Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей по теме: «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве.

Музыкальный слух, как и чувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальных способностей, без которой не может успешно осуществляться ни один вид музыкальной деятельности. Музыкальный слух и чувство музыкального ритма образуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 и музыкальных руководителей

по теме:

«Развитие музыкального слуха

в дошкольном детстве.

Музыкальный слух, как и чувство музыкального ритма, является одной из основных музыкальных способностей, без которой не может успешно осуществляться ни один вид музыкальной деятельности. Музыкальный слух и чувство музыкального ритма образуют группу сенсорных познавательных музыкальных способностей. Эта группа способностей принимает на себя основную информативную нагрузку в процессе восприятия и воспроизведения сложной, многокомпонентной музыкальной ткани. И если чувство ритма отвечает за ритмическую составляющую музыки, то музыкальный слух – за звуковысотную, тембровую и динамическую.

Восприятие высоты складывается из собственно звуковысотного и тембрового компонентов. По данным экспериментальных исследований, люди с неразвитым музыкальным слухом, в том числе и дети, на начальном этапе музыкального развития, оценивают высоту в основном по тембровой характеристике (светлота, объем звука), а обладающие хорошим звуковысотным слухом уверенно различают высоту независимо от тембра.

Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Мелодический слух имеет две основы – ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Ладового чувства достаточно для полноценного восприятия, узнавания мелодии, музыкальные слуховые представления необходимы для ее воспроизведения. Одно из наиболее элементарных проявлений ладового чувства – чувство тоники (тенденция заканчивать мелодию на тонике и воспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную).

Дети среднего дошкольного возраста в условиях воспитания в музыкальной среде хорошо воспринимают некоторые простые ладовые связи, в частности, тонико-доминантную. Эти и другие имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что становление элементарных проявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве без специальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкального окружения. Каковы же основные возрастные закономерности формирования ладового чувства и  музыкальных слуховых представлений как составляющих мелодического слуха?..

В связи с этим весьма значимыми явились исследования, проводимые Б. М. Тепловым о рассогласовании уровней развития ладового чувства и музыкальных слуховых представлений  у одних и тех же детей. Ладовое чувство оказывалось гораздо более развитым, чем музыкальные слуховые представления. Автор интерпретировал такое рассогласование как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства  и при очень слабых слуховых представлениях.

На основании этих и других имеющихся в литературе аналогичных данных была выдвинута гипотеза о, возможно, разновременном появлении в онтогенезе компонентов структуры музыкального слуха.

Если обратиться к практике музыкальных занятий в детском саду, то можно говорить о том, что уже во второй младшей группе дети способны воспроизводить динамические оттенки в процессе исполнения музыкальных произведений и соответствующие задачи перед ними уже можно ставить.

Дошкольники успешно справляются с различением тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным группам. Что касается тембров инструментов, близких по звучанию,  в особенности инструментов одной и той же подгруппы, то дети четвертого года жизни их практически не различают.

В дальнейшем с возрастом и опытом музыкальной деятельности, тембровый слух, как и другие компоненты музыкального слуха,             развивается, но различение самых близких по тембру инструментов остается задачей, которая не решается в существующих условиях музыкальных занятий. Таким образом, можно говорить о развитии в дошкольном детстве только самого элементарного тембрового слуха. Тем не менее, если  и здесь обратиться к практике музыкальных занятий, то становится понятным, почему дошкольники могут самостоятельно выбрать для оркестра детские музыкальные инструменты, соответствующие по звучанию тому или иному отрывку исполняемого музыкального произведения.

В существующих условиях музыкальных занятий, когда отсутствует прямое целенаправленное формирование ладового чувства и оно развивается как «побочный продукт» различных видов музыкальной деятельности, элементарные компоненты этой способности  формируются уже к пятому году жизни. При этом, значительный скачок в их развитии происходит на четвертом году жизни, с началом уже достаточно развернутых музыкальных занятий в детском саду.

