Искусство пения

Зинатова Юлия Владимировна

Размещённые материалы содержат методические разработки, используемые на уроках музыки и в кружковой деятельности учителя музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение манерам пения как один из способов

раскрытия певческих способностей у детей.

                                     «Искусство – единственная власть, которая

                         берёт в свои прекрасные руки не подлый разум,

                                       а тёплую душу человека».

А.И.Куприн

          В настоящее время среди молодёжи наблюдается огромный интерес к вокальному исполнительству, которое воспринимается как самый доступный вид музыкальной деятельности, не требующий особой подготовки. Но сольное пение – особый вид искусства, требующий не только природных данных, но и долгого кропотливого освоения вокальной грамоты. Пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитания духовного мира учащихся, становлению и формированию мировоззрения, формированию будущей личности.

  Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе.

          Пение — это прежде всего музыка. Но человеческий голосовой аппарат далеко не обычный «музыкальный инструмент»: ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков, а главное — это «говорящий музыкальный инструмент». (Морозов)

          Несмотря на огромную популярность и, казалось бы, всеобщую доступность, вокальное искусство является в то же время и одним из труднейших для овладения. В большой мере это объясняется сложной природой певческого голосового аппарата, в основе деятельности которого лежат не только музыкально-эстетические, но и акустико-физиологические закономерности.   (Морозов)

          Голосовые органы человека – самый сложный и нежный музыкальный инструмент во вселенной, созданный самим Богом,  и люди,  одарённые музыкальным слухом и вокальными способностями, должны понимать истинное предназначение своего дарования.

          Человек, вступающий на путь вокального искусства  всю  жизнь, несёт  ответственность за свой поступок, так как он становится глашатаем, певцом – пробуждающим чувства, эмоции, мысли и душу. Только будучи богатым  и здоровым духовно можно стать истинным певцом, что  бы нести свет и любовь своим слушателям.

          Характерная ошибка многих молодых певцов – подражание «звёздам» и неузнаваемое изменение своего голоса: ломка и подстройка под  «эталон».  В результате кардинально искажается природный тембр голоса, появляются «горление», «гнусавость», сгущение и форсировка голоса, вырабатывается несвойственная конкретному человеку манера пения.

          Именно поэтому основная задача в процессе обучения пению – найти свой собственный голос, раскрыть его и полюбить.

            При правильном подходе к обучению детей пению, их голоса оказываются здоровыми и в зрелом возрасте, а любовь к пению и музыке сохраняется, расширяя и обогащая духовный мир человека.

 Что такое  три манеры пения? Это академическая манера пения (классическая), народная манера пения и эстрадная манера. Раскроем эти понятия.

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому невольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу.

Чтобы понять - почему, вначале поговорим об академической манере пения.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа, прикрытая манера пения. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной.

Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека.

 Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения.

Практика показывает, что народные песни любой страны глубоко национальны. Композиция песни, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм — все эти элементы ярко отражают национальные особенности  каждого народа.

Народная песня, которая дошла до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочная и жизнерадостная, грустная и печальная, тесно связанная с народным творчеством в целом, свободная от жестких норм, и канонов, она являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

Поскольку народная песня является составной частью современной культуры, в ней также происходят процессы, отражающие эту борьбу. В наше время развитых, средств информации, когда можно широко и быстро внедрить в быт те или иные новые песни и музыкальные ритмы, народная песня нередко распространяется не по законам логики, а в силу влияния стихии моды.

Народная песня отражает объективную действительность: безусловность реального жизненного содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого голоса. Народная песня не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и как музыкальное искусство в целом, является по преимуществу искусством, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.

Народная песня — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, народная песня способна приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо поет радуется точности, красоте песни. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

Таким образом, народная песня выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.

Чтобы овладеть народной манерой пения, надо приложить немало усилий: изучение быта народа, музыкальной культуры народа, пластику движений, специфический диалект народа, чтобы суметь сохранить в пении всю самобытность представляемого народа.

Эстрадное искусство во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов  подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодежных течений, которые способны влиять  на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становятся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек"- сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие же переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Исходя, из выше написанного следует, что  певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Практическая работа

  "Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", - писал И.М.Сеченов.

          В своей работе обучения пению я опираюсь на эти три манеры пения.

На первом месте -  обучение  академической манерой пения и только потом обучение народной и эстрадной манере пения.

          Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным считается прохождение нескольких этапов.

         На первом этапе осуществляется постановка голоса. Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека  вокальных технических приёмов. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и  в то же время самое сложное – формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

          Работа над чистотой интонации, дыханием и пением в вокальной позиции является краеугольным камнем  в процессе постановки голоса в целом. Все три части проблемы неразрывно связаны между собой, поэтому работа ведётся в едином методическом русле.

          Во всех научных трудах педагогов-вокалистов подчёркивается необходимость применения трёх основных принципов при обучении пению:

1) индивидуальный подход к каждому ученику;

2) постепенность и последовательность усложнения музыкальных и вокально-технических задач;

3) единство художественного и вокально-технического развития.

          Основной задачей первых практических занятий представляется именно работа над дыханием на основе комплекса упражнений, направленного на организацию верного вокально-певческого дыхания.

          Певческое дыхание – это фундамент звукообразования и энергосистема, которая даёт силу и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску голоса.

          С первых уроков следует определить в голосе примарный тон, то есть наилучшее звучание тембра на определённой ноте и определённом гласном звуке, а затем стараться приблизить к ней остальные гласные, постепенно расширяя диапазон вверх и вниз. Умение пользоваться тембровыми окрасками позволяет певцу полнее раскрыть интонационную сущность произведения, то есть передать характер, образ и настроение. На начальном этапе обучения важно выработать ровность тембра на всём диапазоне. Для достижения ровности, одинаковости тембра необходимо овладеть взаимодействием резонаторов – головного и грудного.

          Важными моментом в обучении академической манере пения является: достижения округлённого, интонационно чистого звучания – пения в высокой позиции, это обеспечивается поднятием мягкого нёба, или состоянием «зевка».

          В  народном пении особый репертуар, от которого зависит и техника исполнения. Зачастую используется специфический диалект. Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:

 • естественный, близкий звук;

 • незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;

 • дикция, близкая разговорной речи;

 • естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

 • плотное грудное звучание.

 Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.

          Особенности народного вокала могут быть переданы певцом только при условии сформированного у него вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов – «вокально-звукового» и «вокально-речевого» мышления. Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, образно представляемого резонирующим, вертикально направленным, воздушным столбом, основание которого поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания, а точка фокуса высокой певческой позиции, отражая звук, сообщает ему дальность полета и уровень яркости.

          Вокально-речевое мышление контролирует речевой характер звукоподачи и звуковедения по образцу распевной речи, с опорой гласных букв в точке фокуса грудного резонирования и удержания их формы на кончике языка, упирающегося в нижние резцы.

 

          Характер взаимосвязи диалекта с вокальной техникой специфичен в каждой региональной традиции, это и объясняет отсутствие каких-либо готовых, единых методик. Однако обозначить основные подходы к решению этой проблемы представляется возможным.

