Виды диктантов на начальном этапе обучения

Кабанова Лариса Александровна

конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_dokument_microsoft_office_word.docx22.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект проведения мастер-класса

Тема «Различные виды диктантов на начальном этапе обучения»

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения различных видов диктантов на начальном этапе обучения.

Мы все хорошо знаем, что диктант, пожалуй, самый сложный вид работы на уроках сольфеджио. И вот почему.

Написание диктанта связано с двумя очень важными умениями, которыми должны владеть наши ученики. Первое - это умение анализировать музыкальный материал, что подразумевает осознание отдельных значимых элементов мелодии, предложенной для записи. И второе – синтезировать, т.е. умение из отдельных элементов создавать единое целое.

При этом мы понимаем, что анализ предполагает определенный багаж теоретических знаний. Таким образом получается, что  написание даже самых простых музыкальных диктантов требует большой подготовительной работы и времени.

Но на уроках его всегда очень и очень не хватает, поэтому диктант  часто является камнем преткновения. Учащиеся (кроме детей с абсолютным слухом) чувствуют себя крайне неуверенно, пишут наугад, боятся оценок. И в результате у многих формируется отрицательное психологическое состояние, которое даже имеет название – диктантобоязнь.

Есть три момента, которые, как мне кажется, могут помочь в преодолении этой проблемы.

1. Диктанты нужно писать как можно чаще.

Пусть они будут совсем короткими, но чем чаще у ребенка будет возможность услышать и записать какой-то элемент ритма или мелодии, тем увереннее он сможет «узнать» его в любом музыкальном тексте.

2. Диктанты не должны быть трудными.  

Во-первых, сложный диктант требует много времени для разбора, и не факт, что он будет написан учеником самостоятельно, а не «разжеван» педагогом.

Во-вторых, у ребенка не возникает чувства неполноценности от того, что он не справился с заданием.

3. Переходить к следующему уровню написания диктантов, будь то  вид, сложность, объем следует только после того, как усвоен предыдущий уровень.

Любой диктант – это письменный вид работы

 И здесь возникает еще одна проблема, начинать решать которую нужно буквально с первого урока.

Я имею ввиду навыки нотного письма.

В настоящее время существует множество пособий по сольфеджио. И это палка о двух концах. С одной стороны, работа по ним экономит время.

Но с другой стороны, если от ученика требуется только написать ноту, что-то подчеркнуть или закрасить, поставить стрелочку, у него практически нет возможности научиться нотному письму.

И когда приходит время писать диктанты, то начинаются большие сложности: такты не одинаковой ширины, неправильно написанные знаки альтерации и ключи, и самое главное – жирные «колеса» нот, которые так же долго пишутся, как при необходимости стираются.

Поэтому с первых уроков необходимо приступать к вырабатыванию у детей нотного почерка: учить делить нотную строку на такты, писать прописи ( ноты разных длительностей, знаки альтерации, ключи и т.д.), а в дальнейшем постоянно предлагать в качестве домашнего задания переписывать мелодии.

В качестве проверки  я вплоть до третьего класса провожу контрольные списывания  мелодий.

К подготовительной работе над написанием диктантов мы приступаем с первых уроков.

Для этого я использую элементы зрительного диктанта,  так называемые зрительные  упражнения.

Писать такие упражнения можно буквально на каждом уроке.  

Например, прошли ноты первой октавы. Я пишу на доске 3-4 ноты. Потом запись стираю, а дети записывают то, что запомнили.

То же самое можно делать после прохождения различных длительностей, знаков альтерации, правописание штилей и т.д.

Можно разнообразить этот вид работы, используя так называемый «Незнайкин диктант», когда при записи примеров на доске педагог умышленно допускает ошибки, а ученики должны исправить их.  

(Приложение: пример №1)

Следующий этапом является уже полноценный зрительный диктант. И хотя методика не рекомендует долго задерживаться на этом виде диктантов, т.к. их задача довольно узкая – развивать зрительную память – мы пишем их и в первом, и во втором классе.

Сейчас мы с ребятами покажем, как у нас проходит этот вид работы.

Написание зрительного диктанта

(Приложение: пример№2)

Ритмический диктант

Это большой и сложный этап в написании диктантов.

Ему предшествует длительный период пения попевок с простукиванием ритма без  его графического фиксирования. И только после того, как навык закрепился, можно приступать к записи ритмических диктантов.

Запись ритмического диктанта состоит из трех основных моментов:

- фиксирование длительности звуков;

- деления ритмической записи на такты;

- группировка длительностей в такте.

Поэтому в обучении писать ритмические диктанты тоже предполагается три этапа.

1. Сначала мы учимся записывать, из скольких звуков состоит мелодия и фиксируем их длительности (на начальном этапе это только восьмые и четвертные длительности).

2. После прохождения темы «Размер»  начинаем делить ритмическую запись на такты

3. После прохождения темы «Группировка длительностей в такте» начинаем группировать восьмые длительности в такте по долям.

Здесь нужно учесть один важный момент: необходимо научить учеников записывать ритм в реальном времени.  Для этого я использую короткие попевки.

Написание ритмического диктанта

Мелодический диктант

1. Важно правильно выбрать музыкальный материал для диктанта. Быстрее и лучше всего запоминается то, что нравится, поэтому лучше выбирать красивые мелодии.  

2. При выборе диктанта обязательно учитывается пройденный материал. Педагог должен опираться на то, что знакомо.

3.  Материал должен усложняться последовательно, постепенно и подходить к записи музыкального диктанта тоже надо постепенно, заранее подготавливать детей к этому сложному процессу.        

   Процесс записи диктанта включает в себя предварительное его прослушивание, обсуждение и собственно запись при многократном проигрывании мелодии. Педагог должен стремится к тому, что бы ученики охватили мелодию диктанта целиком, а не отдельные звуки, чтобы они умели набросать всю мелодию, пропуская неясные места.

Очень важно отводить место предварительному анализу. Он включает в себя определение метрической пульсации (размера), чёткое дирижирование, запоминание мелодии внутренним слухом, анализ формы, разбор движения мелодии.  

Подготовительные формы музыкального диктанта

1. Переписывание нотного текста, причём переписывается, только то, что знакомо, чтобы закреплять связь между видимым и слышимым и такая форма развивает внутренний слух.

2. Письменное транспонирование знакомых мелодий.  

3. Проведение устных диктантов, когда небольшая мелодия проигрывается, пропевается учащимися, на какой- то слог, а затем с названиями нот.

4. Серьёзной подготовкой и приобщением к диктанту  является записывание нотами всесторонне проработанного номера по сольфеджио или какого-либо интонационного упражнения. Например, в первом классе  большая роль отводится запоминанию мелодического движения по ступеням мажорного лада: I-II-III, III-II-I, III-IV-V, V-IV-III, V-IV-III-II-I, V-IV-V-IV-III-II-I, а также мелодических оборотов, построенных на секундовых сочетаниях устойчивых ступеней лада с неустойчивыми. Сначала происходит интонационное, т.е. «внешнее» освоение этих оборотов во время пропевания ступеней.

Лишь после длительного выполнения таких упражнений, можно преступать к записи музыкального диктанта.

Учащихся сразу надо приучать к определённому порядку при записи диктанта.

1. Перед началом диктанта определяется его тональность.

2. После первого проигрывания определяются размер, структура, есть или нет повторы, с какой ноты начинается и заканчивается диктант.

3. После второго проигрывания уточняется  количество фраз, их строение, уточняется количество тактов в каждой фразе.

Время записи диктанта зависит от его сложности.

Написание мелодического диктанта

Гармонический диктант

Этот вид диктанта обычно называют определением по слуху или слуховой анализ. Но, по сути, это тоже разновидность диктанта.

В идеале этот вид работы предполагает запись услышанных интервалов или аккордов от определенного звука или в тональности. Но до этого дело не доходит даже в старших классах, поэтому слуховой анализ сводится к тому, что учащиеся просто фиксируют принятыми обозначениями то, что услышали.  

На начальном этапе в гармонический диктант включаются определения ладов, трех видов минора, мажорного и минорного трезвучий.

По мере прохождения теоретического материала в следующих классах  в диктант добавляются интервалы, обращения трезвучий и т.д.

В группах, где ученики занимаются по классу фортепиано или у них есть общее фортепиано, можно проводить проверку диктанта с построение услышанных примеров на инструменте.

Написание гармонического диктанта

Теоретический диктант

Теоретический диктант – очень полезный и продуктивный вид работы.

- Он дает возможность одновременно у всего класса выяснить, насколько хорошо усвоен теоретический материал. Причем, это будут индивидуальные ответы, тогда как при устном опросе задать вопрос можно только одному ученику.  

- Как минимум два раза ученик слышит правильную формулировку определения какого-либо музыкального термина или понятия, что откладывается в памяти.

- Дает возможность достаточно часто повторять теоретические сведения, т.к. в диктант можно включать любые вопросы.

Методика написания теоретического диктанта очень простая. Обычно я составляю 10 вопросов, на которые ученики дают короткие ответы в специальных карточках, которые у них есть в рабочих тетрадях.

Каждый правильный или не правильный ответ оценивается в 0,5  балла. Контроль проводится  путем самопроверки, все неверные ответы зачеркиваются и их «стоимость» вычитается из  высшего балла. Одну тетрадь (на выбор) проверяет педагог.

Написание теоретического диктанта

Словарный диктант

Этот вид диктата, как мне кажется, тоже совершенно необходим в процессе обучения.

Собственно, к развитию слуха, чувства ритма, памяти это отношения не имеет. Но  словарные диктанты расширяют словарный запас музыкальных терминов, учат правильно употреблять их в речи. Поэтому словарные диктанты можно рассматривать и как способ расширения словарного запаса музыканта, и как воспитание образованного, эрудированного, грамотного человека. Эта форма работы, которая занимает совсем немного времени, особенно полезна и нужна , т.к. в последнее время отмечается все возрастающая безграмотность наших детей и недостаточное владение литературной речью.

Словарный диктант состоит из 5-10 слов, пишется на специальных карточках, которые в рабочих тетрадях.

Написание словарного диктанта