Педагогический проект "Взаимодействие педагога и родителей "Мы вместе!"

Якимова Людмила Александровна

Педагогический проект "Взаимодействие педагога и родителей "Мы вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx41.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 3

Педагогический проект «Взаимодействие педагога и родителей

«Мы вместе!»

        Выполнил:

Якимова Людмила Александровна

преподаватель

МАОУК ДО  г. Нягань «ДШИ»

                                                 

Пояснительная записка

Работая педагогом дополнительного образования, обучая детей игре на гитаре, убеждена, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной     к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Семья и музыкальная школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании  друг  с другом  они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Семья – это первая и наиболее важная ступенька на пути ребенка в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировосприятия, морали, эстетических вкусов. Как показывают исследования, проводящиеся в нашей стране и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей                        и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

К сожалению, сегодня  потенциальные возможности  семьи  резко снизились. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах школьной педагогики и психологии.   К тому же во многих семьях наблюдается низкий музыкально – эстетический уровень культуры родителей, отсутствие понимания того, насколько огромно       и значительно влияние музыки на общее формирование духовного мира человека.

Острота  данной ситуации усугубляется еще тем, что родители зачастую самоустраняются от решения вопросов личностного развития ребенка, в семьях нарушены взаимоотношения между родителями и детьми. Записавшись                 в музыкальную школу, родители перекладывают всю ответственность за обучение на плечи педагогов.

Для разрешения проблемной ситуации мною был разработан проект по взаимодействию педагога и родителей «Мы вместе!».  В ходе подготовки              и реализации проекта определилась цель взаимодействия с родителями: оптимизировать процесс обучения и воспитания учащихся с помощью активного включения родителей в образовательный  процесс.

Содержание мероприятия включило в себя просвещение родителей                 в вопросах педагогики и психологии через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций; организация совместного досуга педагога,  детей и родителей через мероприятия интеллектуального, концертно – просветительского, спортивного и пр. характера.

Жанр мероприятия – совместный проект преподавателя, родителей и детей,    в ходе реализации  которого у педагога появилась возможность узнать больше       о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми                                и родителями, раскрыть творческий потенциал детей.

В качестве правовых основ организации данного мероприятия выступают нормативно – правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношения семьи                          и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания обучающихся, а также в вопросах развития системы сотрудничества  педагога и родителей.

Алгоритм включения родителей в проект осуществляется через следующие этапы: диагностику (изучение семьи и условий семейного воспитания), психолого – педагогическое просвещение родителей (памятки, лекции и т. д.), совместную деятельность педагога, родителей и детей.

Инструментарием включения родителей в проект «Мы вместе!» явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей через активное участие и приобщение к совместной деятельности;   в  образовательном процессе  через индивидуальные, групповые и коллективные  консультации, родительские собрания. Родители  выступают не только как наблюдатели, но и как активные участники.

В процессе совместной деятельности педагога и родителей особую значимость приобретает наличие обратной связи, т.е. регулярное изучение мнения родителей в виде устных опросов в ходе реализации проекта и анкетирования. Удовлетворенность родителей выразилась в благоприятных отзывах о проекте                 и пожеланиях о дальнейшем участии в мероприятиях, направленных на взаимодействие семьи и школы в целях развития детей.

Психолого – педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми выступили теоретические основы организации и управления педагогическим  взаимодействием участников образовательного процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а  также организация эффективного взаимодействия с родителями на основе личностного подхода,         с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при соблюдении принципов профессиональной этики.

В процессе полученного опыта организации взаимодействия с родителями     в рамках реализации проекта были разработаны инструменты самодиагностики педагога, представляющие собой анализ результатов совместной деятельности родителей, учащихся и преподавателя. В ходе реализации проекта укрепилась взаимосвязь «педагог – родители – дети». Между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителей  значимости своего участия в музыкально – эстетическом развитии ребенка, повышение  их психолого – педагогической культуры. В результатах учебной, концертной и конкурсной деятельности учащихся отмечается положительная динамика. Преподавателем был приобретен ценный положительный опыт по взаимодействию с родителями.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: оптимизировать процесс обучения и воспитания учащихся       с помощью активного включения родителей в образовательный процесс.