          Необходимо обращать внимание на следующие моменты:

 1) установку ротоглоточных полостей и «глубину» произнесения. В народном пении преобладают передненебные ощущения «близкого звука». Задненебные ощущения в большинстве традиций важны как дополняющие, связанные со специфическим «округлением» некоторых диалектных певческих фонем. Глубина произнесения в значительной степени влияет на звукоидеал традиции, характерную тембровую окраску голосов. Следует избегать утрированной крайности – чрезмерно глубокого, либо чрезмерно плоского звучания - это мешает осмысленной, четкой, активно артикулируемой речи.

 2) характер артикуляции. У народных исполнителей он может быть оценен и на слух, и визуально, при общении в экспедициях. На это надо специально обращать внимание и определять как одну из важных задач при «исполнительском» типе экспедиций. Чем более детальны наблюдения этого    

характера, тем более достоверно будет пение молодых певцов. Тип артикуляции может быть внешним - создаваться акцентированной подвижностью губ, языка, нижней челюсти, и внутренним - при которой активность речевых процессов происходит за счет четких, детализированных внутренних движений, а «крупная» артикуляция лишь иногда помогает и усиливает внутреннюю. Кто внимательно наблюдал за пением народных певцов, тот всегда замечал спокойное выражение лиц, лишенное нарочито «эмоционально-выразительной» мимики и артикуляции. Это свидетельствует о преобладании артикуляции внутреннего типа, на которую и следует ориентироваться, достигая четкости и осмысленности речи.

 3) формирование певческих фонем. Этот важнейший параметр певческой речи определяет ее акустическую окраску и регионально-стилевую характерность. Необходимо иметь в виду систему артикуляционных приемов: тип произнесения «чистых» гласных (нередуцированных, позиционно определяющих), диалектные особенности согласных, типичные приемы последовательного перехода или замены гласных, различные случаи редуцирования, дифтонгов, огласовок в распевах. Встречаются стили, в которых произнесение гласных фонем зависит от звуковысотного положения ([о] более округленное в верху, внизу – более открытое, близкое к [а] или перетекающее в него), от способа исполнения (в сольных запевах чистые гласные, в ансамблевой фактуре эти же звуки изменены), от метроритмической позиции во фразе (скорые проходящие или смысловые акцентные звуки). В некоторых традициях артикуляционная амплитуда широка – преобладают чистые гласные с небольшими изменениями. В других более важна роль единой позиционной основы, в результате чего происходит смягчение фонетических различий между звуками.

           Диалектная речь не терпит приблизительности и небрежности, поэтому, отстаивая право фольклорной музыки оставаться самобытной и характерной, следует добиваться абсолютной органичности и стилистической точности речевого произнесения. Сложность поставленной цели не означает ее недостижимости.

           Как уже было выше сказано, эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства: народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Поэтому в моей работе это конечный этап в обучении пению.

          Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады и пение с микрофоном. Появление микрофона на сцене, бесспорно полезного и нужного при передаче речи, по мнению некоторых ценителей вокального искусства, имеет и свои отрицательные стороны, Во-первых, электроакустическая система, как бы хорошо она ни была устроена, всегда искажает естественность звучания музыки и голоса. Во-вторых, появление микрофона на сцене породило новое увлечение, которое можно было бы назвать «пением без голоса», или «шептанием в микрофон». Нет, конечно, ничего плохого в том, что микрофон «помогает» некоторым певцам с недостаточными вокальными данными. Стоит только сожалеть, что «шептанием в микрофон» начинают увлекаться многие певцы, которые бесспорно могли бы развить свой голос и сделать его способным сильно и красиво звучать в любом помещении без всяких ортопедических приспособлений.    

  Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, обучения академической манере пения, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра, и только потом следует приступать к следующему этапу развития голосовых возможностей, обучая другим манерам пения.

  Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, который при работе в обучении может стать красивым, профессионально звучащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".

"При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." – Ф.Литвин.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение манерам пения, как один из способов раскрытия певческих способностей у детей. ( в рамках кружковой деятельности учителя музыки с вокально - хоровым ансамблем «Весна») Работу выполнила: учитель музыки Зинатова Ю.В. МБОУ « Свиажской СОШ ЗМР РТ» Зеленодольского района, РТ.

Слайд 2

«Искусство – единственная власть, которая берёт в свои прекрасные руки не подлый разум, а тёплую душу человека». А.И.Куприн

Слайд 3

Сольное пение – это особый вид искусства, требующий не только природных данных, но и долгого кропотливого освоения вокальной грамоты.

Слайд 4

Пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитания духовного мира учащихся, становлению и формированию мировоззрения, формированию будущей личности.

Слайд 5

Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе. Голосовые органы человека

Слайд 6

Основная задача в процессе обучения пению – найти свой собственный голос, раскрыть его и полюбить.

Слайд 7

Три манеры пения: Академическая

Слайд 8

Народная

Слайд 9

Эстрадная

Слайд 10

В своей работе, обучения пению, я опираюсь на эти три манеры пения. На первом месте - обучение академической манерой пения и только потом обучение народной и эстрадной манере пения.

Слайд 11

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным считается прохождение нескольких этапов. .

Слайд 12

На первом этапе осуществляется постановка голоса. Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека вокальных технических приёмов.

Слайд 13

На последнем этапе формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

Слайд 14

" При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." Ф. Литвин.

Слайд 15

Вокально-хоровой ансамбль «Весна»

Слайд 17

Наши достижения

Слайд 18

Личные достижения.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Свияжская средняя общеобразовательная школа ЗМР РТ»

                                        Утверждено:

Директор Н.А.Вавилова

Протокол №____методического совета

от «___»_____________2015год

Образовательно-развивающая программа

дополнительного образования

«Радужные звуки»

для учащихся 2-8 классов

3 года обучения

Автор: Зинатова Ю.В.

учитель музыки

педагогический стаж 4 года

п.г.т. Нижние – Вязовые – 2015 год

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………...3

Учебно-тематический план на первый год обучения……………………………..6

Учебно-тематический план на второй год обучения…………………………….14

Учебно-тематический план на третий год обучения…………………………….19

Диагностика вокальных данных…………………………………………………..23

Методическое обеспечение программы…………………………………………..25

Рекомендации по проведению практических занятий…………………………...26

Список литературы…………………………………………………………………28 

Приложение:.……………………………………………………………………….30             

1.Словарь музыкальных терминов……………………………………………………30                 2.Скороговорки…………………………………………………………………………32

            3. Наставления начинающему певцу………………………………………………….33

           4. Основные правила для начинающего певца.…………………………………..…..35

5. Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой………………………36

Пояснительная записка

 "Искусство - единственная власть, которая берет в свои прекрасные руки не подлый разум, а теплую душу человека".

А.И.Куприн

            На фоне нарастающего влияния массовой культуры возникает необходимость поиска новых путей развития личности. Современные научные исследования показали, что музыкальное развитие оказывает ни с чем несравнимое воздействие на общее развитие ребёнка, формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает в ребёнке коммуникабельность, развивает личностные новообразования: самостоятельность, инициативность, активность, креативность.

            В настоящее время среди молодёжи наблюдается огромный интерес к вокальному исполнительству, которое воспринимается как самый доступный вид музыкальной деятельности, не требующий особой подготовки. Но сольное пение – особый вид искусства, требующий не только природных данных, но и долгого кропотливого освоения вокальной грамоты. Пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитания духовного мира учащихся, становлению и формированию мировоззрения, формированию будущей личности.

            Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и  о качестве исполнения. (Н.Л.Гродзенская). Работа над песней не должна сводиться к скучной зубрёжке и механическому подражанию учителю, а быть творческим увлекательным процессом. В процессе пения у учащихся развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.

            Надо отметить, что певческий акт зависит не только от голосового аппарата, но и от закономерностей деятельности коры головного мозга. Исходя из этого, большое значение имеет индивидуально-психологические различия детей. Педагог должен учитывать эти психофизиологические особенности детей при выборе методов и педагогических приёмов воздействия на голос ученика.

            При правильном подходе к обучению детей пению, их голоса оказываются здоровыми и в зрелом возрасте, а любовь к пению и музыке сохраняется, расширяя и обогащая духовный мир человека.

            Целью программы является – формирование музыкальной и певческой культуры учащихся, средствами обучения воспитанников вокальному искусству.

Для достижения поставленной цели в программе поставлены следующие задачи:

         Обучающая      

  1. Обучение детей свободному владению своим голосовым аппаратом;
  2. Обучение передавать, изображать в исполнении свои музыкально-слуховые представления, используя музыкальные средства выразительности;
  3. Научить детей осознанно использовать в певческой деятельности музыкально-сенсорный опыт, приобретённый за время занятий  (звуковысотность, ритм, динамику, тембр, правильность звукообразования, особенности певческой дикции, точность интонирования….);
  4. Научить детей совмещать певческую и музыкально-двигательную деятельность.

         Развивающая      

  1. Развитие голосового аппарата посредством вокально-технических упражнений;
  2. Расширение музыкального и общего кругозора детей в процессе теоретических и практических занятий:
  3. Развитие воображения и творческого отношения к песенному репертуару;
  4. Развитие артистических способностей.

Воспитательная

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоционального сопереживания и отзывчивости на музыкальные произведения;
  2. Развитие инициативности обучающегося, самостоятельности в действиях, суждениях в процессе освоения им певческой деятельности;
  3. Формирование потребности петь в любых жизненных ситуациях, свободное исполнение певческого репертуара на публике.

Отличительной особенностью программы от уже существующих является:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся  пению;

- большое внимание уделяется дыханию в пении;

- классическая, академическая  постановка голоса, на основе которой раскрываются индивидуальные особенности голоса учащегося.

            В вокальное  ансамбле занимаются дети в возрасте от 8 до 15 лет впервые или уже занимающиеся вокалом сроком на три год. Занятия по вокалу  проводятся три  раза в неделю по  45 минут.

            Занятия целесообразно проводить  в группах по  4-6 человека и всем ансамблем (15-25 человек). Учитывая индивидуальные вокальные данные (диапазон, подвижность голоса и др.) для каждого учащегося определяются конкретные задачи и подбирается соответствующий репертуар с учётом пожеланий школьника. В репертуар могут входить и современные песни, и джазовые композиции, и классика, и фольклорная музыка.

         Ожидаемые результаты:

- установленный корпус начинающего певца;

- правильное певческое дыхание;

- совершенство артикуляционного аппарата в речи и в пении;

- приобретение индивидуального творческого облика начинающего певца.

          Итогами реализации программы могут стать – свободное владение своим голосом, выступления учащихся на различных праздничных мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

Учебно-тематический план на первый год обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Певческая установка.

4

-

4

3

 Голосовые органы человека.

1

1

-

4

Дыхание. Эмоциональное состояние.

Физическое здоровье голосового аппарата.

2

-

2

4.1

Дыхание и пение.

2

1

1

4.2

Эмоции человека. Их влияние на голос и дыхание. Психологическое состояние певца.

2

1

1

4.3

Физическое здоровье голосового аппарата. Потеря голоса.

3

2

1

5

Артикуляция. Дикция.

14

4

10

6

 Развитие и постановка голоса.

Академическая постановка голоса.

 2

-

2

6.1

 Певческое дыхание.

10

2

8

6.2

 Звукообразование.

15

2

13

6.3

 Музыкально-сенсорная деятельность.

10

1

9

6.4

 Музыкально-ритмическая деятельность.

10

1

9

7

 Музыкальная грамота.

2

1

1

8

Работа над песенным репертуаром.

25

5

 20

9  

 Заключительное занятие.

2

 -

2

   

 

Итого:

105

 22

 83

Тема 1. Вводное занятие.

            Знакомство с детьми, выявление способностей (определение голосового диапазона, слуха тембра, чистоты интонации), навыков, кругозора, музыкального вкуса.  А также выявление степени желания обучения вокальному искусству. Стирание стереотипов о том, что пение это средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека. Из чего следует, что пение следует воспринимать как способ выражения мыслей и чувств.  Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.

Тема 2. Певческая установка.  

            Понятие певческой установки. Эстетическая установка корпуса, головы и артикуляционных органов у певца. Рабочее состояние певца. Взаимовлияние моторики и психики. Постановка головы в пении. Рот и нижняя челюсть в пении. Свободное положение нижней челюсти; естественное открытие рта.

Практика. Дети учатся правильно стоять во время пения: свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты.

Тема 3.  Голосовые органы человека.

  Инструмент певца – часть его тела. Учиться петь — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. «Искусство пения – это искусство дыхания!» (из высказываний итальянских маэстро пения).

            Знакомство с работой голосового аппарата. Физиология голосообразования. Схема строения и работы дыхательного аппарата во время пения. Учитывание закономерностей высшей нервной деятельности для верного подхода к воспитанию певческого голоса.

Практика. Анализ и синтез ощущений, происходящий при  вдохе и выдохе, и при звукообразовании.  

Тема 4.  Дыхание. Эмоциональное состояние. Физическое здоровье голосового аппарата.

            Дыхание, эмоциональное состояние и физическое здоровье голосового аппарата неразрывно связаны между собой. Приступая к практике вокала, несомненно, сталкиваешься с  воздействием эмоционального состояния на исполнительское мастерство.  Прежде всего,  это  проблемы связанные с недостаточно свободным дыханием, с напряжением, зажатостью.

            4.1 Дыхание и пение.

             Воображаемая модель – схема вокального аппарата. Знакомство с понятиями: «вдох», «выдох», типы дыхания, механизм дыхания. Певческое дыхание и его связь с характером звука. Обучение детей правильному дыханию.

Практика. Практика свободного и глубокого дыхания. Упражнения на правильное дыхание (раздувание дыхание, «собачка», комплексное дыхание, «кошечка» и др.). Получение нейтрального звука.

            4.2 Эмоции, влияющие на голос и дыхание. Психологическое состояние певца.

            Приступая к практике вокала, сталкиваешься с  воздействием эмоционального состояния на исполнительское мастерство. Прежде всего,  это  проблемы связанные с недостаточно свободным дыханием, с напряжением, зажатостью. Эмоциональные импульсы воздействуют на голос через дыхание, изменяя интенсивность потока воздуха (в ту или другую сторону).

«К.С.Станиславский писал на эту тему: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают хрипеть, сипеть. Когда зажим утверждается в ногах, актёр ходит точно паралитик, когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаум. Зажим может появиться и в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку».