Уровень развития второго компонента мелодического слуха – музыкальных слуховых представлений определяется по качеству интонирования мелодии голосом. Мелодический слух развивается, главным образом, в пении и игре по слуху на музыкальных инструментах. Связь развития мелодического слуха с занятиями пением, сольфеджированием всегда использовалась в практике музыкального воспитания. При этом «интонирование» не просто воспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный мир самого процесса восприятия, становится фактически его механизмом. Вокальное воспроизведение представляет собой, в сущности, детальный звуковысотный анализ музыкальной ткани. Он необходим в тех случаях и до тех пор, пока данные конкретные звуковысотные отношения не начнут восприниматься синтетически, целостно. С развитием «синтетического» восприятия необходимость в двигательном, вокальном отражении отпадет. О глубокой связи слуховых музыкальных представлений с вокальной моторикой «внутренним пением», говорили Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Л. В. Благонадежина и другие.

Таким образам, можно считать, бесспорно, ведущей роль вокализации в становлении и развитии звуковысотного слуха.

Экспериментальным путем были получены данные, выявившие шесть возрастных ступеней развития этой способности:

  • на первой ступени интонирование отсутствовало, ребенок просто проговаривал слова песни в определенном ритме, который иногда соответствовал ее ритмической структуре;
  • на второй ступени появлялось интонирование как таковое: ребенок воспроизводил голосом высоту одного-двух звуков мелодии, на которых и пропевалась вся песня. На этих двух ступенях, по экспериментальным данным, находится  (60%) детей четвертого года жизни;
  • для третьей ступени  характерно интонирование общего направления движения мелодии. На ней находится примерно равное количество детей следующих возрастных групп (от 27% детей пятого года жизни до 20% – седьмого);
  • на четвертой ступени развития интонирования мелодии  голосом на фоне воспроизведения общего направления мелодии появляется чистое интонирование отдельных  ее отрезков. Эта ступень  характерна для детей шестого (32.5 %) и седьмого (41.6%) года жизни;
  • на пятой ступени дети чисто интонируют мелодию с аккомпанементом. Ее достигают  только 28,6% детей шестого и 29,9%  детей седьмого года жизни;
  •  на шестой ступени развития этой способности те немногие старшие дошкольники, которые могут чисто спеть всю мелодию без аккомпанемента.

Таким образом, в условиях традиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточное количество времени и внимания, которое уделяется пению и интонированию, лишь треть детей подготовительной к школе группы достигает чистоты интонирования  всей мелодии в условиях пения с аккомпанементом. Возможно, одной из причин такого положения является отсутствие специальной работы по постановке детского певческого голоса.

Специальное формирование основных певческих навыков облегчает детям процесс вокализации, снимает трудности слухо-вокальной координации, способствует постепенному увеличению диапазона и развитию музыкального слуха. Еще важнее, что эта работа способствует сохранению здоровья певческого аппарата ребенка, прививает любовь к пению.

Таким образам, в системе мелодического слуха ладовое чувство в его элементарных проявлениях опережает в развитии музыкальные слуховые представления.

Если представить себе становление всей «лестницы», всей системы музыкального слуха в онтогенезе, то последовательность появления ее компонентов будет следующей:

  • Сначала, в условиях музыкальной деятельности, формируются элементарные динамический и тембровый слух;
  • Затем, под влиянием музыки, у ребенка начинает формироваться относительный звуковысотный слух, сначала мелодический,  потом, в определенных условиях, – гармонический;
  • На основе относительного звуковысотного слуха в определенных условиях может сформироваться абсолютный звуковысотный слух;
  • Высшие формы музыкального слуха, такие, как тональный , полифонический, развиваются в условиях сложных форм музыкальной деятельности (Н. А. Римский-Корсаков).

Литература:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8/2010,

 с. 6.(По материалам статьи «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве». Автор доктор психологических наук Кира Владимировна Тарасова.)