Открытый урок "Формирование навыков двухголосного пения"

Скубилова Людмила Владимировна

 Развитие музыкальных способности детей среднего школьного возраста.

Знакомство учащихся с произведением современных композиторов.

 

Приобщение учащихся к исполнению двухголосных произведений с сопровождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx88.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Тосненская детская школа искусств»  Эстрадное отделение

Конспект открытого урока

преподавателя эстрадного отделения

МКОУ ДОД «Тосненская детская школа искусств»

        Скубиловой Людмилы Владимировны

       По теме «Формирование навыков двухголосного пения»

г. Тосно

Ленинградской обл.

08.10.2015г

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: «Формирование навыков двухголосного пения»

08 октября 2015 г.

Состав учебной группы:

На уроке присутствовали  4 ученицы в возрасте 11-13 лет.  

Психологические особенности старших школьников:

В среднем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Положение школьника обязывает его к более ответственной деятельности, воспитывает чувство долга, умение действовать осознанно и организованно, развивает у него волевые качества личности.                                 Доминирующей функцией в среднем школьном возрасте становится мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие, но наглядно-образное мышление также имеет большое значение.

Память в среднем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Именно в среднем школьном возрасте развивается внимание. На уроке педагог привлекает внимание учащихся к учебному материалу, удерживает это внимание длительное время. Старший  школьник может сосредоточено заниматься одним делом уже 30-40 минут.  

 Основными мотивами учения школьников является мотив познавательный и социальный (получение хороших оценок, стремление добиться успеха, получить одобрение педагога). У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Педагогу необходимо это учитывать, от него зависит, как ученик будет реагировать на возможные неудачи, и какие выводы он из них вынесет. В этом возрасте часто наблюдается чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание, что встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Необходимо формировать у детей произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать  вызывающие поступки и обращать внимание  на хорошие, обеспечивая  двигательную  разрядку.

Также иногда наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Это афессивные дети, эмоционально заторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Учителю надо это учитывать и применять в работе индивидуальный подход.

         Тема урока:

«Формирование навыков двухголосного пения»

 

 Цель урока:  Развить музыкальные способности детей среднего школьного возраста. Сконцентрировать внимание учащихся настроить их на совместную работу.

Задачи урока:

        - Образовательные:

        -  Развитие навыков певческого дыхания

        -  Развитие навыков артикуляции 

        -  Развитие  навыков двухголосного пения

         - Развивающие:

       -  выстроить точную интонацию в общем ансамбле

       - закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры  

   звука,   певческой артикуляции и  четкой  дикции.

      - Воспитательные:

 -Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

 - Воспитание осознанного подхода к обучению.

 -Воспитать у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный)

- словестный (рассказ, объяснение, диалог)

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (прослушивание записей и воспроизведение услышанного)

- практический ( упражнения, задания)

Методы вокальной педагогики:

- фонетический

- показа и подражания

- вокальные упражнения

Технологии:

- развивающего обучения

- межпредметных связей (сольфеджио)

- здоровьесбережения

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение

- фортепиано

- звукоусиливающая аппаратура

- компьютер

Методическое обеспечение занятия:

- аудио и видео записи

Используемая нотная литература:

- А.Карягина «Современный вокал»

- партитура произведения А.Ермолова «Добрые сказки»

План урока:

1.Вводная часть – 10мин. - Объявление темы, цели и задачи урока через беседу – диалог с учениками. Прослушивание музыкального произведения.

2.Основная часть -35мин. - Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентировано). Работа над партиями. Соединение двухголосия. Работа над чистотой интонации.

3.Заключительная часть -15мин. – Закрепление полученных навыков. Исполнение произведения. Обсуждение результатов проделанной работы.

     Форма урока:

 - Комбинированная

       Форма организации работы:

 - Групповая.

ХОД УРОКА:

Вводная часть:

Произведение  «Добрые сказки» Александра Ермолова.

 Прослушивание произведение .

         Это произведение позволяет развить первоначальные навыки двухголосного пения, а также помогает наладить координацию между

слухом и голосом, выстроить точную интонацию. 

