Электронный словарь по хору
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ ПО ХОРУ
Агогика — небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
Акапелла - пение без сопровождения
Аккомпанемент - сопровождение к мелодии, вокальной или инструментальной партии.
Акустика - наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.
Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой ноты или доли в такте
Альтерация — в гармонии тональных и модальных ладов — хроматическое видоизменение неустойчивой диатонической ступени, обостряющее ладовое тяготение к устойчивой.
Альт - низкий голос девочек и мальчиков
Аранжировка — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной.
Артикуляция - в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы.
Атака — одна из важнейших динамических характеристик художественного звука в музыкально-исполнительском искусстве
Ансамбль — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
Ауфтакт — дирижерский замах перед вступлением, предварительный взмах, показ вдоха перед началом звука.
Аффект - музыкально-эстетическая концепция, распространённая в Европе в конце эпохи Возрождения и в эпоху барокко. Под аффектами учёные понимали некие «фиксированные» (поддающиеся категоризации) эмоциональные состояния человека (ср. с понятием аффекта в психологии)
Баллада — это музыкальное произведение на историческую, легендарную тему, чаще всего применяется этот жанр для восхваление героев. Баллада несет в себе лирическое задушевное, мелодическое настроение
Бассо остинато — повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмическая фигура, на фоне которой обновляются верхние голоса.
Бас - низкий певческий голос.
Бас профунда - самый низкий мужской голос.
Баркарола - песнь лодочника. Пьеса напевного, плавного характера.
Бурлеска - инструментальная пьеса шутливого характера.
Вибрато — периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов — пульсацией воздушного давления.
Вибрация — механические колебания.
Выразительные средства музыки - мелодия, гармония, ритм, лад, регистр, тембр, динамика ,темп.
Вокализ - с латинского переводится, как "звучащий, поющий". Так называют пьесы для голоса без слов.
Вокализация - пение на гласных звуках.
Веснянки - песни, посвящённые встрече весны.
Высота звука — свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты
Гамма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон.
Генерал-бас - басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами), на основе которых исполнитель строит аккомпанемент.
Гомофония - это жанр, в котором ведущее значение имеет один
голос, а остальные голоса являются лишь сопровождением.
Голосоведение — движение голосов в многоголосном музыкальном произведении. Этот термин применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).
Гармония - в переводе с греческого - созвучие, стройность, соразмеренность.
Гимн - торжественная песнь, часто звучит в хоровом исполнении.
Григорианский хорал - одноголосный напев с неопределённым ритмом , исполняющийся без сопровождения.
Джаз - разновидность професионального искусства, основанного на народном творчестве негров.
Дирижёр - руководитель оркестра.
Детонация - уклонение, т. е. небольшое повышение или понижение относительно надлежащего звука
Дефекты певческого звука — горловой голос, открытый, «белый» звук, форсирование звука, бетонирование, гнусавость, носовой призвук
Диапазон — интервал значений какой-либо величины
Дикция – четкое, ясное произношение гласных и согласных звуков.
Динамика — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Два базовых обозначения громкости в музыке: (фо́рте, итал. forte) — громко, (пиа́но, итал. piano) — тихо.
Жанр - вид какого - либо искуства.
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде
Звуковедение — способ связи звуков в процессе фонации.
Знаменный распев — основной вид древнерусского богослужебного пения.
Интонация — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации
Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения .
Интервал — соотношение между двумя звуками определённой высоты.
Имитация - с латинского означает -" подражение." Это повторение основной темы в другом голосе полифонического произведения.
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение
Камертон — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука
Кастраты — исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов — это сопрано и контральто
Колоратура — совокупность орнаментальных приёмов в вокальной музыке, прежде всего в классической опере, особенно итальянской и французской опере периода барокко
Контратенор — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «си» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.
Кантилена - (contilena) означает распевное пение. Кантиленой называется широко и свободно льющаеся мелодия.
Канон - это поочерёдное проведение одной и той же мелодии в разных голосах. Каждый новый голос в каноне вступает раньше, чем закончилась мелодия у предыдущего голоса.
Кантата - это многочастная концертная вокальная пьеса лирического характера, состоящая из арий и речетативов. Она исполнялась певцами- солистами или хором в сопровождении оркестра.
Конвикт - школа для церковных певчих.
Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
Капелла - хоровой или инструментальный коллектив.
Капельмейстер - руководитель капеллы.
Контральто - самый низкий редкий женский голос.
Лад - это музыкальные звуки, которые объединяются вокруг тоники. Наиболее распространённые лады - мажорный и минорный.
Либретто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Мелодия — один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.
Меццо-сопрано — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объемность звучания низких (грудных) нот
Метроном - прибор для точного отсчёта длительностей. Его изобрёл венский механик И.Н.Мельцель
Мотет - небольшая хоровая песня, сочинённая на популярную мелодию или церковный напев.
Мадригал - простая песня лирического, любовного содержания для солиста с аккомпанементом. Этот жанр появился в 14 веке.
Натуральный строй — музыкальный строй, использующий интервалы, построенные на основе обертонов
Октава — музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2 (то есть частота высокого звука в 2 раза больше низкого).
Оратория - это многочастное произведение для хора, оркестра и
солистов, но сценическое действие в оратории отсутствует. Жанр
оратории зародился в Риме в конце 16 века.
Опера - это вид синтетического искуства. В ней сочетаются следующие жанры: живопись, игра актёров, музыка, танец и поэзия. Опера в переводе означает "труд, дело".
Оратория — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания
Орган - самый большой музыкальный инструмент. Относится к разряду клавишно-духовых инструментов.
Оркестр ) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.
Пауза — временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса.
Партия — часть чего-либо, подмножество в составе некоего множества
Пение — вокальное искусство. С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств
Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой).
Полетность — способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
Полутон — музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах (наиболее распространённых в европейской музыке).
Полифония - в переводе греческого означает "многоголосие".В полифоничеких произведениях все голоса равноправны и самостоятельны.
Псалмы - религиозное песнопение.
Регистр - участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром.
Резонатор - полое тело или особое приспособление, воспроизводящее звуки определенной высоты и обычно усиливающее их
Репертуар — набор пьес для постановки на сцене театра в некоторый промежуток времени.
Репетиция — тренировка театрального или иного (например, музыкального, циркового) представления, как правило, без зрителей. Осуществляется для того, чтобы отточить профессиональные навыки или лучше подготовиться непосредственно к публичному выступлению
Речитатив - с латинского - читать, произносить в слух. Это пение, похожее на декламацию. Речитатив служит одним из основных средств музыкальной характеристики геров оперы.
Ритм - выразительное средство музыки. Это организация музыкальных звуков во времени.
Романс - с испанского "романский". Сольная лирическая песня с
инструментальным сопровождением.
Синкопа — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента сметрическим.
Секве́нция - приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.
Сопрано –
1)колоратурное сопано - самый высокий и подвижный женский голос
2)лирическое сопрано - нежный, лёгкий голос
3)драмматическое сопрано - сильный и яркий голос
Сольмизация — способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждой ступени (главным образом, диатонического) звукоряда.
Сольфеджирование - пение вокальных упражнений с произношением названий звуков.
Серенада - с латинского - ясный. Первоначальное название различных приветственных пьес. Исполняются обычно на улице, под окном того, к кому они были обращены.
Спектакль — произведение сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль).
Сюита - это произведение из нескольких частей, которые обьеди-няются общим замыслом. С французкого означает "ряд, последо-вательность". В основе старинной сюиты лежат 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
Тенор - высокий мужской голос с мягким тембром.
Темп — мера времени в музыке.
Тесситура — преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента.
Тембр – в переводе с французского означает "колокольчик". Окраска голоса или звучания музыкального инструмента
Тремоляция— разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах.
Унисон - с итальянского означает "однозвучный". Это слитное звучание 2 или нескольких звуков, совпадающих по высоте.
Фальцет — верхний головной регистр певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя.
Фактура — типичный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.
Фермата — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более (особенно если фермата заключительная) вплоть до «пока не растает звук».
Филировка звука - обозначение равномерно текущего, долго выдержанного звука. Исполняется с сохранением силы звучания, crescendo, diminuendo или с переходом после crescendo к diminuendo
Фразировка – выделение при исполнении или произношении выразительных мест фраз, отчетливо выражать экспрессию и содержание фраз (в музыке, художественном чтении, пении и т.п.).
Фольклор - народная музыка, песенное и инструментальное твор-чество народа.
Фроттолы -популярные песни, предназначенные для любительско-го хорового пения. Каждому голосу этих песнен предназначалась своя мелодия.
Хормейстер — руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании новых и репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами
Хор - с греческого означает "толпа". Большой коллектив людей, исполняющих вокальную музыку.
Хорал - хоровое церковное песнопение.
Цезура - ритмическая пауза
Цепное дыхание – это специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания.
Чтение партитур - Процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры.