Музыкально-литературный вечер "У Лукоморья"

Баранова Елена Алексеевна

Сценарий концерта-лекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_lukomorya.docx34.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Егорьевская детская музыкальная школа

Музыкально-литературный вечер «У лукоморья»

                                                                    Подготовила:

                                                                                            преподаватель фортепиано

                                                                     Баранова Е.А.

2015 год

Цели:

  • интеграция музыки и литературы;
  • музыкальное и нравственное воспитание обучающихся;
  • творческая практика учащихся класса фортепиано.

Задачи:

  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие художественного эстетического вкуса;
  • развитие навыков публичных концертных выступлений.

Участники концерта:

  • учащиеся класса.

Тип мероприятия: концерт - лекция.

Музыкальный материал:

  • В.Ходош «У лукоморья», музыкальные зарисовки для фортепиано по мотивам произведений А.С.Пушкина.

Оборудование:

  • фортепиано;

ВЕДУЩИЙ:

Здравствуйте дорогие гости. Мы рады видеть вас на нашем концерте. Походит к концу 2015 год, который был объявлен «Годом литературы» Указом президента В.В. Путина .

А как известно литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни…А.С.  Грибоедова мы знаем не только как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал изящные миниатюры. М.Ю Лермонтов в годы своей учёбы в университете участвовал в конкурсе скрипачей- виртуозов и стал его победителем. Л.Н. Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку. И эти примеры можно продолжать. Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, говоря о литературе, невозможно не говорить о музыке. И говоря о музыке невозможно не коснуться творчества великих писателе и поэтов. Сегодня мы поговорим об А.С.Пушкине. Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Основоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны.

А вы знаете, что жители Эфиопии искренне считают Пушкина своим национальным достоянием. Они даже установили ему в Аддис-Абебе памятник, на табличке которого высечены всего два слова: «Нашему поэту». Прадед Александра Сергеевича, арап Ганнибал, действительно проживал в этом африканском государстве и был чистокровным эфиопом. А в России оказался волей случая – когда попал в плен к туркам и был вручен Петру в качестве «живого подарка».

В 1880 году, в день открытия памятника великому Пушкину в Москве,

 А. Н. Островский сказал: “Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют”. Сегодня слова драматурга звучат не менее актуально, чем в те дни.

По мнению самого поэта, писать стихи он начал довольно поздно – в 13 лет. Хотя близкие придерживались другого мнения: они утверждали, что маленький Саша уже в восемь лет сочинял эпиграммы, причем на французском языке.

Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэзии. Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку. И с тех пор этот процесс не прекращается.

Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного композитора Н. А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).

Романтические поэмы Пушкина легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).

 Оперные композиторы послепушкинской эпохи продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича. Так возникли «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.

Поэзия Пушкина — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему. Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика… 

Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы, исполненная грусти. Он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение «Осень».


Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

1.В.Ходош «Осень»

Особое место в творчестве Пушкина занимает поэма-сказка «Руслан и Людмила». Это первая поэма А. С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее. Он хотел создать богатырскую сказочную поэму, вдохновленный русскими фольклорными сказками. Задумывал автор поэму «Руслан и Людмила» и как произведение, содержащее элементы пародии на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев». Александр Сергеевич включил в поэму легендарный пролог «У лукоморья дуб зелёный…», основанный на народной присказке няни Арины Родионовны.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

2.В.Ходош «Добрая сказка»

Сюжет поэмы — сказочный, в нём все дышит молодостью и здоровьем. Мораль поэмы вторит морали фольклорных произведений —правда всегда на стороне добра.

Раздался шум; озарена 
Мгновенным блеском тьма ночная, 
Мгновенно дверь отворена; 
Безмолвно, гордо выступая, 
Нагими саблями сверкая, 
Арапов длинный ряд идет 
Попарно, чинно, сколь возможно, 
И на подушках осторожно 
Седую бороду несет…

3.В.Ходош «Шествие»

Читая поэму, мы отмечаем, что в ней есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Так, имена Рогдая, Фарлафа и хазарского хана Ратмира были взяты Пушкиным из «Истории государства российского» Н. М. Карамзина. “Руслан и Людмила” — это сказочная поэма, в которой черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями. 
Пушкин создал уникальную поэму-сказку, которая до настоящего времени вызывает неподдельный интерес у многих поколений читателей.

Приют покоя и прохлады, 
Сквозь вечну зелень здесь и там 
Мелькают светлые беседки; 
Повсюду роз живые ветки 
Цветут и дышат по тропам. 

4.В.Ходош «Сад Черномора»

 Еще одна поэма А.С.Пушкина «Цыганы». Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, он работал над поэмой с января по октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в Михайловском. Поэма представляет собой своего рода «венец» южных поэтических сочинений Пушкина. Главный герой Алеко отчаянно мечтает обрести подлинную волю в этом мире, избавиться от гнетущего воздействия прошлой опустошающей страсти, забыть несчастливую любовь.

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.

С птичкой Божией сравнивается главный герой Алеко. Выражение «птичка Божия» не было придумано Пушкиным (хотя именно после Пушкина стало «языковым фактом»). Оно уже использовалось для обозначения вполне конкретной птицы. Эта птица -- ласточка. 

5. В. Ходош «Птичка»

В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы. «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. Роман не писался “на едином дыхании”, а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельства, в разные периоды творчества. Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев. Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни пушкинского времени". По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха.

«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег».

6.В.Ходош «Первый снег»

Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы «видеть свойства нашего русского языка». Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Он открыл для литературы поэзию сказочных чудес, ввел сказку в литературу на правах не гостьи, а полноправной хозяйки. Философский смысл любой сказки поэта заключается в утверждении любви и добра как основы мира. 

Одна из сказок Пушкина носит название, которое придумал не сам автор, кроме того эта сказка так и осталась в творчестве Пушкина незаконченной. Это «Сказка о медведихе». Дата её написания неизвестна, но существуют предположения, что Пушкин работал над ней в 1830 году. «Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи. И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу». Известно, что поэт написал сказку по русским народным источникам. Рассказ о приходе ко вдовому медведю разных зверей написан в духе народной "старины о птицах", которую Пушкин мог слышать в устной передаче.

Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.

7.В.Ходош «Еж»

Сказки А.С. Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. В основу «Сказки о мертвой царевне» была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую записал поэт в селе Михайловском. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино. Кроме того, Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки. Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее.

 В фольклорном сюжете, который был записан самим Пушкиным, 12 братьев, в доме которых царевна поселилась, только богатыри-разбойники, которые враждуют с другими богатырями. В пушкинской сказке главные герои - это 7 братьев-богатырей. Образы богатырей, взятые из русских былин. Описанию их вражды с иноверцами и охотничьим занятиям поэт отводит несколько строк.

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять…

8.В.Ходош «Охота»

«Сказка о золотом петушке» — последнее из написанных великим русским поэтом произведений такого рода. Она была написана в 1834 году. Это серьезное и сложное произведение. Поэт создал ее в период глубоких раздумий о судьбе своей родины. Поэтому одной из центральных проблем сказки является проблема ответственности человека за судьбу окружающего мира. В ней проявляются характер, мудрость и моральные качества народа. Многие исследователи творчества Александра Сергеевича Пушкина предполагают, что «Сказка о золотом петушке» родилась под вдохновением от прочитанных им книг: В.Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», Ф. Клингера «История о Золотом Петухе». Золотой петушок в сказке А.С.Пушкина выполняет сторожевые функции, восседая подобно флюгеру на спице. К тому же пушкинский петушок больше напоминает живую волшебную птицу, нежели механизм.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”

9.В.Ходош  «Золотой петушок»

Прочитав сказку Пушкина внимательнее, мы увидим в ней не только иронию, но и сочувствие к царю Дадону. Это уже в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» царь превратится в трусливого и глупого лентяя, а у Пушкина всё не так:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;

10.В.Ходош «Царь Дадон»

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей…

10.В.Ходош «Встреча»

Восточная красавица в сказке – это шамаханская царица. Страсть к прекрасной шамаханской царице стала губительной для царя Дадона и звездочета-мудреца.