Также это способствует выработке у певцов представления фонической окраски звучания интервалов (терции, секунды и кварты). Подобный прием не только хорошо помогает прочувствовать фразировку, но и развить внутренний слух.

         Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный звук. Стремление к напевному,  канителенному  звуковедению и слиянию голосов.

Обращаем внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию,

понимать содержание исполняемого и соответствие звучания этому

содержанию.

         Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный

процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы

(обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит

необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою

 очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

          Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно

значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым

гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним

оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят, что

многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с

сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по вокальным

партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более

способные дети направлялись ко второй партии.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому пению и развить их

вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении

песенного репертуара, необходимо систематическое вокальное

образование.

В начальных классах закладывается основная база общих знаний и

исполнительских умений и навыков, в средних и старших классах

происходит их конкретизация и дальнейшее развитие.

Основная часть:

 Начинается занятие с распевания, а именно с вокальных упражнений.

Чтобы чисто петь на правильной высоте, рекомендуется сначала извлечь

соответствующий звук на клавиатуре, а затем воспроизвести его голосом.

 1 упражнение - пропевание гаммы верх и вниз нотами и на слоги

(ри-да, ри-да).

2 упражнение – распевание гласными на одной ноте.

Гласные «А-Э-И-О-У» поются не по отдельности, а как бусы на нитке – без

промежутков и перерывов. Так сказать, одной линией. Так, чтобы буквы

перетекали одна в другую. Выпевая каждый гласный звук, надо

представлять себе «зевающее» «А». Челюсть не должна быть зажата.

Упражнения на «У» и «Ю» - хорошее средство с плоским, тесным,

сдавленным звуком. Это путь к открытой резонансной полости, а значит - к

грамотному пению.

3 упражнение -    пение по полутонам вверх и вниз. Таким

образом, постепенно в процессе обучения ликвидируются недостатки и

расширяется певческий диапазон. Первые вокально-речевые упражнения

отрабатываются в среднем регистре, удобном для учащегося, на одном-двух

звуках.

4 упражнение - Располагаем кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. При использовании звука «М» губы должны вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания. А так же обязательно  следим за правильностью вдоха и выдоха. Отрабатываем упражнение.

5 упражнение - Трель языком. При исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Упражнение является довольно долгим по длительности звучания, поэтому необходимо следить за медленным выдохом. Отрабатываем упражнение.

6 упражнение - Поем те же ноты, но только на слог "го". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "жалобным" для того чтобы опустилась твоя гортань. При пении необходимо следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Так же это упражнение можно попробовать петь и на штрих «non legato», при этом следить за вдохом и выдохом. Отрабатываем упражнение.

 При пропевании упражнений или произнесении скороговорок

(«Кукушка у кукушенка украла капюшон» или «От топота копыт пыль по

полю летит») в быстром темпе у учащегося проявляются его

индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на

то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого

напряжения мышц связок и гортани, стараться найти близкий, полётный,

светлый звук. Благодаря естественности звуковой организации  попевок, у

детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха,

что незамедлительно благотворно скажется на чистоте интонирования.

 Развитие певческого дыхания должно осуществляться в тесной связи с

работой всего звукообразующего аппарата и решением художественных

задач конкретного произведения или упражнения.

Работа над партиями .

1 - Разбор партитуры

2 – Работа над вторым голосом

3 – Пропевание основной партии, первый голос

4 – Соединение партий

5 – Выстраиваем сложные интервалы в медленном темпе.

6 – Пропевание куплета и припева с гармонической поддержкой.

Заключительная часть:

Ученикам необходимо самостоятельно воспроизвести изученный материал без подсказок со стороны учителя. Проверка результатов -  проводится видеозапись выступления. Просмотр и обсуждения между учениками результата исполнения – рифлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик не только должен осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, и работы других учеников. Процесс рефлексии должен быть многогранныv, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Примерные вопросы к учащимся:

        

- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что  делали?  Как выполняли задание? Что не получилось и почему?  Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)?  Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока).

Заключение

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигались к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для учащихся упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять учеников долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учениками музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.