цикл лекций "Многоликая гитара"

Якимова Людмила Александровна

цикл лекций "Многоликая гитара"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon цикл лекций "Многоликая гитара"277 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Пояснительная записка    

      В современном мире гитара является одним из самых популярных инструментов. Она звучит как во дворах, у туристических костров, так и в именитых концертных залах. Этот прекрасный инструмент имеет богатую, простирающуюся вглубь веков историю, обладает обширным и разнообразным репертуаром, имеет своих ярких композиторов, достойных исполнителей и преданных слушателей.                                                                                

     Прошедший 20 век стал свидетелем возрождения и подлинного расцвета искусства игры на классической гитаре. Для нее открылись двери престижных концертных залов, она нашла свое место в камерных и симфонических произведениях крупнейших композиторов мира, во многих странах появились выдающиеся исполнители – гитаристы и высокопрофессиональные исполнительские школы. В самых разных уголках планеты образовались целые сообщества гитаристов, любителей и слушателей – поклонников этого инструмента.

     Отрадно, что и в нашем городе гитара завоевывает все больше образовательного пространства. Ежегодно, самый большой поток детей, поступающих в музыкальную школу, выбирают именно гитару. Расширился и преподавательский состав гитаристов.

     В связи с этим, чтобы поддержать популярность гитары, качественно повысить исполнительский уровень учащихся, обогатить их музыкальный кругозор, в преподавательской деятельности приходиться использовать много новых и необходимых форм и методов обучения, внедрения новых исполнительских приемов, расширения репертуарной базы, как классической, так  и современной. Музыкант – педагог должен понимать, в какой огромной зависимости находятся результаты его труда относительно глубины овладения им знаниями методики, теории и истории исполнительства.  

     Вместе с тем, в наши дни, особенно в России, педагогическая практика, на мой взгляд, не достаточно подкреплена соответствующей научно – теоретической и методической базой. История гитарного исполнительства, методика преподавания на гитаре в литературе освещены фрагментарно. Приходится буквально по «крупицам» собирать и обобщать методические новации из немногочисленных гитарных публикаций в журналах и Интернета. Обмен педагогическим и творческим опытом обычно происходит в процессе мастер – классов ведущих гитаристов.

     Также, особенно остро стоит проблема репертуара в музыкальных школах. Его недостаток вызывает эффект «заевшей пластинки» - одни и те же пьесы звучат ежегодно на концертах, экзаменах и конкурсах. Прилавки книжных магазинов пестрят яркими, красивыми и новыми обложками, но состав произведений для гитары остается прежним. А ведь репертуар – является главным двигателем учебного процесса, позволяющим накапливать исполнительское мастерство.  

    Актуальность данной проблемы выдвинула передо мной задачу овладения новыми репертуарными пластами, глубокими исследованиями исторических периодов  в гитарном искусстве, расширения специфически – гитарных выразительно – технических средств.

     Работая в этом направлении, мною был разработан цикл лекций «Многоликая гитара». Данный проект задуман, прежде всего, с просветительскими и образовательными целями, предоставляет возможность познакомиться с яркими выдающимися личностями, внесшими неоценимый вклад в развитие гитарного искусства, их эпохой и репертуаром.

    Проект представляет собой три лекции – концерта по истории гитарного искусства. Лекции выполняют функцию основного смыслового и логического каркаса, на который нанизаны, звучащие в живом исполнении учащихся и преподавателей, яркие образцы гитарной музыки.                                          

     Первая лекция – концерт повествует о том, как гениальный композитор прошлого, английский лютнист Джон Доуленд, сочиняя прикладную музыку для украшения быта, создал шедевры на века.

     В последнее десятилетие развернулась интенсивная исследовательская работа по изучению лютневой музыки. Крупнейшие гитаристы мира включают в свой репертуар произведения  Дж. Доуленда, Л. Нарваеса, А. Мударры. Для свежего детского восприятия старинные пьесы являются вполне доступным и ярким материалом, способным украсить и освежить учебную программу. Работа с нотным материалом дала возможность учащимся познакомиться с табулатурой (цифровой и буквенной системой знаковой нотации), лютневым строем и текстами песен, написанных на старом английском языке. А само содержание лекции помогает глубже постичь смысловой мир музыки  Доуленда, переносит в 16 век, в Англию, знакомит с укладом жизни людей того времени, их бытом, культурой, как бы дает возможность почувствовать эпоху изнутри.  

