«Конкурс «Ученик года», как метод мотивации учащихся к обучению, фактор влияния на уровень успеваемости и посещаемости учащихся».

Данная работа освещает реализацию проекта "Конкурс- Ученик года" в рамках учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._po_ucheniku_goda.docx34.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Конкурс «Ученик года»,

как метод мотивации учащихся к обучению,

 фактор влияния на уровень успеваемости и

посещаемости учащихся».

Богомолова И.А.

2015 г.

Раздел I

 К вопросу о мотивации учащихся к обучению.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах многих отечественных психологов. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории.

- Первая связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

- Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности.

Как в условиях работы в не большом городе, когда приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей, заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря об зональных, окружных, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?

За время работы у меня сложилась своя система внеклассной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.

  1.  Концертная деятельность

В течение учебного года все ученики класса, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах. В нашем классе имеют место быть как театрализованные и тематические концерты, так и творческие вечера, в которых участвуют абсолютно все учащиеся класса. Понятно, что мы все примерно одинаково выстраиваем свою работу и все проводим концерты классов, но для меня важно, чтобы дети сами хотели участвовать в этих концертах, и чтоб на этих концертах они чувствовали себя предельно комфортно. Поэтому я всегда стараюсь подбирать интересный и удобный для исполнения репертуар,  театрализую концерты,   делаю упор на массовые номера, тогда дети пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи.

Дети  любят, чтобы их хвалили за любую ерунду, которую они сделали и искренне не понимают, почему мы не восхищаемся ими.  Поэтому я зачастую сама пишу сценарии к концертам, сама их провожу, и уж там при любой возможности расхваливаю каждого ученика. На концерте «Весенний букет», я всех сравнивала с цветами, на концерте «Новогодний звездопад» каждый из них был яркой неповторимой звездочкой. Я всегда стараюсь быть рядом со своими учениками, играю с ними в ансамблях, особенно с начинающими, вижу, что они чувствуют мою поддержку и более спокойно и уверенно выходят на сцену.

Такие концерты - богатый, ничем незаменимый опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей, где каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.

  1. Конкурсная деятельность

Я думаю, что мотивировать ребят на участие в конкурсах возможно, если сам учитель (и это очень важно) неравнодушен к миру музыки и искусства, не безучастен к миру людей, любит сам поучаствовать в каких - то конкурсах, в общем - "зажигалка" и является счастливым человеком, который смело идёт вперед, не боясь проигрыша. Чтобы не быть голословной, хочу привести пример, который оказался как нельзя, кстати, именно к этой теме. Я очень люблю общаться в соц. сетях, когда у меня есть время, а там можно узнать про себя все, чего ты заслуживаешь. Так вот в комментариях к одной фотографии, я отвечала, что на ней я просто добрая учительница. И бывшая моя ученица мне написала (я ее цитирую). «Не просто "добрая", самая ЗАЖИГАЮЩАЯ учительница! Так, как поддерживали Вы, не смог поддержать во мне "огонь любви" к гитаре ни один педагог после Вас». Я написала, что это бальзам на душу, и это действительно так. Потому что педагогам тоже очень важно признание, уважение, одобрение и оценка окружающих.
Поэтому я смело отношу к себе утверждение про «учительницу-зажигалку», воплощаю в жизнь порой  совсем нелегкие затеи и делаю это под девизом «
Действуй, пробуй и ищи, трудно будет не пищи!!!».  Таким образом, в прошлом году из 19 учащихся класса 16 приняли участие в зональном конкурсе ансамблей (это 4 разных состава), и все стали Лауреатами. И это всего лишь один из пяти конкурсов….

Как же еще мотивировать основную массу учащихся?

Меня как преподавателя и заведующую отделом народных инструментов  очень волновал и продолжает волновать этот вопрос. Я считаю  главными задачами учебного процесса, повышение уровня посещаемости, успеваемости и исполнительского мастерства учащихся.  Для реализации этих задач и мотивации учащихся отдела, я придумала и разработала проект и положение конкурса «Ученик года», который проводился на нашем отделе в течение всего 2014-2015 учебного года.

Раздел II

О конкурсе «Ученик года»

.   Конкурс «Ученик года» проводился по итогам учебной, концертной и конкурсной деятельности учащихся отдела народных инструментов.

Цели и задачи конкурса.

1. Повышение успеваемости и посещаемости в каждом классе и на отделе в целом.

2. Стимулирование интереса  к процессу обучения  учащихся.

3. Активизация творческой деятельности учащихся, совершенствование исполнительского мастерства учащихся.

4.Выявление одарённых детей.

5.Обмен педагогическим опытом.

6. Расширение и укрепление творческих контактов между преподавателями отдела народных инструментов и преподавателями теоретических дисциплин.

Конкурс проводился по двум  номинациям:

- «Ученик с большой буквы» (основная номинация) – в которой оценивались результаты учащихся по учебной  деятельности, где принимали участие все учащиеся отдела народных инструментов.

- «Артист» (дополнительная номинация) – в которой оценивались результаты учащихся по концертной и конкурсной деятельности, где участниками были  учащиеся, принимающие участие в концертах и конкурсах различного уровня.

        Смысл конкурса состоял в том, что каждый ученик весь год собирал баллы, которые зависели  в первой номинации от:

- качества обучения учащихся по  основным  дисциплинам (специальности, сольфеджио и муз. литературе), т.е. оценки за каждую четверть;

- количества посещенных занятий в течение конкурсного периода по каждому предмету (каждое посещение 1 балл, пропуск без уважительной причины – 1 балл, пропуск по болезни и уважительной причине 0 баллов).  Подсчет  велся по четвертям и суммировался в конце года.

