теоретический конкурс "Смайлики от сольфеджио"

Кабанова Лариса Александровна

сценарий теоретического конкурса для учащихся 1-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smayliki_ot_solfedzhio_dokument_microsoft_office_word.docx33.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Положение о проведении внутришкольного конкурса по сольфеджио

                      «Турнир «Смайлики от сольфеджио»  

I.   Цель проведения мероприятия:

Развитие творческих навыков учащихся в рамках предмета сольфеджио.

II.   Задачи проведения мероприятия:

1. Повысить интерес учащихся к предмету сольфеджио путем использования в игровой форме полученных в процессе обучения знаний и навыков.

2.  Привить учащимся разных возрастов навыки совместной творческой деятельности.

3. Активизировать внеклассную работу по предмету сольфеджио.

III.    Участники мероприятия:

1. Группа «Надежда» (класс дошкольного обучения пед. Кабанова Л А.)

2. Группы «Мажорки  и «Минорки» (1 класс по пятилетней программе обучения, пед. Кабанова Л. А).

3. Группы «Диезки» и «Маэстро» (2 класс по пятилетней программе обучения, пед. Кабанова Л.А.).

4. Группа «Рондо» (3 класс по пятилетней программе обучения, пед. Кабанова Л. А.).

4. Группы «Крещендо» и «Форте» (4 класс по пятилетней программе обучения, пед. Кабанова Л.А.).

IV.   В сценарий мероприятия включены следующие конкурсы:

1. «Поэзия о музыке»  (чтение стихов российских поэтов о музыке).

2. «Занимательное сольфеджио» (выявление навыков сольфеджирования)

3. «Конкурс эрудитов»  (выявление знаний по музыкальной литературе)

4. «Устойчивые ступени» (выявление теоретических знаний)

5. «Барабан был плох, барабанщик – бог» (выявление ритмических навыков).  

В основе заданий конкурсов лежат сведения и навыки, полученные на уроках сольфеджио.

V.  Награждение:

1. По итогам конкурсов жюри присуждает 1 и 2 место участникам турнира.

2. Путем зрительского голосования одной из групп поддержки, принимавшей участие в турнире, присуждается «Приз зрительских симпатий».

3. Все участники турнира награждаются памятными сувенирами.

Автор сценария: Кабанова Л.А.

Ведущая: Кабанова Л.А.

Реквизит для проведения конкурсов: Кабанова Л.А.

Концертмейстер: Чупрынина И.В.

         Сценарий  внутришкольного конкурса по сольфеджио

                      «Турнир «Смайлики от сольфеджио»  

1. Приветствие

Ведущая:

Добрый вечер уважаемы зрители!

Сегодня мы пригласили вас на не совсем обычный турнир. Он называется «Смайлики от сольфеджио».  С вашего позволения я скажу несколько слов о том, как возникла идея проведения этого соревнования, и почему оно так называется.

Дело в том, что многие ученики считают, что  сольфеджио – это не очень интересный, зато очень сложный предмет. Но это не совсем так, потому что неинтересно и трудно бывает только тем, кто не хочет заниматься этим предметом. Но в этом случае сложной и неинтересной может оказаться и математика, и история, и вообще любая другая наука. И сегодня ребята, участники этой встречи,  покажут вам, что сольфеджио может быть очень разным: серьезным, увлекательным, интересным и даже смешным.  

Для этого мы выбрали не совсем обычный формат встречи – это турнир.  Турнир - это немецкое слово, которое имеет несколько значений. Появилось оно в средневековой Германии. Турниром называли  соревнование двух рыцарей. Это были такие красочные средневековые   шоу, когда                             два самых ловких,  умелых, сильных рыцаря соревновались в различных воинских умениях – во владении оружием и приемами конного и пешего боя,  умением управлять лошадью и т.д.  Обязательным условием первых турниров было правило – не нанести ни малейшего вреда сопернику. Но со временем турниры становились все более жестокими, рыцари наносили друг другу раны, иногда  даже смертельные. И поэтому турниры со временем были запрещены.

Наш турнир пройдет в лучших средневековых традициях, потому цель его участников – не во что бы то ни стало добиться победы, а показать, что они знают и умеют делать по предмету сольфеджио.  

У турнира и нашего соревнования есть еще одно сходство. У рыцарей было много помощников – оруженосцы, конюшие, мейстерзингеры – это певцы, которые в песнях восхваляли каждый своего рыцаря. У наших рыцарей тоже есть свои помощники, и с ними мы будем знакомиться постепенно в  ходе нашей встречи.

Вот с турниром мы разобрались, теперь переходим к смайликам. Вы, конечно, знаете, как много интересного сейчас можно найти в Интернете. Там можно узнать новости, скачать музыку, посмотреть фильм, пообщаться с друзьями. Поэтому давайте вообразим, что наш турнир происходит в виртуальном пространстве. И тогда  появление смайликов сразу становится понятным. Ведь эти картинки, которые мы посылаем в сообщениях своим друзьям, передают наше самое разное настроение.  Так и сегодняшние конкурсы покажут самые разные стороны сольфеджио.

2.  Представление жюри

Поскольку у нас сегодня все-таки соревнование, то в нем должны быть  судьи. И я хочу представить вам наше жюри.  

1.Стародубова С.Е.- зав.фортепианным отделом нашей школы.

2. Кутузова Л.В. – зав. Теоретическим отделом.

3. В жюри сегодня будут и родители. Это ….

4. И председатель жюри – завуч школы Грекова С. А.

3. Представление участников

Ведущая:

Чтобы еще раз подчеркнуть совершенно мирный характер нашего музыкального состязания, мы решили, что в роли рыцарей сегодня выступят                    

девочка и мальчик.  Это ученики 3 класса из группы «Рондо» Настя  Бусуркина и Володя Куликов. Я думаю, что при таком составе абсолютное благородство в сражении будет обеспечено. И если выиграет Настя, то… Впрочем, не будем торопить события. Настя, скажи, а что будет, если ты проиграешь?  

Ответ:

Ведущая:

А что нам скажет Володя?

Ответ:

Ведущая:

Ну, что же! Можно начинать. Но прежде, чем начнутся конкурсы, я попрошу участников обменяться визитными карточками. И, как вы догадываетесь, они будут музыкальными.

Визитная карточка  (на музыку Олега Митяева «Изгиб гитары желтой»)

Володя: Изгиб гитары желтой я редко обнимаю…

Настя:  И мне б за фортепьяно почаще посидеть…

Вместе: А вот на что нам время конкретно не хватает -

               Так это чтобы взять и всем сольфеджио попеть!

Настя: История, английский, по физике зачеты!

Володя: Доклады, рефераты!

Настя:   Про тесты не забудь!

Володя: Хип-хоп, футбол, бассейн, а в среду – репетитор!

 Настя: Но руки до сольфеджио  дойдут когда-нибудь!

Володя: Ой, что сейчас начнется!

Настя: Сейчас начнется конкурс!

Володя: А может, Настя, сразу тебе цветы и приз?!

Настя:   А зрителей куда же? А что жюри нам скажет?

Володя: А вдруг не проиграю?! Вот будет всем сюрприз!

4. Конкурс «Надежда»

Звучат позывные вирусной рекламы, входят ученики подготовительного отделения.

Ведущая: А что здесь делает группа «Надежда»?

Шапошников Никита:  Вы же сами сказали, что мы в Интернете…

Ведущая: Да, сказала…

Никита:  А вы разве не знаете, что в Интернете бывает вирусная реклама?

Ведущая: Знаю, конечно. Появляется, когда хочет, и пока ее не посмотришь – дальше ничего не увидишь.

Никита: А вот мы сегодня и есть вирусная реклама. И придется вам нас послушать.

 Ведущая: Ну почему же «придется»… Мы будем рады узнать, какой сюрприз вы нам приготовили.

Звучит театрализованная песня  «Я на скрипочке играю».

Ведущая:

 

Большое спасибо за выступление. Теперь проходите в зал и будьте нашими гостями…

Юля:

Минуточку!

Ведущая:

- Что такое?

Юля:

- Вот всегда так! Вы думаете, что если мы самые маленькие в школе, то нам и спросить нечего? Вы думаете, что мы ничего не знаем?

