Музыкальный альманах А.Г. Шнитке

Музыкальный альманах А.Г. Шнитке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnitke_.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Альфред Гарриевич Шнитке

                          (1934 – 1998гг)

    Альфред Шнитке является одним из ведущих мастеров современной музыки. Он – один из тех, кто вслушивался во время, драматически напряжённую действительность и процесс сочинения музыки для него был равен пребыванию в мире. Спаянность внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, прошлого и настоящего образуют специфический музыкальный мир Шнитке.

    Особенности композиторской личности Шнитке определяют интерес к философии, проблемам глобального значения, нравственно – социальной тематике. Искусство музыки для

него – это способ духовного выживания человечества и сохранения культуры. Каким же был путь его вхождения в пространство культуры и истории?

    А.Г. Шнитке родился 24 ноября 1934г в семье Гарри Викторовича Шнитке и Марии Иосифовны Фогель, происходивших из поволжских немцев, в городе Энгельсе. Отец был журналистом и переводчиком с немецкого, мать работала сотрудником московской газеты. Брат Виктор и сестра Ирина тоже выбрали гуманитарный профиль. Впоследствии   стихи брата послужат поэтической основой одного из произведений композитора.

    Гуманитарные университеты А.  Шнитке – русская классическая литература и искусство, музыка, современная культура Германии.

     Путь Шнитке – это путь профессионального музыканта. В 1958г он оканчивает Московскую консерваторию, а 1961г – аспирантуру по классу сочинения. В основе педагогической традиции, заложенной школой Н. А. Римского – Корсакого, А.К.  Лядова, Н.Л.  Мясковского, Е.К.  Голубева – открытость новому при серьёзнейшем изучении достижений и опыта прошлого и опоре на него.

     В статьях и в многочисленных высказываниях композитора точкой отсчета всегда оставалась культура, представленная творчеством художников прошлого и настоящего.  Шнитке – теоретику искусствознание обязано появлением и широким распространением термина «полистилистика» с выделением принципов «центрирования» и «аллюзии». Композиторское открытие Шнитке состояло в разрушении и преодолении художественной ограниченности одного, единого стиля и в извлечении новых смыслов из разных стилей.

Фрагмент из Концерти гросси. Рондо.

    Напряжение, возникающее при взаимодействии стилей, создаёт некое энергетическое поле, в котором заново рождается ещё никем невысказанная мысль, очищенная от ограничений. «Я всегда против вериг и обетов, которыми композитор себя ограничивает, это не приводит к хорошему».

      Из этого требования проистекает и ещё одно качество композитора А.  Шнитке – эволюционность и высокая степень драматургии, «драматургия потока». Нет ни одного сочинения композитора, которое было бы написано вне традиции. Симфонии, хоровой концерт, кантата, инструментальные концерты, сонаты, камерно – инструментальные ансамбли, возрождённый музыкантом жанр «Концерти  гросси» - всё  ведёт  к  определённым  правилам  и  закономерностям  изложения  и  развития  материала,  если  даже  последний  представлен  всего  одним  звуком  со  своими  обертонами  (как  в  электронной  пьесе «Поток»,  созданной  в  московской  экспериментальной  студии  электронной  музыки  в  1969г).

Фрагмент из электронной пьесы «Поток»

         Творческий путь Шнитке можно разделить на четыре периода: Ι – 1958 – 1962гг, ΙΙ – 1963 – 1964гг, ΙΙΙ- 1965 – 1972гг,

ΙV – от 1974г. Периоды неодинаковы по стилевой направленности, неравноценны по художественным результатам, но отражают процесс становления композиторской личности Шнитке.

          Ι период – творческий дебют композитора.  Возглавляет список сочинений четырёхчастный Первый концерт для скрипки с оркестром. Другие сочинения этих лет – Концерт для ф – но с оркестром, «Поэма о космосе» для симфонического оркестра, опера «Одиннадцатая заповедь», оратория «Нагасаки», кантата «Песни войны и мира». Тематика раннего периода входит в вечный круг вопросов человечества: ведь актуальная мысль о войне и мире есть также вечный вопрос о жизни и смерти.

