Бинарный урок «Взаимосвязь дисциплин «Сольфеджио» и «Эстрадный ансамбль. Методы и приёмы работы с учащимися эстрадного отделения на уроках сольфеджио»

Учащиеся эстрадного отделения поступают в школу искусств в возрасте12 -13 , а многие даже в 15- 16 лет. Поэтому на сольфеджио многие дети просто не поют (не умеют, не хотят, стесняются). Приходится заменять сольфеджирование другими формами работы: сольмизацией, ритмической партитурой, проигрыванием на инструменте мелодии, анализом музыкального  произведения и др. Следует учитывать специфику формирования групп из учащихся, которые  обучаются игре на разных инструментах.  Задача бинарного урока — научить детей применять на уроках сольфеджио знания, умения и навыки, полученные в классе эстрадного ансамбля, и наоборот. Такие уроки предполагают развитие творческой активности учащихся, обогащение их музыкально-слухового опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    Утверждаю

                                                                           Директор МОУ ДОД «ДШИ № 1»

                                                                             ________________ И.Е. Черникова

                                                                           «___» _________________ 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого бинарного урока преподавателей теоретических дисциплин Леоновой Н.А.

и эстрадного отделения Изосимова В.В.

на тему: «Взаимосвязь дисциплин «Сольфеджио» и «Эстрадный ансамбль. Методы и приёмы работы с учащимися эстрадного отделения на уроках  сольфеджио»

                                                                               Дата проведения: 02.04.2013 г.

г. Балашов

2013 г.

Цель урока: Применение теоретических знаний, умений и навыков в классе эстрадного ансамбля на примере композиции «Summer Walk»  гр. Asсhera  

 

Задачи урока:

    Обучающие:

    1. способствовать яркому образно-эмоциональному восприятию музыки;

    2. раскрывать индивидуальный творческий потенциал каждого учащегося;

    3. способствовать, применяя музыкальный анализ и различные виды музицирования, художественному  формированию  и вкусу их личности как музыкантов.

    Развивающиеся:

1. развитие мышления при анализе музыкального произведения;

2. развитие музыкальной памяти, внимания;

  1. развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять, проводить аналогии, сравнивать музыкальные темы и образы;

Воспитывающие:

  1. воспитание сознательности;
  2. формирование систематического процесса обучения средствами музыки.

Возраст обучающихся: 14-18 лет (эстрадное отделение)

План урока:

1.Введение Специфика обучения учащихся на эстрадном отделении ДШИ.

           2. Исполнение композиции Asсhera  «Summer Walk» эстрадным ансамблем ДШИ (рук. Изосимов В.В.)

            3. Характерные особенности инструментальной композиции «Summer Walk». Средства музыкальной выразительности. Анализ тонального плана, гармонии, мелодии, ритма, фактуры  произведения. Сольмизация и гармонизация мелодии композиции, работа над ритмом произведения.

            4. Взаимосвязь дисциплин «Сольфеджио» и «Эстрадный ансамбль» - залог успешного обучения учащихся эстрадного отделения.

 Добрый день.

Сегодня наш урок мы посвятим взаимосвязи между предметами сольфеджио и  эстрадный ансамбль. А проведем  его с учащимися эстрадного отделения. Спецификой учащихся эстрадного отделения является то, что поступают они в школу в возрасте12 -13 , а многие даже в 15- 16 лет. Поэтому на сольфеджио многие дети просто не поют (не умеют, не хотят, стесняются). Приходится заменять сольфеджирование другими формами работы: сольмизацией, ритмической партитурой, проигрыванием на инструменте мелодии, анализом музыкального  произведения и др.

Следует учитывать специфику формирования групп из учащихся, которые  обучаются игре на разных инструментах. Сегодня мы проводим интегрированный урок — это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Бинарный урок - нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут два преподавателя. 