     Вторая лекция – концерт знакомит с творчеством современного, российского гитариста, композитора и педагога Виктора Козлова (г. Челябинск).

     «Уральский самоцвет» - В. Козлов – признанный гитарист и композитор. Автор более 100 произведений для гитары соло. Услышав однажды его игру, больше не забудешь никогда. В своих произведениях В. Козлов открывает оригинальные технические приемы. Все пьесы написаны с прекрасным ощущением гитары и очень профессионально. Уникальность этого композитора – гитариста, его яркая личность, вдохновили меня подготовить лекцию – концерт о его биографии и творчестве, а учащиеся моего  класса с удовольствием продемонстрировали яркие и образные сочинения.

    Третья лекция – концерт посвящена движению поющих поэтов с гитарой. Рассказать о бардовской песне меня побудило большое количество учеников предмета по выбору (гитара). То есть, пианисты, скрипачи, баянисты осваивали гитару, и мне как преподавателю, пришлось учить их не только классической музыке, но и аккомпанементу игры на гитаре. Акцент в своей работе я сделала на увлечении ребят бардовской песней. Мы проходили самые яркие образцы песен Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Городницкого, а затем появилась лекция – концерт, где все учащиеся приобщились к этому уникальному явлению массовой культуры «бардовской песне».

      Так цикл задуман, прежде всего, как лекции – концерты, то в каждой лекции есть приветственное вступление, прописаны названия концертных номеров. Надеюсь, что данный цикл лекций будет полезен многим музыкантам – педагогам в их профессиональной деятельности.

                                                                                                                                                                                              

« Меня пленяет Доуленд…»

1. Дж.Доуленд. «Батл – гальярда»

    Здравствуйте, уважаемые гости, ценители старинной музыки. Сегодня мы с Вами поренесемся в 16 век, в Англию, в эпоху Возрождения. Правит страной королева Елизавета I, образованнейшая женщина, знающая 4 языка и   обладалающая исключительной музыкальностью. По словам современников, она могла играть все пьесы из «Верджинальной книги Фицуилльяма», а пьесы были столь трудны, что едва ли найдется во всей Европе мастер, который отважиться сыграть хоть одну из них, не поучив ее с месяц.

     Музыкальное искусство при Елизавете I достигло небывалого расцвета. Мастерство хоровой капеллы было самым высоким в стране, как и жалование музыкантов. Именно из Королевской капеллы вышли композиторы, искусство которых являет собой золотой век английской музыки.                                                                                                                                                                                                        Удивительно, но самый известный в Европе лютнист и композитор  Джон Доуленд, не удостоился места в многочисленной свите королевы. Этому есть свои объяснения, но немного позже.

     Джон Доуленд был самым популярным и всенародно любимым сочинителем тех времен. Он  был первой английской поп – звездой. Из окон домов доносились звуки лютни или клавесина, а играли на них, прежде всего, произведения Доуленда. Его популярность была настолько велика, как скажем в 20 веке английская группа «Битлз». Юные барышни закидывали композитора восторженными посланиями. Его пьесы для лютни часто служили другим, менее популярным композиторам, гарантией успеха их сочинений – достаточно было аккуратно переписать мелодию Доуленда, снабдив ее небольшими «вариациями».

      Давайте немного прервем наш рассказ и прослушаем его песню под названием «Приди ко мне снова». Эта песня пронизана любовной лирикой, автор ждет даму своего сердца и умоляет – «Приди ко мне снова». А так как песня написана англичанином, то она исполняется на английском языке.

2. Дж. Доуленд «Приди ко мне снова»

     

3. Дж. Доуленд «Чистые облака»

    История не сохранила для нас точных сведений о родословной Доуленда. И все же, о его жизни известно довольно много, в основном, благодаря его собственным высказываниям в письмах, в предисловиях к сборникам песен.

     Известно, что  Дж. Доуленд родился в 1563 году, в Ирландии, был современником Шекспира. В 17 лет, желая добиться совершенства в игре на лютне, отправился в Париж – тогдашний центр лютневой культуры, в качестве слуги английского посла. Это событие, как считал сам Доуленд, катастрофически скажется на его карьере.

