Музыка и окружающий мир

Кабанова Лариса Александровна

рабочая  общеразвивающая программа по предмету "Окружающий мир и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_programmy_uchebnogo_predmeta.docx25.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

Структура программы учебного предмета

                 

  I.          Пояснительная записка

  - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

      процессе;

-  Срок реализации учебного предмета;

-  Три уровня программы по предмету «Окружающий мир и музыка»

-  Форма проведения аудиторных учебных занятий;

-  Цель и задачи учебного предмета.

-  Методы и приемы работы на уроках «Окружающий мир и музыка»

 

II.         Содержание учебного предмета

-  Распределение учебного плана по годам  обучения;

-  Формы работы на уроках «Окружающий мир и музыка»;

III.      Контроль и оценка результатов освоения предмета

IV.      Список рекомендуемой учебно-методической литературы

           

                                     

                                     

                                                          2

I.              Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

   процессе

«Окружающий мир и музыка» - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы. На уроках этого предмета закладываются основы музыкально-теоретических знаний, которые затем закрепляются учащимися в разнообразных видах практической деятельности.

«Окружающий мир и музыка»  - это универсальная дисциплина, которая охватывает разнообразный комплекс знаний и навыков. Каждый урок имеет сложную  структуру, но, в то же время, представляет собой единый комплекс, в котором представлены различные  виды  деятельности:  работа над чистотой интонации, сольфеджирование, развитие метроритмисеских способностей, слуховой анализ,  теоретические сведения,  знакомство с музыкальными произведениями различных жанров.

Содержание предмета направлено также на развитие интереса учащихся к музыке.

Как показывает практика, именно теоретические предметы нередко вызывают у учащихся негативное отношение к занятиям в детской музыкальной школе, которое переносится и на отношение к музыкальному искусству в целом. Это связано, в первую очередь, с акцентированным вниманием на решении узкотехнологических задач предмета, которые вызывают определенные трудности у детей, а также разрывом между концептуальными новациями в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии и практикой преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.

Выходом из сложившейся ситуации должно стать применение на уроках основных принципов развивающего обучения, разработанных Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, а также форм и методов работы, стимулирующих развитие интереса к музыкальному искусству.

2. Срок реализации учебного предмета «Окружающий мир и музыка» составляет три года.

3. Три уровня программы по предмету «Окружающий мир и музыка»

Поскольку контингент учащихся, поступивших на обучение по трехлетней

программе,  представлен детьми в возрасте от семи до 12 лет, программа  предмета «Окружающий мир и музыка» написана в трех вариантах:

- для учащихся 7-8 лет - «Музыкальная азбука»;

- для учащихся 9-10 лет – «Музыкальная грамота»;

- для учащихся 11-12 лет – «Музыкальная энциклопедия».  

     

4.  Форма проведения аудиторных учебных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

                                                           3

5.  Цель и задачи предмета «Окружающий мир и музыка»

Цель:

способствовать музыкальному воспитанию обучающихся, дать им общие сведения об элементарной теории музыки, способствовать формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления и творческих навыков.

 Задачи предмета «Окружающий мир и музыка»

- целенаправленное систематическое развитие музыкальных, ритмических, интонационных способностей обучающихся;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленных на развитие музыкальной памяти, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса;

- формирование умения владеть профессиональной музыкальной терминологией;

- воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;

- формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкальных произведений и в творческих формах музицирования.

6. Методы и приемы работы на уроках «Окружающий мир и музыка»

Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета «Окружающий мир и музыка» используются следующие методы и приемы обучения:

- словесный (рассказ, лекция, беседа);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения);

- игровой (театрализация песен, музыкальные игры);

- использование интернет-ресурсов (мультимедийные программы CRAK, «Сибелиус»,

   «Нотный редактор), мультимедийных презентаций («Длительности», «Звуки

   клавиатуры», «Знакомство с нотами», «Музыкальный алфавит», « Нотная грамота»,

  «Путешествие в страну интервалов», «Тест-интервалы»).

