Использование ИКТ в классе фортепиано.

Купавцева Татьяна Ивановна

Использование ИКТ в классе фортепиано.

методическая работа педагога фортепиано Купавцевой Т.И. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_klasse_fortepiano_.docx27.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в классе фортепиано. 

методическая работа

педагога  фортепиано

Купавцевой Т.И.

     Мир информационно-коммуникативных технологий проникает практически во всех сферы человеческой деятельности. Постепенно он завоевывает и сферу музыкального образования. ИКТ позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для преподавателя, так и для учеников. Применение ИКТ на уроках и в профессиональной деятельности учителя в общеобразовательной школе давно уже стало общепринятой практикой, в то время как при обучении игре на инструменте еще не полностью реализуются заложенные в них возможности. Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, а со стороны педагогов — владение основами компьютерной грамотности, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения, что представляет известную сложность, так как коллективы преподавателей в этих школах, как сейчас принято говорить, возрастные, и овладение новыми информационными технологиями является делом непростым.

     Тем не менее, наша педагогическая практика нуждается во внедрении инновационных технологий, которые помогут более эффективно организовать компетентностный подход для удовлетворения потребностей современного поколения детей и их родителей. Совершенно очевидно, что обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, позволяющие активизировать творческие навыки, а также развивать индивидуальные познавательные, коммуникативные способности детей, формирующие умение работы с информацией, воспитывающие свободу деятельности.

      Дополнительное образование детей в компетентностно-ориентированном обучении открывает широкие возможности.  Ребенок, обучающийся игре на инструменте, приобретает компетенции, которые помогут ему повысить качество освоения исполнительских навыков, которые проявляются наиболее ярко в том случае, если обучение в классе фортепиано будет интересным, мотивированным и целесообразным.

     Универсальной компетенцией, на которой базируется достижение ключевых компетенций, является информационная. Она является интегрирующей основой всех компетенций, обеспечивает профессиональную успешность и опирается на умение работать с разными источниками информации. Исполняя различные произведения фортепианного репертуара, учащиеся порой и не подозревают, что произведения, написанные композиторами, являются особым музыкально-информативным источником, рассказывающим нам о минувших эпохах.

     Одним из основных требований к профессиональной деятельности преподавателя является его информационная компетентность. Работу преподавателей, творчески относящихся к своей деятельности и стремящихся к повышению эффективности процесса обучения и воспитания, уже невозможно представить без применения компьютера и информационно-сетевых ресурсов, которые способствуют повышению эффективности обучения, помогают сделать этот процесс творческим и интересным для детей и для самого педагога.      Благодаря современным технологиям можно обновить содержание уроков по специальности, воспитать умение учиться, помочь ученику более интенсивно развиваться в личностном плане. Информационные технологии могутсвязанных с ней предметов. Их применение повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, позволяет реализовать принцип развивающего обучения.

     Умелое и профессионально оправданное применение информационных технологий является мощным стимулом для овладения исполнительскими навыками. На уроке по специальности применение ИКТ открывает дополнительные возможности. Урок по специальности никогда не ограничивается лишь обучением игре на инструменте. Это знакомство с миром музыки: анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, сравнение и сопоставление с другими видами искусства. В этом случае ИКТ выступают как действенное средство вовлечения детей в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, личностных качеств и ключевых компетенций, необходимых для самостоятельной деятельности. Занятия на уроке по специальности могут стать эмоциональными, яркими, с привлечением иллюстративного материала, использованием аудио- и видеозаписей. Всем известно, что зрение и слух - самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка в результатах обучения.

     С использованием компьютеров и предоставлением доступа в Интернет преподаватели фортепиано получили возможность искать и применять в работе необходимую информацию. В работе преподавателей такой информацией могут быть:

  • сведения о композиторах;
  • сведения об исполняемых произведениях;
  • поиск в Интернете нотных источников, аудио- и видеоматериалов;
  • составление визуального ряда из произведений изобразительного искусства и другого материала, помогающего в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении;
  • поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам.

