Концертная программа, посвященная творчеству С.Прокофьева и Д.Шостаковича

Сценарий общешкольного мероприятия  для  учащихся 2-8 классов музыкальной школы. Содержит много интересных фактов о композиторах, истории создания произведений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Концертная программа, посвященная творчеству

С.Прокофьева и Д.Шостаковича

Звучат позывные Всесоюзного радио

Ведущая: Добрый день, уважаемые любители музыки! Мы рады приветствовать Вас в концертном зале ДМХШ «Апрель»! Героями нашей концертной программы станут два выдающихся советских композитора, чьи юбилеи мы отметим в 2016 году Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

Открывает наш концерт песня Дмитрия Шостаковича «Родина слышит» в исполнении младшего хора.

Шостакович «Родина слышит»

Ведущая: XX век –  бурное время, когда происходили страшные войны и великие завоевания науки, когда мир погружался в апатию и вновь восставал из пепла. Век, когда люди теряли и снова находили искусство, когда рождалась новая музыка, новая живопись, новая картина вселенной.

Век, когда классические мелодии начали звучать тише, менее ярко для людей взрослых, но в то же время раскрыли свой удивительный потенциал для юного поколения. Можно даже сказать, что в определенном смысле, начиная с XX века, классика утратила нечто важное для взрослых, но как-то особенно живо зазвучала для детей.

Сергей Сергеевич Прокофьев – фигура заметная среди музыкантов двадцатого столетия. Он был самым знаменитым композитором Советского Союза и в то же время стал одним из самых значительных музыкантов для всего мира.  С.Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки 20 века. Солнечная музыка Прокофьева, заряженная жизненной энергией, так дорога и близка людям, и год от года растет ее популярность у слушателей. «Советские дети должны быть особенно благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из советских композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений», - писал Шостакович.

Мир детства, запечатленный в музыке, это не просто дар детям, это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева.

Сказки легли в основу его балетов «Гадкий утенок», «Сказ о каменном цветке», а балет «Золушка» подлинный шедевр композитора.

Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

Ведущая: Юным пианистам посвятил Прокофьев альбом «Детская музыка». Двенадцать пьес, составляющих альбом, очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, занимательны своей необычной свежей мелодикой, гармонией и ритмом.

Самая серьезная из 12 пьес «Раскаяние». Правдивая и тонкая психологическая миниатюра, ранее названная композитором «Стыдно стало». Как непосредственно и трогательно звучит печальная мелодия, как искренно и «от первого лица» переданы ощущения и раздумья, охватывающие ребенка в моменты психологически сложных переживаний!

Прокофьев «Раскаяние»      Баканова И.

Ведущая: Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года.

Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец очень любил музыку и еще неплохо пел. Любовь к пению, музыке перешла к нему именно  от отца. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома.

Шостакович «Рассвет идет»   Главацкий Г.

Ведущая: Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом.

Шостакович «Вальс»              Пузранкова А.

Ведущая: Шостакович был блестящим пианистом, и в Петроградскую консерваторию  в 13-летнем возрасте поступил сразу на два отделения: фортепиано и композиции. Совет дал, Тогдашний директор Петроградской консерватории, Александр Константинович Глазунов так охарактеризовал Шостаковича в экзаменационном листе: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения...». Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». Рассказывали, что Глазунов назвал его новым Моцартом - так поразил он всех своей необыкновенной музыкальностью, прекрасной памятью, тонким слухом и композиторским даром

Шостакович «Поросята»         Коннова Л.

Ведущая: Первые опыты в сочинении музыки начались в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в это время «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Это станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора.

Шостакович «Хороший день»  Водолазова И. и Козлова В.

Ведущая: 30  годы 20 века - это была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком.

Шостакович «Любит- не любит»    Микерина А.

Шостакович «Колыбельная» Глухарева К.

Ведущая: Высокий патриотизм Шостаковича с особенной силой запечатлен в его знаменитой Седьмой симфонии, посвященной городу Ленинграду и возвращающей нас к суровым дням Великой Отечественной войны. У Седьмой симфонии удивительная судьба. Она создавалась в осажденном Ленинграде, в дни блокады города, и сделалась самым выразительным повествованием о бесстрашии и мужестве нашего народа. Порою и исполнение и слушание симфонии превращались в подвиг — такой же, каким была вся история создания этого необычного произведения: ведь музыка эта была голосом Родины для людей, оставшихся в осажденных городах, для бойцов, добывавших победу

Музыкально-поэтическим отзвуком военной поры и осталась в памяти многих «Песня о фонарике» Дмитрия Шостаковича на стихи Михаила Светлова. Родилась она в 1942 году и впервые прозвучала в одной из программ оставшегося в Москве ансамбля песни и пляски НКВД. «Песня о фонарике» нашла путь к сердцам зрителей не только благодаря прекрасной музыке и словам, но также и потому, что в те далёкие и тревожные военные ночи карманный фонарик был действительно верным другом и бессменным часовым, служил верой и правдой тысячам людей, всем кому довелось пробираться ощупью затемненными улицами городов и сел, дежурить на крышах домов во время воздушных тревог. И в этом отношении он стал своеобразным символом времени.

«Песня о Фонарике»  посвящена  Москве военной и родилась в ту суровую пору, о которой напоминают и в которую возвращают нас строки военных стихов поэта Степана Щипачёва.
В насторожённом городе темно.
Навстречу светом не блеснёт окно.
Ну что ж, пускай Москва затемнена,
Пускай огни зажжём ещё не скоро —
И затемнённая она
На свете самый светлый город.

Шостакович «Песенка о фонарике»    Гринчук К.

Ведущая: Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.

Шостакович «Молодежная»    Чурсин А.

Ведущая: В историю советской популярной песни Дмитрий Шостакович вошёл как её основоположник, написав музыку к кинофильму «Встречный».

 Кто из советских людей не пел «Песню о встречном» — она сделалась словно образом молодости нашей Родины, звуковым воплощением светлого, солнечного утра юной республики труда. Эта прекрасная песня дорога не только нам: уже через два-три года после своего рождения она буквально облетела весь свет.  

Шостакович «Песня о встречном»     Конюхова К. и Никитина Ю.

Ведущая: Музыка Дмитрия Шостаковича настолько популярна и любима, что преподаватели школы решили принять участие в нашем концерте.  Сейчас мы услышим произведение, в котором автор использовал уже хорошо знакомые нам мелодии, и самые внимательные смогут их услышать.

Шостакович «Концертино для двух фортепиано»

Исп.   Лоханина А.С. и Храмкова С.Ю.

Ведущая: «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», – так  Прокофьев видел свою роль.