Доклад на тему: "Использование мультимедиа технологий преподавателем ДМШ"

Баранова Елена Алексеевна

Доклад для педагогического совета с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_multimedia.docx42.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Доклад на педагогическом совете

Тема доклада:

«Использование мультимедиа технологий преподавателем ДМШ»

                                                               Подготовила:

                                                                                        преподаватель фортепиано

                                                                  Баранова Е.А.

2015 год.

СЛАЙД 1,2

Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. 

Цель доклада: повышение эффективности и качества обучения при использовании мультимедиа технологий преподавателем ДМШ и ДШИ.

Задачи:

  • повышение педагогической компетентности по вопросам использования мультимедиа технологий;
  • повышение познавательной и творческой активности учащихся посредством использования средств мультимедиа.

Актуальность данной темы объясняется следующим- XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Сейчас кажется даже странным, что только более чем через 10 лет после начала компьютерной обработки изображения, речи, синтеза музыки возникла идея объединить все это в единое целое, которая получила название «мультимедиа».

СЛАЙД 3

Сегодня сложилось три различных понимания слова мультимедиа.

1. Первое - это «мультимедиа как идея», т.е. новый подход к хранению информации различного типа.

2. Второе значение мультимедиа - это оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы, и, наконец, мультимедиа-центры.

3. Третье значение мультимедиа - это «мультимедиа-продукт» - продукт, составленный из данных всевозможных типов.

СЛАЙД 4

Можно выделить мультимедиа продукты учебного назначения:

1. Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:

  • курсы лекций, учебные пособия;
  • учебные презентации;
  • учебные фильмы, видеоуроки.

2. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы и т.д.

3. Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных обучающих программ.

СЛАЙД 5

Используя мультимедиа продукты в процессе обучения, мы имеем два основных преимущества качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Например, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации (1.2 ГБ = 1258291.2 КБ). Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

СЛАЙД 6

 Психологические исследования в области передачи и сохранения информации показали, что дети познают окружающий мир с помощью органов чувств, при этом основными являются слух и зрение. Не случайно около 80 – 85% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, около 10 – 15 % - с помощью слуха, и около 3 – 5 % - при помощи остальных органов чувств.

СЛАЙД 7

Исследования показали, что степень сохранности информации в памяти также зависит от способа ее предъявления. (Таблица см. ниже)

Способ предъявления информации

Сохранность

через 3 часа

%

Сохранность через 3 дня

%

Устное изложение

70

10

Визуальное восприятие

72

20

Аудиовизуальное восприятие

85

50

На основании этих особенностей психологии человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения детьми информации достигается при сочетании слова, наглядных средств, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». 

СЛАЙД 8

Преподаватели ДМШ и ДШИ могут активно использовать в своей работе мультимедиа технологии. Ниже приведены данные по использованию мультимедиа технологий:

1

  • Электронная обработка документов
  • Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами

2

  • Использование готовых мультимедийных продуктов

3

  • Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования

5

  • Использование компьютерных технологий во внеурочное время

6

  • Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО

7

  • Использование собственных мультимедийных продуктов

8

  • Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях

9

  • Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня

1

  • Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)

Хочется более подробно поговорить об использовании некоторых мультимедиа технологиях.

СЛАЙД 9

Электронная обработка документов.

 Как бы ни спорили оптимисты и скептики в отношении электронных документов, однако никто уже не отрицает тот факт, что подавляющее большинство документов создается в компьютерах. Причины столь безоговорочной победы информационных технологий совершенно понятны:

- электронные документы легко создавать, редактировать, размножать, распространять и пересылать;

- стало гораздо легче искать необходимую информацию;
- проще решаются вопросы хранения информации и документов.

Компьютер незаменимый помощник при обработке и сортировке информации для портфолио, при создании рабочих программ, отчетной документации, сценариев для различных мероприятий. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это мини-типография педагога. Это средство для изготовления раздаточного дидактического материала, нотной литературы.

СЛАЙД 10

Использование электронной почты учителем значительно расширяет его контакты с внешней средой, делает возможным участие в работе сетевых методических объединений, позволяет выполнять функции удаленного консультанта. Электронная почта сегодня представляет собой одну из наиболее быстрых, удобных и дешевых систем связи. Она предназначена для передачи текстовых сообщений (и приложенных к ним файлов) через Интернет. Время доставки электронного сообщения редко превышает несколько часов, а иногда адресат получает письмо через несколько секунд после того, как оно было отправлено.  Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить несколько команд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации.
     Электронная почта может использоваться учителями для консультации и профессионального общения с коллегами.
 

СЛАЙД 11

Использование готовых мультимедийных продуктов.

Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения. Созданы различные компьютерные обучающие программы. Материал данных учебных “пособий” представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам.

