Дополнительная педпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету ПО.01.УП.02. «Ансамбль (гитара)»

Якимова Людмила Александровна

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету ПО.01.УП.02 "Ансамбль" (гитара)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ansamblyu_predprof_2022.docx48.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

        

ПРОГРАММА

по учебному предмету ПО.01.УП.02.

АНСАМБЛЬ (ГИТАРА)

 

                                     

г. Нягань 2022 г.

Рассмотрена и рекомендована        «Утверждаю»                                      

к утверждению и реализации                                           Директор МАОУК ДО МО                                            

на методическим совете  МАОУК                                  г. Нягань «ДШИ»

ДО МО г. Нягань «ДШИ»                                       __________И.А.    Бережная          

Протокол от «    »_______2022г.№___                         «    »____________2022г.                        

                                                                                         

                                                                                     

                                                                                             

Разработчик  -  Якимова Людмила Александровна, заведующая отделом русских народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»,  преподаватель высшей квалификации по классу гитары.

Рецензент -  Русских Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ».

Рецензент - Бисерова Алина Нагимовна, преподаватель второй квалификационной категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»


Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка        

                                                

        - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном        процессе;

        - Срок реализации учебного предмета;

        - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

           организации на реализацию учебного предмета;

        - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

        - Цели и задачи учебного предмета;

        - Обоснование структуры программы учебного предмета;

        - Методы обучения;

        - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

               

  1.       Содержание учебного предмета 

          

        - Тематический план и содержание учебного предмета; 

          - Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок         

                        

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

        - Критерии оценки;

        - Контрольные требования на разных этапах обучения;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса        

                

        - Методические рекомендации;

            -Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы        

        - Перечень основных репертуарных сборников;

            - Методическая литература.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

        Программа учебного предмета «Ансамбль (гитара)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

        В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования -  ансамблю.  Ансамбль, как одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта, позволяет приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

        Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Программа ставит своей целью приобщение детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства.

         В школьной практике могут создаваться как ансамбли, состоящие из однородных инструментов  - только гитар, смешанные ансамбли, а также ансамбли, в которые объединяются учащиеся разных инструментальных отделов. Инструментальный состав и количество участников в ансамбле может варьироваться. Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

 

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (гитара)»

       Срок реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 - 9  лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5 - 6 лет).

3.Объем учебного времени

       

            Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:

Срок обучения –  8 - 9  лет

Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю

Срок обучения – 5 - 6 лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс - 1 час в неделю.

   Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

                                                                                 

                   Таблица 1        

Срок обучения – 8 (9) лет

Класс

с 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

99

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

33

Консультации (часов в год)

8

2

Таблица 2        

Срок обучения – 5 (6) лет

Класс

с 2 по 5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

99

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

33

Консультации (часов в год)

6

2

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

          Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). В связи  с неблагоприятной  сложившейся эпидемиологической обстановкой  в городе, форма обучения может проходить в дистанционном формате.  Такие занятия проводятся с использованием видео-звонков приложений WhatsApp, Skype, Zoom и др.     Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль (гитара)»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

обучающие:

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

- развитие чувства ансамбля - чувства партнерства при игре в ансамбле, артистизма и музыкальности;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- формирование знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области музыкального искусства;

- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника ансамбля.

развивающие:

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и опыта публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- воспитание у учащихся интереса к занятиям музыкой;

- решение коммуникативных задач – совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга

- формирование образного мышления и эмоционального восприятия музыки;

- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

 воспитательные:

- формирование таких качеств, как дисциплина, ответственность, аккуратность, самостоятельность.

- умение планировать свою домашнюю работу и давать объективную оценку своему труду;

- воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- понимание причин успеха /неуспеха собственной учебной деятельности;

- формирование личности юного музыканта, активное участие в различных концертах, конкурсах, фестивалях.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль (гитара)» 

          Обоснованием структуры программы являются  ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

          Программа содержит следующие разделы:

- распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса;

- список рекомендуемой нотной и методической литературы.

          В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

        Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль (гитара)» зависит от:

• возраста учащихся;

• их индивидуальных способностей;

• от состава ансамбля;

• от количества участников ансамбля.

       Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

          Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль (гитара)»

   Школа обеспечивает материально-технические условия реализации программы учебного предмета «Ансамбль (гитара)» для достижения учащимися результатов, установленных в соответствии с ФГТ при соответствующем финансировании.

  Школа обеспечивает соответствие учебных помещений санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. При соответствующем финансировании соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

  Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль (гитара)» в школе имеются следующие материально-технические условия:

-  учебные аудитории для коллективных занятий, площадью не менее 12 кв. метров; - инструменты, соответствующие размером, росту ученика;

-  подставки под ногу, пульты, стулья, стол;

 Преподаватель по гитаре своевременно настраивает инструменты, и меняет струны на инструментах по мере необходимости.

- библиотека;

- фонотека;

-технические средства обучения (магнитолы, метрономы, видеокамера, фотоаппараты, мультимедийное и проекционное оборудование);

При реализации дистанционного обучения предусматривается наличие соответствующего технического оборудования у преподавателя и обучающегося,   которое позволяет совершать видеосвязь через интернет.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже - квартеты, квинтеты и т. д.

   Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (гитар), так и из различных инструментов, куда могут входить домра, балалайка, скрипка и флейта. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

 

Первый год обучения

(2-й класс 5 - 6-летнего обучения, 4-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

          Получение первоначальных навыков ансамблевой игры:

- представление о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- подбор единой удобной аппликатуры в исполняемых партиях;

- достижение согласованного ансамблевого звучания с концертмейстером;

- ознакомление с принципами аранжировок, ритмического заполнения, мелодии, противосложения (подголосков).

       В течение учебного года необходимо выучить 4-5 несложных пьеc,  различных по характеру и жанрам.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Г.Ф.Гендель «Ария»

 И.Кюффнер «Вальс»

М.Джулиани  Лендлер

Де Калл Л. Менуэт

А. Виницкий «Дождик»

Е.Поплянова «Колыбельная луны»

Польский народный танец «Мазурка» обр. для 2-х гитар О.Зубченко  

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Второй год обучения

(3-й класс 5-6 -летнего обучения, 5-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- расширение музыкального кругозора учащихся, прослушивание заданных произведений в исполнении профессионального ансамбля и анализ роли каждой партии в музыкальном тексте;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля с подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- изучение аккордов в разных позициях (трезвучия, септаккорды, аккорды с добавленной секстой).

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.

Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах.

       В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Ф. Карулли  Ляргетто из «Серенады» для 2-х гитар

Н. Кост Вальс До мажор

К.М.Вебер «Романс для 2-х гитар»

А.Виницкий «В цирке»

В.Козлов «Баркарола для принцессы»

Е.Поплянова «Наиграл сверчок»

А.Рамирес «Странники»

Ожидаемые результаты:

В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы на зачёте или на концерте.

Третий год обучения

(4-й класс 5-6 -летнего обучения, 6-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- развивать уверенное владение музыкальным инструментом, иметь чёткое знание своей партии;

- умение чтения нот партитуры и знание других партий для уверенного понимания и исполнения произведения;

- достижение единых темповых, динамических, кульминационных решений;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- понятие о роли тембра в создании художественного образа;

- творческое взаимодействие с концертмейстером;

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.

       Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах. Развитие навыков чтения нот с листа Развитие инициативы, настойчивости, сценической выносливости и самообладания.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Л.де Калль «Лёгкий дуэт»

Ф. Карулли Шесть дуетов (оп. №120)

Р. Бартолли Вальс

Д.Семензато  Шоро

Э.Григ  Вальс (пер. Н. Ивановой-Крамской)

А. Иванов – Крамской обр. р.н.п.  «Утушка луговая»

Е.Поплянова «Счастливые башмачки»

 

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы  на зачёте или на концерте.

Четвертый год обучения

(5-й класс 5-6 -летнего обучения, 7-й класс 8-9 -летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- воспитание взаимопонимания между участниками ансамбля, создание доброжелательной рабочей обстановки, осознание роли каждого исполнителя и значимость своей музыкальной партии;

- понятие о синхронности исполнения, роли каждой партии в ансамбле, взаимосвязи голосов, распределении их функций;

- умение слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля и подчинение своего голоса общим задачам музыкального произведения;

- достижение интонационной чистоты исполнения (мелодической и гармонической), ритмической дисциплины и единства штрихов;

- творческое взаимодействие с концертмейстером;

- приобрести навыки репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля:

- изучение аккордов в разных позициях, транспонирование.

