Программа работы с одаренными детьми по предмету музыка

Иноземцева Татьяна Владимировна

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.  Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, вы­ражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инстру­мент, таящий в себе исключительное богатство красок и различ­ных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начина­ет с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классиче­ской поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наибо­лее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способст­вует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в обще­нии.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8до15 лет,  предусматривает разучивание нотной грамоты для исполнения сольных партий, запевов в репертуарных произведениях. По программе предусматривается организация группы сольного пения и хорового пения,  где будет проводиться работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. В этой же группе можно готовить детей, желающих поступить на вокальные отделения музыкальных училищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi_po_muzyke.doc132 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

работы с одаренными детьми по предмету музыка.

Составитель программы

Иноземцева Татьяна Владимировна

Пояснительная записка. 

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.  Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8до15 лет,  предусматривает разучивание нотной грамоты для исполнения сольных партий, запевов в репертуарных произведениях. По программе предусматривается организация группы сольного пения и хорового пения,  где будет проводиться работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. В этой же группе можно готовить детей, желающих поступить на вокальные отделения музыкальных училищ.

В ее задачи входит подготовка по музыкально-теоретическим предметам: теории музыки, сольфеджио и дирижированию для поступления на дирижерско-хоровое отделение, предусматривается организация группы детей для обучения на фортепиано.

Программа учитывает школьную загрузку учащихся и соответственно с этим подстраивается под удобное для всех расписание. Программой предусматривается подбор музыкального материала соответствующий возрастным и исполнительским способностям каждого обучающегося.

Известно, что утомляемость поющих детей, резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. При правильной певческой нагрузке изменения в организме незначительны, более того — пение улучшает дыхание и кровообращение.

Для каждой хоровой группы предусматривается подбор своего репертуара, соответствующий ее возрастным и исполнительским возможностям. в репертуаре предусматривается одно-два произведения для совместного исполнения группами нового набора и основными составами хора. Если произведение сложное, средний и младший хоры могут участвовать в его исполнении эпизодически, в одной какой-либо его части. Совместное пение окрыляет новичков, сплачивает и объединяет их с основным составом хора.Для повышения художественно-технического уровня коллектива программа предусматривает  необходимую индивидуальная работа с каждым из его участников. Само по себе индивидуальное общение с учеником позволяет педагогу более детально знакомиться с его музыкальными данными, характером и психофизическими особенностями, а также помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия, снимает мешающие работе скованность и стеснительность. Индивидуальные занятия могут проводиться ВО время работы над произведением с одной из хоровых партий, а также при проверке усвоения пройденного материала (сдача партий). На индивидуальных занятиях проверяется правильность и точность интонирования, звукообразования, произношения слов, а также уровень певческих навыков и умений, следит за мутацией голосов подростков, возрастными изменениями, происходящими в результате роста голосового аппарата и вокально-хорового обучения учащихся.

Программой предусмотрены выездные концерты.

Для выступлений предусмотрены концертные костюмы. Красивая концертная форма является как бы художественным обрамлением творческого лица коллектива.

Немаловажное воспитательное значение имеют поездки по другим местностям с целью концертных выступлений, обмена опытом с детскими хоровыми коллективами других местностей, ознакомления с культурно-историческими ценностями. Поездки подтягивают коллектив творчески. Они заставляют участников критически переосмыслить свою художественную деятельность, ответственно подойти к дисциплине.

Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  • Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
  • Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе  исследовательской и поисковой деятельности.
  • Выявление способных и одаренных детей.
  • Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
  • Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.
  • Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
  • Разрабатывать и поэтапно внедрять  новые  технологии в работе с одаренными детьми.
  • Воспитывать сознательного гражданина России.

Принципы реализации программы:

  • гуманизм,
  • демократизм,
  • научность и интегративность,
  • индивидуализация и дифференциация,
  • систематичность,
  • развивающее обучение,
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Программа работы с одаренными детьми по предмету музыка, рассчитана:

  1. на выявление в обучающихся вокально-творческих способностей;
  2.  на создание благоприятных условий для развития способностей;
  3.  на расширение возможности для участия способных обучающихся школы в областных и районных мероприятиях;
  4. На развитие хоровых и вокальных данных обучающихся.

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка детей и подростков к   конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям  различного уровня;

- диагностика   ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;

- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;

- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей.

Ожидаемые результаты

  • Творческая самореализация одаренных детей.  
  • Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
  • Формирование навыков творческого саморазвития.
  • Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
  • Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
  • Создание банка данных одаренных детей.
  • Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
  • Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.

