Методическая статья "Музыкальные способности"

Дундина Юлия Сергеевна

В данной статье речь идет о видах музыкальных способностей и о способах их выявления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_sposobnosti.odt18.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района г. Санкт-Петербурга

Статья

педагога дополнительного образования

Дундиной Юлии Сергеевны

на тему:

«Музыкальные способности»

2015г.

Введение.

Если проследить историю человеческой цивилизации, то можно заметить, что талантливые и одаренные люди появлялись в определенное время и в определенных местах, и это был не один человек, это был ряд людей с различными проявлениями одаренности. Это времена цивилизации Древней Греции. Это знаменитые философы Сократ, Платон, Анаксагор, Протагор, скульптор Фидий, поэт Софокл др. Все они были жителями Афин. Это и Эпоха Возрождения - эпоха культуры, знаний и искусства. Между  ремесленными мастерскими возникала конкуренция, которая способствовала появлению одаренных и гениальных мастеров, как Микеланджело, Леонардо да Винчи,  Рафаэль. Это и 18-19 века, когда зажигаются звезды гениальных музыкантов, композиторов, исполнителей и меценатов.

Во ту эпоху создались идеальные условия для процветания деятельности этих талантливых и гениальных людей. Это социальный заказ и потребность людей в искусстве, творчестве. Так и в современном мире. Если люди любят театр, то возникает потребность в талантливых актерах, режиссерах, писателях, в музыкальном искусстве - в композиторах и исполнителях и др. Первое двадцатилетие 21 века-это время технического прогресса, который активно внедряется во все сферы деятельности человека: в профессиональную, в быт, досуг. Но наряду с растущим прогрессом возникает потребность человека в духовном и творческом развитии. Люди стали обращаться с традициям, к культурным истокам, на основе которых создают новое. Народ с мощнейшим культурным наследием - сильный народ, а значит и сильное государство. Сила эта заключается в поддержке и развитии духовно - нравственного воспитания.

В современном мире у людей имеется больше возможностей заниматься творчеством или каким-либо видом искусства, особенно у детей. Роль любого педагога заключается в выявлении способностей, талантов, гениев и в дальнейшем их развитии. Немаловажна и роль семьи. Именно в семейной среде определяются склонности детей к определенной деятельности. Например, такое проявление в выборе деятельности, как традиция в выборе профессии: династия врачей, военных, музыкантов, художников и др. Именно семья несет ответственность за выбор деятельности ребенка. Педагогика же должна поддержать этот выбор и сделать все возможное для его развития и самоопределения молодого человека.

Понятия «способности» и «задатки».

Для возникновения таланта, одаренности, необходима основа для успешного развития.

Понятием «талантливый» определяются природные данные человека. Часто «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Так в толковом словаре В.Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». То есть «способный» - это человек, имеющий успех в деятельности.

Исследованием Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» как успешность в деятельности.

«Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

«Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения».

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом.

Музыкальные способности.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

«Музыкальный слух в широком понимании, − это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.

Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху. Мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).

Абсолютный слух. Готсдинер абсолютным слухом называет «способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук».

Относительный музыкальный слух-это способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку.

Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии.

 Гармонический слух - проявление звуковысотного слух по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям.

«Ладовое чувство» - это чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.

Музыкальный ритм.  «В музыкальной практике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке. В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра. Темп − это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движения, образующего форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром – соотношением опорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.

Музыкальная память - это «сложный процесс преобразования материала, полученного органами чувств». Она включает в себя такие проявления психики как: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление.  Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний.

Ультракороткая (мгновенная) память – отпечаток коротких, прерывистых и неожиданных звуков, главным образом признаков звука – высоты, тембра. Длительность их невелика – 0,1-0,5 секунд. В сознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимо повторение сигнала.

Кратковременная память – отличается большим объемом звучащей в сознании музыки,  что обеспечивает запоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.

Оперативная память – использует как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное её содержание – обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.

Многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.

В зависимости от содержания мнемических процессов называют  двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.

Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастерство («золотые руки»). Большое значение она имеет для исполнителя. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.

Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая – облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.

Словесно-логическая память – проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов – формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.

Хорошую память связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исполнительской памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали композиторы В.Моцарт, А.Глазунов, С.Рахманинов, дирижер А.Тосканини.

Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют фундамент для музыкальных занятий.

Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания, способность эмоционально отзываться на музыку.

Основными признаками музыкальности в раннем возрасте у детей, до обучения, следует считать, в первую очередь, проявление музыкальной впечатлительности и активности. Можно легко заметить различные формы проявления музыкальной активности: избирательное отношение к музыке, выражающееся в предпочтении одних музыкальных произведений другим; некоторые дети охотно поют, активно двигаются под музыку, пытаются подбирать по слуху, другие выражают свои впечатления и переживания в импровизациях и музыкальных сочинениях.

Способом диагностики музыкальных способностей является не только определение первичных способностей (музыкального слуха, чувства ритма, памяти и др.), но метод наблюдения и индивидуальный подход являются также определяющими. Порой дети раскрываются со временем, с помощью взрослых они сами открывают в себе те или иные способности. Даже если способности выражены не ярко, то они обязательно разовьются при грамотной работе педагога. Формирование способностей требует от родителей и педагогов упорной и терпеливой работы.

Заключение.

Вопрос о развитии музыкальных способностей человека сегодня один из самых значимых и важных в педагогике. Какое влияние на эти способности оказывает целенаправленное развитие творческого потенциала ребенка?  Как, развивая воображение, обогащая духовный и культурный мир детей, можно влиять на  формирование мышления? Эта взаимосвязь мышления, творческого воображения и направлены на духовное развитие человека.

В любом случае дети нуждаются в музыкальном развитии, которое может выражаться в различных формах. Начинается это развитие с колыбельных, которые поет мать младенцу, в дальнейшем это наблюдение за ребенком, определение  способностей или предпочтений в какой-либо творческой сфере. Только потом можно определяться в последующей деятельности, формы которой очень разнообразны: вокальное творчество, инструментальное исполнительство, хореографическое  искусство.  Выбор музыкальной деятельности могут определить родители, также сами дети, а иногда к выбору могут подтолкнуть педагогические работники, порой даже посторонние люди.

Даже если ребенок в будущем не выбирает музыкальную деятельность, как основную, она положительно повлияет на характер и внутренний мир. Та ниточка традиционного нравственного воспитания не оборвется. Ведь сила человека не только в его физической или умственной мощи, но и в духовной.

Литература

 1.        Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - Москва: Педагогика, 1985.

 2.        Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - Москва: Интерпракс, 1994.

 3.        Мелхорн Г. Гениями не рождаются. Общество и способности. − Москва: Просвещение, 1989.