Ведущая:

Наверное, что-то уже знаете…

Аня:

 Вот что знаем, про то и спросим!

Ведущая:

 Хорошо, мы слушаем ваши вопросы.

Никита:

А они у нас музыкальные. Мы их будем петь!

Ведущая:

И кому же вы споете свой первый вопрос?

Юля:

- Первый вопрос будет Насте! Только слушай внимательно!

Звучит песенка «Скрипичный ключ»

Ой, смотри! Какой замок! Не попасть нам к нотам!

Ключ скрипичный, отвори в музыку ворота!

Нас встречает нота «соль» на второй линейке.

Ключ скрипичный с ней сидит на одной скамейке.

Ведущая:

Извините, но я никакого вопроса не услышала…

Никита:

А вопрос такой: « Почему нота соль и скрипичный ключ сидят на одной скамейке?

Ответ Насти

Аня:

 Правильно!

Ведущая:

А теперь, я думаю, вопрос Володе?

Звучит песенка «Нотоносец»

Идет по пустыне верблюд, тяжелую ношу несет.

А стан музыкальный зовут нотоносец

Он тоже верблюд – но для нот!

Ведущая:

А здесь тоже какая-то хитрость?

Слава:

Конечно! Скажи, сколько горбов у музыкального верблюда-нотоносца?

Ответ Володи.

Ведущая:

Ну, если ваши сюрпризы закончились – проходите в зал.

5. Конкурс «Поэзия о музыке»

Ведущая:

Наш первый конкурс называется «Поэзия о музыке». Сейчас вы услышите два стихотворения об австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Музыку этого великого композитора играли и до сих пор играют и поют и прославленные музыканты, и начинающие музыканты. А о его необыкновенной судьбе писали и продолжают писать историки, поэты, писатели. В жизни Моцарта было много необычного.  И одна из легенд, связанная с его именем -  это тайна его смерти. Есть романтическая история, что Моцарта отравил его современник, тоже композитор – Сальери. А сделал он это потому что завидовал таланту Моцарта и его славе.  О жизни и творчестве Моцарта кто-то уже узнал, а кому-то еще предстоит узнать на уроках музыкальной литературы. А пока слушаем стихи.

Максимальная оценка этого конкурса – 2 балла.

Звучат стихотворения  в исполнении конкурсантов.

 

6. Музыкальная пауза

Ведущая:

Пока жюри подводит итоги, мы уходим на музыкальную паузу.  

Вы все хорошо знаете, какое большое значение имеет для музыканта хорошее чувство ритма. И когда у ребят уже есть определенные навыки, то даже несложные ритмические упражнения вполне можно превратить в настоящий концертный номер. И вы сейчас можете в этом сами убедиться.

Звучит  песня Зацепина на слова Дербенева из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении учеников 2 класса групп «Диезки» и «Маэстро».

 

Итоги  конкурса «Поэзия о музыке»  

7. Конкурс «Устойчивые ступени»

Наш второй конкурс называется «Устойчивые ступени» и с его помощью мы сейчас узнаем, насколько хорошо наши главные частники знают теорию музыки. Возникает вопрос: почему у конкурса такое название? Даже первоклассники уже знают, что устойчивые ступени – это одно из самых главных и основных понятий в музыке.  Они – основа лада, его стержень. И если основой лада являются устойчивые ступени, то основой практических занятий музыкой является теория. Невозможно научиться играть на инструменте, если не знаешь нот, не понимаешь, что такое знаки альтерации, размер, динамические  оттенки, как строятся аккорды и т.д. Поэтому теорию нужно не просто знать, а знать очень хорошо.

Конкурс будет проходить следующим образом. В течение 2-х минут я буду по очереди задавать вопросы участникам, а они на них будут отвечать. Если кто-то из них ответа не знает, или не уверен, что он будет правильным, то можно сказать «дальше», пропустить вопрос. Победит тот, кто за две минуты даст больше правильных ответов.

Каждый правильный ответ оценивается в полбалла, потом эти половинки баллов складываются, и получается общая оценка за этот конкурс.

Вопросы участникам – в приложении к сценарию.  

 

8. Пока жюри подводит итоги для зрителей опять музыкальная пауза.

Звучит песня  Б. Потемкина «Пой, Вася!» в исполнении учеников 2 класса групп «Диезки» и «Маэстро».  

                                7

9. Конкурс «Занимательное сольфеджио»

Перед началом конкурса хочу рассказать вам одну историю. На уроке сольфеджио мы много поем. И однажды один из учеников -  он сейчас тоже в зале – говорит: «Ну что мы все поем и поем!  Ведь у нас сольфеджио, а не хор!» Пришлось ему напомнить, что такое сольфеджио. Это итальянское слово произошло от сложения названий двух нот – соль и фа. Сольфеджио в музыке называют вокальные упражнения, которые поются без текста, но при пении мелодии называется каждая её нота. Пение мелодий сольфеджио очень полезно для развития слуха.

Сейчас мы услышим, как умеют петь сольфеджио  наши конкурсанты. А чтобы их выступления не очень напоминали урок, мы постарались превратить сольфеджирование в концертный номер. Жюри оценивает, насколько удался опыт.

За этот конкурс можно получить не больше 3-х баллов.  

Помогать Насте будут ученики 1 класса групп «Мажорки  и «Минорки». А помощь потребуется обязательно, потому что элемент сольфеджирования включен в обычную песню.  

Звучит песня «Маленький кузнечик» с элементом вальса «Осенний сон»

Ведущая:

А теперь очередь Володи. Ему тоже будут помогать ученики из групп «Мажорки»  и «Минорки».  

Звучит песня «Замечательный сосед».

10. «Конкурс эрудитов»

Ведущая:

Следующий конкурс совсем простой. Одно из самых распространенных занятий, которым, наверное, на досуге занимается каждый, -  это разгадывание сканвордов. И сейчас я предлагаю нашим участникам разгадать сканворд, но здесь они должны будут продемонстрировать свои знания не по сольфеджио, а по музыкальной литературе. Условия такие: чтобы угадать слова, которые расположены по горизонтали, нужно ответить на вопросы.        

Но в слове, которое должно получиться по вертикали, пропущено две буквы. Нужно догадаться, что это за буквы, вписать их в сетку. А когда получится слово – нужно дать ему определение. И если все это будет выполнено, то можно заработать целых 2 балла.

11. Музыкальная пауза.

Участники ушли разгадывать свои сканворды, а мы  смотрим и слушаем выступление учеников 4 класса. Это тоже будет песня, и тоже не совсем обычная. В нее включен уже довольно сложный элемент сольфеджио – интонационные   упражнения.  

Звучит песня «Дожди стекают по стеклу» в учеников 4 класса групп «Крещендо» и «Форте».  

Подведение итого конкурса сканвордов  

Ведущая:

Жюри готовиться к объявлению оценок сразу за 2 конкурса, а я предупреждаю наших зрителей, что им тоже придется побывать в роли  жюри. У нас есть приз «Зрительских симпатий». И присудить его должны сами зрители.

У нас остался еще один конкурс, поэтому у вас есть время подумать, кто из помощников наших участников вам больше всего понравился. Голосуем децибелами – победителем станет та группа, которой будут хлопать громче всех. Группа малышей не голосуется – они самые лучшие и как говорят профессиональные артисты – сыграть лучше, чем ребенок – невозможно. Они вне конкуренции.

12. Оценки за конкурс «Занимательное сольфеджио» и «Конкурс эрудитов».

13. Конкурс «Барабан был плох, барабанщик – бог…»

Уже из названия понятно, что конкурс будет связан с ритмом. Вы услышите ритмическое  сопровождение к двум очень известным пьесам, которые композиторы-классики написали специально для обучения детей игре на фортепиано.  Это «Немецкая песенка» из сборника «Детский альбом» русского композитора П.И. Чайковского. Все пьесы из этого альбома композитор написал для своего племянника, когда тот начал учиться игре на фортепиано.

Вторая пьеса - «Смелый наездник» - входит в «Юношеский альбом» Роберта Шумана.

