Воспитание навыков педализации в классе фортепиано

Гарифуллина Флюра Гамильевна

Проблема педализации-одна из основных, трудных и сложных в вопросах фортепианного исполнительства. Общеизвестно время изобретения фортепиано-начало XVIII века. Тем не менее, правая и лева педали инструмента стали использоваться лишь в конце упомянутого века. Педаль- ценное, неповторимое свойство фортепиано. Её широко использовали все композиторы, начиная с Бетховена. Чувствовать педаль во всей её многогранности так как и чувствовать звук во всех ее градациях-значит владеть уже определенным пианистическим мастерством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedalizatsiya.pptx1.6 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок разработан и проведён преподавателем МБОУ ДО « Нижнесортымская ДШИ» Гарифуллиной Флюрой Гамильевной Тема урока:«Воспитание навыков педализации в классе фортепиано» Урок с учащейся 3 класса отделения «Инструментальное исполнительство» (фортепиано) Софиян Фаиной 2016год

Слайд 2

«Педаль – душа рояля» А.Рубинштейн

Слайд 3

Цель урока: П оказать на практике значение применения педали, её выразительные возможности на примере пьесы Э.Григ «Вальс» ( 1 -ая тетрадь «Лирических пьес»).

Слайд 4

- дать основные сведения о педали в фортепианном исполнительстве; -усвоение навыков пользования учащихся педалями(прямая и запаздывающая); -воспитание у учащихся слухового контроля; -получаемый звуковой результат . Задачи урока:

Слайд 5

Э тапы урока: аналитический этап (проверка домашнего задания и анализ ошибок); основной этап (работа над пьесой, характером для достижения наиболее убедительной интерпретации, выразительности и созданию художественного образа с помощью прямой и запаздывающей педали); заключительный этап ( резюмирование и формулирование основных направлений в домашней работе).

Слайд 6

Методы работы: - метод словесного пояснения; - метод анализа музыкального текста; - практический метод.

Слайд 7

Основные принципы: последовательность и систематичность в усложнении задач; максимально сознательная и понятная формулировка задач и правил; накопление репертуара из музыкальных произведений различных стилей, направлений, жанров; учет возрастных особенностей.

Слайд 8

Основные сведения о педали в фортепианном исполнительстве: Исключительно важна роль педали как связующего средства. Придавая фортепианному звуку большую продолжительность, она соединяет воедино различные элементы ткани, находящиеся друг от друга на расстоянии. Значение педали, как связующего средства, особенно велико при сочетании различных звуков в единый комплекс – для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделенными от них аккордами, звуков гармоничной фигурации и т.д. Педаль – не добавка к современной фортепианной игре, а важная составная часть её; она может многое испортить, но так же многое улучшить, украсить, многое облегчить и вообще сделать многое, без неё в фортепианной музыке невозможное, - возможным. В преподавании искусство педализации должно достигаться систематическими специальными упражнениями и основательной проработкой примеров из нотной литературы с целью привития учащимся прочных навыков и самостоятельности в применении педали. И это должно произойти относительно рано, ибо позднее обучение педализации делает невозможным по-настоящему органическое включение педали в исполнение.

Слайд 9

С уществует два основных приёма педализации: прямая и запаздывающая педаль. уже само их название указывает, что прямая педаль берется одновременно с нажатием клавиши, запаздывающая – после него. Прямая педаль П реподаватель объясняет, что нажатая педаль обеспечивает связывание звуков без помощи пальцев и когда появляется ощущение продолжительности звучания, нужно прекратить нажимать педаль. доиграв до конца, послушать наложенные друг на друга звуки, после чего мягко, без стука снять педаль (следить, чтобы нога не отрывалась от лапки педали при движении вверх), контролируя слухом полное прекращение звучания. Основные приёмы педализации: прямая педаль и запаздывающая.

Слайд 10

Запаздывающая педаль Особенность этого приема заключается в том, что педаль берется после нажатия клавиши, а снимается одновременно с нажатием следующей клавиши. Нога в момент нажатия производит два движения – вверх и вниз (быстрое снятие и взятие педали). Учащаяся на примере двух упражнений (хроматическая гамма и последовательность аккордов) старается при помощи педали связать отдельные звуки: извлекаем звук, нажимаем педаль. Руку снимаем, а звучание продлеваем педалью. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимается и опускается, и звуки связываются. На первых порах чистая смена педали не всегда получается, так как ещё не выработана координация между движением ноги, движением пальца, берущего клавишу и слухом, корректирующим их действия. Связывание звуков при помощи запаздывающей педали требует непрерывного слухового контроля, особенно в момент их слияния: важно не дать новому звуку наслоиться на предыдущий.

Слайд 11

Р абота над прямой педалью в «Вальсе» Э. Г рига ля-минор. Преподаватель даёт пояснение о том, что прямая педаль употребляется главным образом в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создаёт ритмическую опору фразы . В этой пьесе прямая педаль помогает подчеркнуть бас и при маленькой руке соединить бас с аккордом (показ преподавателя на инструменте). Далее учащаяся проигрывается отдельно аккомпанемент с педалью, добиваясь полноценного звучания баса. Играя в медленном темпе берется бас глубоким звуком и немного придерживается, а в подвижном темпе – учится брать басовый звук тяжелее, чем другие мягкие аккорды партии сопровождения.

Слайд 12

З аключение урока Т ема педализации практически неисчерпаема. преподавателям необходимо тщательно продумывать и выстраивать процесс обучения этому сложному искусству, учитывая способности и индивидуальные особенности ученика. Учащиеся дши должны в школе приобрести навыки чистой, грамотной и контролируемой слухом педализации.

Слайд 13

Р екомендации в домашней работе ежедневно играть упражнения на прямую и запаздывающую педаль; учить пьесу наизусть; использовать верную аппликатуру; р аботать отдельно над аккомпанементом с педалью; поддерживать непрерывный слуховой контроль; уверенно знать текст наизусть.

Слайд 14

Список используемой литературы 1.А.Д.Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано», М., 1978. 2.Б.Милич «Воспитание ученика – пианиста», К., 1979. 3. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста» С -пб.:Композитор , 2010. 4 .Г.Филипп «Искусство педализации», М., 1981 Н.И. Голубовская «О музыкальном исполнительстве», Л., 1985.