В программе может быть также предусмотрена обратная связь. При выполнение определенных операций отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие программы рекомендованы к применению на различных этапах обучения. Эти пособия могут использоваться в качестве дополнительной работы на уроке.  В программах, предназначенных для обучения музыки, можно найти следующие материалы: 

  • учебные пособия,
  • музыкальные энциклопедии,
  • музыкальные проигрыватели,
  • программы для пения караоке,
  • музыкальные конструкторы,
  • программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

СЛАЙД 12

Примеры готовых мультимедийных продуктов:

«Музыкальные аркады» – это интерактивная программа. Может эффективно использоваться на раннем этапе обучения, стимулирует развитие основных навыков, таких как музыкальная грамотность, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память, чтение с листа. Процесс развития осуществляется последовательно и в комплексе, во взаимодействии одного навыка с другим, закрепление учебного материала происходит в игровой форме.  

«Нотный тренажер» - программа для формирования у начинающих музыкантов навыков чтения нот. Цель использования программы - сформировать устойчивую ассоциацию "нота на листе" - "положение рук на клавиатуре".
 

СЛАЙД 13

 Очень интересна и познавательна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видео клип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где нам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» включает в себя разделы:

  • Истории создания и развития современных групп
  • Биографии современных исполнителей
  • Информация о современных музыкальных альбомах
  • История развития современных музыкальных стилей
  • Аудиозаписи современных музыкальных исполнителей
  • Видеоклипы
  • Игра «Музыкальная викторина»

СЛАЙД 14

 В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.  Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс.

   

СЛАЙД 15

 Не менее интересна обучающая музыкально-компьютерная игровая программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов. Программа «Музыкальный класс» включает в себя разделы:

  • Сольфеджио
  • Музыкальные игры
  • Теория музыки
  • История музыкальных инструментов
  • Электронное пианино
  • Киберсинтезатор

                

«Музыкальный класс» предполагает самое первое знакомство ученика с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у ребенка музыкальный слух и музыкальную память. Учащийся может испробовать свои силы и как исполнитель, он может наиграть понравившуюся ему мелодию, и как композитор, он может сочинить свою песенку. В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей, длительностей нот. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.  Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах: джаз, самба, полька, вальс, рок, популярная музыка, техно, рэп можно, прослушивая музыкальные фрагменты с помощью киберсинтезатора. Заданная мелодия может звучать в любом, выбранном учащимся, стиле и жанре. Выбрав песню из предлагаемого перечня, можно исполнить ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат.
    
Все эти технологии и электронные программы мы можем использовать на своих уроках. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить учителя на уроке! Ни в коем случае нельзя превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок, фрагментов. Урок должен быть продуман от начала до конца. Средствам мультимедиа нужно отводить лишь определенные этапы урока, иллюстрируя или дополняя изучаемый материал.

Все упомянутые программные средства обучения музыки можно купить в интернет – магазине, набрав в поисковике системы Yandex или Google название программы.

СЛАЙД 16

Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования.

Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет композитора, фотографии, музыкальные инструменты, шедевры искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках.

Использование ресурсов Интернета открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала. Например, знакомство с произведениями разных композиторов можно сопровождать    показом видеофрагментов, картин, фотографий. На уроках я предлагаю послушать изучаемое произведение в исполнении великих музыкантов. Я использую прослушивание аудиофайлов как эталонное исполнение, к которому следует стремиться. Использую показ репродукций картин художников для лучшего понимания и раскрытия художественного образа, изучаемого ребенком произведения. Сеть интернет помогает мне в решении вопроса с нотной литературой. Я активно скачиваю ноты, а также заказываю нотную литературу через интернет магазины.

СЛАЙД 17

Интернет выступает и как один из инструментов, который участвует в организации процесса непрерывного повышения квалификации учителей на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе. 
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников. Для самообразования педагога большое значение имеет общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.
 


Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.
 

• Мастер – класс. 
• Педагогические семинары и конференции.
 
• Форумы и блоги. Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, в котором можно представить себя, свой опыт.
 
• Сетевые консультации – новая форма повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме онлайн.
 
• Дистанционные курсы повышения квалификации.
 
• Интернет – конкурсы и фестивали.
 

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной; 
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

СЛАЙД 18, 19, 20, 21

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

  • Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
  • Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. 
  • Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

СЛАЙД 22

 Я зарегистрировалась в Социальной сети работников образования nsportal.ru.           Создала в этой сети свой мини - сайт. Некоторые эксперты считают, что мини-сайт «ненастоящий». Это мнение имеет некоторое основание: в самом деле, создать в данной сети мини-сайт можно за один вечер. В то же время, для того чтобы создать сайт на бесплатном конструкторе сайтов http://ucoz.ru может понадобиться несколько недель. Затраты по времени не сопоставимы. Не нужно требовать от педагогов становиться профессиональными разработчиками, вникать в тонкости дизайна и разметки. А без этого невозможно создать красивый сайт «с нуля».