             «На наш взгляд, лучших результатов в воспитании навыков произвольного расслабления мышц можно достичь, используя методы саморегуляции, или аутогенной тренировки, или приёмы самовнушения»  З.И Аникеева и Ф.М. Аникеев.

            Научиться управлять своим дыханием, можно только последовательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и  вслед за этим  отрегулировать вдох и выдох, при  осознании  правильной  мышечной активности. Для начинающих вокалистов это самый главный фактор в обучении. Подсознательное правильное дыхание приходит только с опытом, приобретённым в тренировках под наблюдением опытного тренера и педагога.

            Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. Установка психологический контакт с учеником.  Разобраться и проникнуться в  душевное состояние исполнителя, и помочь ему справиться с наболевшей проблемой, придать ему сил, терпения и уверенности в себе.

Практика. Упражнения на расслабление. Дыхательная гимнастика. «Игра» с воображением и безграничной фантазией.

            4.3 Физическое здоровье голосового аппарата. Потеря голоса.

            Гигиена голоса. Как не сорвать голос. Форсирование звука. Факторы, приводящие  к неприятным ощущениям в голосовом аппарате. Их предотвращение.

            Потеря голоса – специфическое болезненное состояние голосовых связок, при котором невозможно петь или даже говорить.

Практика. Восстановительные методики и упражнения, а так же врач фониатр может помочь вернуть голос. Сохранение певческого аппарата в рабочем состоянии.

Тема 5. Артикуляция. Дикция.

            Гласные - река, согласные - берега. При пении голосообразующий аппарат певца как бы решает одновременно две задачи; с одной стороны, он работает, как речевой аппарат, обеспечивая необходимую фонетическую ясность звуков речи, а с другой — как музыкальный инструмент, обусловливая необходимый певческий тембр любого гласного звука на любой высоте. В одновременном выполнении этих двух задач — хорошей певческой кантилены и отличной дикции — заключается один из самых сокровенных секретов вокального мастерства.

            Ясная артикуляция ведёт к выразительному и глубоко осмысленному исполнению. Работа над развитием речевого аппарата. Правильное формирование и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Передача характера произведения через правильное смысловое ударение в словах, фразах, предложениях и куплетах. Различия между вокальной речью и обыденной. Правила произношения согласных звуков.

Практика. Для выработки дикции предлагается проговаривание скороговорок, чтение текста песен с утрированием гласных и согласных. Выполняется артикуляционная гимнастика (упражнения для мышц шеи, нёба, губ, языка, щёк, челюсти). Вокально-артикуляционные упражнения. Логопедические распевки.

Тема 6. Развитие и постановка голоса.

           Постановка голоса – применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится постановка дыхания. Навыки дыхательной методики необходимы вокалисту. Диафрагма – грудобрюшная перегородка, на которую опирается грудная клетка. Правильная работа диафрагмы определяет правильное вокальное дыхание и подачу звука. Затем следует работа с вокальной позицией, резонаторами. Вокалисту важно понимать, что ему нужно делать для того, что бы звук был полным, чистым и лёгким. Петь должно быть приятно.

            Голос с одной стороны это талант, природный дар,   а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом. Развитие голоса – развитие певческого диапазона, придание большего объёма звуку и приобретение новых обертонов тембровой окраски. Основа для развития голоса - это прежде всего правильная вокальная позиция и верное дыхание. Постановка голоса – применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится постановка дыхания.  Академический вокал.

            6.1 Певческое дыхание.

            Правила взятия дыхания при звукоизвлечении. Основными задачами правильного певческого дыхания являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном  пространстве (см. устройство голосового аппарата), плавный выдох, бесшумное дыхание.     

Практика. Упражнения для  вокального дыхания.

            6.2 Звукообразование.

            «Опёртый» звук. Атака звука. Звуковедение. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата. Выявление дефектов голоса и их устранение. Пение переходных нот. Работа над интонацией. Выравнивание тембра голоса. Резонанс в музыкальной акустике и живой природе. Резонанс используется главным образом  для усиления звучания и формирования нужного тембра.

Практика. Пение простых упражнений в удобном для голоса тесситуре.

            6.3 Музыкально-сенсорная деятельность.

            Освоение понятий: ритмический рисунок, тембр голоса, темпоритм, динамика звучания, нюансы, освоение естественного ненапряжённого пения в удобном диапазоне. Развитие ладового чувства. Работа над динамикой. Развитие техники беглости, пения легато, портаменто, маркато, стаккато и их описание. Расширение диапазона. Фонепедический метод развития голоса

Практика. Работа над точностью исполнения вокальных упражнений. Умение воспроизводить услышанное и слышать собственное исполнение: точно вступать и заканчивать при исполнении, как вокальных упражнений, так и музыкальных произведений.

            6.4  Музыкально-ритмическая деятельность.

            Работа над ритмом. Работа над темпом. Работа над выразительностью. Развитие лёгкости, пластичности движений. Освоение умения передачи в пластике движений изменения характера музыка, чувство ритма; понимания необходимости смены движений в соответствии  изменениями средств выразительности.

Практика. Прохлопывание ритма. Развитие координации движения в процессе различных видов упражнений под музыку, пения песен. Свободное, комфортное ощущение при исполнении репертуара, выполнение движений характерно музыке.

Тема 7. Музыкальная грамота.

            Знакомство с музыкальными понятиями: музыкальный звук; ритм и  метр, размер, ритмические группы – синкопа, пунктир, триоль, четверть с точкой; темп; интервалы, аккорды, лады; музыкальный синтаксис; мелодия; музыкальные нюансы.

Практика. Использование терминологии в обучении, их понимание и умение  объяснять.

Тема 8. Работа над песенным репертуаром.

            Подбор произведений по сложности соответствующий возрастным особенностям детей и их способностям. Музыкальный и художественный анализ выбранного произведения: изучение текста, его декламации фразировки, формы произведения, структуры мелодии. Обязательно следует произвести объяснение незнакомых сложных слов, встречающихся в песне. Знакомство с автором произведения его творчеством, выявление драматургии произведения и его воздействия на слушателя и исполнителя.

Практика. Педагог разучивает музыкальное произведение с учеником  с музыкальным сопровождением, с учитыванием индивидуальных возможностей поющего.

Тема 10. Заключительное занятие.

Подводятся итоги работы за год. Разбираются успехи и неудачи. Пожелания на летние каникулы. Награждение наиболее отличившихся учащихся.

К концу первого учебного года дети должны уметь:

- правильно стоять во время пения;

- объяснить строение своего голосового аппарата;

- управлять своим дыханием;

- сохранение своего певческого аппарата в рабочем состоянии;

- ясно артикулировать гласные и согласные звуки в пении;

- точно исполнять вокальные упражнения;

- свободно исполнять песенный репертуар, выполняя движения характерно музыке;

- объяснить музыкальные понятия: музыкальный звук; ритм и  метр, размер, ритмические группы – синкопа, пунктир, триоль, четверть с точкой; темп; интервалы, аккорды, лады; музыкальный синтаксис; мелодия; музыкальные нюансы.

Учебно-тематический план на второй год обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Певческая установка.

2

1

1

3

Гигиена голоса. Физическое здоровье голосового аппарата.

2

1

1

4

Артикуляция и дикция.

Актёрское мастерство.

10

2

8

5

Певческое дыхание.

10

 2

8

6

 Психологическое состояние певца.

 

8

2

 6

7

Развитие и постановка голоса.

Народное пение. Эстрадный вокал.

4

 2

2

7.1

Музыкально- сенсорная

деятельность.

10

2

8

 7.2

 Музыкально-ритмическая деятельность.

10

2

8

 8

Работа над песенным репертуаром.

Работа с микрофоном.

36

6

30

 9

 Концертная деятельность.

10

-

10

10

Заключительное занятие.

2

1

1

Итого:

105

21

84

Тема 1. Вводное занятие.

            Приветствие учеников. Проверка накопленных знаний. Проверка голосового аппарата. Совместное обсуждение планирование учебного процесса.

Практика. Повторение песенного репертуара.

Тема 2. Певческая установка.

            Активизация рабочего состояния певца. Заботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайть голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работать ритмично. Устранение излишней подвижности, если таковы есть, либо способствовать раскрепощению, подвижности ученика, если тот зажат в движении. Раскрытие и развитие певческого голоса через движение в музыке.

Практика. Выполнение рекомендаций, замечаний педагога. Импровизация  и реализация себя через музыку в движении, танце, пении.

Тема 3. Гигиена голоса.

Когда  появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия - не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками как только певец теряет бдительность. Возвращение к простым упражнениям постепенноно усложняя. «Вокальная диета».

Практика. Петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине.

Тема 4. Артикуляция и дикция. Актёрское мастерство.

            Вокальная речь. У каждого типа голоса и у каждого певца (индивидуально) в центре диапазона имеется зона наилучшей дикции; чем выше голос, тем соответственно выше располагается эта зона максимальной дикции.  Проведение  фонетического  анализа  у обучающихся для выявления ухудшения дикции.

  Свобода и непринужденность звукопроизношения при пении, как и в речи. Звуковую речь человек воспринимает при помощи слуха. Активная природа слушания, природа восприятия вокальной речи. Ввиду исключительной важности для певцов этого вывода подчеркнем его: слушать певца — значит петь вместе с ним. Это, однако, касается не только самих певцов: активным соучастником пения является любой, даже совсем не умеющий петь слушатель.   Работа со словом, смыслом, пониманием, а так же проживанием их с помощью музыки, тела, голоса и воплощение этих эмоций в творчестве. Работа над выразительностью исполнения песенного репертуара. Способность передавать своё эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах.  

Практика. Вокально-артикуляционные упражнения. Вокальные упражнения на гласные. Слушание хороших певцов. Актёрские упражнение. Работа перед зеркалом. Упражнения для мимики.  Точечный массаж, способствующий расслаблению мышц лица.

Тема 5.Певческое дыхание.

            Совершенствование  правильного певческого дыхания для нормальной работы голосового аппарата.

Практика. Выполнение упражнений для вокального дыхания.

Тема 6. Психологическое состояние певца.

            Выработка внутреннего состояния покоя и уверенности обучающегося. Доверительные отношения ученика и педагога. Личный  контакт педагога и ученика, который способствует   раскрытию  дарования  обучаемого. Эмоциональное состояние и психологическое равновесие, создают неповторимый облик исполнителя, открывают простор для поиска новых образов на сцене.

Практика. Упражнение на расслабление. Самоанализ. Аутотренинг.

Тема 7. Развитие и постановка голоса. Народное пение. Эстрадный вокал.

            Постановку голоса – упорный и кропотливый труд, требующий сосредоточенности и самоотдачи. Систематичность занятий.   Народное пение, которое  по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естественно-разговорным.          Эстрадный вокал.  Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства.   В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки.  Певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

            7.1 Музыкально-сенсорная деятельность.

            Повторение и закрепление пройденных понятий и терминов, и освоение новых: стили в музыке, жанры музыки. Знакомство с мелодическими оборотами, характерные для определённого стиля и жанра музыки.  

            Расширение голосового диапазона. Работа над динамикой. Развитие техники беглости, портаменто, маркато, стаккато, мелизмов (украшений). Работа над точностью интонирования, звуковедения.

Практика. Выполнение вокальных упражнений, работа над точностью и ритмичностью их выполнения. Пение мелодических оборотов, характерных для определённых музыкальных стилей и жанров.

            7.2 Музыкально-ритмическая деятельность.

            Работа над ритмом. Работа над темпом. Работа над выразительностью. Развитие лёгкости, пластичности движений.   Передача в пластике движений изменения характера музыка, чувство ритма; смена движений в соответствии  изменениями средств выразительности. Знакомство с ритмами, характерные для различных жанров музыки.

Практика. Прохлопывание ритма. Развитие координации движения в процессе различных видов упражнений под музыку, пения песен. Свободное, комфортное ощущение при исполнении репертуара, выполнение движений характерно музыке.

Тема 8. Работа над песенным репертуаром. Работа с микрофоном.           

             Подбор произведений по сложности соответствующий возрастным особенностям детей и их способностям. Выбор песен приуроченных к праздничным мероприятиям, различных стилей и жанров. Музыкальный и художественный анализ выбранного произведения: изучение текста, его декламации фразировки, формы произведения, структуры мелодии. Обязательно следует произвести объяснение незнакомых сложных слов, встречающихся в песне. Знакомство с автором произведения его творчеством, выявление драматургии произведения и его воздействия на слушателя и исполнителя. Микрофон – разновидности и типы микрофонов; принципы работы с микрофоном.

Практика. Педагог разучивает музыкальное произведение с учеником  с музыкальным сопровождением, с учитыванием индивидуальных возможностей поющего. Прорабатывание вокально-сложных мелодических оборотов встречающихся в песнях. Пение с микрофоном.

Тема 9. Концертная деятельность.

    Настоящее развитие, воспитание и обучение артиста происходит именно тогда, когда он выступает перед публикой. По мере накопления вокальных профессиональных навыков, способности свободно двигаться на сцене, дети включаются в концертную деятельность, которая ещё больше способствует раскрепощению детей и даёт им стимул к дальнейшей музыкальной деятельности. Некоторые правила и законы сцены. Участие в вокальных конкурсах и фестивалях.

Практика. Выступления учащихся.

Тема 10. Заключительное занятие.

            Поведение итогов учебного года. Обсуждение успехов, неудач, если таковы имеются.  Награждение наиболее отличившихся учеников.

К концу второго учебного года дети должны уметь:

- правильно стоять во время пения, контролируя излишнюю подвижность или статичность;

- сохранить певческий режим, следить за здоровьем своего голоса;

- выразительно исполнять песенный репертуар;

- контролировать своё эмоциональное состояние;

- точно исполнять вокальные упражнения;

- координировать движения в процессе различных видов упражнений под музыку, пение песен;

- правильно держать микрофон и им управлять.

Учебно-тематический план на третий год обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Певческая установка.

4

1

3

3

Гигиена голоса. Физическое здоровье голосового аппарата.

2

1

1

4

 Актёрское мастерство. Артистизм.

10

2

8

5

Певческое дыхание.

10

2

8

6

 Психологическое состояние певца.

 

6

 1

5

7

 

Развитие и постановка голоса.

20

 

 

5

 

 

15

 

 

8

 Работа над песенным репертуаром.

40

10

30

 9

 Концертная деятельность.

10

-

10

10

Заключительное занятие.

2

 1

1

Итого:

105

  23

82

Тема 1. Вводное занятие.

            Приветствие учеников. Проверка накопленных знаний. Проверка голосового аппарата. Совместное обсуждение планирование учебного процесса.

Практика. Повторение песенного репертуара.

Тема 2. Певческая установка.

            Активизация рабочего состояния певца. Сохранение правильной осанки при пении стоя и сидя. Раскрытие и развитие певческого голоса через движение в музыке.

Практика. Упражнения на расслабления всего тела. Саморегуляция  обучающегося при исполнении вокальных упражнений и песенного репертуара (следить за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею).

Тема 3. Гигиена голоса. Физическое здоровье голосового аппарата.

Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса. Поддержание хорошего состояния верхних дыхательных путей. Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хорошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за общим состоянием здоровья. Певец только тогда находится в хорошей форме, когда его организм и психика здоровы.

Практика. Соблюдение певческого режима.

Тема 4. Актёрское мастерство. Артистизм.

.   Работа со словом, смыслом, пониманием, а так же проживанием их с помощью музыки, тела, голоса и воплощение этих эмоций в творчестве. Работа над выразительностью исполнения песенного репертуара. Способность передавать своё эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах. Органическое единство слова и музыки, смыслового и эмоционального, в котором и состоит сила вечно живого вокального искусства.

Практика. Вокально-артикуляционные упражнения. Вокальные упражнения на гласные. Слушание хороших певцов. Актёрские упражнения. Работа перед зеркалом. Упражнения для мимики.

Тема 5. Певческое дыхание.

            Совершенствование  правильного певческого дыхания для нормальной работы голосового аппарата.

Практика. Выполнение упражнений для вокального дыхания.

Тема 6. Психологическое состояние певца.

            Выработка внутреннего состояния покоя и уверенности обучающегося. Доверительные отношения ученика и педагога. Личный  контакт педагога и ученика.   Эмоциональное состояние и психологическое равновесие обучающегося.

Практика. Упражнение на расслабление. Самоанализ. Аутотренинг.

Тема 7. Развитие и постановка голоса.

            Систематичность занятий. Совершенствование певческих навыков. Повторение и закрепление пройденных понятий и терминов. Знакомство с вокальными школами: итальянской, русской, национальными школами; особенностями пения на иностранных языках.

Практика.  Пение вокальных упражнений.

Тема 8. Работа над песенным репертуаром.

            Подбор произведений по сложности соответствующий возрастным особенностям детей и их способностям. Выбор песен приуроченных к праздничным мероприятиям, различных стилей и жанров, песен зарубежных авторов написанных на иностранном языке. Музыкальный и художественный анализ выбранного произведения: изучение текста, его декламации фразировки, формы произведения, структуры мелодии.  Знакомство с автором произведения его творчеством, выявление драматургии произведения и его воздействия на слушателя и исполнителя.

Практика. Знакомство и разучивание музыкального произведения. Изучение особенностей пения на иностранном языке.

Тема 9. Концертная деятельность.

            Выступления и участие учащихся в праздничных школьных мероприятиях, вокальных конкурсах и фестивалях. Правила сцены.

Практика. Выступления учащихся.

Тема 10. Заключительное занятие.

            Поведение итогов учебного года. Обсуждение успехов, неудач, если таковы имеются.  Награждение наиболее отличившихся учеников.

К концу третьего учебного года дети должны уметь:

- сохранить правильную певческую установку;

- сохранить в здоровом состоянии голосовой аппарат, следить за общим состоянием здоровья;

- контролировать эмоциональное состояние и психологическое равновесие;

- передавать своё эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах;

- свободно исполнять песенный репертуар.

  Диагностика вокальных навыков.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

РЕБЁНКА

ПЕВЧЕСКИЙ

ДИАПОЗОН

СИЛА

ЗВУКА

ОСОБЕННОСТИ

ТЕМБРА

ПРОДОЛЖИ

ТЕЛЬНОСТЬ

ДЫХАНИЯ

ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ НА ВЫДОХЕ

ТОЧНОСТЬ

ИНТОНИ

РОВАНИЯ

ЗВУКО

ВЫСОТ

НЫЙ СЛУХ

1.

2.

3.

                     - высокий уровень овладения вокальными навыками.

                     - средний уровень овладения вокальными навыками.

                     - низкий уровень овладения вокальными навыками.

Определение уровней развития голоса.

п/п

Крите

рии

Показатели

Уровень

низкий

средний

высокий

1.

Особенности голоса

Сила звука

Голос

слабый

Голос не очень

сильный

Голос

сильный

2.

Особен-

ности тембра

В голосе слышен хрип или сип; голос тусклый

Нет ярко выраженного тембра; пение выразительное

Голос яркий, выразительный,

индивидуа

льный

3.

Певческий

диапазон

Диапазон не большой

Диапазон в пределах возрастной нормы

Диапазон шире

по сравнению с нормой

4.

Развитие дыхания

Продолжи

тельность

дыхания

Менее 20 сек.

20-30 сек.

30 сек. и более

5.

Развитие звуковысотного слуха

Музыкаль

но слуховые

представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога.

Не умение повторить незнакомую мелодию после многократного повторения

Умение пропеть мелодию после 2-4 прослушиваний при незначительной поддержке педагога.

Самостоятельное пение.

Воспроизведение мелодии после1-2 прослуши

ваний

6.

Точность

интониро

вания

Интонирование отсутствует

Интонирование

Общего направления мелодии

Чистое интонирование мелодии

7.

Различие

звуков

по высоте

Не различает звуков по

высоте

Различение звуков по высоте в преде

лах октавы

Различение

по высоте звуков в пределах квинты и сексты

8.

Вокальные навыки

Певческая

установка

Поза расслабленная,

плечи опущены

Способность удерживать

Правильную позу при пении непродолжительное время

Способность удерживать правильную позу при пении продолжительное время

9.

Звукове-дение

Пение отрывистое, крикливое

Пение естественным голосом, иногда переходящее на крик

Пение естественным голосом, без напряжения,

протяжно

10.

Дикция

Невнятное произношение,

Значительные речевые нарушения

Чёткое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении

Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при  пении

11.

Дыхание

Дыхание берётся не правильно, беспорядочно, шумно

Дыхание контролируется  произвольно берётся между фразами  

Умение контролировать дыхание при пении

12.

Выразительность исполнения

Пение неэмоциона-льное

Старательное пение, но на лице мало эмоций

Пение выразительное,

характер песни передаётся голосом и мимикой

 

         Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий -3.

         При определении общего уровня развития голоса и овладения вокальными навыками все баллы суммируются. Набранные ребёнком 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23-33 балла – среднему, 34-44 – высокому.

         Диагностирование обучающихся рекомендуется проводить в начале учебного года и в конце.

Методическое обеспечение программы.

1. Урок здоровья:  Дыхание в пении. Дыхательные упражнения лечебной гимнастики  А.Н. Стрельниковой.

2. Урок «Здоровый голос»: Рекомендации начинающим певцам. Режим певца.

3. Беседа о здоровьесбережении воспитанников.

Рекомендации по проведению практических занятий.

            Достичь высот в вокальном искусстве может любой. Главное - выбрать верный путь, проторенный вековыми традициями вокальной педагогики и личным опытом величайших певцов прошедшего времени.

Только в соединении дыхания с голосом

кроется секрет правильного пения.

Т. Даль Монте

Надо уметь петь гнев, сострадание,

боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй,

 лукавство, смелость - словом, всю гамму

чувствований.

Б.В. Асафьев

Музыка должна говорить языком сердца.

С.В.Рахманинов

Практическая вокальная педагогика

всегда будет трудным искусством, так как

сталкивается с огромными индивидуаль-

ными различиями учеников и их разнооб-

разными реакциями, и тем не менее педа-

гог обязан знать объективную, научно до-

казанную на сегодняшний день картину

верного звукообразования.

З.А. Долуханова

Надо учить петь наше подрастающее

поколение «впрок», а не «на потребу».

Е.М. Малинина

Что впервые будет внушено детям,

будет ли это добро или зло, крепко

внедрится в них, и последующие впечатления не

легко могут изгладить прежние,

 уже вкоренившиеся.

Я.А. Коменский

При обучении детей необходимо, на-

сколько это возможно, предоставлять им

видимое - зрению, слышимое - слуху,

осязаемое - осязанию, а в рассказе ничего не

говорить несообразного детскому

возрасту и уразумению.

Я.А. Коменский

 

Часто даже при скромных вокально-музыкальных данных наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремленность, внимание, умение организовать свой певческий и общий жизненный режим, может привести к высокому профессиональному уровню... Иногда исключительные музыкально-вокальные данные остаются без реализации, если нет таких компонентов, как трудолюбие, воля.

Работая над вокальным произведением, следует распределить эту работу на три периода. Первый - освоение нотного материала, второй включает техническую вокальную работу. Третий период - художественная обработка.

            Стремление к совершенству - бесконечно. Это огромный, кропотливый труд. В искусстве пения, как и в любом искусстве, цель которого - воздействовать на людские мысли, чаяния, дарить им чувство блаженства от красоты, этот труд еще более кропотлив, ибо человеческая душа - сама по себе загадка.

Список литературы:

Для педагогов

  1. Ангуладзе Н. Homo cantor. Очерки вокального искусства. – М.: «Аграф», 2003.
  2. Блаво Р. Музыка и здоровье. СПб. : 2002.
  3. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. М.: «Аграф», 2002.
  4. Гонтаренко, Н. Б.  Сольное пение: Секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006
  5. Далецкий О.В. Школа пения (из опыта педагога).- Учебное пособие.-  М.:                 МГУКИ. 2007.  
  6. Дмитриев, Л. Б.  Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Музыка, 2007.
  7. Емельянов В.В Развитие голоса. Координация и тренинг. – СБП.: Лань, 2000.
  8. Иванников В.Ф. Методика поточного пения. Москва, 2005.
  9. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки (подходы, проблемы, перспективы). М.: Смысл, 2001.
  10. Левина Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: хрестоматия педагогического репертуара. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  11. Ламперти Ф. Искусство пения/Ф. Ламперти. – Санкт-Петербург: Издательство  ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010.
  12. Маркуорт  Линда Самоучитель по пению: перевод с английского / Линда Маркуорт. –  Москва: АСТ: Астрель, 2008.
  13. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК имени П.И Чайковского, Центр «Искусство и наука». – Москва, 2002.
  14. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – http://www.papagenoforum.info.
  15. Петерсон Л. «Дети на сцене» (Как помочь молодому таланту найти себя) Курс обучения актерскому мастерству и сценическому движению. – Ростов на Дону: Феникс, 2007
  16. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  17. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В.Ровнер – Москва:  Изд.: Нота, 2006.
  18. Стулова Г. П.  Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2002.
  19. Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Издание 2-ое – Ростов на Дону: «Феникс», 2003.
  20. Ховард Э. Техника пения: Вокал для всех / Э. Ховард, Х. Остин. –  Москва: 2009.
  21. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Издание второе – СПб.: ДЕАН, 2002.
  22. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Издательство «Кифара», 2002.
  23. Чистый голос:  Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий /  Составитель А. М. Билль, редактор Л. А. Богуславская – Москва, 2002.
  24. Эстрада в России. XX век:  Лексикон – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

Для детей

  1. Лагутина Т.В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и   загадки. Издательство: Рипол классик, 2010.
  2. Маркуорт  Линда Самоучитель по пению: перевод с английского / Линда Маркуорт. –  Москва: АСТ: Астрель, 2008.
  3.  Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- Электронная библиотека.

Приложение:

1. Словарь музыкальных терминов.

         Агогика – небольшие замедления и ускорения для более выразительного и эмоционального звучания.

        Артикуляция (лат. аrticulatio, от articulo – расчленяю, членораздельно произношу) в словарях современного русского языка определяется как работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука. 

         Атака звука (от ит. аttaca – наступай, нападай, вяжи) – переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию; начало звука. Существует три типа атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная.

         Глиссандо – приём звуковедения при пении, когда голос быстро и легко скользит от нижнего звука к верхнему и наоборот.

         Диапазон (греч. dia pason – через все струны) – звуковой объём голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука.

         Дикция (лат. dictio – произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция – непременное условие вокального и хорового исполнения; успех пения зависит от качества произношения поющего.

         Динамика (греч. dynamis – сила) – совокупность явлений, связанных с громкостью,   силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

         Дыхание – один из основных факторов голосообразования.

         Интервал – это расстояние между двумя звуками.

         Интонация – степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении.

         Кульминация – высший этап развития мелодии, момент её наибольшего напряжения. Как правило, кульминация находится в точке золотого сечения – 2/3 произведения. Различают местную кульминацию и всего произведения в целом. Она может быть выражена самым высоким звуком, подчёркнута ритмически.

         Лад – это система соотношений устойчивых и неустойчивых звуков. Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке и придаёт ей определённый характер.

         Мелодия (от греч.  означает пение, песнь, напев)  – это одноголосная последовательность звуков музыкального произведения, содержащая изменение высоты  звука и обладающая более или менее самостоятельной образно-музыкальной осмыслённостью, характерностью, индивидуализированностью. Мелодию образует комплекс выразительных средств: метр, ритм, лад, гармония, интервальная линия, тембр, регистр, способ исполнения.

         Метр - порядок чередования сильных и слабых долей (двухдольные, трехдольные);  закономерно упорядоченная система ритмических соотношений.  

         Нюансы (франц. nuance – оттенок) – динамические оттенки звука. Нюансы делятся на подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, изменяемые) в пределах данного построения.

         Пауза – перерыв в звучании, знак молчания.

         Резонаторы (от лат. resono – звук) – часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему в голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр.

         Ритм – это соотношение звуков по из длительности; организованная последовательность длительностей музыкальных звуков. Объединяясь в определённых последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.

         Темп (от лат. tempus – время) – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей.

2. Наставления начинающему певцу.

         Голос с одной стороны это талант, природный дар, дар Божий, а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом. Вот так один неизвестный поэт XIX века описал упражнения для развития голосового аппарата.

« Вокалист, послушай сей наказ

Не державный из верхов идущий, указующий приказ,

Но совет, согретый опытом веков...

Но, однако же, начнём без лишних и ненужных слов.

Чтоб belcanto петь до гроба

Купол сделайте из нёба

Станьте полым как труба

И начните петь со лба.

Ощущайте точки две-

В животе и в голове.

Привалите на живот

И пошлите звук вперёд.

Чтобы петь и не давиться

Не забудьте удивиться.

Вдох короткий, как испуг

И струной тяните звук

Если Вы наверх идёте

Нужно глубже опирать

Всех тогда переорёте

Хоть и нечем заорать.

Если вниз идёте Вы

Не теряйте головы.

Не рычите словно зверь,

Открывайте мягко дверь.

Что такое звук прикрыть

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «е» прибавить «и».

«А» где «О»,а «О», где «У»,

Но не в глотке, а во лбу

И со лба до живота

Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите

Молча партию учите.

И не слушать никого

Кроме Бога одного!

Всей душою музыку любя

Вы найдёте ключ к раскрытию себя

Так личность интерпретатора

Приблизится к личности Творца

И кантилены храм откроет перед Вами

Все ипостаси своего лица!»

3. Основные правила для начинающего певца.

Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хорошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за общим состоянием здоровья.

Какие навыки должен вырабатывать начинающий вокалист?

  • Стоять во время пения надо удобно, на двух нога. Корпус прямой, плечи развёрнуты, свободны и не зажаты. Голова должна быть в нормальном, свободном состоянии, чтобы нагрузка была равномерная. Не тянуть и не напрягать шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передаётся на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.
  • Дыхание

- не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы;

- дыхание лучше брать одновременно с носом и ртом или через нос с прикрытым ртом, будет менее шумно. В паузах дыхание лучше брать носом, чтобы слизистые рта увлажнились;

- брать полный объём воздуха, но в меру; не перебирать при вдохе – не выжимать при выдохе;

- следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной. Мгновенная задержка чрезвычайно важна: она организует выдох; способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука; устраняет потерю дыхания в начале фразы.

- не тренируйте певческий выдох без начала звука, надо сказать хоть слово, спеть один звук;

- вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше;

- никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.

Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок. 

       Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражается на слизистой.

         Берегите себя от болезней.  Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению.

         Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом.

         Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 20-25 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались.

         Уважайте вашего преподавателя, хотя бы за то, что он прислушивается к тем звукам, которые вы издаёте. Поверьте, ему это не всегда приятно, но он имеет терпение. Будьте и вы терпеливы.

4. Скороговорки.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких

курчавеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Чрезвычайно чисто.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Как на горке на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

Ехал грека через реку.

Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека — цап!

Расскажите про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Тара-тара, тара-ра!

У крыльца растет трава.

Ай, тари-тари-тари,

Куплю Рае литари.

Стоит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Батон, буханку, баранку

Пекарь испек спозаранку.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

На пороге вытри ноги

Вытри ноги на пороге:

Вытри - раз, вытри – два…

  • Проговаривание скороговорок с изменением темпа, отмечая метрическую пульсацию хлопками.
  • Проговаривание скороговорок  с разным выражением, допуская модуляцию голоса по высоте.

5. Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой.

Общеоздоравливающее воздействие дыхательной гимнастики на организм человека:

  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в то числе и лёгочной ткани;
  • Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Некоторые правила выполнения дыхательной гимнастики:

  • Рекомендуется заниматься два раза в день по 30 минут до еды;
  • Упражнения выполняются количество раз, кратное восьми («стрельниковская сотня»-96 раз), по три тридцатки – 32 вдоха–движения – каждого упражнения с перерывом от 3 до 10 секунд;
  • Вдох происходит носом – коротко и шумно, выдох пассивный через рот, не шумно;
  • Во время упражнения надо думать только о вдохе и следить за синхронностью вдоха и движения, за ритмом – вдох на каждую секунду;
  • Упражнения можно делать стоя, сидя или лёжа.

Основной комплекс дыхательных упражнений:

  • Упражнение «Ладошки»: активный вдох + сжатие кулачков в ладошки.

  • Упражнения «Погончики»: вдох + толкание кулаков от пояса с одновременным их разжиманием.

  • Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева.

  • Упражнение «Кошка»: лёгкие пружинистые движения + повороты то влево, то вправо + «сбрасывающее» движение рук + шумный вдох.

  • Упражнение «Обними плечи»: руки полочкой на уровне плеч + обнять себя за плечи + шумный вдох.

  • Упражнение «Насос»: руки и голова опущены, слегка наклониться + вдох на конечной точке поклона.

  • Упражнение «Большой маятник»: «Насос» + «Обними плечи».

  • Упражнение «Перекаты»: правая нога впереди, левая справа на расстоянии шага – тяжесть на правой ноге, левая  на носочке согнута в колене – вперёд-назад, приседание-приседание + вдох-вдох.
  • Упражнение «Шаги»: руки опущены, ноги чуть уже ширины плеч; поднимать одну ног до уровня живота + другая нога приседает + шумный вдох.

 

            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика на уроках музыки. (по методике А.Н.Стрельниковой )

Слайд 2

Общеоздоравливающее воздействие дыхательной гимнастики на организм человека. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; Улучает дренажную функцию бронхов; Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

Слайд 3

Некоторые правила выполнения дыхательной гимнастики: Упражнения выполняются количество раз, кратное восьми («стрельниковская сотня»-96 раз), по три тридцатки – 32 вдоха – движения – каждого упражнения с перерывом от 3 до 10 секунд; Вдох происходит носом – коротко и шумно, выдох пассивный через рот, не шумно; Во время упражнения надо думать только о вдохе и следить за синхронностью вдоха и движения, за ритмом – вдох на каждую секунду; Упражнения можно делать стоя, сидя или лёжа.

Слайд 4

Основной комплекс дыхательных упражнений: Упражнение «Ладошки»: активный вдох + сжатие кулачков в ладошки, выдох – разжатие кулачков.

Слайд 5

Упражнение «Погончики»: вдох + толкание кулаков от пояса с одновременным их разжиманием:

Слайд 6

Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева, выдох прямо.

Слайд 7

Упражнение «Кошка»: лёгкие пружинистые движения + повороты то влево, то вправо + «сбрасывание» движение рук + шумный вдох.

Слайд 8

Упражнение «Обними плечи»: руки полочкой на уровне плеч + обнять себя за плечи + шумный вдох, выдох при смене рук.

Слайд 9

Упражнение «Насос»: руки голова опущены, слегка наклониться + вдох на конечной точке наклона.

Слайд 10

Упражнение «Большой маятник»: «Насос» + «Обними плечи».

Слайд 11

Упражнение «Ушки»: наклоны к правому и левому уху + вдох, выдох – прямо.

Слайд 12

Упражнение «Шаги»: руки опущены, ноги чуть уже ширины плеч; поднимать одну ногу до уровня живота + другая нога приседает + шумный вдох.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: