СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Реализация технологии системно-деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_deyat.podhod.docx21.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми                                    Туровская Валентина Ивановна                      учитель музыки

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

«Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие человека»

В.А.Сухомлинский

Реализация технологии системно-деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся,  которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной.  Одним  из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

В то же время, вопрос творческого развития недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционного преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, усиленнее достигается цель музыкального воспитания.

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящейся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.

Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свое познание.

Музыкальные способности – это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются метапредметными.

Для развития креативности  школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является  развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д.,  логически мыслить и выделять главное:

1.  «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки. На обратной стороне письма укажите  «адрес» - страну и город, в котором родился композитор.  Репертуар:

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен».

«Всё мы делим пополам» муз. В. Шаинского,  сл. М. Пляцковского

И.-С. Бах «Шутка»

Л.Бетховен «Сурок»

2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к  уже известной вам музыке.

Репертуар:

Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы».

Г. Левкодимов «Красная шапочка и Серый волк»

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое  передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки?  (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

Репертуар:

 Ж. Массне. «Элегия»,Н.А. Римский -Корсаков  «Океан-море синее»

2. «Цветная гамма». После прослушивания  и   исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу  или орнамент, соответствующий характеру музыки.  

Репертуар:

«Утро» Э.Григ;

«Любитель-рыболов» М. Старокадомский, А. Барто.

П.Чайковский «Танец феи Драже».

«Это для нас» Т.Попатенко, М.Лаписова

3. «Я-поэт». Подберите или  сочините сами  небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

Репертуар:

 Э.Григ «Шествие гномов».

4. «Я –композитор». Сочините музыку к  предложенным рисункам.

При выполнении заданий этого блока,  дети учатся  обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был  использован  метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте  главного героя, название сказки, последовательность событий.

Репертуар:

С. Майкапар. «Сказочка»

П. Чайковский «Баба Яга»

2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

Репертуар:

К. Сен-Санса «Карнавал животных»: 1 гр.-«Куры и петухи», 2 гр.-«Слон», 3 гр.-«Аквариум», 4гр.-«Королевский марш львов», 5 гр.-«Кукушка в глубине леса».

«Почему медведь зимой спит» муз. Л Книппер, сл. А.Коваленкова

3. «Я-артист». Послушайте  музыкальную пьесу.  Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.

Репертуар:

Д. Кабалевский «Клоуны»,

Р.Шуман «Смелый наездник»

Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:

- систематичность и последовательность;

- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;

- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников;

- творческий характер образовательного и воспитательного процесса, требующий максимального напряжения сил, предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности и в чередовании дел.

Литература:

  1. Дусавицкий  А.К.,  Кондратюк  Е.М.,  Толмачева  И.Н.,  Шилкунова  З.И.  Урок  в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
  3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.