Сейчас в интернете так много сайтов, что недостаточно просто создать сайт. Чтобы на сайт заходили посетители и пользовались опубликованными на нём материалами, сайт надо «раскручивать». Это гораздо более трудная задача, чем создание сайта. Разработчику-профессионалу на это может потребоваться несколько лет. Поэтому материалы, опубликованные на созданных с нуля «настоящих» сайтах педагогов, как правило, остаются мало востребованными коллегами.

Изначально, когда на федеральном уровне появилось требование к аттестующимся педагогам иметь свой сайт, имелось ввиду, что педагог должен иметь сайт-визитку, чтобы родители и будущие ученики могли поближе познакомиться со своим учителем. Подразумевалось также, что на своих сайтах педагоги будут делиться опытом с коллегами. Этим критериям мини-сайты данной сети соответствуют. Мини-сайты обладают красивым дизайном, производя хорошее впечатление на родителей и учеников. Разработки, помещенные на мини-сайтах, попадают на первые страницы поисковых выдач в Яндексе и Гугле, так как портал имеет высокий траст (т. е. «пользуется высоким доверием») у поисковых систем. Так же портал имеет среднюю посещаемость до миллиона человек в день и входит в первую сотню наиболее посещаемых сайтов Рунета. Благодаря этому, сотни тысяч педагогов пользуются материалами, опубликованными на данном портале.

СЛАЙД 23

Я опубликовала свои работы на мини-сайте и получила свидетельства о публикации в электронных СМИ. Некоторые эксперты засчитывают только публикации в традиционных «бумажных» СМИ. Это некоторое недопонимание происходящих в мире изменений. Работы, опубликованные в печатном издании, как правило, читает несколько тысяч подписчиков в течение нескольких недель после выхода издания. Работы, опубликованные в интернете, благодаря поисковым системам, доступны миллионам пользователям в течение многих лет. Поисковые системы имеют сложные алгоритмы для выявления интересных пользователям публикаций, и поэтому количество читателей наиболее интересных публикаций со временем растет в прогрессии. К тому же я нашла огромное количество интересной и полезной информации на мини-сайтах других педагогов.

 Информационные компьютерные технологии внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, родительских собраний. Есть множество сайтов, на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации концертов и конкурсов.

СЛАЙД 24, 25

В прошедшем учебном году я подготовила две презентации: к классному часу и к родительскому собранию. Мероприятия прошли в запланированные сроки и вызвали живой интерес, как у учеников, так и у родителей.

 Я создаю свои мультимедиа продукты, используя программы Power Point для создания презентаций. Компьютерная презентация, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе презентации используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. После таких презентаций изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к любому мероприятию, комбинируя различные средства наглядности.

При создании презентации я просмотрела целый ряд сайтов, где были и пошаговые инструкции, и советы по созданию презентаций. Например:

СЛАЙД 26

Конечно же, я использую сеть Интернет для участия в различных дистанционных конкурсах.  В прошлом учебном году я отправила видео выступления своих учеников на следующие конкурсы:

  • XXII Международный конкурс исполнителей инструментальной музыки г. Новосибирск    http://www.zv-prhost.ru/index/konkurs_ispolnitelej_instrumentalnoj_muzyki/0-178 
  • Международный творческий конкурс для детей и педагогов «Карусель талантов» Центр дистанционного образования «Созвездие» http://cdosozvezdie.ru/publ/ 
  • Международный королевский конкурс княжества Лихтенштейн г. Вадуц http://www.visioneuromedia.com/festival.html

 СЛАЙД  27

Свою методическую разработку - сценарий классного часа я отправила на следующие конкурсы:

  • Всероссийский конкурс «Педагогический успех», проводимый изданием «Педагогический сайт» http://pedsite.ru/competitions/terms/ 
  • I открытый всероссийский конкурс методических разработок педагогов дополнительного образования, руководителей творческих коллективов, преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ. http://www.zv-prhost.ru/index/konkurs_metod_rabot/0-258

Для участия в конкурсах необходимы видеокамера, электронная почта, интернет. И, конечно же, терпение и желание.

СЛАЙД 28

  Анализируя свой небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках компьютерных технологий позволяет:

 -сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала.

   В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс мультимедиа технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения, а их использование позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащегося к дальнейшему обучению.

И все же, как бы не было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедиа технологии на уроках, ничто не сможет заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. 

СЛАЙД 29

Использованная литература:

  • Щукина Г.И. «Активизация познавательной активности учащихся в учебной деятельности», М.Посвещение, 1979
  • Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
  •  Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
  • Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
  • Тараева Г.Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007


 

Комментарии

Елисова Нонна Львовна

Интересная работа. Использование новых визуальных средств позволяет достичь быстрейшего усвоения учащимися учебного материала. С удовольствием возьму на вооружение отдельные моменты для своей практической работы.