II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир и музыка»

     Содержание учебного предмета «Окружающий мир и музыка по программам «Музыкальная азбука», «Музыкальная грамота», «Музыкальная энциклопедия»  охватывает один и тот же объем теоретических сведений, формирует одинаковые

навыки, предполагает аналогичные виды работы в ходе уроков.

Отличительные особенности вышеназванных программ находят отражение в      поурочном планировании. Соответственно возрасту учащихся предполагается      различная форма изложения материала, меняется количество часов на освоение     отдельных тем, виды уроков, музыкальный материал.      

   

                                                       4

1. Распределение учебного плана по годам  обучения

 

Первый год обучения  

1. Музыкальные и шумовые звуки. Отличительные признаки музыкальных звуков.

2. Высота – первый признак музыкального звука. От чего зависит высота музыкального

    звука. 3 регистра музыкальных звуков.

3. Высота звука как средство музыкальной выразительности.

3. Знакомство с фортепиано. Фортепианная клавиатура. Количество и название октав

    на клавиатуре фортепиано.

4. Нота как графический знак, с помощью которого записывается музыкальный звук.

    Головка ноты. Штиль.

5. Нотный стан как способ фиксации высоты  музыкального звука.

6. Скрипичный  и басовый ключи.

7. Длительность – второй признак музыкального звука.

8. Длительность музыкального звука как средство муз выразительности

9. Длительности четвертная и восьмая.  

10. Правописание штилей.

11. Мелодия, как последовательность звуков разной высоты и длительности.

12. Фраза как мелодически изложенная законченная музыкальная мысль.

13. Фразы с одинаковыми и разными окончаниями.

14. Реприза.

15. Лад как средство музыкальной выразительности.  Мажорный и минорный лады.  

16. Сильная и слабая доли.

17. Такт, тактовая черта.

18. Двухдольный и трехдольный размеры.  

19. Правило нотной записи.

20. Динамические оттенки как средство музыкальной выразительности.  

                                                        5

21. Звукоряд.

22. Гамма. Ступени гаммы. Цифровое обозначение ступеней гаммы.

23. Понятие об устойчивости  и неустойчивости ступеней. Тоника. Устойчивые ступени

      лада.

24. Неустойчивые ступени лада. Разрешение. Вводные ступени.  

25. Понятие о тональности.

26. Тон и полутон.

27. Знаки альтерации диез и бемоль.

28. Ключевые и случайные знаки альтерации.

29. Тетрахорд.

30. Тональности С, G, F dur.  

 

31.  Транспонирование.

Второй год обучения

1. Параллельные тональности.

2. З вида минора.

3. Знак альтерации бекар.

4. Интервалы. Мелодический и гармонический виды интервалов.

5. Консонирующие и диссонирующие интервалы.

6. Широкие и узкие интервалы.

7. Малые и большие интервалы.  

8. Аккорд.

9. Трезвучие.

10. Мажорное и минорное трезвучие.

11. Темп как средство музыкальной выразительности. З группы музыкальных темпов.

12. Знаки сокращенного письма.

                                                          6

13. Динамические оттенки как средство музыкальной выразительности.

14. Длительности целая, половинная.

15. Четырехдольный размер.

16. Группировка длительностей.

17. Дирижирование.

18. Куплетная форма.

19. Пауза.

20. Тональности C, G, F, D dur и a, e, d, h moll.

Третий год обучения

1. Простые интервалы.

2. Качественная и количественная величина интервалов.

3. Мажорное и минорное  трезвучие в тональности.

4. Мажорное и минорное трезвучие в тональности.

5. Главные ступени лада.

6. Главные трезвучия в мажорном и минорном ладах.  

7. Особенности доминантового трезвучия в гармоническом миноре.  

8. Секвенция.

9. Доминантовый септаккорд.

10. Период как простейшая музыкальная форма.

11. Мажорные и минорные тональности до 3-х знаков в ключе.

12. Период как простейшая музыкальная  форма.

 

13. Тональности C, G, F, D, В dur и a, e, d, h, g moll.