Звучат пьесы с ритмическим сопровождением.

14. Награждение участников

Прежде, чем будут подведены окончательные итоги, мы хотим поблагодарить нашего концертмейстера Ирину Владимировну, которая помогала нам в проведении всех конкурсов.

1. Награждение Группы «Надежда».

2. Приз зрительских симпатий.

3. Оценки за конкурс «Барабан…» и общий счет.

4. Награждение оставшихся групп.

5. Награждение победителей.

15. Заключение

Ведущая:

Все участники сегодняшней встречи благодарят зрителей за то, что они так активно болели, внимательно слушали и громко хлопали. А я надеюсь, что в зале были и такие люди, которые перестали думать, что сольфеджио – это трудный и скучный предмет. До новых встреч!

Приложение

1. В конкурсах использованы тексты песен поэтов: Т. Волгиной, А. Кушнера, И. Баринского, Л. Дербенева, Б. Потемкина.  

2. В конкурсах использована музыка композиторов:

     П.И. Чайковского, Р. Шумана, О. Митяева, А. Филиппенко , Г. Гладкова,  В. Щукина, А. Аленикова, А. Зацепина,  Б Потемкина, А. Джойса.

3. Вопросы конкурса «Устойчивые ступени»

1 участник

1. Какой интервал ты не сможешь сыграть гармоническом виде?

2. Как по-другому называется нотоносец?

3. Что после ключа пишется раньше - размер или ключевые знаки?

4. При построении интервала сначала определяется его количественная величина или качественная величина?

5.  Одноименные тональности имеют одинаковые тоники или одинаковые ключевые знаки?

6. Чтобы постепенно перейти от форте к пиано нужен знак крещендо или диминуэндо?

7. Как по-итальянски будет «четыре»?

8. Мажорное трезвучие начинается с большой терции или с малой терции?

9. Ритм записывается нотами различной высоты или нотами различной длительности?

10. Может ли в звукоряде встретиться последовательность звуков до-ми?

11. Какой звук будет 7 ступенью тональности соль мажор?

12. С какого звука начинается верхний тетрахорд гаммы ре мажор?

2 участник

1. Сколько простых интервалов можно построить в пределах одной октавы?

2. Какой знак препинания нашел применение в нотной записи?

3. Какой знак используется для записи точного повторения части мелодии?

4. В мелодическом виде интервала звуки звучат одновременно или последовательно?

5. Параллельные тональности звучат на одной высоте или имеют одни и те же ключевые знаки?

6. Как называется знак два форте?  

7. Как по-итальянски будет «два»?

8. Может ли в минорном трезвучии прозвучать интервал секунда?

9. В результате транспонирования меняется высота звучания мелодии или громкость звучания мелодии?

10. Как называется ступень, которая в гамме звучит дважды?

11. Какой звук будет 7 ступенью тональности ре мажор?

12. С какого звука начинается нижний тетрахорд гаммы си бемоль мажор?

Вопросы для сканвордов

1 участник

1. Литературное содержание оперы, балета (либретто).

2. Деревянный духовой инструмент (флейта).

3. Оркестровое вступление к опере, балету (увертюра).

4. Вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах (балет).

2 участник

1. Музыкальная или вокальная пьеса для четырех инструментов (квартет).

2. Публичное исполнение музыкальных, хореографических, декламационных номеров (концерт).

3. Законченный сольный вокальный номер, который звучит  опере в сопровождении оркестра (ария).

4. Высокий мужской певческий голос (тенор).

Оценка конкурсов

Название конкурса

  1 участник  

 2 участник

1

«Поэзия о музыке»

Максимальное количество баллов -2

В сумме:

В сумме

2

«Занимательное сольфеджио»

Максимальное количество баллов – 3

В сумме:

В сумме:

 

3

«Устойчивые ступени»

Каждый правильный ответ- 0,5 балла. Результат суммируется.

В сумме:

В сумме:

4

«Конкурс эрудитов»

Максимальное количество баллов – 2

В сумме:

В сумме:

5

«Барабан был плох, барабанщик – бог»

Максимальное количество баллов – 3

В сумме:

И того:

В сумме:

И того: