хореографическом зале, там, где мама моя работает концертмейстером».

Я – «Интересно, в чем же они одеты?».

Никита – «Хаски в смокинге с бабочкой, Долматинец в красном длинном платье».

Вот такая сцена у нас получилась.

Федоров Вова (2 кл.) рассказелал о пьесе О. Киселева «Потерявшийся котенок» так: «Котенок потерялся в тумане, темной ночью, и не мог найти дорогу домой. Котенок был серенький с большими зелеными глазами. Его хозяин мальчик Витя, ученик 3 класса 17 школы города Екатеринбург, очень переживал и ждал котенка у окна. Прошел один день и котенка нашел Вася одноклассник Вити. Котенку повезло, он  даже не простыл, но был очень голоден. Его ждала большая миска молока. Больше Витя не отпускал котенка одного на улицу.

Вот такие занятные истории получаются у ребят, и это очень интересно  и мне, и им самим. Зачастую исполняемые произведения приобретают совершенно другое звучание.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. 
         В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени гитарной игре, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Одно из важных положений - гибко распределить своё время между различными объектами работы. Педагог должен акцентировать внимание на первоочередных задачах.  Важно помнить, что урок – образец ежедневной самостоятельной работы дома. 
Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследует указание педагога – рекомендуемая аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д. Необходимо следить и добиваться точного выполнения домашнего задания. Этим самым прививается любовь к работе. Если ребёнок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать». 
Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность. 
Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося ? 
Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле, аккомпанировать. Замечательно, если ученик будет пробовать сочинять и записывать свои сочинения. 

Заключение.

Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его воплощенная душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. И путь решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути - в детстве. Но каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации все больше, но удивляются меньше, меньше восхищаются. Существует тенденция к равнодушию, к однообразному кругу интересов. А общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в детях интерес к самим себе. Объяснить, что самое интересное скрыто в них самих. Заставить душу трудиться, сделать творческую деятельность потребностью. Поэтому развитие творческих способностей ребенка на уроке специальности было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.