 

  2.  Формы работы на уроках

Курс предмета «Окружающий мир и музыка» включает в себя следующие разделы:


• Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование;

                                                       

                                                          7

• Воспитание чувства метроритма;
• Воспитание музыкального восприятия;
• Воспитание творческих навыков;
• Теоретические сведения.

 Первый год обучения

Вокально-интонационные навыки

 • Формирование основных певческих навыков и умений;
• Пение упражнений, попевок, включающих 2-3 соседних звука с постепенным

  расширением диапазона;
• Пение гамм и ступеней;
• Пение тетрахордов;  
• Пение в унисон;
• Пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
• Транспонирование несложных мелодий.  

Воспитание чувства метроритма

• Ощущение равномерности пульсирующих долей;
• Осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
• Повторение ритмического рисунка;
• Сольмизация музыкальных примеров;
• Исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без

• Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.


Воспитание музыкального восприятия

• Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
• Анализ несложных мелодических оборотов.

Музыкальный диктант

• Подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на слог;
• Письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
• Запись ритмического рисунка;

• Фотодиктант.

 

Воспитание творческих навыков

• Допевание мелодии на нейтральный слог;  
• Устное сочинение мелодий на заданный ритм и текст;

• Сочинение простого ритмического сопровождения к несложным мелодиям.

                                                          8

Теоретические сведения

• Музыкальный звук и его свойства, регистры, октавы;
• Скрипичный ключ и ноты 1 октавы, басовый ключ;
• Метр, ритм;
• Динамика, мелодия, аккомпанемент;
• Тон, полутон, знаки альтерации;
• Мажорный и минорный лады;

• Такт тактовая черта;

•Размеры 2\4, 3\4;

• Звукоряд, гамма, ступени гаммы, тетрахорд;

• Устойчивые и неустойчивые ступени, тоника;  
• Вводные ступени лада, разрешение;
• Тональности С, G, F dur.  

Второй год обучения

Вокально-интонационные навыки и сольфеджирование  

• Пение гамм и упражнений, ступеней или отельных мелодических попевок, тетрахордов;
• Пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
• Пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
• Транспонирование мелодий в пройденных тональностях;
• Пение мелодий, включающих  движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы,

  скачки на тонику;
• Целая нота, размер 4\4,

• Паузы целые, половинные, четвертные и восьмые;
• Ритмические длительности в размерах 2\4,3\4.


Воспитание чувства метроритма


• Повторение ритмического рисунка ритмослогами;
• Дирижирование в размерах 2\4, 3\4, 4\4;
• Сольмизация музыкальных примеров;
• Простукивание ритмического рисунка мелодии по ритмокарточкам;
• Ритмическое остинато, ритмический канон;
• Узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
• Ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
• Ритмический диктант.

Воспитание музыкального восприятия


• Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада,  

  количества фраз, размера, динамических оттенков, темпа и устойчивости отдельных

  оборотов;
• Определение трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
• Анализ несложных мелодий, включающих движение по звукам тонического трезвучия;
• Определение по слуху консонируюших и диссонирующих, широких и узких, малых и

   больших интервалов.  

                                                             9  

Музыкальный диктант

• Подготовительные упражнения;
• Запись ритмического рисунка знакомых мелодий;

 • Фотодиктант.

Воспитание творческих навыков

 

• Допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
• Сочинение мелодических вариантов фразы;
• Сочинение мелодии на заданные слова;
• Рисунки к прослушиваемым произведениям.

Теоретические сведения

• Параллельные тональности.  
• Три вида минора;  
• Общие понятия об интервалах: консрнирующие и диссонирующие, широкие и узкие,

   мажорные и минорные;  
• Аккорд, трезвучие, тоническое трезвучие;  
• Знак альтерации бекар;  
• Длительности целая и половинная;  
• Размер 4\4 ;  
• Знаки сокращенного письма;  
• Мажорные и минорные тональности до 2 знаков при ключе.

