Творческий подход преподавателя на начальном этапе обучения игре на гитаре.

Методическая работа содержит:

1. Вступление, в котором отражены общие мысли и отношение преподавателя к работе

2. Основная часть содержит материал о видах внимания, материал позволяющий легко и доступно объяснять маленьким детям основные понятия о длительностях, ритме, размерах, паузах, знаках альтерации  и т.д. Также приводятся примеры мотивации учащихся и творческого подхода преподавателя в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

3. Заключение содержит некоторые рассуждения и пожелания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_podhod_prepodavatelya.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий подход преподавателя на начальном этапе обучения

игре на гитаре.

2014г

Вступление

Для каждого преподавателя, по-настоящему любящего свое дело, большое счастье, когда на его  уроки дети идут, и даже не идут, а бегут с удовольствием. Могу сказать честно, я такое счастье имею. Наверное, потому, что сама иду на работу с настроением, желанием, кучей идей и жаждой воплощения этих идей в жизнь. Испытываешь массу положительных эмоций, когда твой совместный труд с учеником увенчивается успехом, а это еще больше подстегивает, заставляет двигаться вперед, фантазировать, придумывать новые формы подачи любого материала. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Но всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения.

Основная часть

      Контингент поступающих в класс гитары с каждым годом молодеет (это дети 6-7, и  даже 5лет), в то время,  как связи со сложностью инструмента, мы привыкли работать с детьми, более старшего возраста. Поэтому приходится всячески выкручиваться,  разнообразить каждый урок, чтобы ребенок не потерял интерес и желание к делу, которым начал заниматься.

    Все знания, особенно на начальном этапе обучения, необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме.

     Обучение музыке начинается с умения прислушиваться к звукам.  Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать – это просто слышать окружающие звуки, слушать – это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берёт начало всякая музыка. 
Многие окружающие нас звуки может быть и  не особенно музыкальны, тем не менее, они дают представление о ритме, высоте звука, о тоне и мелодии (если речь идет, например, о пении птиц).
Чтобы ребенок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра. Прошу  ребенка закрыть глаза и не подглядывать. Издаю какой-нибудь звук, и прошу угадать по звукам, что именно я делаю. Например, можно перевернуть страницу журнала, сосчитать монеты, хлопнуть в ладоши, постучать ложкой о стакан, карандашом об стол, щелкнуть выключателем, ударить по струне, передвинуть стул и т.д.  Ребенок рассказывает мне о том, что услышал, а потом мы меняемся ролями.

 Можно купить кассету или компакт-диск с записью разных звуковых эффектов, и пусть ребенок определяет, что это за звуки или создать такую кассету самостоятельно, записав домашние звуки, звуки улицы, звуки природы. Надо сказать, что дети не плохо и самостоятельно реагируют на окружающие нас звуки. Услышав из-за двери звуки в коридоре, они быстро определят: кто то, или что- то упало, что- то тащат (например, фортепиано), кто-то плачет или смеется. А различные игры и упражнения, попутно развивают  маленьких  музыкантов, они переключают и концентрируют внимание ребенка на уроке, а также заставляют музыкально мыслить.

    В процессе любого занятия очень важно сосредоточить внимание ребенка, которого бы хватило на весь урок. Внимание бывает трех видов: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание происходит, когда ученик может самостоятельно, осознанно и собранно выслушать любую информацию, даже если она ему не очень интересна. От самых маленьких такого ждать не приходится, тогда приходится включать актерское мастерство, после чего может случится непроизвольное внимание, когда ребенку в процессе происходящего становится интересно то, что ему говорят и он начинает слушать внимательно. И как следствие очень эмоционального рассказа или действия, возникает полное увлечение происходящим и 100% внимание, которое называется послепроизвольным. Какое внимание на уроке будет у наших учеников, зависит только от нас, и здесь все средства хороши. Я, например, очень радуюсь, когда меня в хорошем смысле этого слова заносит на уроке. Тогда у ученика уж точно послепоизвольное внимание, а у меня послероизвольный кураж.

   Два года назад в мой класс одновременно поступили шестеро шестилетних новичков. И вот тут-то изобретательность и рабочие куражи мне понадобилась в полной мере. Хотя многолетний опыт работы в этой профессии и сложившаяся методика выработали систему занятий и определенный курс движения в работе с малышами.