В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

  •  Изучение семьи  с помощью традиционных методов диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования;
  •  Психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
  •  Привлечение родителей к образовательному процессу  с целью достижения  положительной динамики в результатах учебной, концертной  и конкурсной деятельности учащихся;
  •  Организация мероприятий, направленных на совместное проведение досуга детей и родителей.

Основное содержание проекта

Индивидуальное обучение создает хорошие предпосылки для работы                     с семьей. Как правило, в классе 15 – 20 учеников разных возрастов из разных семей, разных по социальному статусу, культурному уровню, запросам, потребностям, ценностным ориентациям. Педагог должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешено и продуманно подбирать методы и формы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями, установить партнерские отношения для достижения позитивных результатов в совместной деятельности.  

Для реализации и достижения поставленной цели в процессе подготовки проекта «Мы вместе!» были определены основные формы совместной работы       с родителями.

  1. Изучение семьи

Поскольку взаимодействие семьи и образовательного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.              В последние годы  внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук заметно усилилось. Однако возможности в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Изучение семьи, как эффективная форма индивидуальной работы педагога               с родителями, осуществляется  через посещение семьи и  традиционных методов диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. В беседе с родителями педагог  узнает о  характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе.  Анкетирование (письменный опрос) и тестирование -  позволяют выявить параметры творческого потенциала ребенка, оценку участия родителей в его раскрытии, составление психологической характеристики ребенка и др.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому  мною намечены основные  направления работы, своеобразный план.  (См. Приложение).

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Одно из направлений по взаимодействию  педагога с родителями  - психолого – педагогическое просвещение. Оно вооружает  необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, раскрывает родителям индивидуальные особенности ребенка,  механизмы его поведения, закономерности развития психики, правила семейного воспитания и др. Способствует установлению контактов между родителями и детьми, семьей           и школой.

Психолого – педагогическое просвещение  родителей осуществляется мною через индивидуальные, групповые и коллективные консультации.  

Индивидуальные консультации, как одна из важнейших форм взаимодействия педагога с родителями  позволяют преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед,                                 в неофициальной обстановке  выясняются необходимые для профессиональной работы педагога сведения: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения                   и т.д.

Групповые консультации, как форма организованного ознакомления                      с задачами, содержанием и методами воспитания, обычно проводятся                     с родителями детей одного возраста,  с родителями, имеющими одинаковые проблемы, или наоборот,  успехи в воспитании. Групповые консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему то - научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в музыкальной школе они могут получить поддержку         и совет.

Коллективные консультации  -  не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.  Коллективные консультации обычно проводятся на родительских собраниях два раза в год, а может и чаще, по мере необходимости.  Помимо подведения итогов успеваемости учащихся,  собрание всегда имеет конкретную, актуальную и интересную тему, например «Проблема мотивации к учебе у  учащихся по классу гитары»,  «Плохая память ребенка. Как ее развить?»,  «Талантливый ребенок в семье».

Родительские собрания я стараюсь не превращать в место «проработки»                   и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Обсуждение успеваемости учеников не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Чтобы обогатить родителей психолого – педагогическими знаниями, организовываю  встречи с психологом, педагогами смежных дисциплин.  Прошу поделиться положительным опытом семейного воспитания родителей, чьи ученики успешны в учебе, коммуникабельны               и  сориентированы на учебу.

Считаю главным во встречах с родителями – уважительный тон в общении, понимании сторон, доброжелательная атмосфера, способствующая доверию педагогу и взаимодействию с ним.

  1. Привлечение родителей к образовательному процессу

«Хорошие родители для ребенка – важнее хороших педагогов»,  отмечал       в одном из своих исследований  выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз. Действительно, старания даже самых лучших педагогов бывают бесплодны, если родители обучаемого ребенка равнодушны к музыке. А ведь именно мамы            и папы, как наиболее близкие люди, могут «заразить» ребенка любовью к этому виду искусства, пробудить интерес, посещая концерты, слушая музыку дома, музицируя. Очень важна личная заинтересованность родителей в музыкальном образовании детей.

Многие родители считают, что музыкальные задатки ребенка, если они есть, разовьются сами собой. Психологи доказали, что это не так. Нужно создать среду, благоприятную для развития музыкального таланта ребенка. Очень важно, чтобы дети в процессе овладения музыкальными навыками не оставались наедине со встретившимися трудностями. Мама, папа, дедушки и бабушки, если они любят музыку, могут стать незаменимыми помощниками в ежедневном обучении, даже если они не учились музыке сами и не умеют играть на инструменте.