     Безусловно, возможности для получения материала значительно расширились. Появилась возможность послушать одно произведение в интерпретации различных исполнителей, найти записи известных пианистов, «посетить» концерты знаменитых музыкантов, просмотрев их в видеозаписи и т.д. Это позволяет обогатить урок, так как появляется наглядная информация, способствующая созданию более интересного и разнообразного содержания обыкновенного рядового урока. Свободный доступ к лучшим образцам исполнительского искусства позволяет одаренным учащимся расти в профессиональном плане.

      А занятия с учащимися подготовительного класса вообще можно перевести на новую ступень освоения материала! Существует множество компьютерных музыкальных игр, направленных на освоение нот, знакомство с азами музыкальной грамоты. В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что дети с трудом запоминают ноты. И возникает вопрос: а может и учить эти самые ноты теперь нужно по иному, не как с детьми прошлых лет? Современные дети активно используют современные информационные технологии, они воспитаны на аудио- и видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, в частности мультимедийных технологий, в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Это действительно развивающие программы для детей, формирующие ключевые навыки, помогающие в усвоении теоретического музыкального материала. Знания преподносятся в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Использование презентаций позволит сделать занятия интересными, явится современным наглядным пособием. С их помощью можно разучивать с детьми комплексы двигательных упражнений для развития мелкой моторики пальцев, выполнять упражнения для снятия утомления.

     Самое главное достижение в области ИКТ — это доступ к ресурсам сети Интернет, что дает колоссальные возможности поиска в «мировой паутине» необходимой информации. Новые возможности позволяют учителю быть в курсе музыкальных новостей, общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах. Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, театров и филармоний, музеев и музыкальных коллективов. В Интернете имеются магазины, где можно заказать и приобрести нотную литературу. Имеются серверы, где можно бесплатно скачать ноты и методическую литературу. Таким образом, применение информационных технологий создает условия для того, чтобы сделать мировое культурное наследие открытым для преподавателей и юных музыкантов.

     Огромный интерес для преподавателей представляет Всероссийский фестиваль «Открытый урок» и «Портфолио ученика», Международный фестиваль культуры и искусства, Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Апельсин» и «Южный полюс» и многие другие, где имеется множество статей и разработок уроков, посвященных музыкальной педагогике, или дает педагогам дополнительные возможности для представления достижений своих воспитанников. Интернет открывает обширные возможности и для представления своего опыта работы в различных электронных СМИ, которые публикуют методические разработки по всем интересующим вопросам. Наиболее популярным и известным является сайт «Педагогический мир». Журнал «Инновации и эксперимент в образовании» предлагает конкурс «Золотой фонд российского образования», в котором имеется 50 номинаций. Кроме этого, существуют сообщества учителей, которые объединяются с целью распространения и обобщения опыта работы.

      Конкурсы педагогического мастерства также широко представлены в сети Интернет. Указанные возможности создают все условия для участия педагогов в различных интернет-проектах. Наши педагоги принимали участие во всероссийских и международных профессиональных конкурсах педагогического мастерства: это конкурсы от интернет-порталов «Прояви себя», «Талантоха», «Международный фестиваль культуры и искусства. Конкурс «Я вхожу в мир искусства»; Центр образовательного и научного консалтинга, г. Чехов; Центр профессиональных инноваций, г. Ярославль; «Педагогическая планета», сайт Томского педагогического университета; сайт «Продленка»; Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна», в рамках которых можно принять участие в разных мероприятиях, пополнить свое профессиональное портфолио и обсудить насущные педагогические проблемы. Профессиональное сообщество учителей «Открытый класс» приглашает к сотрудничеству всех педагогов. Бесплатный школьный портал «Про школу» предлагает интересные мероприятия для учащихся и педагогов.

     Результатом являются многочисленные грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, которые мы получаем как признание своей педагогической деятельности. Всё это лишь способствует реализации и развитию творческого потенциала учителя, его самосовершенствованию.

     Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время появилась новая форма обучения - дистанционное образование. Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин могут организовать учащихся для участия в олимпиадах и конкурсах, проводимых в режиме on-line, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к предмету, что уже достаточно успешно применяют наши теоретики в своей практике. Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться в обучении в ДШИ для:

  • получения доступа к современным музыкальным материалам;
  • воплощения личностно-ориентированного подхода в обучении;
  • обеспечения информационной деятельности преподавателя и учеников;
  • развития интереса обучающихся к занятиям музыкой.

     При всей объемности и разносторонности знаний, усваиваемых учеником исполнительского класса в ходе занятий на инструменте, одних лишь этих моментов недостаточно для успешного развития музыкального интеллекта. Можно предвидеть скептические возражения: «От применения всех этих ИКТ ученики лучше не заиграют!». Конечно, не заиграют! Но использование и применение информационных технологий помогает повысить эффективность занятий, несет в себе заряд положительных эмоций, погружает современного ребенка в атмосферу музыки, расширяет его представления о мире искусства. При использовании информационных технологий значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.

     Проектная деятельность в последнее время заняла прочные позиции в обучении учащихся. Данный вид деятельности дает возможность учащемуся проявить творческий подход. Мы не будем много говорить об этой технологии, так как она достаточно представлена в других наших статьях по данной теме. Подчеркнем лишь, что при создании презентации ученик превращается в творца нового произведения, созданного по законам красоты (мы говорим о презентациях по искусству), в котором он может выразить собственное отношение к теме. В процессе демонстрации презентации или защиты проекта учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится им в дальнейшей жизни. Успешная защита проекта повышает самооценку ученика. Кроме того, самому педагогу можно эффективно использовать презентации на уроке по специальности, подкрепляя слуховое восприятие зрительным видеорядом, что обогащает восприятие музыкального образа произведения.

     Таким образом, в данной работе сделана попытка показать необходимость применения и влияния ИКТ на реализацию компетентностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании. Как можно заметить, применение ИКТ открывает новые перспективы в музыкальном воспитании и требует серьезного педагогического осмысления. Современное музыкальное образование не должно отставать от веяний времени, следовательно, современный преподаватель должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. Ведь компетенции основываются на знаниях, практическом опыте и ценностных аспектах, приобретенных учеником в процессе обучения и воспитания. Они являются показателем уровня его развития, способности действовать и успешно решать поставленные задачи.

      Сложившиеся в нашей практике модели обучения юных музыкантов разных специальностей позволяют в полной мере осуществлять компетентностно-ориентированный подход обучении игре на инструменте не могут и не должны занимать центральное место. Информационные технологии призваны содействовать достижению образовательных целей, не превращаясь при этом в самоцель. Вполне естественно, что даже самые совершенные технологии не смогут заменить собой «роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери), непосредственного общения ученика и учителя. Информационные технологии являются всего лишь инструментом, который поможет педагогам изменить методы своей работы, развивать индивидуальные способности учеников, укрепить межпредметные связи в обучении для создания целостной картины развития музыкального искусства, осуществить обновление процесса обучения. Задача же педагога состоит в том, чтобы помочь посредством искусства и музыки в условиях новых технологий подготовить ученика к жизни, воспитать яркую и успешную личность, а применение ИКТ может стать хорошим подспорьем и помощником педагогу в его деятельности.

 Список литературы

1. Батишева В.Н. Компетентностный подход в обучении студентов разных специальностей в классе фортепиано [Текст]/В. Н. Батишева//Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара : СГАКИ, 2008. - с. 438-441.

2. Бекенова Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст]/Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева// Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ 

3. Евдокимова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий. - режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/razvitie-tvorcheskihsposobnostey-uchashchihsya-v-processe 

4. Заволжанская И. Ю. Игра по слуху на фортепиано в контексте современных тенденций развивающего обучения. - № 1(71), 2010. Проблемы образования, науки и культуры.

5. Крылова Т.М., Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией. - режим доступа: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html 

6. Лифановский Б. Интернет для музыканта. – М.: Издательский дом «Классика», 2006. – 213 с.

7. Самохвалова В.Е., «Звуковые возможности фортепиано. Использование ИКТ на уроке фортепиано». -режим доступа: http://bibliotekamel.ucoz.ru/load/meroprijatija_kolleg/starshaja_shkola/zvukovye_vozmozhnosti_fortepiano_ispolzovanie_ikt_na_uroke_fortepiano/6- 1-0-37 

8. Селевко Г.В. Компетентности и их квалификация/Г.В. Селевко/Народное образование, 2004, №4