Задача бинарного урока — не просто показать области соприкосновения учебных дисциплин, а на практике использовать эту связь, научить детей применять на уроках сольфеджио знания, умения и навыки, полученные в классе эстрадного ансамбля, и наоборот. Такие уроки предполагают развитие творческой активности учащихся, обогащение их музыкально-слухового опыта.

 II. 1. В начале урока мы прослушаем музыкальное произведение «Summer Walk» (Летняя прогулка) в исполнении эстрадного ансамбля школы. Звучит произведение.

 2.Проведем разбор этого произведения.

 Жанр произведения  романтическая рок - баллада. Для нее характерны медленный темп, напевность мелодии, ритмическая острота и рельефность аккомпанемента.

 Форма  пьесы – куплетная, что характерно для современной эстрадной музыки. Между основными частями, запевом и припевом, есть еще небольшой промежуточный раздел- «бридж» (с англ.-мост), который связывает их в одно целое и делает переход менее заметным. Кстати, «бридж» как часть формы редко используется в отечественной музыке и присущ  именно зарубежной популярной музыке. Запев минорный, характер - задумчивый, меланхоличный,  припев мажорный, более яркий, гимнический.

Мелодия- главное средство музыкальной выразительности. Прослушаем мелодию в исполнении гитары – Скоробогатовой Татьяны.

Разбор  мелодии

   Мелодия произведения протяжная и напевная. В ее музыкальном языке сочетаются элементы разных стилей и жанров: напевность, присущая вокальной музыке; мелизмы – свойственны классической музыке; пентатоника - характерна для блюза, рока (пентатоника – пятиступенный лад, с отсутствием полутонов). Мелодия запева протяжная, звучит дважды в разных регистрах, что придает ей динамику. В припеве мелодия по характеру близка к гимну - ритмически острые и  призывные интонации, украшенные мелизмами.

Мелодия начинается с затакта - это характерно для вокальной музыки.

Тональный план; начинается в ре – миноре, затем переход в тональность  фа  мажор. Как называются такие тональности, что у них общее, а чем отличаются? Вспомним определение параллельных тональностей. Давайте построим в этих тональностях главные трезвучия лада. Какие ступени называют главными?

 В ре миноре построим трезвучия на побочных ступенях: I53, II53, III53, S53, D53, VI53, VII53. Обратить внимание, на натуральный минор (сопоставить мажорную и минорную доминанту)

В популярной музыке очень часто в классическом гармоническом обороте T – S – D вообще отсутствует мажорная Доминанта (хотя в музыке Средневековья этот оборот часто использовался). Особенность гармонического плана данного произведения: I53- VII53-VI53-VII53-I53. Это характерно для популярной эстрадной музыки. Давайте вспомним и повторим     буквенное обозначении аккордов в эстрадной музыке.

Начнём с того, что в европейской традиции, ноты принято называть буквами латинского алфавита, а не знакомыми нам с детства «до, ре, ми». Ниже соответствия нот латинским буквам:


До - C
Ре - D
Ми - E
Фа - F
Соль - G
Ля - A
Си - H
Си бемоль – B

В современной музыке, в джазе очень часто встречается так называемая игра по «цифровкам». Выглядит эта цифровка следующим образом – обычный нотный лист, разделенный на такты, и в каждом такте стоит обозначение аккорда, или тональности, кому как удобнее. Таким образом, перед музыкантом написана гармоническая последовательность исполняемой песни, на которую он либо импровизирует, либо аккомпанирует.

 А теперь давайте вместе попробуем гармонизовать мелодию.

Вот как выглядит гармоническая последовательность нашей композиции: «Summer Walk».

Dm/Dm/C/C/Bь/C/Dm/Dm://C/Bь/C/Gm C//:F/C/Gm/Bь C://Dm/

Предложить исполнить мелодию с аккордами.

Исполняют мелодию с аккомпанементом Таня Скоробогатова, Валя Беляева и Сергей Овсянников (гитара - соло, клавишные и бас – гитара)

Общее представление об аранжировке. Аранжировка-это искусство согласования различных партий в музыкальной фактуре. При правильной  аранжировке музыкальные партии взаимодействуют между собой ритмически, динамически и фактурно, создавая единую музыкальную ткань.

Давайте посмотрим, взаимодействуют ли между собой партии в нашем произведении.

1.Ритм: характер мелодии спокойный, размеренный, а аккомпанемента - более острый. Послушаем без сопровождения мелодию запева.

Исполняет Таня Скоробогатова, и отдельно ритм-группу: исполняют Авдонин Никита, Чегорев Руслан и Овсянников Сергей (барабаны, бас и ритм-гитара).

В ритм - группе следует выделить партию ритм - гитары, т.к. она наиболее ярко формирует ритмический характер. В запеве ее партия состоит из педалей - подвешенных аккордов, которые не нарушают прозрачность фактуры (иллюстрация - Чегорев Руслан). В припеве же, наоборот, партия ритм - гитары звучит ритмически - остро, создавая насыщенное звучание и подчеркивая призывной характер мелодии (иллюстрация - Чегорев Руслан).  

Ритмические упражнения:

Данные упражнения предназначены для подготовки слуха к восприятию и четкому воспроизведению отдельных ритмических рисунков.

Примеры:

 

Можно сравнить ритм классических и эстрадных произведений, выполнить ритмические упражнения на основе ритма композиции, ритмическое двухголосие.

2.Динамика. Как правило, в ней соблюдается принцип контрастного чередования разделов формы. В нашем примере, в запеве отдельные партии звучат прозрачно и рельефно, создавая приглушенный характер звучания (для примера исполняются фрагменты отдельных партий и совместно); в припеве общая динамика усиливается за счет усложнения и наполнения партий у каждого инструмента (для примера также исполняются фрагменты отдельных партий и совместно).

3.Фактура. В правильно выстроенной фактуре отдельные партии занимают свое особое место в музыкальной тесситуре, создавая в итоге то или иное звучание. К примеру, в запеве мелодия у соло-гитары исполняется сначала в 1-й октаве, при этом партия клавишных, звучащих в том же регистре, максимально прозрачна, что позволяет гитаре  выделиться на общем фоне (иллюстрация).Далее, мелодия у гитары переходит во 2-ю октаву и, в освободившейся тесситуре, клавишные уже исполняют сложную арпеджированную партию, создавая с гитарой ритмически-слаженный дуэт (иллюстрация).

Приведу некоторые формы работы после того, как учащиеся зрительно «прочитали» нотный текст:

1.определить характер и возможные жанровые признаки произведения, сопоставив темп, размер, ритм и лад;

2.просольфеджировать (просольмизировать)

3.разметить цезуры;

4.проанализировать структуру, ритмическое членение фраз;

5.исполнить как двуручную ритмическую партитуру

6.провести гармонический анализ и выписать гармоническую схему по тактам с указанием размера

Вывод: если не посещать уроки теоретического цикла (сольфеджио и др.), не знать нотной грамоты, не развивать свой внутренний музыкальный слух, чувство ритма, не анализировать музыкальное произведение, - практически невозможно добиться  музыкальности, выразительности, понимания чувства стиля в исполняемом произведении на уроках специальности, ансамбля. В свою очередь, чувство ансамбля (гармонического, ритмического, тембрового, динамического), прививаемого в классе эстрадного ансамбля, должно помочь учащимся на уроках сольфеджио. Только при тесной взаимосвязи данных предметов кроется залог успешного обучения.  

Литература:

1.И. Карагичева. Эстрадно – джазовое сольфеджио. Базовый курс. Москва. 2010 г.

2.Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Москва. «ЕЕ Медиа» 2012  г.

3. Г.Головинский. М. Ройтерштейн. Книга о музыке. Москва. «Советский композитор», 1988 г.