        Разучивание несложных пьес, различных по характеру и форме. Исполнение гамм в едином штриховом и ритмическом вариантах. Развитие навыков чтения нот с листа Развитие инициативы, настойчивости, сценической выносливости и самообладания.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

Р. Пиппо Танец с топорами

А. Дворжак Славянский танец

С. Руднев Ой, то не вечер

В.Гомес «Романс»

В.Козлов «Танго»

А. Торлаксон Буги - Вуги

Ожидаемые результаты:

       В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы  на зачёте или на концерте.

Пятый год обучения

(6 класс 5 -6 летнего обучения, 8-й класс 8-9 - летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- сотворчество и поиск единых темповых, штриховых, аппликатурных и динамических решений в подчинении единой драматургии произведения;

- развитие сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат полученные навыки игры в ансамбле;

- развитие самостоятельности и инициативы при разучивании нового музыкального материала;

- воспитание осмысленного отношения к исполнению своей партии как части целого и понимания ее роли на каждом этапе раскрытия музыкального содержания;

- умение подчинить свой голос общим задачам музыкального произведения;

- знание правила интонирования по горизонтали вертикали;

- изучение разнохарактерных пьес, развитие музыкально-образных представлений.

       В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

И. С. Бах Менуэт

Л. Брауэр  Сюита «Крестьянские песни»

Х. Пернамбуко Бразильский танец

Н. Кошкин «Кембрижская сюита»

Э. Йорк Senzen – in

М. Де Фалья Испанский танец

        В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы  на зачёте или на концерте.

Шестой год обучения

(9-й класс 8-9 - летнего обучения)

Задачи курса:

Приобретение навыков ансамблевой игры:

- развитие творчества и поиска собственной исполнительской концепции произведений;

- развитие сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат полученные навыки игры в ансамбле;

- воспитание осмысленного отношения к исполнению своей партии как части целого и понимания ее роли на каждом этапе раскрытия музыкального содержания;

- работа над общим темпом;

- умение подчинить свой голос общим задачам музыкального произведения;

- изучение разнохарактерных пьес, развитие музыкально-образных представлений;

- воспитание ответственности за своё выступление, умение брать инициативу исполнения в случае неуверенной игры участника ансамбля;

- воспитание навыков исполнительского творчества в ансамбле.

        В течение учебного года необходимо выучить 4-5 пьесы разного характера; 2-4 пьесы для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта гитар:

С.Л. Вейс Сюита №16

Дж. Доуленд Павана

С.Абреу «Тико-тико»

М.Ганжи Итальянская сюита

П.Белинатти Джонго

Е. Джизмонди Вино и вода

           В конце учебного года учащиеся должны исполнить 2 разнохарактерные пьесы  на зачёте или на концерте.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

         Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса к музыкальному искусству в целом и к ансамблевому исполнительству в частности;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- владение на уровне требований программы навыками игры в ансамбле и грамотное, выразительное, технически свободное исполнение музыкальных произведений основных жанровых и стилистических направлений;

- знание основного ансамблевого репертуара из произведений отечественных и зарубежных композиторов, богатого наследия народных мелодий, способствующего формированию способности к коллективному исполнительству;

- умение анализировать исполняемые музыкальные произведения, применяя теоретические знания в исполнительской практике, знание наиболее употребляемых музыкальных терминов;

- знание имен выдающихся композиторов и музыкантов, ансамблевых коллективов;

- наличие навыков концертно-репетиционной работы в качестве участника музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

  Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем выставления оценок по 10-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

  Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявления отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Основными формами промежуточной аттестации являются:

- контрольные уроки в конце первого полугодия;

- зачет в конце учебного года.

  Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

   При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темпы развития ученика. Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачете.

   Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, книгах зачетов, сводной ведомости учащихся.

  Оценки выставляются по окончании каждого полугодия и учебного года. При выставлении оценки учитываются результаты текущего контроля, а также оценки, полученные за контрольные уроки, проходившие в данной четверти.