                       Способы выявления одаренных детей по предмету музыка.

1.  тестирование, анкетирование, беседа;

2.  наблюдение;

3.  участие и проведение творческих конкурсов за рамками учебной программы на школьном,  районном уровне;

4.общение с родителями.

Год разработки: 2013г.
Сроки реализации программы: 2013-2016г.г.
Составитель программы: Иноземцева Татьяна Владимировна

Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по вокалу. 1час в неделю.

Мероприятие

Сроки

1

Использование проблемно- исследовательских, проектных методов обучения, непрерывно развивая у учащихся творческое и критическое мышление

постоянно

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

постоянно

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями, по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

5

 Организация исследовательской деятельности

 Октябрь                  

6

Участие школьников в  областных, всероссийских, конкурсах, смотрах

в течение года

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

в течение года

9

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам учебно-исследовательских конференций,  конкурса «Я-исследователь»

в течение периода

10

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

11

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети».

в течение года


№п/п

Название темы.

Дата проведения.

Источники.

1.

Введение . изучение и повтор нотной грамоты. Разучивание распевов.

2.

Разучивание музыкального произведения «Во кузнице»

Диск «Эх фольклор№6»

3.

Работа над звуковедением

4.

Работа над дикцией в песне «Во кузнице»

5.

Разучивание песни «Мимо рощицы»

Диск «Плюс и минус разные»

6.

Работа в песне над дикцией, звуковедением, над цепным дыханием.

7.

Работа с солистами. Разучивание произведений:

«Соловушка»,

«Сударушка»

Диск «Песни о России,фольклорные»

8.

Работа над дикцией,звуковедением, в песнях «Сударушка», «Соловушка»

9.

Повторение нотной грамоты.

10.

Работа с солистами:

Разучивание песни «Варенька»

Диск «Фольк.песни для ансамбля»

11.

Разучивание песни «Маков цвет»

Диск «плюс и минус народные»

12

Разучивание хореографических народных элементов к произведению.

13.

Разучивание сольных партий в песне

14.

Разучивание песни «Масленица»

Диск «Эх,фольклор»

15.

Разучивание распевов.

16.

Работа над дикцией, артикуляцией, в песне «Масленица»

17,18,19.

Работа с солистами.

Разучивание  эстрадных песен.

Диск «Все песни»

20,21

Постановка элементов хореографии к произведениям.

22

Разучивание песни «Пастушок»

Диск «Эх,фольклор№1»

23

Разучивание песни «Сабелька»

Диск «Эх,фольклор№1»

24

Разучивание песни «А кто в этом во дому»

Диск «Эх,фольклор№1»

25,26,27,28,29,30

Подготовка к отчетно-выездному  концерту.

31,32,33,34

Подготовка к отчетному школьному концерту

35.

Отчетный концерт.

Список используемой литературы.

1.  Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений / Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко/ - 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия» 1998. - 240 с.

2.  Мир вокального искусства. 1-4классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / авт.- сост. Г.А.Сяузова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 138с.

3.  Музыкальная литература. Музыка,ее формы и жанры. Первый год обучения. Учебное пособие /М.Шорникова. Изд.5-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-192с. Ицв.ил.

4.  Музыкальная литература: Развитие, западно-европейской музыки. Второй -              год обучения. Учеб. Пособия./М.Шорникова. Изд.4-е - Ростов н/Д:

Феникс, 2006. - 288с.

5.  Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. Учеб. Пособ. / М.Шорникова. Изд.4-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288с.

6.  Музыкальная литература. Русская музыка 20 века. Четвертый год обучения: Учеб. Пособ. / М.Шорникова. Изд. 4-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256с.

7.  Рассказы о русских народных инструментах./ Ю.А.Васильев, А.С.Широков/ - 2-е изд. -М.: Сов.композитор, 1986. - 88с: ил.

  1. Уроки пения 1-3 кл. /Н.И.Журавленко/- Мн: Полиграфмаркет, 1998. - 96с.

Список используемых   мультимедийных, электронных изданий

CD диски содержат детские минусовые фонограммы, предназначены для изучения вокальных произведений  различных авторов.

1.C-D диск «Новый день» - песни караоке Александра Ермолова. Изд. Детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2004г.

2.C-D диск «77-караоке для детей» вып.1. диск 2.Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.

3.C-D диск «Детский праздник» песни А.Ермолова  изд.детских образовательных программ  Весть –ТДА»

4.C-D диск «Новогодний карнавал» - изд. Детских образовательных программ «Весть – ТДА», Москва, 2004г.

