Для учителя.

Некрасова Надежда Леонидовна

Этот материал может помочь учитель при составлении урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushay_i_smotri.docx129.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Урок по МХК: "Слушай и смотри"

  Здравствуйте,  ребята.  Сегодня у нас необычный урок. И начнем мы его с чтения эпиграфа (читает ученик).

  ЭПИГРАФ

 Чем больше человек сталкивается с жизнью,

Чем больше познает ее, чем крепче любит,

Тем сильнее у него желание пережить то

Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому

Переживанию открывает музыка.

Она способна возвратить утраченное.

(А.Калинин).

Как вы понимаете эти слова? (Ответ: Музыка помогает в жизни).

Но музыка – это всего лишь звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Как вы считаете?

Ребята, вы помните рассказ К. Г. Паустовского «СТАРЫЙ ПОВАР»? Это произведение вдохновило  Михаила  Мазеля написать замечательное стихотворение . Я вам предлагаю его послушать.

В старом парке осенний ветер

разбросал, растревожил листья

и в окно, что огарком светит,

Запустил с сатанинским свистом.

В графском парке до боли пусто,

лишь гнилые повсюду ветки

провожают прохожих хрустом.

Только ходят тут очень редко.

Скоро полночь и очень скоро

белым снегом укроет землю.

Стихли звуки повозок, споры.

спят давно в старой Вене семьи.

Только в ветхой сторожке в парке

не смыкает глаза Мария

у постели отца. Ему жарко...

Бьются в стены ветра порывы.

Старый повар семьи фон Штаде

умирает, забытый всеми.

Так давно он не видел сада.

Дочь не видел... Сгустилось время.

Жил он честно, и что осталось?

Заработал - слепую старость.

Лишь однажды, не денег ради,

согрешил он самую малость.

На лекарства любимой Марте

он украл золотое блюдо,

зная, что никто не заметит,

никому ничего не будет.

Исповедаться нужно срочно...

"Не дожить до утра мне похоже.

Не люблю я монахов, дочка.

Может сжалится кто-то прохожий...."

Вдоль ограды крадутся тени.

Ветер воет меж прутьев гулко.

Страх до дрожи. Сплошная темень.

Ни души в этот час в проулке.

Кто-то движется. Кто же? "Кто здесь?"

"Мой отец умирает, сударь..."

Никого не видать, только голос.

"Не могли б Вы его послушать?"

Он вошёл. Молодой, опрятный.

Не богат, но одет со вкусом.

"Грех с души постараюсь снять я

властью данною мне искусством".

Вторя каждому шагу гостя,

клавесин прозвенел печально.

Повар начал рассказ. Как просто

жизнь промчалась за час с начала.

"Вы честны пред людьми и богом

и не грех Ваш любовный подвиг," -

Гость промолвил, склонившись подле -

"Если чем-то помочь я мог бы?.."

Старый повар вздохнул чуть слышно:

"Мне хотелось увидеть Марту.

Как тогда... Расцветали вишни...

Не вернуть Вам меня обратно…"

В тот же миг, издавая стоны,

ветер снова ударил в стены.

Клавесин ему вторил звоном.

От свечи заплясали тени.

"Вам помочь я смогу,.. пожалуй," -

Гость промолвил, коснувшись клавиш.

Из печей вновь пахнуло жаром.

Все исчезло, горя и плавясь.

Но сквозь адское это пламя

повар четко услышал звуки.

Он увидел заката знамя.

Задыхаясь, поднял он руки.

Незнакомец воскликнул: "Ближе,

неужель Вам не виден вечер!"

Звук пьянил. Повар плакал: "Вижу!"

Сад расцвел. Марта шла навстречу.

Звуки стихли и чудо с ними,

сердце где-то в гортани бьётся.

Стон прощальный: - "Молю Вас, имя!"

Гость промолвил негромко: - "Моцарт."

В старом парке покрылись вишни

белым снегом, как будто цветом.

Новый день подходил неслышно,

в небо Вены прокравшись светом.

http://moscow.brainin.org/Pausto1.gif

Звучит «Фантазия» В. -А. Моцарта.

Какое впечатление на вас произвели эти произведения?

Какое чудо произошло с Иоганном? (Ответ: он вернулся в свои молодые годы, когда был счастлив).

Можем ли мы сказать, что музыка Моцарта подарила радость пережитого Иоганну?

у нас есть возможность загадать еще одно от его имени. Нам в этом помогут карты-пожелания «Я очень хочу...». (См. Прило-жение.)

Учащиеся выполняют задание, делятся впечатлениями.

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. После наше с вами беседы,  ваше  суждение к этому высказыванию изменилось или нет?   Искусство действительно обладает силой способной вернуть прошлое человеку, заставить вновь пережить события минувших лет, воскресить черты  дорогих тебе людей.

А теперь, попытайтесь сформулировать тему урока. (Ответы)

Давайте проверим.

«Волшебная сила музыки. Слушай и смотри».

Как вы думаете, какой композитор нам поможет прочувствовать  эту тему? (В.А. Моцарт) Обоснуй свою точку зрения?

На прошлом уроке  Муса получил задание, о котором вам ничего не известно. Сейчас настало время, об этом нам рассказать.

Отвечает ученик. Передо мной стояла задача составить презентацию о великом музыканте, жившем в эпоху Просвещения, о  В.А. Моцарте.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вопросы к Мусе. Всем нам известна трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери»,  ты случайно не знаешь, смерть Моцарта, действительно  от его рук.

Ответ: На  самом деле, почти каждый, услышавший это имя, сразу представляет себе злодея, отравившего жизнь Моцарта. Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений.

Видео сюжет, составленный тобой, напомнил мне об одном случае, произошедшем с маленьким Моцартом,  во время его выступления. - Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:

 - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.

- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?

 Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно.

Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце.  Закончив играть, он  поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать.

- Вы так добры, – серьезно сказал мальчик.

 - Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас.

А сейчас, я предлагаю вам послушать  еще одно произведение Моцарта, после поделиться теми образами, которые возникли в вашем воображении.

«Менуэт» В.А.Моцарт.

Что вы представили, слушая эту музыку? (Грациозно танцующих людей.)

В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких цветах.)

Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный, торжественный.)

Кто-нибудь знает, что это за произведение?

«Менуэт» В.А.Моцарт.

В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу.

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. После нашей с вами беседы,  ваши  суждения к этому высказыванию изменилось или нет? ( Искусство действительно обладает силой способной вернуть прошлое человеку, заставить вновь пережить события минувших лет, воскресить черты  дорогих тебе людей).

        Домашнее задание: Зайти на мой сайт, найти тему Музыка. Для вашего внимания, там будут представлены, 3-и музыкальных произведения: 1-ое В.А. Моцарта, 2-е – Бетховена 3- Яна Гарбарека (современного  композитора.

Вы должны, прослушав их, выбрать одно и по нему написать мини сочинение или нарисовать тот образ, который возник во время прослушивания.