Третий год обучения


Вокально-интонационные навыки и сольфеджирование

• Пение мажорных и минорных гамм (3 вида);
• Пение тонических трезвучий;  
• Пение мелодических оборотов, включающих в себя движение по звукам тетрахордов,

  тонического трезвучия, элементов опевания;

• Транспонирование несложных мелодий в пройденных тональностях;

• Пение более сложных песен.


Воспитание чувства метроритма


• Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;
• Исполнение ритмических партитур двумя руками в ансамбле;
• Ритмический диктант;
• Сольмизация примеров.

                                                             
10

Воспитание музыкального восприятия

• Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада,

   количества фраз, размера, динамических оттенков, темпа, ритмических особенностей.  
• Определение на слух простых интервалов в мелодическом и гармоническом звучании ;

• Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, доминантового скптаккорда; р.;
• Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического

   трезвучия.

Музыкальный диктант

• Все формы устного диктанта;
• Фотодиктант;

• Запись мелодий с предварительным разбором (4 такта).

Воспитание творческих навыков


• Подбор аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада;
• Сочинение мелодий на заданные стихи;
• Импровизация ответного предложения в параллельной тональности.

Теоретические сведения

• Простые интервалы;  
• Главные ступени и главные трезвучия лада;  
• Доминантовый септаккорд;  
• Секвенция;  
• Период;

• Нота с точкой;

• Размеры 3\8, 6\8
• Мажорные и минорные тональности до 3 знаков при ключе.

III.      Контроль и оценка результатов освоения предмета

Контроль и оценка результатов освоения предмета «Окружающий мир и музыка» осуществляется преподавателем,  как в процессе поведения практических занятий, так и путем различных проверочных работ: тестов, викторин, зачетов. В конце каждой четверти проводится контрольный урок, в ходе которого устанавливается уровень знаний по пройденному материалу.

Уровень знаний оценивается по пятибалльной системе.

                                                               11

IV.      Список рекомендуемой учебно-методической литературы

       

           1. Андреева М. «От примы до октавы» ч.1 М., 1992

2. Андреева М. «От примы до октавы» ч. 2 М., 1990

3. Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять»Тетради 1-3 СП,

2007

4. Быканова Е., Стоклицкая Т. «Музыкальные диктанты» для I-IV классов М., 1993

5. Белая Н. «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках» ч.1 и ч.2 СП., 1990

6. Блюм Д. «Гармоническое сольфеджио» М., 1991

7. Давыдова Е. «Сольфеджио» для 4 класса М., 1989

8. Давыдова Е., Запорожец С. «Музыкальная грамота» вып.3 М., 1971

9. Давыдова Е. «Сольфеджио» 5 класс М., 1987

10. Драгомиров П. «Сольфеджио» М., 1967

11. Зебряк Т. «Играем на уроках сольфеджио» М., 1990

12. Золина Е. «Домашние задания по сольфеджио» 1  класс М., 2000

13. Золина Е. «Домашние задания по сольфеджио» 2 класс М., 2000

14. Золина Е. «Домашние задания по сольфеджио 3 класс М., 2000

15.  Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» Младшие классы М., 2007

16.  Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей» М., 2003

17.  Калинина Г. «Пособие по сольфеджио» 1 класс М., 1998

18.  Калинина Г. «Пособие по сольфеджио» 2 класс 1997

19.  Калинина Г. «Пособие по сольфеджио» 3 класс М. 2001

20.  Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио» М., 2003

21. Лёхина Л. «Аккордовые сказки для больших и маленьких». Учебно-игровое пособие М., 2012

                                                       12

22.  Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем Сольфеджио 2 класс СП., 1992

23.  Никитина И. Сольфеджио 1-2 класс ДМШ М., 2008

24. Оводенко С. «Учебное пособие по сольфеджио для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Астрахань 2003

25. Панова Н. «Рабочая тетрадь. Прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся 1 класса» М., 2008

26. Фролова Ю. «Сольфеджио» 2 класс Ростов-на-Дону, 2009

27. Фролова «Сольфеджио» 3 класс Ростов-на-Дону, 2009

28. Фридкин Г. Практическое руков