     Например, в самом начале пути, когда происходит формирование посадки и постановки рук, мне нужно,  что бы Петя, не заскучал от долгих, монотонных упражнений, и допустим, как можно дольше поиграл и запомнил каждую открытую струну. Вспоминаю любую скороговорку, записываю ее в тетради: «Андрей-воробей, не гоняй голубей…». И далее, ниже, дописываю 20 пунктов, как надо сыграть ее на гитаре:  медленно,  в среднем темпе,  с ускорением,  с замедлением,  тихо,  громко,  играть и говорить одновременно скороговорку,  играть и петь одновременно,  ласково,  важно,  играть с закрытыми глазами,  играть и моргать глазами…. и т.д.  

( Хотите, чтобы ученик каждый день по 40 раз проигрывал упражнения, придумайте 40 пунктов).

Чтобы не оставить безучастными в нашем процессе родственников, задаю следующее задание: « Проиграть скороговорку во всех этих вариантах всем членам семьи по   очереди, и чтобы они обязательно поставили за исполнение оценки. Как правило, варьируется оценка 5 (а мы этого и ждали).

Таким образом, можно работать и с упражнениями, включающими в себя ноты расположенные по ладам, придумывая новые скороговорки и попевки.

Когда мне хочется что-то особенное придумывать, говорю: «Это упражнение даю тебе на выносливость и внимание. Играй на гитаре, контролируя свои руки сам. Я засеку время и ровно через 2 минуты остановлю тебя». Видя мой сосредоточенный взгляд, на секундную стрелку часов, ученик, как правило, внутренне весь собирается и выдает неплохой результат. Чтобы помочь ему удержать напряженное внимание до конца, подбадриваем иногда: « Прошло пол минуты, молодец… осталось совсем немного, держись, не расслабляйся».

Не редко обстоятельства складываются так, что приходится быть не только учителем по специальности, но и по музыкальной теории. Нужно как то доступно и в то же время  ненавязчиво объяснить длительности нот. Интересно подумать, в каких ситуациях можно услышать те или иные длительности.

ЦЕЛАЯ нота (Долгое и восхищенное «О-о-о-о…!» - при виде большого красочного торта).

ПОЛОВИНКА+ПОЛОВИНКА  ( Чья то мама уж в который раз зовет из окна заигравшегося сынишку: «Са-а-ша-а!»

ЧЕТВЕРТИ  (Все мы так ходим на работу: « Топ-топ-топ»)

ВОСЬМЫЕ  (Настенные часы с кукушкой мирно тикают в кухне).

Иногда у подопечных возникает вопрос, зачем восьмушкам пририсовывают горизонтальную черточку. Отвечаю так: « Они такие малышки, что могут потеряться, поэтому их ставят парами, чтобы держались друг за дружку.

Интересное занятие искать слова на заданный ритм. Н-р: четверть + 2 восьмые. «Ба-бушка, де-душка, вну-ченька, лам-почка…» и т.д.

( Кстати, записав целую страничку таких слов, можно превратить это в очередное упражнение: читать слова и каждое из них проигрывать на гитаре в данном ритме в разных аппликатурных исполнениях).

    Можно произнести ритмически свои фамилии и имена и записать их, а потом еще это все украсить музыкально двумя-тремя нотами. Н-р: И-ра Бо-го-мо-ло-ва (по ритму всего 6 восьмых и 1 четверть, размер 2/4, потому что слышатся 2 сильные доли), или Бо-го-мо-ло-ва И-ри-на (по ритму все восьмые, размер 4/4, потому что слышится 1 сильная доля). Это поможет наиболее точно соблюсти протяженность каждой доли, а также сделать маленькое музыкальное сочинение из нескольких нот, к тому же опять готовое упражнение, которое можно транспонировать и играть от разных звуков.

  О паузе можно сказать, что это дырка в мелодии, куда провалилась четвертная (восьмая, половинная) нота. Еще дырка может служить оценкой за урок… « Ты так плохо готов сегодня, что ничего кроме дырки не заслужил. В эту дырку провалилось все то, что мы с тобой сделали на прошлом уроке». Некоторое время могут пользоваться успехом переходящие призы-открытки с надписями «большому любителю дырок», «Самому непоколебимо не делающему домашнее задание». Конечно, в таких забавных штучках мало строгости. Если придет необходимость по-настоящему вразумить дитя, делайте это по-другому, но, тем не менее, может быть такая открытка и заденет чье то детское самолюбие.

  Вернемся к теории. Рассказывая о знаках альтерации тоже можно пофантазировать.

ДИЕЗ – этот братец худенький (вон, ребрышки торчат), все время,  куда-то вперед спешит и еще нотки за собой тянет, поторапливает их…  

БЕМОЛЬ – этот братец любит поесть (брюшко то, какое отрастил), никуда не бежит, а

только отстает и остальных задерживает.

Смотрите, какие интересные получаются сказочки с применением муз.терминов:

«Позвал дед форте бабку, чтобы помогла вытащить репку. Приковыляла анданте бабка. Тянут, потянут, вытащить не могут». Далее по сказке можно охарактеризовать музыкально всех остальных персонажей, и придумывать новые истории.

Помните, как вам в детстве нравились всякие секретики? Возьмите у ученика тетрадку и одну из страничек загните пополам по диагонали. Получится треугольник. Снаружи напишите: «Секрет». Внутри впишите какое-нибудь слово, связанное с изучаемым инструментом или музыкой. Пусть даже значение его в какой-то мере известно малышу (например, слово « вальс»), но ведь всегда найдется информация еще не известная   маленькому музыканту (например о трехдольности того же вальса).

До поры до времени секрет не открывайте, пока Петя не выполнит хорошо очередное задание к упражнениям, этюдам и т.д. Пусть тайна послужит некоторое время стимулом для занятий. Секреты, могут быть какими угодно. Ученику интересно, а вам не надо напрягаться и долго уговаривать его сделать что то.

Разговаривая о динамике, ученику стоит сказать, что настоящая музыка - живая, и что она непременно должна дышать. Есть у нее музыкальный вдох (крещендо) и выдох (диминуэндо). Дыхание не всегда ровно. Оно зависит от настроения. Разбираясь где и как «чувствует» себя музыка на протяжении пьесы, нужно учитывать мнение ученика. Не всегда ему следовать за авторитетом учителя, приходит время пробовать самому. Что делать, если полученный результат будет «бить» по ушам? Не стоит сразу исправлять, возможно, на помощь может придти какое-то стихотворение, хорошая проза или красочное образное сравнение. Наши подопечные играют массу программных произведений, которые могут ассоциироваться  с детскими стихами. Например, взяв любой, не сложной рифмы стих, можно раскрасить прямо в тексте динамическими оттенками, и тогда вероятнее всего пьеса с тем же названием при игре на инструменте прозвучит гораздо выразительнее.

   И вот таким образом в творческих поисках, совместных экспериментах, мы когда то, да и подходим к очень волнующим нас всех моментам – это выступлениям наших детей!

Уж все мы насмотрелись на дрожания рук, красные уши, внезапные провалы в памяти…

Как бедного солиста не оставить один на один с публикой? Кто или что отведет на себя первый «удар» от внимательного взора аудитории? Я для себя давно взяла на заметку, что выступление ансамблем более щадящее для психики исполнителей, чем сольный показ пьесы, поэтому в концертах класса всегда много разных ансамблевых составов, и все новички обязательно попадают на сцену через ансамбль. А затем через этот опыт ученику  гораздо легче раскрыться индивидуально. На концертах класса для родителей я, например всех «трусишек» приглашаю на сцену группами по 3-4 человека. Сначала они играют, что то общее в ансамбле, а затем, оставаясь этим же составом на сцене, каждый играет по отдельности, и все это обыгрывается как сценка. Получается очень мило и дети уже не так волнуются. Как правило, в концертах всегда участвует весь класс.      

Заключение

 Гитара  довольно сложный для изучения инструмент, требующий внимания, усидчивости и работоспособности. Не всегда и не всем удается овладеть им.

Есть даже анекдот, соответствующий такому утверждению:

Один друг говорит другому:

 - « Ты знаешь, а я ведь так и не научился играть на гитаре».

- « А в чем дело?»

- « Да понимаешь, на ней шесть струн, а у меня пальцев то всего пять».

- « Понимаю…. Это, какие же мутанты тогда на ней играют?»

В каждой шутке есть доля правды. Наверное «мутанты» - это те из учеников, которые не боятся трудностей, те, которые уже не мыслят себя без своего любимого инструмента.  Те, которые каждую свободную минуту готовы потратить на очередную встречу с инструментом.

И вот пройдя круги многочисленных упражнений, этюдов, простеньких пьесок, эти юные музыканты подходят к вратам Большой музыки. А музыка – это такая штука, которая без слов воздействует на психику, на подсознание. И если мы, учителя, возьмем еще в подмогу слово, впрямую направленное к сознанию, соединим два начала во имя добра, то у нас будет в руках мощный арбалет для достижения высоких целей!

Желаю вам всем поменьше дырок в дневниках, а самое главное головах ваших учеников!