5.C-D диск «С днеи рождения» сборник веселых детских песен. Детское музыкальное издательство «ТВИК», Москва,2007г.

6.C-D диск  «Удивительный мир» детские песни Е.Подгобунских.             Изд. «ТВИК», Москва,2007г.

7.C-D диск «Жил да был, веселый гном» песни для детей. Изд. «ТВИК», Москва, 2007г.

8.C-D диск «100% детский хит» изд.  ООО «Супер Мьюзик» 2007г.

9.C-D диск «77 караоке для детей» вып. 2. диск 2. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.

10.C-D диск «77 караоке для детей» вып.1. диск 3. Детское музыкально изд. ТВИК – 2006г.

11. C-D диск «Я рисую лето» детское музыкальное изд. ТВИК, Москва 2007г.

12. Коллекцию СD- дисков  ихдательского дома «Комсомольская правда», «Великие композиторы» -  которые содержат музыкальные произведения,  краткую биографию жизни композиторов Л.Бетховена, С.И.Танеев, Бах, Моцарт,Верди, Сен-Санс, Э.Григ, И.Штраус, Даргомыжский, Римский –корсаков,Шопен, Ф.Лист.

13. Электронное издание «Органной музыки» - которое содержат  хоральные прелюдии, «Органные мессы», партиты, фуги, произведения знаменитых композиторов, музыку Макса Регера.

Используемые интернет ресурсы.

  1. http://WWW/. musikhit. ru
  2. http://WWW/. kids – musik. ru
  3. http://WWW/. Proшколу. ru
  4. http://WWW/.zvukoff.ru
  5. http://WWW/ muz.ru копия

разучивание сольных партий, запевов в репертуарных произведениях). Творческо-отчетный концертУчастники хорового коллектива должны всячески помогать развитию музыкально-хоровой культуры своих школ, принося туда свои песни, опыт, знания и умения.

 организовать группу для обучения детей на фортепиано.

Планируя работу коллектива в целом, следует учитывать школьную загрузку учащихся и соответственно с этим строить удобное для всех расписание. Укажем примерное количество занятий групп по предметам:

Хоровой класс: все группы хора занимаются не менее двух раз в неделю. Старшая и средняя — по два часа в неделю, младшая — два часа и один час.

Сольфеджио: все хоры занимаются по одному часу в неделю.

Сольное пение: индивидуальные и групповые занятия по 20 минут два раза в неделю.

Группа профессиональной ориентации: по одному часу два раза в неделю.

Фортепиано: индивидуально по 30 минут два раза в неделю.

Ансамбль: по одному часу два раза в неделю.

Каждый преподаватель к началу учебного года составляет свой план работы, где должны быть предусмотрены вопросы и задачи музыкально-теоретического и вокально-певческого развития учащихся, методика обучения музыкальным дисциплинам. В классах по фортепиано, вокалу и другим предметам индивидуального обучения следует составлять план работы на каждого ученика с учетом его способностей и подвинутости. В планах работы коллектива указывается заранее подобранный репертуар, предполагаемое количество концертных выступлений, поездки, вечера, экзамены и другие организационные и общественно-образовательные мероприятия. Если план  составлен  неформально,  он  будет  путеводителем  и   помощником в работе, а проверкой его действенности и целесообразности будут результаты педагогических усилий, наблюдений и выводов. Руководствуясь планом, преподаватель тщательно готовится к очередному занятию: продумывает методику обучения, способ изложения нового материала.

Прежде чем начинать работу над произведением, хормейстер вначале должен сам хорошо овладеть партитурой и фортепианным сопровождением, иметь сведения о его авторах. При планировании учебно-воспитательной работы хормейстеру необходимо обратить особое внимание на подбор репертуара. Правильно и умело подобранный репертуар не только даст возможность повысить музыкальную и певческую культуру коллектива, но и в значительной мере будет способствовать общему развитию учащихся, формированию их нравственных взглядов, художественного вкуса. Естественно, что теоретические знания и практические умения, полученные в хоре, не находятся еще на том уровне, который дал бы возможность детям самостоятельно преодолеть трудности произведения. И здесь на помощь приходят сила коллективного труда, высокие художественные достоинства самого произведения, порождающие желание преодолеть эти трудности, умение педагога учитывать психологию и особенности восприятия различных возрастных групп с соблюдением основных педагогических принципов обучения (систематичность, последовательность, движение от простого к сложному, от близкого к далекому).

Подбирая музыкальный материал, руководитель всегда должен учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. При правильной певческой нагрузке изменения в организме незначительны, более того — пение улучшает дыхание и кровообращение.

Для каждой хоровой группы должен быть подобран свой репертуар, соответствующий ее возрастным и исполнительским возможностям. Необходимо иметь в репертуаре одно-два произведения для совместного исполнения группами нового набора и основными составами хора. Если произведение сложное, средний и младший хоры могут участвовать в его исполнении эпизодически, в одной какой-либо его части. Совместное пение окрыляет новичков, сплачивает и объединяет их с основным составом хора.

Для повышения художественно-технического уровня коллектива программа предусматривает  необходимую индивидуальная работа с каждым из его участников. Само по себе индивидуальное общение с учеником позволяет педагогу более детально знакомиться с его музыкальными данными, характером и психофизическими особенностями, а также помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия, снимает мешающие работе скованность и стеснительность. Индивидуальные занятия могут проводиться ВО время работы над произведением с одной из хоровых партий, а также при проверке усвоения пройденного материала (сдача партий). На индивидуальных занятиях проверяется правильность и точность интонирования, звукообразования, произношения слов, а также уровень певческих навыков и умений, следит за мутацией голосов подростков, возрастными изменениями, происходящими в результате роста голосового аппарата и вокально-хорового обучения учащихся.

Одной из важных задач организационной работы в хоре является создание оптимальных условий для его занятий в целом. Хоровому коллективу, учитывая наличие в нем разных групп, желательно иметь для занятий большой зал и не менее двух-трех просторных светлых комнат. В каждом помещении должен быть хорошо настроенный инструмент, достаточное количество стульев, расставленных полукругом, доски с нотными линейками, мел, указки, шкаф, в котором хранятся ноты, хоровые партии, журналы и методическая литература. Очень полезно приобрести магнитофон, проигрыватель, фотоаппарат и другие технические средства, помогающие в работе.

Помещение можно оборудовать стендами, на которых вывешивается стенная газета, сведения о новостях музыкальной жизни, заметки о выступлениях хора, разные объявления. Желательно украсить помещение плакатами, портретами композиторов, повесить красивые занавеси, поставить цветы.

Хор следует расположить полукругом по росту в два-три ряда. Наиболее распространенная схема расстановки хора: в центре располагаются ведущие голоса — первые сопрано и первые альты, по краям слева — вторые сопрано, справа — вторые альты. Могут быть и другие схемы: голоса постепенно повышаются справа налево; распределяются квартетами (по одному из каждой партии). Опытных участников хора следует расставлять по краям партий, а неуверенно поющих — в середине. Распевания, а иногда и репетиции готовых произведений рекомендуется проводить стоя. Пение стоя приближает ребят к ощущению исполнения на эстраде. Дирижер должен находиться в центре перед хором, чтобы его видели все поющие. Рояль устанавливается с правой или с левой стороны перед хором.

Все основные составы хоров являются концертирующими. Однако не следует увлекаться большим количеством выступлений младшему и среднему хору, поскольку их развитие и опыт приобретения умений и навыков еще не достаточны. В год следует проводить не более 12—15 выступлений старшему хору и 7—10 — среднему и младшему.

Для выступлений необходимо иметь концертные костюмы. В смете расходов предусматриваются средства на пошив костюмов, на приобретение одинаковой концертной обуви. Хорошо, чтобы фасоны и расцветки костюмов у всех трех хоров были разные. Красивая концертная форма является как бы художественным обрамлением творческого лица коллектива.

Немаловажное воспитательное значение имеют поездки старше го хора по стране с целью концертных выступлений, обмена опытом с детскими хоровыми коллективами других местностей, ознакомления с культурно-историческими ценностями. Поездки подтягивают коллектив творчески. Они заставляют его участников критически переосмыслить свою художественную деятельность, ответственно подойти к дисциплине. Готовясь к поездке, руководитель хора совместно с педагогом-организатором неоднократно беседует с учащимися о нормах поведения, о человеческом достоинстве, чести коллектива.

Огромное художественно-воспитательное значение имеет организация совместного летнего отдыха участников хора в пионерском лагере, где в новой обстановке проверяются и воспитываются характеры, формируются личности, прививаются доброта, отзывчивость, ответственность. Этому содействуют совместные туристические походы, игры и песни у пионерских костров, сборы.

Ежедневные хоровые занятия в пионерском лагере способствуют развитию музыкального слуха и голоса, закреплению вокально-певческих навыков, расширению и обогащению хорового репертуара. Они становятся для участников хора потребностью, доставляют большую радость. Выступления хора перед другими отрядами лагеря имеют огромное значение и, являясь наглядной агитацией, часто способствуют привлечению многих ребят в хоровые коллективы своих районов.

Периодически в хоровом коллективе устраиваются собрания всех участников хора. На собраниях обсуждаются текущие проблемы, вопросы дисциплины и взаимоотношений, проводятся творческие отчеты и беседы. Собрания следует устраивать не реже четырех раз в году.

Желательно, чтобы педагоги классов по индивидуальному обучению игре на фортепиано и сольному пению помимо экзаменов проводили вечера фортепианной и вокальной музыки. На эти вечера приглашаются все участники хорового коллектива, их родители, а также весь педагогический состав хора. Особо отличившихся исполнителей можно поощрить цветами, книгами. Праздничность обстановки таких вечеров вызывает у учащихся интерес и желание выступать перед публикой.

В дни зимних каникул для участников коллектива можно устраивать вечера отдыха, на которых, помимо самодеятельных выступлений, проводятся массовые танцы, викторины. Педагоги, помогая детям в организации таких вечеров, должны быть и активными участниками.

Большую роль в развитии вкуса хористов играет коллективное посещение концертов хоровой музыки, оперных спектаклей и других общественно-культурных мероприятий с последующим их обсуждением. Поначалу очень слабые и неумелые, эти обсуждения постепенно приучают ребят к более осмысленному обобщению своих .впечатлений, воспитывают умение высказывать собственные суждения, основанные на личном впечатлении.

В первые же дни организации коллектива из наиболее активных участников хора следует выбрать старостат, состоящий из Старосты всего хора, его заместителя, старост отдельных хоровых партий и их заместителей. В их общественную функцию входит работа по укреплению дисциплины в хоре, подготовка помещения и нотного материала к занятиям, активное участие в организации пионерских собраний и «капустников».

Совместно с руководством коллектива старостат следит за успеваемостью участников хора в школе. Примерно три-четыре раза в год старостат старшего хора собирает совещание активистов и старост всех других хоровых групп, обсуждает их работу, делится опытом. Из старших участников хора следует организовать комсомольский актив, который будет инициатором многих интересных дел, помощником в подготовке и проведении ответственных концертов, записей и выступлений по радио, телевидению. В состав актива следует включать редакционную коллегию стенной газеты хора, в задачу которой входит отражение различных сторон жизни и.деятельности коллектива.

Хормейстеры и педагог-организатор поддерживают самые тесные связи с классными руководителями и учителями музыки общеобразовательных школ, в которых учатся их подопечные. Связь со школой имеет большое значение для многостороннего изучения особенностей ученика и совместного наблюдения за его развитием. Творческие контакты педагогов взаимополезны: учитель музыки общеобразовательной школы направляет учащихся с хорошими голосами в хор, хормейстер, в свою очередь, помогает учителю музыки в подборе репертуара для школьного хора. Участники хорового коллектива должны всячески помогать развитию музыкально-хоровой культуры своих школ, принося туда свои песни, опыт, знания и умения.

Руководство, хора совместно с родительским комитетом и старостатом должно поддерживать тесную связь с родителями хористов, привлекать их к посильной помощи (сопровождать хор на концерты и записи, помогать в организации вечеров, летнего отдыха в лагере, в проведении общественно-культурных мероприятий и т. д.).

Следует постоянно уделять внимание воспитанию внешней и внутренней дисциплины учащихся. Внешняя дисциплина предусматривает достойное поведение в быту, ответственное отношение к занятиям в школе и хоре, к общественным нагрузкам, опрятный вид, умеренное отношение к моде. К внутренней дисциплине относится самовоспитание, что означает воспитание воли, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленных задач, умение отказаться от личных интересов во имя интересов коллектива.

Руководитель хора и весь педагогический состав своим безукоризненным поведением и самоотверженной работой должны завоевать авторитет, любовь и уважение учащихся и служить наглядным примером для подражания. Хорошая отлаженность всех звеньев организационной работы — залог музыкально-исполнительского и духовного роста хорового коллектива в целом и его участников в отдельности.

Урок актерского мастерства

Постановка речи

Развитие музыкального ритма

Музыка и эстетика

Разучивание,исполнение распевки

Разучивание песниРабота  над выразительным исполнением произведений