         ΙΙ период, образовавший узкую полоску в творческом пути Шнитке, можно было бы условно назвать рационалистическим. Произведения, написанные в данный период – исключительно инструментальные – примечательны усилением роли ф – но: Первая соната для скрипки и ф – но, Прелюдия и Фуга для ф – но, Музыка для ф – но и камерного оркестра, Вариации на один аккорд для ф – но.

Фрагмент фортепианной музыки.

            ΙΙΙ период открывает собой полностью сложившийся, зрелый стиль Шнитке. Отличается масштабностью идей, захватывающей драматургией, яркостью и изобретательностью материала. В течение ΙΙΙ периода были созданы: 3 стихотворения Марии Цветаевой для меццо – сопрано и ф – но, «Диалог» для виолончели и камерного ансамбля, Второй концерт для скрипки и камерного оркестра, «Пианиссимо…»  для симфонического оркестра, «Канон памяти И. Ф. Стравинского» для струнного квартета, «Лабиринты» - балет в пяти картинах, «Голоса природы» - вокализ для женского хора и вибрафона, Первая симфония в четырёх частях.

             Ι симфония создавалась долго – с 1969года по 1972год. Она посвящена Геннадию Рождественскому, ставшему её первым исполнителем. Эффект исполнения Первой симфонии Шнитке был таков, что отклики прокатились волной по страницам печати.

             Ι симфония Шнитке принадлежит к тем крайним произведениям, которые вызывают и ставят вопрос: что такое музыка? Сам композитор сформулировал ответ на него следующим образом: «Музыка – это мысль о мире, отношение к миру, выраженное в звуковой форме».

              Симфония открывается   унисоном знакомым, привычным, успокаивающим. Внезапно всё опрокидывается. «Зоны хаоса» захватывают деревянные, медные, ударные, струнные. Начинается тема – перезвон, неясная, в низком регистре. Попытка протеста в речитативе – серии. Такова главная партия. Она стала отрицанием своего классического смысла.

             Вторая часть написана в традиционном жанре скерцо.  «Шутка» заключается в том, что в пределах одной части совмещаются самые пёстрые явления, составляющие музыкальную жизнь сегодня: здесь и гармоничные звучания классики, и модерн, и массовые песни – марши, мелодии гавайской гитары, твист, джаз, эстрадные песенки.

    Замысел скерцо – это противопоставление «гармония - дисгармония». А в конце части флейтист – «крысолов», играя завлекательные синкопы, поднимается с места и уводит за сцену всю духовую группу, вторящую ему многоголосым каноном.  Характер части ироничен и пародиен.

    Третья часть - серьёзная и лирическая для струнных. Она погружает нас в чистую гармонию подлинного искусства. Благородно- возвышенная музыка Ленто, в которую неожиданно погружается слушатель после полнейшей стилевой мешанины скерцо, ещё не является идеалом. Все неразрешённые вопросы симфонии переносятся в финал, центральную смысловую часть цикла.

      Серьёзная музыка финала начинается с потока негативных образов современного апокалипсиса, музыка преисполнена хаотического смятения, бешеной тревоги. Главная партия воплощает шесть картин разрушения, побочная партия - светлую седьмую картину надежды. Идейная кульминация симфонии Шнитке - только борьба непреклонного самоотверженного духа может сохранить жизнь, мировую гармонию, искусство.

Фрагмент 1симфонии. 2часть Скерцо.

        Новый ΙV период Шнитке, начавшийся с 1974 года, показал резкое отступление композитора от своих стремлений предыдущих лет. «Что - то изменилось в воздухе» -  отметил композитор, чутко вслушиваясь и в правду своего сердца, и внимательно следящий за мировыми событиями в культуре.  Начиная с 1974 года Шнитке написаны следующие сочинения: «Жёлтый звук», «Гимны» для инструментальных ансамблей, «Прелюдия памяти Шостаковича Д.Д.», Реквием, Посвящение Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу для фортепиано в шесть рук, Фортепианный концерт.  Особенностью четвёртого периода творчества Шнитке является его синтетичность: многое из того, что делалось в предыдущие годы, творчески перерабатывается, соединяясь с новым и давая качественно новый результат.

          В 80-е годы Альфред Шнитке - композитор с международной известностью. Его музыка исполняется за границей – с Польше, ГДР, ФРГ, Венгрии, Англии, Финляндии, Франции, США и других странах. Широко звучит она и в родной стране - в концертах, на встречах с композитором, в учебных классах, по радио, в кино (фильмы «Восхождение», «Прощание», «Агония», «Как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Горячий снег» и др.).

«Полёт» музыка к к/ф «Сказка странствий»

  Шнитке обращается к источникам мировой классической литературы. Здесь можно назвать такие сочинения как кантата «История доктора Иоганна Фауста» (Гёте), «Я к вам лечу воспоминаньем» (по рисункам А.С.Пушкина), «Маленькие трагедии» по Пушкину, «В мире басен» (по басням И.А.Крылова). По телевидению нередко можно услышать музыку композитора в фильмах и мультфильмах. Приём художественного обыгрывания стилевых контрастов он использовал в мультфильмах режиссера А.Ю.Хржановского «Стеклянная гармоника», «Бабочка», «Шкаф» и в других мультфильмах.

Мультфильм «Балерина на корабле»

            Концерт для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци создавался в 1984- 1985 годах.  Хоровой концерт продолжает инию вокальных (хоровых или с участием хора) произведений Шнитке. В основу Концерта для хора положена 3 глава «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци в переводе Гребнева. В создании этого произведения большую роль играл текст: он диктовал характер музыки, рождал нужную интонацию, создавал эмоциональный заряд и духовную атмосферу. «Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам», - говорил Шнитке. В полном единстве с литературным источником и те свойства Хорового концерта Шнитке, которые выделили его на особое место: исповедальность тона духовная высота, кристальная чистота, возвышенность эмоционального строя, простота и строгость музыкального выражения. Интонации - то поющие, то речитативно-проговоренные, то взмывающие ввысь, прорезающие пространство светом простых созвучий, то сползающие вниз в мучительных поисках опоры, то светлые и гимнические, то молящие и скорбные, то растворяющиеся, в финальном просветлении.

              «И строки, полные моим страданьем,

                Пусть станут для кого-то назиданьем.

                Пусть кающийся в чёрном прегрешенье,

                Найдет в моих писаньях утешенье».

Фрагмент Хорового концерта

        Шнитке - композитор, который верно знает, где и для чего в искусстве живет красота. Но он также вместитель драм, трагедий, выразитель тревог действительности.  «Если бы в моём сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда б не написал этой музыки».

          Настоящее искусство никогда не довольствуется лишь самим собой, она не есть для себя самоцель, ибо цель звуков - произведение, цель произведения - музыка, цель музыки - духовность. И подлинный объект, предмет и субъект искусства -  весь человек.

 В заключении знакомства с творчеством А.Г.Шнитке мы предлагаем вам следующий вид работы: определить музыкальный термин, появлением и широким распространением которого языкознание обязано творчеству А.Шнитке.

П  О  Л  И  С  Т  И  Л  И  С  Т  И  К  А

    Вы знаете, что Шнитке в своём творчестве широко использовал смешение различных видов музыки; особое внимание уделял аллюзии (намёку). Поэтому мы выбрали именно такой вид проверки ваших знаний – морфологический разбор слова. В основе слова два корня, два суффикса и окончание.

       Один корень означает совокупность выразительных средств и приёмов, характеризующих единство какого-нибудь направления в творчестве. С помощью него мы различаем характеристику жанра, национальную школу и музыку определённого композитора.

     Другой корень – первая часть сложных слов, означающих «много». Например: многоголосие.