   При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценки за полугодие;

- оценка годовой работы ученика;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

   По завершении изучения полного курса учебного предмета аттестация проводится в форме зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

Данные виды контроля, осуществляются как  при индивидуальном обучении, так и при дистанционном, посредством видеосвязи, видеозаписи изучаемых произведений обучающимся.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Ансамбль (гитара)»:

- умение выразительно, технически свободно исполнять музыкальные произведения в ансамбле, создавать яркий художественный образ при исполнении;

- уровень освоения учащимся материала, предусмотренного программой;

- умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- владение исполнительской культурой (чувство формы, точность артикуляции, звуковая палитра, выразительная динамика, выразительность интонирования, культура звукоизвлечения);

- техническое мастерство;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.

- сценическая культура исполнения;

- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;

- стабильность исполнения.

Качественные характеристики, которые закладываются в оценку:

Оценка 5 («отлично») – технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. В интерпретации наблюдаются стилистическая культура и культура исполнения;

- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;

- стабильность исполнения.

Оценка 4 («хорошо») ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также заинтересованным отношением к исполнению. Оценка может быть поставлена и за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также при наличии погрешностей стилистического характера или метроритмической неустойчивости. Присутствует чувство ансамбля, однако возможны моменты неслаженного совместного исполнения.

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится за  формальное, невыразительное, безынициативное исполнение. Программа выучена удовлетворительно, однако игра сбивчивая, имеются технические погрешности. Темп не соответствует авторскому. Программа заниженной сложности. Отсутствует чувство ансамбля, неоднократно встречаются моменты неслаженного совместного исполнения.

Оценка 2 («не удовлетворительно») ставится в случае существенной недоученности программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного исполнения, на крайне низком техническом  и художественном уровне, а также в случае отказа выступать по причине невыученности программы. Учащиеся не могут исполнить произведения наизусть. Отсутствует чувство ансамбля, неоднократно встречаются моменты неслаженного совместного исполнения. Данный комплекс недостатков в исполнении может быть связан с отсутствием домашних занятий, а также плохой посещаемостью аудиторных занятий.

Оценка со знаком «плюс» или «минус» основывается на вышеперечисленных качественных характеристиках и дает возможность дифференциации оценки, свидетельствующей о большей или меньшей степени качества исполнения.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации:

  В отличие от другого вида коллективного музицирования – оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий и выполняет свою функциональную роль. Важнейшими задачами руководителя класса ансамбля являются формирование навыков коллективной игры: работе над чистой интонацией (мелодической и гармонической), ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов. Необходимо работать над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывать перед учащимися их целесообразность.

  Возможно частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях их трех и более человек рекомендуется проводить репетиции по два человека, умело сочетать и чередовать состав.

   Формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов, при определенных условиях возможно участие в одном ансамбле учеников разных классов. В подобном случае необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

   В начале каждого полугодия составляется план работы класса ансамбля с учётом контингента учеников, их продвинутости. В течение года руководитель должен подготовить с коллективом 4-5 разнохарактерных пьес включая народные мелодии. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

   На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своей партии в исполняемом в ансамбле произведении. Участник ансамбля, слушая свою партию и партии других участников, должен различать в общем звучании их функции - в этом и заключается специфическая трудность игры в ансамбле, требующая от каждого его участника смены привычных представлений о силе и тембре звучания.

   Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. Чтобы добиться динамического равновесия голосов при плотной фактуре, прежде всего, необходимо выявить основное и приглушить второстепенное. При прозрачной фактуре изложения добиться динамического равновесия голосов намного легче. В процессе работы над звуком необходимо учитывать функции различных партий и тесситуру, в которой они звучат. Взаимосвязь динамических оттенков всех партий очевидна. Согласованность в применении нюансировки является обязательным условием совместной игры.

   Важнейшим условием для запоминания ансамблевых партий является развитая память: слуховая, зрительная, моторная. Слуховая память - основная - помогает запомнить партии через звуковой образ. На основе зрительной памяти фиксируется, соответственно, зрительный образ, поэтому на начальном этапе полезно играть по нотам, так как запоминается сам нотный текст и даже его расположение на нотном листе. Моторная (осязательная) память основывается на ощущении прикосновения. Суть моторной памяти - в автоматизме движений. Чувство направления способствует запоминанию не отдельных звуков, а всей звуковой цепочки. Поэтому необходимо приучать участников ансамбля не смотреть на играющие пальцы, так как это мешает развитию мышечной памяти.

   Игра в ансамбле способствует развитию всего комплекса профессиональных музыкально-исполнительских способностей учащихся. Развитие этих способностей происходит в различных видах музыкальной деятельности – слушании музыки, изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особенно эффективно, когда учащийся собственноручно оперирует материалом. Разрешение поставленных задач происходит в процессе исполнения учащимися таких специфических видов деятельности:

-  ознакомление с партиями партнёров во время самостоятельной работы, что способствует процессам концентрации и разделения внимания, активизации музыкальной памяти, составляет основу музыкально-слуховых представлений и формирует навыки слухового контроля и свободной ориентации в нотном тексте;

– использование технических средств обучения (игра под фонограмму без партнёра), что активизирует исполнительское внимание и музыкальную память партнёров, способствует формированию навыков слухового контроля учащихся;

– прогнозирование возможных недостатков в исполнении партнёра в конкретных эпизодах партитуры, что способствует развитию внимания, памяти и интуиции, стимулирует способность к музыкально-слуховым представлениям и способствует формированию навыков слухового контроля и свободной ориентации в нотном тексте;

– психофизиологический тренинг, который активизирует внимание и память учащихся, развивает их чувство метроритма и способность к музыкально-слуховым представлениям, формирует навыки игры в ансамбле (единство метроритма и соответствие эмоциональных состояний партнёров);

– моделирование и регуляция эмоциональных состояний партнёров, что оказывает влияние на развитие артистизма, эмпатии учащихся и формирует навыки игры в ансамбле;

– доведение исполнения до уровня окончательного технического совершенства и публичное исполнение музыкальных произведений, как результат практической деятельности учащихся, которое активизирует все компоненты ансамблевого мастерства.

   Все перечисленные виды учебной деятельности способствуют формированию специфических ансамблевых навыков и одновременно направлены на развитие необходимых для этого свойств личности, способностей и знаний.

   При выборе репертуара для различных по составу ансамблей преподаватель должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Выбранный репертуар для ансамбля должен соответствовать уровню учащегося.

  Репертуар ансамбля определён уже его составом и включает в себя обработки эстрадных песен, детские, народные песни, различные переложения классических произведений для гитары и др. Такой репертуар не входит в противоречие со спецификой звучания ансамбля, его музыкальный материал ярок, разнообразен и в то же время доступен для понимания учащихся, соответствует их исполнительским возможностям. Репертуар является одним из главных факторов создания и работы ансамбля. Он должен быть содержательным, разнообразным, обогащающим художественный вкус, а по техническим требованиям не превышал -  бы предельных возможностей участников. Иначе воспроизведение партий будет отвлекать учащихся от выполнения художественных задач. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений.

   В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:

  Для успешного исполнения ансамблевых произведений особое значение имеет правильная организация домашних занятий. Так как результаты совместного труда взаимосвязаны с качеством выученной дома партии, в руководящую роль педагога входит контроль и организация продуктивной самостоятельной работы ученика. На первых порах обучения самостоятельные занятия проводятся под руководством педагога, который дает общие и принципиальные указания.

  Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

  В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

6.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ

1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987. 2. Ансамбли шестиструнных гитар» вып. 2, сост. В. Колосов, - М., «Престо», 1999.

3. Виницкий А. Детский джазовый альбом» вып. 2. – М., «Престо», 2001.

5. Дуэты для шестиструнных гитар, сост. Е. Хоржевская, А. Лазаревич. - Л., «Музыка», 1976.

6. Иванников П. Ансамбли шестиструнных гитар. – М., 1995.

7. Иванова Л. Ансамбли для гитары. – М., 1997.

8. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986.

9. Ионкина О..Ионкин А. Сборники ансамблей «Струнная радуга» 1, 2. – М., 2005.

10. Калинин В. Ансамбли шестиструнных гитар - Новосибирск, 2002

11. Калинин В. Юный гитарист. - М., «Музыка», 1997.

12. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986.

13. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, ч.ч. I,II,III,IV– М., «Тоника» 1991.

14. Классические произведения для ансамблей шестиструнных гитар, вып. 1, сост. В. Славский. – Киев, «Муз. Украина», 1978.

15. Классические произведения для ансамблей шестиструнных гитар, вып. 2, сост. В. Славский. – Киев, «Муз. Украина», 1978.

16. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987.

17. Лёгкие пьесы, сост. А. Комаров. - М., 1974.

18. Музыкальная копилка, детские песенник, сост. М. Беленькая, С. Ильинская. - СПб, 1999.

19. Музыкальный альманах «Гитара», вып. I, II. - М. 1986, 1990.

20. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, сост. Гитман А. – М., «Престо», 1997.

21. От соло до квартета. Пьесы для домры в ансамбле, сост. А. Потапова. - СПб, 2005.

22. Произведения зарубежных композиторов для домры и шестиструнной гитары,

переел. И. Пермякова. – Л., 1986.

23. Произведения советских композиторов, вып.1, сост. С. Кузнецова. - М., 1985.

24. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1977.

25. Пьесы, вып.4, сост. Н. Шёлкова. - Л., 1985

26. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1992.

27. Старинные вальсы, сост. С. Фурмин. - М., 1982.

28. Торлаксон Э. Первые гитарные уроки – сайт Исландской гитарной школы

29. Хрестоматия гитариста (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано), вып.1, вып.2 – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.

30. Хрестоматия для домры и фортепиано, сост. Л. Быстрицкая. – СПб, 2005.

31. Хрестоматия домриста 1-3 класс, сост. В. Евдокимов. - М., 1989.

32. Хрестоматия домриста 4-5 класс, сост. В. Евдокимов. - М., 1986.

33. Хрестоматия домриста, 1-2 курсы музыкальных училищ, сост. А. Александров. - М., 1974.

34. Хрестоматия домриста, 1-2 курсы музыкальных училищ, сост. В. Чунин. - М., 1985.

35. Хрестоматия домриста, 1-3 классы ДМШ, сост. В. Евдокимов. - М., 1985.

36. Хрестоматия домриста, 1-5 классы ДМШ, упражнения и гаммы, сост. В. Чунин. - М., 1989.

37. Хрестоматия домриста, 4-5 классы ДМШ, сост. В. Евдокимов. - М., 1984.

38. Хрестоматия домриста, сост. В. Чунин. - М., 1985.

39. Хрестоматия. Гитара, ч. 2. – М., «Кифара», 2006.

40. Чайкин Н. «2 камерные сюиты». - М., 1983.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

3. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

4. Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2003.

5. Вопросы музыкальной педагогики составитель В. Игонин, М. Говорушко. – М., «Музыка», 1985.

6. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

7. Герцман Е. В. Античная музыкальная педагогика. – СПб, 1996.

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2005.

9. Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004.

10. Казанская В. Г. Педагогическая психология. – СПб, 2003.

11. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

12. Корыхалова Н. Играем гаммы. – СПб, «Композитор», 2005.

13. Ляховицкая С. Опыт воспитательной работы с коллективом учащихся. – Л., «Гос. Муз. изд.», 1959.

14. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки. – М., 1991.

15. Министерство культуры РСФСР Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры «Аппликатура начального этапа обучения

домриста». – М., 1988.

16. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М., 2003.

17. О методике выучивания музыкального произведения наизусть, составитель Воскресенский А.А. – М., 1985.

18. О работе над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ и ДШИ, составитель Мирская Б.А. – М., 1985.

19. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – СПб, 2007.

20. Ражников В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении Теория музыкального образования. – М., 2003.

21. Ройтерштейн Л.А. Основы музыкального анализа. – М., 1998.

22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 2002.

23. Сигал Л. Воспитание волевых качеств в классе по специальности. – Л., «Гос. Муз. изд.», 1959.

24. Смирнова М. В. Сопоставляя интерпретации. – СПб, 2003.

25. Суслова Н. В., Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности. – М., 2000.

26. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М., 1964.

27. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. – М., 1999.

28. Цыпин Г. М. Музыкально – исполнительское искусство: теория

практика. – М., 2001.

29. Шатковский Г.И. Сочинение и импровизация мелодий. – Омск, 1991.

30. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

31. Яблоков М. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары, 2 тома. – М., 1998.