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. Программа рассчитана на 5 – 8 лет напряженной, творческой деятельности. И только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий педагога  с ними, может быть достигнута цель духовного - нравственного развития ребенка, создания единого воспитательного и образовательного пространства не только для ученика, но и культурного просвещения родителей.

Для достижения позитивных результатов в совместной деятельности                  с родителями, с целью приобретения положительной динамики в результатах учебной, концертной и конкурсной деятельности детей, я в своей педагогической деятельности активно применяю индивидуальное консультирование. Оно оказывает помощь родителям по методическим вопросам: в освоении образовательной программы, способах работы с ребенком, коррекции посадки       и постановки рук при игре на инструменте, рекомендации по  организации домашних заданий, информацию о новых нотных изданиях и т.д. Методические консультации осуществляются в индивидуальной беседе, на родительских собраниях, а также во время посещения уроков по специальности. С целью закрепления знаний,  полученных от педагога, создаю родителям  памятку, содержащую в себе методические рекомендации. (См. Приложение)

4. Организация мероприятий,

направленных на  совместное проведение досуга детей и родителей

Досуговые формы организации общения  призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения,      в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению, у меня была цель разнообразить досуговые мероприятия.  Помимо совместных встреч на отчетных концертах класса, родительских собраниях, мы регулярно посещаем филармонические концерты. Лекции музыковеда Марины Принц и блестящие выступления приезжих музыкантов высокого уровня, всегда оставляют неизгладимое впечатление у детей и родителей.  Филармонические концерты представляют собой   уникальный и  в то же время доступный  проект в нашем городе. Они  позволяют  родителям и детям  познакомиться с музыкой разных эпох и стилей, композиторами и различными инструментами, расширяя их кругозор, развивая музыкально – эстетическое направление.

Также совместную деятельность детей и взрослых я провожу   через организацию разнообразных выставок творческих работ.  Ежегодно  мною  организовываются  выставки поделок, приготовленных совместными усилиями мам, детей и педагога. Такие выставки обычно приурочены к знаменательным датам: к Международному Дню 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню учителя. Совместное творчество раскрывает потенциал родителей и детей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности, обогащает семейный досуг  родителей и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Доброй традицией  моего класса стало проведение совместного отдыха на природе. Ежегодно  родители вместе с детьми и со мной принимают участие во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России». Эта одна из наиболее активных форм совместного отдыха, где осуществляется общение                            с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Совместное участие педагога, детей и родителей дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Ресурсы

Временные ресурсы: данный проект, основанный на практическом опыте, реализовывается в течение  данного аттестационного периода. В проекте принимают участие ученики моего класса (1-8 кл.) и их родители.

Информационные ресурсы: интернет – ресурсы, словари и энциклопедии, литература эстетического,  методического, психолого – педагогического направления и иная информация, необходимая для успешной реализации проекта.

Человеческие ресурсы: в данном проекте принимают участие педагог, учащиеся класса и их родители, которые работают в едином направлении.

Организационные ресурсы: проект реализуется в условиях работы ДШИ.

Материально – технические ресурсы: для реализации проекта необходимы класс для индивидуальных занятий с учениками, групповых консультаций             с родителями, концертный зал ДШИ как место проведения концертов учащихся класса и  коллективных  консультаций с родителями.

Партнеры: в реализации данного проекта партнерами выступают родители – единомышленники учащихся класса.

Целевая аудитория: целевая аудитория, на которую ориентирован проект, являются ученики класса Якимовой Л.А. и их родители.

План реализации проекта

План реализации проекта находится в соответствии с планом работы ДШИ                и реализовывается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе педагога в течение аттестационного периода (2018 -2023гг.).  В ходе реализации проекта преподавателем регулярно проводилась диагностика удовлетворенности родителей в виде устных опросов, с этой же целью было проведено анкетирование родителей по итогам реализации проекта.

В процессе рефлексии полученного опыта организации взаимодействия              с родителями в рамках реализации проекта был проведен анализ результатов совместной деятельности родителей, учащихся и преподавателя.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

В результате реализации проекта укрепилась взаимосвязь «педагог – родители – дети»; увеличилось число родителей, принимающих участие                 в различных мероприятиях, занимающих активную позицию в воспитании             и развитии ребенка; повысилась компетентность родителей  в методических вопросах и психолого – педагогических знаниях; повысился уровень доверия родителей к педагогу;  установились теплые и доверительные отношения родителей и детей. В процессе реализации проекта у учащихся класса повысились результаты в учебной, концертной и конкурсной деятельности.

Так как проект воплощается на практике в течение нескольких лет                           и становятся очевидны его положительные результаты, педагог приобретает положительный опыт по взаимодействию с родителями и стимул к дальнейшему сотрудничеству  с семьями своих учеников.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В числе перспектив  дальнейшего развития проекта видится создание новых проектов с участием родителей в учебной и внеурочной деятельности обучающихся с целью развития системы взаимоотношений образовательной организации и семьи.

                                 

Преподаватель по классу гитары

МАОУК ДО  г. Нягань «ДШИ»                                                        Л. А. Якимова

Приложение

Примерный план по изучению семьи

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

-  дружелюбный тон общения друг к другу;

- изменчивый, противоречивый характер отношений;

- своеобразная автономность каждого члена в семье.

3.  Цель дополнительного образования ребёнка.

4. Степень осознания родителями влияния музыки  на формирование духовного мира  ребенка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.

6.Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;

- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;

- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.

8. Организация современных форм деятельности в семье:

- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;

- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;

- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дополнительному образовательному  учреждению:

- высоко оценивают образовательные возможности ДШИ и готовы сотрудничать;

- настороженно и недоверчиво относятся к ДШИ, не видят необходимости сотрудничества;

- перекладывают все воспитательные функции на ДШИ, к сотрудничеству не готовы;

- безразлично относятся к ДШИ, к воспитанию собственного ребёнка.

Методические рекомендации родителям

по организации домашних занятий

1. Родители должны  организовать для своего ребенка благоприятные условия для самостоятельной домашней работы.   Это значит, что при обучении  игре на гитаре должен быть подготовлен обычный жесткий или полумягкий стул, только не излишне мягкий и не пружинный. Перед стулом необходимо установить подставку  для нот - пюпитр. Вместо нее может подойти не слишком высокий стол. Тетради и ноты, находящиеся  перед учеником, должны быть хорошо освещены. На время музыкальных занятий необходимо поддерживать                     в помещении тишину и устранить какие-либо отвлекающие факторы  – включенный телевизор, компьютер, радио, продолжительные разговоры по телефону.  Перед началом занятий комнату необходимо проветрить.

2. Нельзя  во время занятий сидеть, развалившись в кресле или на диване. Не рекомендуется класть ноты  рядом на диван, из-за чего голову приходится держать повернутой на 90 градусов в сторону.  Это приводит к быстрой утомляемости, к потере правильной постановки рук и инструмента, к  стремлению поскорее закончить занятие.

3. Музыкальные занятия должны быть ежедневными (по возможности)             и приблизительно одинаковыми по продолжительности. Так ученику 5-6 лет  достаточно 15 минут в день, 6-8 лет - 20-35 минут в день, а продолжительность занятий учащихся среднего и старшего школьного возраста может достигать 1-3 часов. В старших классах длительность занятий и уровень сложности программы  зависят от будущей профессиональной ориентации. Менее продолжительное по времени, но сосредоточенное, добросовестное, внимательное занятие ребенка, будет более результативное, чем многочасовая «расхлябанная» работа.

Методические рекомендации при разучивании произведений

азобрать пьесу". Для учеников младшего возраста это значит закрепить разбор пьесы, сделанный в классе c педагогом, научиться играть правильный нотный текст. Допускаются небольшие остановки и замедления темпа для удобства ученика. Для учеников старшего школьного возраста это задание означает самостоятельный разбор нотного материала. То есть сам ученик дома разбирает новый материал и приносит в класс самостоятельный разбор произведения.

веренно играть по нотам". Что это значит - произведение должно исполняться, глядя в ноты без запинок и остановок. Можно сравнить этот процесс с выразительным чтением какого-либо художественного произведения по литературе (стихотворения или рассказа). Ритм и аппликатура должны быть исполнены верно и без ошибок.

ыучить наизусть пьесу". Это значит, что произведение должно быть выучено наизусть и исполняться в неторопливом темпе верной аппликатурой, хорошим певучим звуком без "треска". Также ритм должен быть верно исполнен. Не должно быть   запинок, остановок, фраз "Ой, забыл!" и "Не помню, что дальше", не должны путаться различные такты и части пьесы. Это задание также можно легко сравнить с выучиванием и чтением стихов наизусть. Только вместо стихов мы выучиваем и исполняем музыкальное произведение.

"Играть выразительно". Это значит, что педагог ожидает от ученика точного исполнения всех динамических оттенков, указанных в нотах - громко-тихо и др., постепенного нарастание звучания - крещендо (cresc.), постепенного убывания силы звука - диминуэндо (dim.), а также  точного исполнения музыкальных фраз. Каждая музыкальная фраза имеет свою вершину или кульминацию и это должно быть слышно при исполнении произведения. Кульминационная нота исполняется чуть громче соседних нот, она как бы подчеркивается смысловым акцентом. Также в это задание входит и исполнение различных ритмических особенностей - замедлений (ритенуто - rit.) и ускорений (аччелерандо - accel.), указанных в нотах.

одвинуть темп" означает, что наступила пора играть быстро при этом не теряя качества звука, не делая ошибок в нотах. Как научиться играть быстро?  При каждом следующем исполнении пьесы брать темп чуть быстрее. А быстрые исполнения чередовать с медленными. Ученикам бывает довольно сложно сравнить темпы и сыграть чуть быстрее или чуть медленнее. Для этого задания очень полезно использовать метроном. Он четко укажет темп и поможет выдержать исполнение пьесы от начала до конца в заданном едином темпе.

"Работать над качеством звука" - значит, что в данной пьесе следует обратить внимание на звук, следует добиться певучего, приятного звука. Не должно быть скрипа, треска, незвучащих нот (недожатых струн). Чтобы добиться хорошего, качественного звука важно найти правильное положение пальцев левой руки, при которых каждая нотка будет "дозвучена и пропета".

"Концертное исполнение пьесы". Это завершающий этап работы над произведением. Включает в себя отработку навыка выхода сцену, поклона перед слушателями, занятие красивой исходной позиции перед исполнением - красиво сесть на стуле и правильно взять инструмент в руки, настроиться на хорошее исполнение (мысленно повторив правильный ритм и темп). "Выход на сцену" можно отрабатывать при помощи вхождения в комнату из коридора (в домашних условиях), инструмент при этом положено нести в руках и не разбить (что очень важно для самых юных музыкантов). Затем следует исполнение пьесы - яркое, выразительное и в конечных темпах. В завершении предполагается встать              и красиво покинуть сцену (комнату). Это задание очень хорошо может быть отработано перед родителями, бабушками, дедушками и остальными родственниками.

Для учеников, готовящихся к участию в конкурсе или концерте, полезно проделать все вышесказанное, одев на себя концертную одежду. Потому что комфортные ощущения в концертной одежде тоже очень важны для хорошего исполнения. Непривычная одежда может отвлекать в момент выступления.

Поощрение детей

Не секрет, что на разных этапах обучения дети могут вдруг потерять интерес к обучению музыке. Учебный  материал становится сложнее и требует к себе большего  внимания и усидчивости. Как быть родителям? Как помочь ребенку пережить этот важный момент преодоления сложности?

Важно поощрить и отметить хорошие моменты во время домашних занятий. Очень важно произнести вслух и несколько раз повторить то, за что вы поощряете ребенка. Надо четко обозначить положительные моменты - качественный звук или организованное поведение и т.д. Словесное поощрение оказывается очень приятным для ребенка и совершенно несложным для вас. Это может выглядеть так:

-"Ты молодец! Сегодня очень внимательно играл(а) и не делал ошибок             в нотах!"

-"Ты умница, сегодня получилось быстро выучить наизусть пьесу (или ее отрывок)!"

-"Ты  был(а) очень внимательным и послушным!"

Эти добрые слова полезно повторить и при других членах семьи несколько раз. Рассказать бабушке или братику, каким был молодцом ребенок во время разучивания домашнего задания. Конечно, тут важен и сам ваш голос                      и интонация, с которой вы будете это произносить. Обратите внимание на то,  как  гордо будет смотреть юный музыкант на окружающих,  когда его будут хвалить.  А уж как он завтра постарается - вы еще себе и не представляете!..

Кроме словесного выражения поощрения можно использовать                                  и материальные "призы". Это весьма и весьма весомое вознаграждение и мощный стимул.