"Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах на занятиях по классу фортепиано"

Саитова Ирина Владимировна

              Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо – метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально –эстетических вкусов детей.

               Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфике музыкально – мыслительной деятельности);
2) применимы  для  массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
          Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_muz._sposobnostey.docx47.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодёжи

Музыкально – хоровая студия «Эхо»

Диагностика музыкальных способностей детей

в игровых тестах на занятиях

по классу фортепиано.

(методические рекомендации)

Работу выполнила

 педагог дополнительного образования

Саитова Ирина Владимировна

г. Комсомольск - на – Амуре

2015 г.

«Наши желания – предчувствия скрытых

в нас способностей,

предвестники того, что мы в состоянии

будем совершить»

Гете

Музыкальные способности учащегося.

             Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. Способности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

            Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие учащегося.Важно обратить внимание на тип нервной системы ребенка и уже от этого выстраивать дальнейшее обучение. Так, для ребенка с сильным типом нервной системы необходима массивная психологическая нагрузка, а для ребенка со слабым типом – щадящая. Также важно учитывать тип темперамента ребенка: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Всё это поможет педагогу наиболее правильно выстроить дальнейшее обучение.

            Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента -  перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными  компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

             К основным музыкальным задаткам относятся: слух, память, ритм и природная моторика. Слух имеет 2 типа – относительный и абсолютный. Относительный слух позволяет слышать высоту звука в соответствии с другим звуком или относительно его. Абсолютный (формальный) слух в свою очередь делится на: тембральный, ладово-гармонический, интонационный и внутренний.

 Музыкальная память связана с развитием и информированностью в музыкальной среде, с общей памятью. Важен объём памяти и долговременность памяти. Музыкальная память развивается только в практике – чем больше материала, тем лучше. Музыкальный ритм связан с запоминанием ритмических фигур. Умение запоминать разные ритмические фигуры и держать на долгом расстоянии во время исполнения намного облегчит образовательный процесс. Природная моторика – это быстрая реакция, темп, координация, ловкость. Из физических признаков моторики – крепкий аппарат, особенности строения руки.

               На основе всех вышеперечисленных задатков, педагогу не стоит торопиться в своих выводах, так как все способности развиваются и выявляются в практической деятельности, через урок, через музыкальный материал.

                Вопрос способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И.Рогова «Общая психология» этот вопрос рассматривается следующим образом. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим музыкантом.

              В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л.Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

                     Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.

                     Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

                 Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если учащийся не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному ребенку потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности учащегося могут развиваться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

              Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо – метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально –эстетических вкусов детей.

               Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

  1. опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфике музыкально – мыслительной деятельности);
  2. применимы  для  массового исследования;
  3. дают сравнимые между собой результаты.

          Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

           Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

            До предъявления музыкальных игр - тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально –развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

           При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

         При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты.

  1. Диагностика чувства темпа и метроритма.

Игра – тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

           Тест позволяет определить реактивно – метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

             Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

            Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте, ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять(называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля – миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется завершить мелодию, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае  правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • Адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо – метрической регуляции;
  • Адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • Ситуативно – сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускается аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывает слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • Сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение  - низкий уровень.

  1. Тест – игра на изучение чувства ритма -  «Ладошки».

Цель: выявление уровня сформированной метроритмической способности.

Стимулирующий материал:

  • Детская песня «Дин-дон»
  • Детская песня «Петушок»
  • М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метроритмический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

Критерии оценки:

  • точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;
  • воспроизведение метра с одним – двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;
  • адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень;
  • неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

  1. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

«Гармонические загадки»

Цель: выявление степени развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – угадано 1-3 созвучия;
  • средний уровень – угадано 4-7 созвучий;
  • высокий уровень – угадано 8-10 созвучий

               «Повтори мелодию»

            Цель: определение уровня развития произвольных слухо- моторных представлений:

           1)вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

            2)инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте   (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  1. спеть любую известную ему песенку;
  2. повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  3. подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх –вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное  )на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

  1. Диагностика чувства тембра.

Тест – игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента и исполнение:

  • Детского голоса;
  • Женского голоса;
  • Мужского голоса;
  • Хора;
  • Струнных смычковых инструментов;
  • Деревянных духовых инструментов;
  • Медных духовых инструментов;
  • Фортепиано;
  • Оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

               

                     Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства – адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень  – адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень – адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

  1. Диагностика динамического чувства.

       Тест – игра «Мы поедем в «Громко – тихо»».

Цель: определение способности адекватной аудиально – моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально –инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен
  • фрагменты музыкальных пьес: Х. Вольфарт «Маленький барабанщик», К. Лонгшамп –Друшкевичов «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «тихо - громко». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок –на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане( бубне). Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства – 1 балл;
  • средний уровень -2-3 балла;
  • высокий уровень -4-5 баллов.

  1. Диагностика чувства музыкальной формы.

Тест – игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявление уровня развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно. Музыкальный материал строится в следующем порядке:

  • 1-я мелодия – доигрывается до конца;
  • 2-я мелодия – прерывается на середине второй фразы (из четырех);
  • 3-я мелодия – прерывается на первой фразе;
  • 4-я мелодия – не доигрывается последняя фраза мелодии;
  • 5-я мелодия – не доигрывается последний такт.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень – правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

  1. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Тест «Музыкальная палитра».

        Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

       Стимулирующий материал – музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

  • «Утреннее размышление»
  • «Сладкая грёза»
  • «Баба – Яга»
  • «Болезнь куклы»
  • «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально – художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально – двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально – образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально –художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно – репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента, соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнка своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально - образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

  • оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  • детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  • беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  • гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий и мыслеобразов на один музыкальный материал.

  1. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально – эстетических вкусов детей.

Цель: выявление уровня когнитивного компонента музыкально – эстетических ориентаций ребёнка.

Анкета – опросник.

1.Ты любишь музыку?

2.Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?

3.Где тебе нравится петь больше – в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

4.Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

5.Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?

6.Гд ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7.Что ты больше любишь  - петь, рисовать или танцевать под музыку?

8.Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

9.Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?

10.Слушаешь ли ты какую  – нибудь музыкальную радиопрограмму?

11.Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям – как эстрадно – развлекательных, так и классических жанров).

Тест «Музыкальный магазин».

Цель: изучение практико – ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально – хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально  -  инструментальная музыка;
  • классическая вокально – хоровая музыка;
  • классическая инструментально – симфоническая музыка;
  • классическая вокально –  инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  •  духовная музыка.

            Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку.   Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

            Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально – эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень – проявление интереса к трём и более различным музыкальным  направлениям(жанрам) с предпочтением классических произведений.

  1. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка.

Тест «Хочу дослушать».

         Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию – просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» (Приложение 1),  с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально – эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Приложение 1

Диагностический конструктор

музыкальных способностей ребёнка

первого года обучения.

____________уч.год

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

Возраст ребёнка____________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1)______________________________________

           промежуточного этапа (2)_______________________________________

           контрольного этапа (3)_________________________________________

Уровень развития

Параметры музыкальных способностей

Метро –темпоритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровень развития

Эмоциональная отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий