Песня русская родная

Сценарий мастер-класса для учащихся начальных классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Песня русская родная

Сценарий мастер-класса для учащихся начальных классов.

Слайд 1

Песнями богата родина моя.
Прославляет песня милые края.

Звонкая, веселая, грустная порой

Льется по России вольною рекой.

Любят наши песни села, города,
Если рядом песня, горе - не беда!
Сколько песен спето! Сколько мы споем!
Мы на белом свете с песнею живём.

Здравствуйте, друзья!

Я предлагаю наше сегодняшнее занятие посвятить русскому народному пению. Мы с вами приобщимся к истокам нашей культуры.

Слайд 2

В старину не существовало никакой специальной вокальной подготовки, люди пели, что называется – душой.

Естественный, открытый звук удивительно точно передавал образы того, о чем поется, и этот звук возвращал силы, радость и душевную легкость поющим.

Русское народное пение сильно отличается от оперного или эстрадного, гласные звуки в нем более открыты, из-за этого пение получается ярким и заливистым.

Но народное пение при этом – камерное, оно, в отличие от оперного, не для огромных залов.

А как вы думаете, какую песню слышит человек первой, когда только-только появляется на свет?

Конечно же, колыбельную, которую поет ему мама.

Слайд 3

Колыбельные песни очень древние, они существуют столько, сколько существует человечество. Под звуки колыбельной ребенок тихо засыпает, погружаясь в мир сказочных сновидений.  А из слов этой песни узнает самую первую информацию об окружающем мире. Само слово колыбельная происходит от древнерусского глагола колыбать, то есть качать, колебать. В древние времена петь колыбельную учились с детства. Старшие девочки пели их, качая люльки со своими младшими братьями и сестрами. А еще на Руси очень любили водить хороводы.

Слайд 4

Хоровод – древний славянский танец с пением и элементами драматического действия.

Слайд 5

Первые весенние хороводы начинались со святой недели и оканчивались вечером на красную горку.

Слайд 6

В хороводах принимали участие мужчины и женщины всех возрастов, и дети, и старики. Свадебными песнями односельчане приветствовали молодоженов. Благословляя их на семейную жизнь. Были свои песни и у служивых, солдатские песни отличались бодростью и ритмичностью, ведь пели их в строю в такт солдатскому шагу. 

Слайд 7

И еще одна разновидность народных песен – трудовые. Они сопровождали работу крестьян и бурлаков.

Эй, дубинушка, ухнем!

Эй, зеленая сама пойдет.

Дерним, подерним!

Да ухнем!

Как запоют, работа начинает спориться, и на душе веселее.

Слайд 8

А в XVIII-XIX веках в России чрезвычайно популярным становится жанр городского романса. Пожалуй нет среди русских композиторов тех, кто бы не обращался к этому жанру.

Слайд 9

Алябьев и Варламов, Глинка и Даргомыжский,

Слайд 10

многие романсы, написанные этими авторами, спустя некоторое время стали народными,

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Слайд 11

И в советскую эпоху большинство композиторов-песенников старались опираться на традиции народного творчества.

Ой, цветет калина.

Подмосковные вечера.

Стою на полустаночке.

Течет Волга.

Эти и многие другие песни были созданы конкретными авторами, но стали настолько близки и знакомы всем, что считаются поистине народными.

Слайд 12

Непревзойденным мастером исполнения русской народной песни была народная артистка СССР Людмила Зыкина. Ее полнозвучный истинно народный голос стал олицетворением русской народной песни.

Слайд 13

Наши мамы и папы, бабушки и дедушки обычно, когда собирались за столом, чтобы пообщаться, всегда заводили какую-нибудь русскую народную песню.

К сожалению, сейчас уже все меньше и меньше эта традиция, то ли потеряна, но не поют. Почему, как вы думаете?

Слайд 14

Наверное, из-за того, что сегодня у нас много средств массовой информации, и поют за нас. То есть раньше собирались компании за столом, и они собирались друг для друга. А сейчас в эту компанию еще вписывается телевизор, который за нас поет.

Мы включили – не понравилось, переключили на другое, и он другое что-то поет. А нам бы хотелось, чтобы пели то, что душе нравится, поется, и то, по чему мы действительно скучаем.

Как вы думаете, чем народная песня отличается от любой другой?

Слайд 15

Все мы умеем говорить, у всех у нас есть эмоции, так вот наша эмоция, наша самая трепетная эмоция, которую мы хоти передать, положенная на красивый голос, рождает народную песню.

Кстати, стоит заметить, что ни у одной оперной певицы практически не слышны слова,  а у каждой народной можно понять, о чем идет речь.

Слайд 16

Здесь слово – главное!

Большинство русских народных песен поются протяжно. 

С чем это связано?

А связано это с просторами лесов и полей, рек и озер  России, и, главное – с широкой русской душой.

Слайд 17

Ведь всегда и плакать, и грустить как-то хочется со вздохом.

А русская песня в большинстве своем построена на вздохах и поэтому широта русской души отражается в русской народной песне.

Давайте, попробуем проиллюстрировать широту русской души.

Слайд 18

1:   Тук-тук у ворот!

2:   Мир вам, люди добрые!

1:   А куда это мы попал?

2:   Не в горницу ли приметливую к детушкам приветливым?

1:   Ну, тогда здравствуй, народ честной!

2:   Шлем вам поклон земной!

1:   А мы-то кто?

2:   Я - Авдотьюшка-работница -

Русской горницы заботница!

1:   Да Варварушка-краса,

Всему свету хороша!

2:   Всем ли здесь удобно, всем ли видно?

1:   В горнице всем и место, и честь и величальная песня есть!

Слайд 19

Образцовый фольклорный коллектив «Кудерушки»

Слайд 20

2:   Люблю тебя, моя Россия,

за ясный свет твоих очей,

за ум, за подвиги святые,

за голос звонкий, как ручей.

1:   Звонкий голос Росси выражен буквально во всем:

2:   В шелесте светлых березовых рощ,

1:   В завывании вьюги,

2:   В журчании ручьев и родников.

1:   И особенно - в старинной песне, пережившей века и дошедшей до наших дней.

2:   Грустные и радостные,

1:   Трудовые и игровые песни входили в жизнь человека  с первых дней его жизни.

2:   Это были песни пожелания, песни мечты.

1:   И крестьянка молодая,

За снопом укрыв дитя,

Пела, колос подрезая,

То ли плача, то ль шутя:

2:   «Уж тебе ли да не в золоте ходить!

Уж тебе ли да не бархаты носить!

Уж тебе ль не жить в высоком терему,

Ненаглядному дитяти моему!»

1:   Песня была неотделима от любой работы

2:   Под нее и в поле в труде везде дело спорилось.

1:   А на Руси любое дело делалось всем миром.

2:   Шли на такую работу как на радость, и песню с собою брали.

1:   Старинная плавная ладовая песня брала за душу,

2:   С нею и горы своротить можно.

1:   Наши предки были умницы и в своей жизни отводили и делу время и потехе час.

2:   А веселились, как и работали - от души!

1:   Пора и нам потрудиться, плетень заплести, огород городить.

2:   Да показать что мы - один за всех и все за одного.

Слайд 21

Плетень

Слайд 22

1:   Часто исполнители русской народной песни пользуются оркестровым сопровождением.

2:   Что создает некоторые сложности в исполнении.

1:   Потому что все музыканты оркестра должны одинаково дышать, чтобы передать красоту русской песни.

2:   Тогда создается настоящая музыкальная подушка, которая поднимает солиста и несет его к слуху и душе каждого слушателя.

1:   Вот и сейчас мы попробуем подняться на этой подушке.

2:   Попробуем проиграть русскую песню под оркестровое сопровождение.

1:   В русских народных играх, как в зеркале отражалась жизнь взрослых.

2:   Ребята не только подражали старшим в труде, но и в веселье.

1:   Так в шуточной песне воспроизводится  желание парня взять за себя приглянувшуюся девушку.

Слайд 23

Лапти

Слайд 24

2:   В старину говорили, что предки наши от птиц произошли. Вот как в песне про это сложено:

1:   То утка с селезнем, то лебедь белая, то ясен сокол, то черный ворон.

2:   Рассказывали, что птицы раньше разные были.

1:   Одни – ручные, с людьми рядом жили и не боялись.

2:   Другие – дикие, на тех охотились и добывали, как диких зверей.

1:   Те,  что с людьми жили – ну, прямо, как человеки. Даром что говорят: что лебеди, что утки.

2:   Как-то на троицу собрались девки хороводы водить, встали кругом, открыли воротца и запели.

1:   Глядь, а из лесу выходят селезень с уткой. Крылья распущены. Вроде как держаться крылом за крыло.

2:   А за ними – целая змейка утят, мал мала меньше. Подошли к девкам, закрякали и давай бегать в ворота. То в одни, то в другие.

1:   Побегали, побегали, а тут и песни конец. И подались опять к лесу.

2:   А сами крякают радостно, что похороводились с девками.

1:   Таких случаев, сказывали, много было.

2:   Вот и мы сейчас сыграем в таких птиц, Тетерой называемых.

1:   Это будет наша ловишка.

Слайд 25

Тетера

Слайд 26

2:   Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

1:   -Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!  

2:   Приглашаю вас, ребята с мишкой в новую ловишку поиграть.

Слайд 27

У медведя во бору

1:   Соревнования могли быть не только командными, но и личными.

Слайд 28

2:   У моей соседки - Светки 

Жил в семье растяпа редкий, 

Удивительный чудак, 

Что б ни сделал, всё не так. 
1:   Вот, однажды, в воскресенье 

Съел растяпа всё варенье. 

Снял он пробу, для начала, 

Оказалось, слишком мало. 
2:   Вся семья растяпу учит, 

Он, от этого не лучше! 

Что же делать маме с папой, 

И Светланке, с тем растяпой? 
1:   Измениться сам бы рад, 

Боря - горе, Светкин брат! 
2:   Вот вам новая игра –

В растяпу поиграть пора.

Слайд 29

Растяпа – оркестровка - стоп игра

Слайд 30

1:   — Кто там ходит в огороде?
2:   — Это я, козёл Мефодий.
1:   — По каким таким делам?
2:   — Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю…

1:         А теперь с козлом граем,

Друг за другом поспеваем!

Слайд 31

Пошел козел дорогою

2:   Настоящими представлениями были игры хороводы с выбором ролей.

Слайд 32

1:   Эй, народ честной, незадчливый,
2:   Эй вы, купчики, да служивый люд,
1:   К чудо-городу поворачивай,
2:   Зря ли в колокол с колокольни бьют.
1:   Все ряды уже с утра позахвачены.
2:   Уйма всякого добра да всякой всячины.
1:   Там точильные круги точат лясы,
2:   Там лихие сапоги-самоплясы.

1:   А на ярмарку наш Иванушка шел,

От веселья ему было хорошо.

Слайд 33

Где был Иванушка

2:   Красная малина — около беседки,

1:   Красная калина наклонила ветки,

2:   Новая песня, новая игра,

С вами вновь, ребята поиграть пора.

Слайд 34

На горе-то калина

Слайд 35

1:   Множество игр было связано с календарными праздниками:

2:   Рождеством

Слайд 36

1:   Масленицей

2:   Пасхой

1:   А не пора ли нам гостюшки дорогие блинов да пирожков в нашей горнице отведать, сковородку на плиту ставить?

Слайд 37

Сковорода

Сковородка накаляется,

Масло наливается.

Пирог!

Слайд 35

2:   Вечер теплый ласковый начинается,

В небе зорька ясная разгорается.