- исполнительского уровня учащихся на зачетах и экзаменах (полученный за выступление балл суммировался с баллами по остальным пунктам);

- количества  оценок  «5» по каждому предмету в отдельности  (подсчет велся по четвертям и суммировался в конце года).

        Во второй номинации учащиеся собирали баллы за каждое участие в концертах и конкурсах (1 балл-участие, 2-результативное участие).

  Требования к участникам  конкурса.

 Каждый участник конкурса в обязательном порядке все занятия должен был посещать с дневником, где   фиксировались все его посещения и оценки, т.е. будущие баллы.

        Конкурс проводится в течение всего  учебного года в три этапа:

Первый этап – основной, длился в течении I, II, III учебных четвертей. Это соревнование между учащимися каждого класса отдельно.

Второй этап – решающий. Проходил  в IV четверти.  Задачей этого этапа было определение в каждом классе лидеров с наибольшим количеством баллов, которые готовили к третьему этапу:

-представление о себе  (где можно отразить яркие моменты учебной, концертной и конкурсной деятельности за год, рассказать о семье, о хобби, о друзьях и т.д.), которое может быть в форме презентации, сценки, монолога, возможно стихов.

-концертный номер (исполнение любого музыкального произведения).

Третий этап – заключительный, проводился в мае 2015года. Это было своеобразное закрытие конкурса с выступлениями лидеров, набравших наибольшее количество баллов (представление о себе, концертный номер).

        На протяжении всего конкурса работало компетентное   жюри  в состав, которого входили преподаватели отдела, учащиеся которых принимали участие в конкурсе, а так же преподаватели теоретических дисциплин. Каждый представитель жюри оценивал  и выставлял баллы по своему предмету. Суммировали баллы по четвертям и фиксировали их в оценочных листах классные руководители учащихся. (оценочный лист)

Награждение победителей.

По результатам конкурса всем участникам были вручены  дипломы:

  • Лауреата;
  • Дипломанта;
  • Специальные дипломы;
  • Участника конкурса.  

Также победителям  были вручены  и  памятные призы.

На закрытии конкурса работал почтовый ящик отзывов и предложений, благодаря которому преподаватели приняли в свой адрес много теплых слов. Хочется процитировать некоторые из них….

        В этом году, когда конкурс дал старт по 2 кругу, я, наконец, сделала выводы  и анализ первичного проведения конкурса.

Сравнительный анализ успеваемости учащихся отдела и класса в отдельности.

% учащихся отдела,  обучавшихся на оценки «4» и «5»

2013-2014г. - в I четверти - 80% ,во II – 77%, в III – 76%, в IV - 78%, год – 78%.

 2014-2015г. - в I четверти - 93% учащихся закончили четверть на оценки «4» и «5», и это был значительный подъем успеваемости  по сравнению  с прошлым годом.  Во II четверти успеваемость составили 73%, в III – 71%, в IV - 74%, год- 78%.  

% учащихся класса, обучавшихся  на оценки «4» и «5» 

2013-2014г. - в I четверти 79%, II – 87,5, III – 83%, IV – 79%, год – 87,5%

2014-2015г. - в I четверти 89%, II - 85%, III – 94; IV – 89%, год – 94 %

        Такой анализ в процентном соотношении можно сделать по каждому классу в отдельности, и видеть каждому педагогу, насколько процентов нужно еще «подтянуть гайки». Основываясь на результатах своего класса, могу сделать вывод, что не зря был придуман этот конкурс и не зря мы весь год занимались математикой и складывали баллы наших любимых учеников. Виден был интерес и азарт в их глазах, особенно, когда в очередной раз им напомнишь: «Вы же помните, что у нас идет конкурс. Как там поживают ваши баллы?». У некоторых в этом плане очень хорошо работают амбиции. Есть дети, у которых и без этого конкурса все было в порядке и с успеваемостью, и с посещением уроков. Но вот те, у которых хорошо работают амбиции, оказывается, даже очень могут удивить. В моем классе за прошлый год особенно отличились две девочки, до этого, особо не подающие никаких надежд. Но вот в течение прошлого года у них была практически 100% посещаемость, они, наконец, то вдруг заиграли, отлично сдали все экзамены, в итоге, по баллам обошли всех и даже сами этому удивились. Кстати одна из них частенько плакала на уроках, сначала у одного преподавателя, потом у меня… Теперь не плачет, думаю, это все конкурс, и мой девиз: «Действуй, пробуй и ищи, трудно будет не пищи!!!».  Думаю, если рывок вперед сделали несколько человек, то вслед за ними могут рвануть и остальные. Поэтому, надеюсь, что второй сезон даст нам еще более хорошие результаты, и хотя бы до цифры 94% уже дойдет весь отдел целиком. Тем более что у меня есть новые идеи в дополнение к этому конкурсу.  Хочется, чтобы идеей этого конкурса еще глубже прониклись все преподаватели отдела, и поскольку очень многое зависит от мотивации, укрепляли ее внутри каждого класса, совместно с родителями.  А в купе с системно-деятельностным подходом к обучению, нас всех, несомненно, ждет успех!

Заключение.

Наша задача   – воспитывать счастливых детей. Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания себя как личности, от всеобщего признания.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным.

Надеюсь, что конкурс «Ученик года» повысит самооценку если не всех детей, то очень многих. На закрытии конкурса мы старались поддержать и наградить абсолютно всех учащихся, пусть может быть кого-то на первый раз и авансом. Ведь грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на награды учащимся и их родителям.

Вывод: Участие в конкурсах и концертах (а наш конкурс объединяет все виды деятельности) – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателя. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.