И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей…

11.В.Ходош «Шамаханская царица»

«Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты- красавицы. Эта сказка впитала в себя все наиболее существенные звенья народной волшебной сказки. Она прекрасный образец идеального мира, который как ключевые ценности утверждает идеи дома, любви, семьи. А сюжетом послужила русская народная сказка, записанная в конце 1824 г. в Михайловском со слов Арины Родионовны. Сюжет был значительно переработан. В народной сказке сестры не собирались быть царицами, а в разговоре между собой хвастались, что первая может все "государство одним зерном накормить", вторая - всех одеть куском сукна, а третья - родить тридцать трех сыновей. Царь женился на меньшей сестре, а двух других с собой не брал. А.С.Пушкина так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья. Наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Так, вместо свиней выдумал чудесную белочку, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. 

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…

12. В. Ходош «Белка»

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

13. В. Ходош «Кораблик»

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.

14.В.Ходош «Шмель»


Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

15. В. Ходош «Богатырский марш»

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь. Уже более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А.С. Пушкина. Имя это, как светлый солнечный луч, озаряет душу, входит в сердце и сознание каждого ребёнка и остаётся там навсегда. Мы чувствуем, какой огромный художественный мир создал А.С. Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как все в нём полно жизни, чувства, глубокой правды. Каждый из нас находит в этом мире что-то особенно близкое себе. 

 В заключении хочется сказать несколько слов о композиторе, чьи произведения сегодня служили музыкальными иллюстрациями.

Виталий Семенович Ходош — Заслуженный деятель искусств РФ, Почетный деятель союза композиторов России(2011), Профессор, композитор, лауреат премии «Человек года» в 1997 и 2014г. 

А еще Виталия Ходош называют "Маршаком в музыке". Мелодии для детей - отдельная страница его творческой биографии. Именно им была посвящена и дипломная работа тогда еще выпускника, а ныне профессора ростовской консерватории. В портфолио композитора - произведения самых различных жанров. Это и инструментальные, хоровые произведения, написанные специально для воспитанников детских музыкальных школ, и песенная сюита "В погоне за мечтой", и оперы "Репка", "Курочка Ряба", которые порадуют не только маленьких меломанов, но и их родителей. Творениям Александра Пушкина Виталий Ходош посвятил целый цикл пьес для фортепиано - "Лукоморье". Каждая миниатюра - это яркая картинка, узнаваемый образ. Дети с удовольствием "рисуют" музыку Виталия Семеновича.

Виталий Ходош находится сегодня в великолепной творческой

форме. Он не сбавляет темпа жизни, по-прежнему много пишет. Будучи профессором композиции Ростовской консерватории, он много душевных сил и тепла отдает своим ученикам, и не случайно его студенты и выпускники, стали членами Союза композиторов России, лауреатами Всероссийских композиторских конкурсов, стипендиатами фонда М. Ростроповича. Он – постоянный и желанный гость в музыкальных школах города, один из инициаторов и организаторов фестиваля «Ростовские композиторы детям».

Виталий Ходош – композитор, яркий, талантливый, находящийся сегодня в поре

творческой зрелости. Его музыка обрела широкую известность, вокальные и инструментальные произведения вошли в концертный и педагогический репертуар, исполняются в России и за рубежом.

 

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Музыка учит нас жизни, а литература помогает познать мир. 

На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. [Электронный ресурс]. - Код доступа: URL:HTTP://xn-ilabbnckbmc19fb.xn--plai/article/414591/
  2. .Бойко В волшебной пушкинской стране - М.: Альта, 2010.
  3. Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 2009.
  4. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.
  5. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 2009.
  6. Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина. // Дошкольное воспитание № 2. -2008
  7. Цукер А. В беседах, размышлениях, статьях. Музыковедение и жизнь. -Rgk Im. Rakhmaninova 2014 г.