1:   А березка девицы вдруг вздохнула

В озеро как в зеркало заглянула,

2:   Распушила челочку, заплетается,

1:   Видно, на вечерочку собирается.

2:   Лебеди лебедушки прилетели.

Девушки молодушки песни пели.

1:   Ой, луга раздольные, небо синее,

Льется песня вольная над Россиею!

2:   На троицу парни и девушки водили хороводы вокруг березок.

1:   Одаривали русское деревцо цветами и лентами.

2:   Пели в ее честь песни.

Слайд 36

Хоровод с лентами вокруг березки

Слайд 37

1:   В долгие вечера и дети и старшие любили послушать бывалых людей.

2:   А для самых маленьких членов семьи припасали колыбельные.

1:   И сидят вокруг зыбки: котя-коток и волчок, и  гуленьки, и петушок, и собачка.

2:   Песня, как  живое существо, потрудившись и поиграв, засыпала вместе с человеком.

1:   Ну-ка  мамушки да нянюшки, выходите, куколок на руки берите.

2:   Покачайте, колыбельной успокойте.

Слайд 38

1:   Трудовая хороводная, грустная и веселая - русская песня была и осталась жемчужиной русского устного народного творчества.

2:   Ее бережно хранили, передавали из поколения в поколение.

1:   Собирали и ювелирно обрабатывали.

Слайд 39

Хор Пятницкого

Слайд 40

Уральский хор

Слайд 41

Омский хор с основательницей Еленой Калугиной.

2:   В наши дни русская народная песня живет в детских и взрослых фольклорных вокальных и  танцевальных коллективах.

Слайд 42

1:   Продолжатели традиции русской песни сегодня и у нас в гостях. Образцовый фольклорный ансамбль «Кудерушки» 2:   Городского Дворца детского (юношеского) творчества, руководитель Елена Федоровна Пахотина.

1:   Образцовый фольклорный ансамбль «Кудёрушки» существует с 1991 г.

2:   Воспитанники коллектива отмечены наградами на различных конкурсах и фестивалях:

1:   Лауреаты Гран-при Всероссийского международного конкурса-фестиваля «Юность» г. Москва 2007г.

2:   Лауреаты и дипломанты 1 степени Международного конкурса-фестиваля им. Е. Калугиной г. Омск 2008г. 

1:   Лауреаты 3 степени Международного Всероссийского конкурса «Золотая Сибирь» г. Омск 2009г.    

2:   Принимайте, друзья, песенный подарок мастеров русской песни.

Слайд 43

Кудерушки

1:   Спасибо нашим гостям за подарок песенный, душевный.

2:   А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш народ не забывал традиции, традиции народного пения?

1:   Мода на этнические украшения, этнические попевочки, которые вставляют даже в эстрадные произведения, в роковые композиции,

2:   Это интересно и музыкантам и людям,

1:   И стоит обратить свое внимание на то, как окружающие нас народности сохраняют свою культуру.

2:   А главное, надо любить свою Родину,

1:   Свои красивые березы, земли, поля,

2:   Свою семью, своих детей.

1:   Любовь и патриотизм, который не показной, а душевное тепло, объединяющее и заставляющее петь.

Слайд 44

2:   Над Россией моей соловьиное небо,

Над Россией моей тёплых звёзд янтари.
1:   Я Россию люблю в искрах чистого снега,

В тополиной пурге, в разноцветье зари.
2:   Тают в дымке леса, мёдом пахнет роса – 

Ничего на Земле нет добрей и красивей,
1:   А Россия всегда, как любовь, молода,

И не властны года над моею Россией.
2:   Над Россией моей тучи тьмой нависали,

Но сильней после гроз становилась она,
1:   И надёжно живёт под её небесами,

Тишина юных лет, трав степных тишина.
2:   Над Россией моей льётся свежесть прохлады,

Светом солнце зажгло золотые стога.
1:   И навеки милы русских рощ листопады,

И Россия, как мать, мне навек дорога.

Слайд 45

Вокальная группа «Марочки»