Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование»

Якимова Людмила Александровна

Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_3_let.docx54.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ГИТАРА) И АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

                                                     г.  Нягань

                                                        2022 г.

.  

                                                                                     

Рассмотрена и рекомендована                                     «Утверждаю»

 к утверждению и реализации                                Директор МАОУК ДО МО

 на методическом совете                                         г. Нягань «ДШИ»

 МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»                      __________   И.А. Бережная

Протокол от «  »__________2022г.  №__        «   »       ____________2022г.

                                                                               

                                                                                       

Разработчик  - Якимова Людмила Александровна, заведующая отделом русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО МО г. Нягань ДШИ,  преподаватель первой квалификации

Рецензент -  Русских Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ».

Рецензент - Бисерова Алина Нагимовна, преподаватель второй квалификационной категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

                     Программа учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

   Одним из популярнейших музыкальных инструментов сегодня является гитара. В курсе ДМШ и ДШИ этот инструмент издавна занимает достойное место. Гитара в своем проявлении очень разнообразна – это  джаз, рок, классическая и бардовская гитара.  Благодаря  своей универсальности гитара используется и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Учебный предмет «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование»  выполняет значимую роль в образовательном процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на гитаре, ориентирован на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

       Обучение по данной программе соединяет в себе три главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – изучение элементарных навыков и приемов звукоизвлечения на шестиструнной гитаре; формирование исполнительских навыков и постановка игрового аппарата; знакомство с популярными образцами классической музыки.

 Другое – развитие аккомпаниаторского навыка, изучение буквенного обозначения аккордов. Чаще всего именно  это направление является мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре.  Музыкальный материал может включать в себя:  старинные и современные романсы, бардовские и популярные песни, эстрадную и рок музыку.

      Третьим направлением музыкального развития детей является игра в ансамбле в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки ритмической и синхронной игры. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

         Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы,  7 (8) – 12 лет. Недельная нагрузка по предмету «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» составляет 1,5 часа в неделю. На ансамблевое музицирование выделяется 0,5 часа.

          Основным видом учебной и воспитательной работы  является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

         Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена).

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 32 недели – первый год обучения, 33 – 2 и 3 год обучения в год.

Таблица 1

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

16

16

17

16

17

Аудиторные занятия

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Самостоятельная работа

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Максимальная учебная нагрузка

48

48

48

51

48

51

294

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа.  Из них: 147 часов – аудиторные занятия, 147 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» являются:

  • ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение  знаний в области музыкальной грамоты, в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • Приобретение навыка аккомпанемента, подбора по слуху, знание буквенных обозначений аккордов;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний         и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

         Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду, который  укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеозаписями.

         Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

          Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара) и ансамблевое музицирование» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие гитар, пюпитра, подставок для ног.            В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования по классам

          Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

                                           Первый год обучения

  • Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;
  • Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений;
  • Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях;
  • Ознакомление с настройкой инструмента.

           В течение учебного  года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

           В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Произведения на аккордовую технику,  аккордовые последовательности. Рекомендуется играть аккордовые цепочки:  Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am   и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

Бах И.С. «Канон»

рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»

рус. нар. песня «Среди долины ровныя»

Дюарт Дж. «Кукушка»

Примерные исполнительские программы

1 вариант (несложный)

Каркасси М. Прелюд

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Иванова Л. «Тучка»

2 вариант

Карулли Ф. Вальс До мажор

Кюффнер И. Экосез

Козлов В. Полька «Тип-топ»

3 вариант

Каркасси М. Этюд (10)

Англ. нар. песня «Зеленые рукава»  в обр. Агафошина П.

Бранд В. Испанский танец

4 вариант

Перселл Г. Ария

П.н.т. Мазурка

Иванова Л. «Избушка в лесу»

5 вариант

 Джулиани  М.Аллегро

 Дюарт Д. «Мой менуэт»

 Линнеман  М.Послушай меня

По окончании  первого года  обучения сформированы следующие знания,  умения, навыки.  Учащийся:

- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

- умеет правильно держать инструмент;

- соблюдает постановку исполнительского аппарата;

- владеет двумя приемами звукоизвлечения  (тирандо, апояндо);

- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре  (A,  Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);

- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;

- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;

- применяет на практике натуральные флажолеты.

Второй год обучения

В качестве практики применяются:

  • работа над звуком;
  • развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций;  
  • Освоение  новых  выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка,    исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах);
  • Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений;
  • Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C     D-G-A7-D      G-C-D7-G       E-A-H7-E    A-D-E7 -A

 F-C -G7-C   G-D-A7-D     C-G-D7-G    A-E-H7 -E      D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7–Am    Em-Am-H7-Em    Dm-Gm-A7-Dm   Bm-Em-#F7-Hm

 Dm-Am-E7-Am    Am-Em-H7 -Em    Gm-Dm-A7-Dm   Em-Hm-#F7-Hm

Рекомендуемые упражнения и этюды

Во втором классе можно использовать:

«Ежедневные упражнения  для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Шилина Е.;

упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;

Несложные этюды Агуадо Д., Карулли Ф.,  Форт Д..

Рекомендуемые ансамбли

Бах И.С. «Менуэт»  

Дуранте Д. «Гальярда»

Итал. нар. песня «Санта Лючия»  

Торлакссон Э. «Гитарное буги»  

джазовые этюды  Виницкого А.

14 польских рождественских песен Виницкого  А.

Примерные исполнительские  программы

1 вариант

Джулиани М. Аллегро

Иванов – Крамской А. обр. "Утушка луговая»

Рехин И. «Грустная песенка для Лауры»

2 вариант

Каркасси М. Рондо

«Ходила младешенька», обр. Яшнева В.

Козлов В. С неба звездочка упала

3 вариант

 Милано Ф.  Канцона

Карулли Ф. Рондо

 Йорк Э. Ходьба

4 вариант

Паганини Н. Ариетта

Михайленко Н. обр. Клен ты мой опавший

Виницкий А. Маленький ковбой

5 вариант

Перселл Г.  Менуэт

Агуадо Д.  Этюд  e -moll

«Пойду ль я, выйду ль я», обр. Иванова-Крамского А.

             По окончании  второго года обучения учащийся:

- играет пьесы, различные по стилю, жанру;

- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;

- знаком с позиционной игрой;

- владеет приемом барре;

- знает основные музыкальные термины;

- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;

- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

Третий год обучения

  • Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями;
  • Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания;
  • Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций;  
  • Развитие техники барре.  

         Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.

Первый уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em,   Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,  

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,   Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,    

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,

отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A7-Dm-G7-C,      Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,       Am-G7-C-E7-Am,

двойная доминанта:   Em-#F7-H7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения Каркасси М.,

100 упражнений из «Школы игры» Джулиани М.,

этюды Паганини Н., Молино Ф., Каркасси М. и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

Вебер К. «Романс для 2-х гитар» 

 Карулли Ф.  Ляргетто из «Серенады» для 2-х гитар

«Испанский танец» обр. Лермана Д.;

Иванов – Крамской А. обр. р.н.п. «Утушка луговая»

Козлов В. «Румба»

Виницкий А. «Лирическая мелодия»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Каркасси М.  Рондо

Дюарт Д. Прелюд

Йорк Э. «Королевский вишневый пудинг»

2 вариант

Гендель Г.Сарабанда

Иванов – Крамской  А.«Я на камушке сижу»

Козлов В.  Вальс из сюиты «Трик-трак»

3 вариант

Диабелли А.  Менуэт

Леннон Дж. – Маккартн П.   «Yesterday»

Виницкий А. «Сюрприз»

4 вариант

Бах И.С. Менует

Иванов – Крамской А. «Вдоль по улице метелица идет»

Иванова Л. «Меланхолический вальс»

5 вариант

Кост Н. Баркаролла

Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. Руднева С.

Виницкий А.«Маленький влюбленный червячок из земляники»

          Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Второй уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые  последовательности, например:  

A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,

Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения из «Школы игры» Кирьянова Н., Каркасси М., Агафошина П., Пухо Э., а также современных гитаристов: Веселова А., Волкова В., Борисевича В.

этюды Тарреги Ф., Сора Ф.,  Пухоля Э., Джулиани М., Льобета М., Молино Ф., Каркасси м.  

Рекомендуемые ансамбли 

Бах И.С. «Сицилиана»

Пиппо Р. «Танец с топорами»

Карулли Ф. Вальс

Бартольди Р. Вальс

Руднев С. «Деревенская зарисовка»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Кост Н. Рондолетто

Рус. нар. песня «Сама садик я садила»,  обр.Ивановой Л.

Бартольди Р.  Романс

2 вариант

Джулиани М. Рондо Ми мажор

Цыганская нар. песня  «Сосница», обр. Александровой М.

Йорк Э. Танец паука

3 вариант

Кост Н. «Меланхолия»

Киселев О. обр. р.н.п. «Во поле береза стояла»

Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков

4 вариант

Карулли  Ф. Рондо Соль мажор

Харисов В. «Гори, гори, моя звезда»

Виницкий А. «Курьез»

5 вариант

Харисов В. Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)

Зырянов  Ю. обр. ст. анг. песни «Зеленые рукава»

Козлов В. Ноктюрн

По окончании  третьего года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;

- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды  F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;

- подбирает по слуху;

- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;

- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ    Выпускник имеет следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

     IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий  по ансамблю, аккомпанементу.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.  

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
  3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
  6. Кирьянов Н.  Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
  7. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическая литература

  1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
  2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
  3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
  4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

Нотная литература

  1. Барриос А.  Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
  2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
  3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
  4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
  5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
  6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
  7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
  8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
  9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
  10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
  11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
  12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
  13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
  14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
  15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
  16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
  17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
  18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
  19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
  20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
  21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
  22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
  23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986