     В Париже Доуленд был обращен в католичество и оказался втянутым в заговор против королевы Елизаветы. Испугавшись, он покинет город. Всю оставшуюся жизнь он будет раскаиваться об этом поступке. На его неоднократные прошения – принять к себе на службу, королева будет отвечать отказом. Хотя она не держала обиды на Дж.  Доуленда и с удовольствием исполняла его пьесы.

    В дальнейшем, Доуленд будет служить при дворе датского короля Генриха IV, английского монарха Джеймса, у короля Якова I. Ему было начислено фантастическое жалование – 500 далеров, его поддерживали крупнейшие меценаты страны.  А он творил и создавал книги песен.

     Наследие композитора составляют многочисленные мадригалы гальярды, паваны. Но прежде всего Доуленд  знаменит своим песенным творчеством. Его песни можно было исполнять различными способами: и соло, на  четыре голоса, с виолами и без них. В песнях Доуленда органично сочетаются французское изящество, итальянская страстность и национальный  колорит.

4. Дж. Доуленд. «Ария»

5. Дж. Доуленд «Можешь ли ты простить мои ошибки?»          

    Доуленд был очень изобретателен. Он придумал так написать партии четырехголосных песен, где каждый певец занимает за столом свое место и смотрит партию.

      Однако, несмотря на вполне благополучную и обеспеченную жизнь, Доуленд был склонен к меланхолии и смотрел на мир весьма скептически. Все самые лучшие его песни – печальные: «Оставленная надежда», «Пусть брызнут слезы», «Лейтесь, кристальные слезы» и т. д.  Откуда море слез в его музыке? Почему подписывался под песнями «несчастный англичанин»?

        Опять я в печали, опять я заплакал,

        Злой макаронник деньги захапал,

        А он лишь фигляр, но не знатный артист,

        Несправедлив мир. Я не атеист.

        Лишь символы Веры чуть-чуть поменял

        И сразу опала, и сразу скандал.

        Какая же власть бестолковая, люди,

        Играю Вам арии, а не прелюдии!

        Всех исцелю, но сам я больной,

        И зубик один мой с большою дырой.

        Лишь в лютне спасенье, лишь в ней мне отрада,

        С ней я герой, моя в том награда!                                      

Дж. Доуленд «Луч света»

     Не только наш герой предавался отчаянию и унынию. Настроение, под названием «черная меланхолия», охватило всю творческую элиту Англии. В этот период, его друг Уильям  Шекспир написал свои самые трагические пьесы – «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», полные пессимизма.                          

     Одна из причин – новые открытия в астрономии, вызвавшие болезненную смену мировоззрения.

     Другая причина – это плохое питание и примитивное состояние стоматологии, душевный голод. Лечить меланхолию предлагали занятиями музыкой, ибо музыка продлевает жизнь и оживляет дух человека.

      Но, наверное, главной причиной уныния было тягостное ожидание худшего. Елизавета была уже в преклонном возрасте, и трон должен был перейти к королю Якову, то которого ждали всяческих подвохов и не зря. С трудом держась в седле – он считал себя лучшим наездником, будучи невежественным – писал книги. Урезал жалование музыкантам. Золотой век английской музыки склонился к закату.  

     Давайте послушаем, как Доуленд изливал свою тоску в великолепных композициях для голоса и лютни…

6. Дж. Доуленд «Больше не рыдай».

7.Дж. Доуленд «Лейтесь, мои слезы»

                                    Лейтесь, слезы, ручьями с ресниц,

         Скорби моей, орошая лик.

         В горестной песне полуночных птиц                                                                                                  

         Вечностью станет миг.

         Плачи мои не утихнут во век,

         Ведь сострадания нет и в раю.

         Кубками слез из-под каменных век

         Счастья золу в очаге я залью.

        Дж. Доуленд

8. Дж. Доуленд Павана «Всегда Доуленд, всегда печальный»

    Эта павана – самая известная в его наследии и посвящена королеве Анне. Первое переложение с лютни сделал английский композитор Б. Бриттен.

9.  Дж. Доуленд «Мой господин, Виллоубис, добро пожаловать домой»

10.  Дж. Доуленд «Здесь все для леди»

    История знает примеры не менее блистательных карьер в искусстве, о которых спустя короткое время никто не помнит. В 21 веке выяснилось, к  Дж. Доуленду это не относится. Виной тому – его музыка, которая обладает удивительным качеством: она воспринимается без всякой скидки на давность. Для ее понимания не требуются ни знания исторического контекста, ни специально тренированный слух – как будто посылаемый ею эмоциональный сигнал проходит сквозь огромное временное пространство практически без искажений. Так что, если мысли заразиться меланхолией Вам не по душе, не берите в руки лютню, держитесь подальше от песен Доуленда – их красота, спустя 400 лет, все еще губительна!  

     До новых встреч.

                                                                                       

«Уральский самородок – Виктор Козлов»

   

       Добрый день, уважаемые родители, педагоги и ребята. Я очень рада Вас видеть. Сегодня я хочу Вас познакомить с творчеством челябинского гитариста и композитора Виктора Козлова.

      Обращение к творчеству именно этого композитора не случайно. Дело в том, что на сегодняшний день В. Козлова по праву можно назвать самым востребованным и признанным композитором, пишущим оригинальную музыку для гитары.

     Пожалуй, каждый юный музыкант, учась в музыкальной школе по классу гитары, когда – то играл его «Грустную песенку», «Маленькую арфистку» и всеми любимую пьесу «С неба звездочка упала». Произведения этого композитора активно включаются в конкурсный репертуар. Его сочинения издаются в России, Германии, Италии, Польше, Финляндии. Ведущие мировые исполнители гитарной музыки включают в свои программы произведения этого автора.

     Композиторские предпочтения В. Козлова, в основном, относятся к сфере миниатюр. Именно в этом жанре ему удалось наиболее полно проявить свой композиторский талант. Наверняка, многие помнят из его концерта в нашем городе «Восточный танец», «Марш оловянных солдатиков» и «Маленький детектив». Эти оригинальные, юмористические сочинения, отточенные по форме, с использованием необычных красочных приемов, навсегда запоминаются слушателями и завоевывают огромную популярность.  Пол Фаулес – известный в Европе гитарист и музыкальный критик, так написал о нем: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в напыщенном мире современной музыки».

    Этот удивительно светлый, жизнерадостный человек, с потрясающим чувством юмора и обаянием, еще и очень любит детей, поэтому, особое место в его творчестве занимает детская музыка. И здесь, в своих оригинальных сочинениях, ему удается сочетать яркую образность и конкретную методическую направленность. Так, его альбом «Маленькие тайны сеньориты гитары», стал уникальным учебным пособием. Цветные иллюстрации, характерные заголовки, оригинальные идеи в произведениях, все это, несомненно, повышает интерес детей к инструменту, а для педагога становиться настоящей находкой.  

    И сегодня ученики моего класса продемонстрируют Вам пьесы из этого альбома.

1. В. Козлов «Маленькая арфистка»

2. В. Козлов «Хоровод»

        Это что такой за танец, в круг одни девчонки встали.

        Крепко за руки взялись, то красиво разошлись.

        Песню девица поет, что за танец – хоровод!

3. В. Козлов «Прогулка на пони»                                                                           4. В. Козлов «Петушок и эхо»

                             Кричит эхо петушку: - «Я тебя перекричу»

                             Петушок в ответ: - «Ну что ж, спорить я с тобой готов»

                             Как считаете, друзья, эхо выиграет меня?

5. В. Козлов «Мини – блюз»

      А еще этот сборник характерен тем, что кроме пьес, написанных в традиционной технике классической гитары, есть пьесы с применением красочных, современных гитарных приемов. Одна из таких пьес называется «Таинственные шаги». Сам В. Козлов называет ее «детским детективом». Загадочная атмосфера этой пьесы создается с помощью красочных приемов: пиццикато, постукиваниями  по разным частям деки, глиссандо. Итак…  

6. В. Козлов «Таинственные шаги»

      А в другой пьесе В. Козлов решил познакомить ребят с приемом, имитирующим звучание военного барабана. Он исполняется путем перекрещивания двух басовых струн на 10-м ладу.

7. В. Козлов «Фанфары и барабан»

     Наверняка, многие из нас наблюдали, как в ночном небе падают звезды. Это очень короткие и незабываемые мгновения. Они то, наверное, и побудили автора написать красивую пьесу под названием «С неба звездочка упала». Падение звезд композитор изобразил с помощью приема глиссандо.

8.В. Козлов «С неба звездочка упала»

       А в другой пьесе, приемом глиссандо автор изображает веселую погоню кошки за мышкой.

9. В. Козлов « Кошки – мышки»

     А сейчас Вы услышите музыкальную картинку, показывающую танец механической куклы от ее завода, до полной остановки.

10. В. Козлов «Заводная кукла»

     Гитарой В. Козлов начал заниматься довольно поздно, в 10 лет, и сразу же проявил свой композиторский талант. В то время, говорил сам Козлов, на каждом экзамене сдавали пьесу А. Иванова – Крамского и этюд М. Каркасси. На  следующем экзамене – пьесу М. Каркасси и этюд А. Иванова – Крамского, что потихоньку начинало вызывать определенную аллергию. И В. Козлов стал пробовать сочинять сам. К счастью, его первый учитель Шариф Мухатдинов поддержал увлечение юного гитариста. Когда пьес накопилось довольно много, преподаватель показал их профессиональному композитору В. Веккеру, а затем, в Москве гитаристу – композитору П. Панину, которые единогласно одобрили первые опыты Виктора и порекомендовали продолжить занятия композицией.  

     Кстати, именно творчество П. Панина, как гитариста – новатора и вдохновило В. Козлова на сочинение оригинальных пьес, с использованием современных технических приемов.

     Затем была учеба в музыкальном училище у талантливого педагога Г. И. Федоренко. Там же и начались его серьезные занятия композицией у Ю. Е. Гальперина, который сейчас работает в Парижской консерватории. Гальперин оказался педагогом с «большой буквы». После его уроков Виктору казалось, что все возможно, и реально осуществить любой замысел, даже самый неожиданный.  По окончании музыкального училища, Гальперин сказал Виктору на прощание: - «Если когда-нибудь взойдет звезда В. Козлова, то она будет светить в созвездии гитары и композиции».

      Так и получилось. В 1982 году, в Донецке В. Козлов, как автор оригинальных сочинений для классической гитары, был награжден почетным дипломом.

      После окончания Уральской консерватории, в 1988 году, в Москве, будучи участником Всесоюзного фестиваля гитарной музыки, В. Козлов был удостоен диплома фестиваля  и приза зрительских симпатий за исполнение собственной сюиты «Черный тореадор».

     А летом 1989 года к В. Козлову пришел и Международный успех. На IX Международном фестивале в г. Эстергоме (Венгрия), В. Козлов стал лауреатом III степени в конкурсе композиторов. Эта поездка дала новый толчок – импульс для его творчества. О ней он рассказывал, когда приезжал с концертов к нам в город. Вот несколько слов о ней. На огромном концерте – презентации современной музыки, гитаристы со всех концов земного шара играли свои сочинения. Дело доходило даже до курьезов. У одного немецкого гитариста гитара играла сама! Он просто кидал ее об стул, и она издавала звуки. Другой показывал целую энциклопедию приемов с использованием посторонних предметов: спичек, пробок, ложек и вилок. Во время исполнения он стучал и скреб этими предметами по гитаре. А в конце, на фоне затухающих аккордов, он взял колотушку, которой бьют по большому барабану, и стукнул себе по голове – «Бум». То есть, у некоторых композиторов приемы превалировали над музыкой, и кроме этих приемов ничего не было.    

    Говоря о В. Козлове, можно сказать, что на сегодняшний день он контролирует ситуацию и старается, чтобы новые приемы только помогали раскрывать содержание музыки.                                                                                  

Сейчас, Вашему вниманию предлагается причудливый кукольный танец с шумовым эффектом, в исполнении квартета гитаристов:

11. В. Козлов «Танец капризных марионеток»

     В. Козлов много сочиняет для дуэта и трио гитар. Сам входит в состав знаменитого Уральского трио гитаристов, сам пишет музыку для ансамбля и является идейным вдохновителем.

      Для детей им написана «Детская сюита для дуэта гитар» Вот одна из пьес этого альбома:

12. В. Козлов «Старая шарманка»

     А эти пьесы написаны в ритмах, характерных для стран Латинской Америки:  

           

13. В. Козлов «Румба»

14. В. Козлов «Милонга»

     В заключение концерта, позвольте сыграть Вам, пожалуй, одно из самых красивейших произведений В. Козлова «Балладу о Елене Прекрасной». У этой пьесы очень красивая и романтическая история, т. к. она была написана автором в дороге, в ожидании встречи с красивой девушкой Еленой Попляновой, позже ставшей его женой.

15. В. Козлов «Баллада о Елене Прекрасной»

    Рассказывать о творчестве этого талантливого музыканта можно бесконечно. Сегодня мы затронули только его композиторское творчество. И я думаю, что всем присутствуюшим в зале понравилась его рельефная, изобретательная, яркая, театральная, и главное, доступная для восприятия музыка.

      Спасибо за внимание. До новых встреч.

    «Песня – это маленькая жизнь»

    Здравствуйте, дорогие и уважаемые гости. Мы очень рады Вас видеть в нашем зале. Сегодняшний музыкальный вечер посвящен песне:

  - завоевавшей огромную популярность и объединившей многих и многих людей разных возрастов и профессий,

 - мы познакомим Вас с песней, которой пришлось посоперничать с профессиональной эстрадой и оттеснить ее на второй план,

 - с песней, которую написали простые люди – геологи, студенты, инженеры, врачи, учителя и строители,

 - С песней, которая не надоедает и не стареет. Ее, по-прежнему редко крутят в эфире, но с удовольствием хором поют под гитару.

      Наш музыкальный вечер посвящен бардовской песне.

1. Л. Бусыгина «Чистые сердца»

2. О. Крючков «Солнышко»

     Этот концерт подготовили для Вас учащиеся, для которых гитара является не основным инструментом, а дополнительным. Ведь по специальности эти ребята играют на фортепиано, скрипке и баяне. Накопив в нашем репертуаре достаточное количество бардовских песен, мы загорелись идеей исполнить их для Вас. В основном, в концерте прозвучат известные авторские песни, ставшие народным достоянием. Эти, всеми любимые песни, написанные в прошлом XX веке, и сейчас много значат для нас и для нашего времени. Мы хотим, чтобы эти песни не забывались, пелись и объединяли вокруг себя все больше и больше людей.  

    И сегодня мы собрались, чтобы спеть их для Вас, и будем счастливы, если Ваши голоса присоединятся к нашим.

3. В. Миляев «Весеннее танго»

     Представьте себе послевоенное десятилетие – а это 50- е годы, и музыкальную культуру этого времени. Только что окончилась эпоха военных песен, и радио предлагало неплохие новинки, предназначенные для массового пения на демонстрациях и площадях. Молодые люди, как и все работали, учились, увлекались туризмом и походами, и очень любили петь. А вот таких песен, которых можно было петь в общежитиях, у костра, в веселых студенческих агитбригадах не было.                                                                                      

     К сожалению, и профессиональная эстрада не смогла заполнить этот пробел, не сумела вовремя откликнуться на настроения и чувства послевоенной молодежи.

    И вот, в один из пасмурных, осенних  дней, два друга – школьник и студент, собрались вместе и решили сочинить песню. Один -  умел немного играть на рояле, а другой писал стихи, мечтал стать поэтом. Оба хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о мужественных людях. И через два часа родилась песня под названием «Бригантина». Ее авторы даже не могли предположить тогда, сколь будет счастливой и долгой судьба их песни. Музыку написал Георгий Лепский, а стихи Павел Коган.  

       «Бригантина» пришлась по душе любителям дальних дорог, передавалась из уст в уста, от одной туристкой группы к другой.

      А вместе с ней, у привальных костров зазвучали и расцвели другие самодеятельные песни студентов 50-х годов – А. Якушевой, Ю. Визбора, А. Городницкого и немалого числа других авторов.

       

4. А. Городницкий «Снег»

      Судьба и творчество ленинградского барда А. Городницкого меня очень тронули. Я, буквально влюбилась в этого скромного, интеллигентного человека, влюбилась в его песни. Александр Городницкий – известнейший геофизик, доктор геолого-минераловедческих наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Он несколько раз избороздил вдоль и поперек чуть ли не весь земной шар.  

    Его песни, сочиненные в тайге и тундре, получили немалое признание и огромную популярность. Исполняя их у костров, он не сознавался в своем авторстве, да этого и не требовалось.

      Гитар в тайге не было (может быть именно поэтому Городницкий так и не научился на ней играть), и распространялись его песни изустно, от костра к костру, нередко обрастая новыми словами и мелодиями. Именно поэтому, некоторые его песни, написанные на Крайнем Севере, считаются безымянными и народными.

    В связи с этим, у А. Городницкого было немало курьезных случаев. Так, например, в Мурманске, куда геофизик приехал с визитом на сверхглубокую скважину, ему показали могилу заключенного, сложившего бессмертное «На материк, на материк…». На робкую попытку барда отстоять свое  авторство, старый зек, исполнявший роль гида, решительно заявил, что человек «с воли», такую песню, в принципе, не способен.

     Также известно, что летчики полярной авиации использовали служебную радиосвязь, чтобы по всему Северу распространить его знаменитую «Песню полярных летчиков». И опять за самозванство, А. Городницкого чуть не побили обиженные северяне, считавшие, что эта песня бытовала здесь всегда, искони.

    Но А. Городницкий только рад, что его песни стали народными и говорит, что сбылась его давняя мечта – стать безымянной частью народного творчества.    Итак…

5. А. Городницкий «Песня полярных летчиков»

6. А. Городницкий «Давай посидим у большого костра»

    Сегодня мы говорим о бардовской песне,  тем не менее, многие не знают, откуда произошло это название.

     Бардами были древние певцы – сказители у кельтских племен, проживавших когда – то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии, и  которые аккомпанировали себе на струнно-смычковом инструменте – крота, похожим на маленькую лиру.

     Барды были не только бродячими певцами, но и мудрыми поэтами – глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновляющие воинов на великие подвиги и воспевающие мир и любовь. Роль этих певцов была огромной, как и уважение, которым они пользовались.

    Сложение бардом песни было делом не простым и, в буквальном смысле, священным, ведь они хранили родословные своих вождей, нараспев сказывая о них на пирах, в честь Дня рождений и свадеб. Сочинение песен происходило таким образом: бард запирался в своем доме, закрывал окна и неподвижно лежал на спине, закрыв глаза, укрыв голову и положив камень себе на живот, чтобы совершенно отрешившись от мира, услышать голос своего вдохновителя и сочинить точную, правильную и прекрасную песнь.

      Бард мог быть богатым и нищим, мог быть воином и быть убитым в бою. Но никто не смел убить его за хулительную песнь, высмеивающую трусость правителя или вождя.

    Барды древней Ирландии своими песнями призывали народ сплотиться и дать отпор завоевателям. Своими крота и венками на головах, одетые в белые одежды, они шли впереди войска, поднимая героический дух воинов.

     Существует предание о том, как враждовавшие страны, готовые к сражению, при звуке лиры – крота именитого барда, складывали оружие, и прослушав песню из врагов становились друзьями.

       И сегодня, российские барды – это, прежде всего, сказители, которым совершенно необязательно иметь поставленный певческий голос. Главное, он должен быть проводником самых высших духовных истин.

       Наверное, многие согласятся со мной, что по ощущениям, русская авторская песня (конечно в высших своих проявлениях), очень походит на некое священнодействие, которое непонятным образом потрясает до глубины души. Вот и получается, что название «бард» для русских авторов-певцов оказывается самым точным и подходящим.

7. А. Розенбаум «Кувшин»

Следующая песня, которую мы Вам споем, написана простым и скромным человеком, но всегда популярным. Его песни нравятся и поются. Это – Олег Митяев.

      Написав свою первую песню – «Изгиб гитары желтой», он даже не подразумевал, что она станет гимном бардовского движения, что ее будут исполнять во всех уголках страны, и не только любители, но и профессиональные артисты.      

    При всей скромности текста и музыки, судьба этой песни удивительна. Сразу же после первого исполнения ее подхватили туристы, студенты, врачи и даже евреи, которые перевели ее на свой язык и поют каждый день, собираясь возле синагоги. С их слов, она точно отражает идею еврейского народа собраться на обетованной земле. Итак…  

8. О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

9.муз. В. Берковского и М. Синельникова

   Ст. Р. Киплинга в переводе С. Маршака

   «На далекой Амазонке»

  Нельзя не сказать еще об одном поющем поэте и спеть его знаменитые песни. Конечно  же - это Юрий Визбор! -  один из основоположников жанра авторской песни. Он  наиболее ярко выделился, как-то выплыл из волн широко разлившейся тогда студенческой песни и единолично овладел вниманием и сердцами слушателей.

   Магнитофонные ленты, передаваемые из дома в дом и живые голоса, подхватывающие песню от костра к костру, были словно отражением облика самого Визбора, веселого, желтоволосого, круглолицего парня в ковбойке, который не то пел, не то шептал, не то рассказывал.  

     Ю.Визбор – был талантливым и многогранным человеком. Он серьезно увлекался альпинизмом, горными лыжами и очень любил путешествовать. Большая часть его песен, а их около 400, посвящена туризму.

     Ю. Визбор первый создал жанр песни – репортажа. Объездив в качестве журналиста всю страну, побывав на дне океана в подводной лодке, на гребнях синих гор, за штурвалом комбайна, он никогда не расставался с песней, вкладывал в нее частицу своей жизни, жизни знакомых и незнакомых людей.

    Ярким образцом жанра песни – репортажа является его песня, посвященная водителям трасс Ош – Хорог, где очень высокие, крутые и узкие участки, а над кабинами висят скалы.

         Дорог на свете много,

         Но выше не найдешь.

         От города Хорога

         В далекий город Ош.

         По кручам каменистым, - «Смотри, не оступись!»                                                              

                               Машины – альпинисты карабкаются ввысь!

Ю. Визбор

     В 1970 году Юрий Визбора пригласили на Центральное телевидение, где он писал сценарии для документальных фильмов и даже немного работал режиссером.  Как киноактер Ю. Визбор снялся в 18-и фильмах, где наибольшую известность принес ему фильм «Семнадцать мгновений весны», в котором сыграл роль Бормана.  

       Этот великий бард, великий актер, великий журналист, ушел из жизни рано, в 50 лет, но ни одна газета, даже строчкой не обмолвилась о его смерти. Через три года А. Городницкий напишет в память о нем:

         Вместе с Юрой Визбором

         Кончилась эпоха -

         Время нашей юности,

         Песен и стихов….

        А. Городницкий

Итак, Ю. Визбор…

10. Ю. Визбор «Милая моя»

11. ст. Ю. Визбора и Д. Сухарева

       муз. С. Никитина Песня к кинофильму «Москва слезам не верит»

«Александра»

12. ст. Ю. Визбора,   м. С. Никитина и В. Берковского

       «До свиданья, дорогие»

    Ежегодно, с 1968 года в России проводится песенный фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина. Этот страстный любитель гитары, не умея на ней играть, смог объединить вокруг себя большое количество бардов. Каждый год фестиваль проходит близ Тольятти и собирает огромное количество участников. На берегу реки горят костры, люди располагаются в палатках, а на сцене – гитаре, уходящей в реку, поют под гитару те, для которых бардовская песня – это маленькая жизнь.

     Сам Валерий Грушин трагически  погиб, спасая в горной реке детей.

    Вот и подошел к концу наш музыкальный вечер. Сегодня Вы узнали много нового и интересного об бардовской песне, вспомнили и услышали замечательные песни, которые постепенно забываются. А ведь песни непременно должны звучать, а не лежать, напечатанные в виде стихов.

    И нам будет очень приятно, если кто-то из Вас, в узком кругу друзей возьмет гитару и споет любимую песню, а кто – то попробует сочинить ее сам.

     Спасибо за внимание и до новых встреч.

Перечень учебно-методического обеспечения

и материально- технических условий

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Для разработки цикла лекций потребовался обширный библиотечный и личный фонд в виде учебно-методической и нотной литературы, а  также аудио и видеоматериал. В целях сбора дополнительной информации использовались ресурсы Интернета.

     При проведении лекций потребовался иллюстрированный материал – это портреты композиторов на каждую лекцию, демонстрация сборников нот и  рисунки детей. Также всем слушателям были предоставлены программы концертов - лекций.

      В  обеспечении материально-технических условий входят: концертная аудитория, наличие гитар всем выступающим, и также стенды для демонстрации наглядного материала.

Список использованной литературы

  1. Аннинский Л. Барды. Изд-во: Сапронов, 2005  

                                                         

2. Городницкий А. И вблизи, и в дали. Изд- во: Полигран, 1991

3.  Как научить играть на гитаре. – М.: Издательский дом «Классика – XXI»,           2006

4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н /Д: «Феликс», 2002

5. Михайленко Н.П. Методология исполнительского мастерства гитариста. – К.: «Ровно», 2009

6. Уколов В. С., Рыбакина Е.Л. музыка в потоке времени. – М.: Мол. Гвардия, 1988

7. Журнал «Мир гитары» №2, 1994

8. Журнал «Гитара и мастер» №1, 1997

10. Журнал «Гитаристъ», 2003

11.  Журнал «Гитаристъ» №2, 2004

12.  Журнал «Гитаристъ» №2, 2005